Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

знание

Большой энциклопедический словарь

ЗНАНИЕ - международная научно-просветительная ассоциация. Преобразована в 1991 из одноименной общественной организации в СССР (с 1963; ранее - Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, основано в 1947). Объединяет международные, национальные и другие неправительственные организации соответствующего профиля. Местопребывание совета и исполнительного комитета - Москва.
ЗНАНИЕ - российское книгоиздательское товарищество, Санкт-Петербург, 1898-1913. С 1902 "Знание" возглавлял Максим Максим Горький; слово из произведений Максима Горького , объединивший вокруг издательства демократических писателей. С 1904 выпускались "Сборники товарищества "Знание"" (вышло 40 книг), состоящие из произведений М. Горького, А. И. Куприна, А. С. Серафимовича, И. А. Бунина и другие , а также массовые серии политических брошюр.
ЗНАНИЕ - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и другие Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективизируется знаковыми средствами языка.
ЗНАНИЕ - ежемесячный научный и критико-библиографический журнал демократического направления, 1870-77, Санкт-Петербург. Пропагандировал успехи естествознания и дарвинизм. Закрыт правительством.
ЗНАНИЕ - издательство, Москва. Основано в 1951. Научно-популярная литература по различным отраслям знания (серии "Новое в жизни, науке, технике", "Народный университет" и другие ).
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ - знание, достигаемое путем прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательства; в истории философии понималось либо как чувственное (Демокрит, Эпикур, Л. Фейербах), либо как интеллектуальное (Платон, неоплатонизм, рационализм 17-18 вв., Ф. Якоби, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Э. Гуссерль). См. Интуиция.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

знание - посмотрите также знать 1
» знание - знание результаты познания, научные сведения Различные области знания. День знаний (всенародный праздник
» знание - знание совокупность сведений в какой-нибудь области Специалист с хорошими знаниями. Со знанием дела.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Знание - познание, ведение, сведение, разумение, знакомство, понимание, опытность, навык, сноровка, умение, искусство. Без моего ведения (ведома). Это надо делать умеючи; для этого требуется уменье; это не то, что лапти плесть. Круг сведений и понятий -- умственный горизонт, умственный кругозор, часть, специальность; его умственный кругозор довольно ограничен; это по вашей части, вы специалист по этой части, в этой области (отрасли) знания, в этой науке. См. опытность

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЗНАНИЕ - знания, средний род ( слово книжное ).
. . . 1. только единственное число Деятельность сознания, имеющая целью постижение действительности, познание (филос.). Теория знания. Логические законы знания.
. . . 2. только единственное число Результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности (филос.). Область знания. || Наука вообще. Знание и техника. Союз знания и труда.
. . . 3. только единственное число Обладание сведениями о чем-нибудь, состояние знающего что-нибудь человека. Знание сцены. Хорошее знание предмета.
. . . 4. только множественное число Совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области. У него большие знания. Приобрести много знаний. Обладать знаниями. Мне не хватает знаний.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

знание - зна́ние -- зна́ние, -я

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

знание - средний род
- - - 1) а) Обладание какими-либо сведениями, осведомленность относительно кого-либо, чего-либо б) Владение какими-либо практическими навыками, умениями.
- - - 2) а) Проверенный практикой результат постижения действительности, ее отражение в сознании человека. б) Система сведений о закономерностях развития природы, общества, мышления и тысяча п.; наука.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ЗНАНИЕ - состояние, принадлежность знающего что-либо, плод учения и опыта (В. И. Даль). В представлениях Святой Руси высшее знание — понимание добра и зла согласно учению Нового Завета. Русские мудрецы видели в знании не только душевную полезность, но и красоту, позволяющую восхищаться величием Божьего замысла. Знание выражает прежде всего Премудрость Божью, глубину и бесконечность его созданий. Истинное знание может быть только цельным — содержать неразрывно веру и знание. Кроме высшего знания существуют житейское и научное знание, отражающие бытовые и технические второстепенные стороны жизни человека. Причем для неправославного человека научные знания являются поводом непомерной гордыни и сатанинского желания противостоять Богу. «Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека (Л. Н. Толстой). Люди, думающие, что все дело в житейском и научном знании, подобны тем бабочкам, которые летят на свечки, — сами погибают и затемняют свет». В целом православный русский человек всегда больше ценил духовно-нравственное знание по принципу: «Кто сирых напитает, тот Бога знает». Знание должно быть близко к душе. «То знание ценно, которое острой иголкой прочертано по душе. Вялые знания — бесценны» (В. В. Розанов). О. Платонов

Cловарь философских терминов

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ - НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ— знание, полученное без помощи доказательства, прямое созерцание истины как того, что самоочевидно, в отличие от дискурсивного, или демонстративного, знания, всегда опосредствованного не только данными опыта, но и логическим рассуждением. Различают такие виды Н. з.: чувственное, иррациональное и интеллектуальное (интуиция чувственная, сверхчувственная и интеллектуальная), к-рые в метафизических учениях резко противопоставлялись друг другу. До Канта чувственное Н. з. всегда рассматривалось как знание, опытное по своему источнику. Кант утверждал, будто кроме такого Н. з. существуют также предшествующие всякому опыту (априорные) формы чувственного Н. з. (пространство и время). Возможность для человеческого ума интеллектуальной интуиции Кант отверг, допуская ее присущность, однако, уму более совершенному, чем человеческий. Интеллектуальное Н. з. признавали в древности Платон, Плотин, в 17 век — рационалисты Декарт, Спиноза. Лейбниц, в конце 18—начале 19 век —нем. идеалисты Фихте, Шеллинг, в 20 век — Гуссерль, понимая под ним способность ума “видеть” истину “глазами ума”, и притом прямо, без доказательства; такими истинами считались, например , аксиомы геометрии. Однако в 20 век век формалистическом направлении геометрии возник взгляд, отождествивший аксиомы с определениями и лишивший их характера непосредственной очевидности. Учение о сверхчувственном Н. з. в виде “озарения” как о божественном откровении характерно для многих религиозных построений (Августин и другие ) и как об эмоциональной интуиции — для немецкий романтиков (Ф. Шлегель, Гаман, поздний Шеллинг и другие ), экзистенциалистов и ряда древний иррационалистов, к-рые нередко так перетолковывали и интеллектуальное Н. з. Гегель подверг критике предшествовавшие ему теории Н. з. как недиалектические. В Н. з. он видел единство непосредственного и опосредствованного знания. Но основой этого единства ошибочно считал само развивающееся мышление. Диалектический материализм основу единства непосредственного и опосредствованного знания видит в развитии материальной практики: истины, опосредствованные практикой и обусловленным ею мышлением, становятся — ввиду многократного их воспроизведения — непосредственно-достоверными. Кроме того, проблема Н. з. ныне смыкается с вопросами исследования механизмов интуиции и научного творчества.
ЗНАНИЕ - ЗНАНИЕ — продукт обществен ной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. 3. могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические. Кроме того, в об-ве наличествуют мифологические, художественные, религиозные и тому подобные 3. Сущность 3. не может быть понята без раскрытия общественно-исторической обусловленности человеческой деятельности. В 3. кристаллизуется, преемственно накапливается и объективируется общественная сила человека. Этот факт служил (и служит) основой объективно-идеалистических представлений о первичном и самодовлеющем характере идеальных образований и духовной активности. Идеалистической мистификации 3. домарксовские материалисты противопоставляли понимание 3. как результата индивидуальных познавательных усилий, индивидуального опыта. Однако подобная тысяча зр. не могла объяснить того существенного обстоятельства, что человек в контексте реальных общественных отношений приступает к познанию, обладая “готовым” (общественно-исторически выработанным) понятийным и категориальным аппаратом. В 3, осуществляется перевод разрозненных представлении в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности.
Это интересно


Россия