Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

зло

Большой энциклопедический словарь

ДОБРО И ЗЛО - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.
ЗЛО - смотрите также Добро и зло.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

зло - досада, злость Сделать что-нибудь со зла З. берет. Иметь (держать) з. на кого-нибудь Зла не хватает на кого-нибудь (очень зол на кого-н разговорная форма ).
зло - зло беда, несчастье, неприятность От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого).
зло - зло нечто дурное, вредное, противоположное добру Причинять з. кому-нибудь Отплатить злом за добро.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЗЛО - средний род худое, лихое, худо, лихо; противоположное, в противоположном значении добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде, зло олицетворяется духом тьмы. Сделать что на зло другому, в досаду, в противность, в обиду. Зло злом губится. Не плати злом за зло. Мн. число, числительное употребляется, употребительно, употребительный в родительный падеж падеже. Избавь нас от зол и напастей. Зло наречие (от имя прилагательное злой), со злостью, злобно. Он зло обращается с людьми. Иногда в значение церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения зле, люто, тяжко, жестоко, посредством или ради зла. слово или выражение, сообщенное в Казани П. В. Владимировым, впоследствии профессором Киевского университета (ныне покойником) усердно, о работе. Злой, желающий, причиняющий зло другим; вредный, пагубный. О человеке: у кого душа обратилась ко злу, противник всякого блага, добра, порочный, нечестивый: кто жесток, тешась страданьями других.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЗЛО - 2. Нареч. к злой во 2, 4, 5 и 6 значение Зло подшутить над кем -нибудь Зло кусаться. Зло улыбнуться.
зло - (без удар.) ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Первая часть составных слов, обозначающая зло и злой, например зломыслие, злонравие, зловредный.
ЗЛО - зла, множественное число только река зол, средний род
. . . 1. только единственное число Дурное, греховное, вредное; противоположное, в противоположном значении добро. Причинить Зло. Сделать Зло. Большое Зло. Платить злом за добро. Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое Зло. Пушкин.
. . . 2. Беда, напасть, несчастье ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Это Зло еще не так большой руки. Крылов. Из двух зол выбирать меньшее.
. . . 3. только единственное число Злость, злое чувство, досада, преимущ. в выражениях: со зла; Зло берет, взяло или разбирает кого ( разговорная форма ). Я дал слово, в ту же ночь, к вам не ходить никогда и пришел к вам вчера поутру только со зла, понимаете вы, со зла. Достоевский. Зло меня берет, когда вспомню свою оплошность.
ЗЛО - зла, множественное число только река зол, средний род
. . . 1. только единственное число Дурное, греховное, вредное; противоположное, в противоположном значении добро.
. . . На Зло - смотрите также назло. Причинить Зло. Сделать Зло. Большое Зло. Платить злом за добро. Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое Зло. Пушкин.
. . . 2. Беда, напасть, несчастье ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Это Зло еще не так большой руки. Крылов. Из двух зол выбирать меньшее.
. . . 3. только единственное число Злость, злое чувство, досада, преимущ. в выражениях: со зла; Зло берет, взяло или разбирает кого ( разговорная форма ). Я дал слово, в ту же ночь, к вам не ходить никогда и пришел к вам вчера поутру только со зла, понимаете вы, со зла. Достоевский. Зло меня берет, когда вспомню свою оплошность.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

зло - зло -- зло 1, зла, река множественное число зол, других форм множественное число нет
зло - зло -- зло 2, наречие

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

зло -
1. средний род
- - - 1) Нечто плохое, дурное ( противоположное, в противоположном значении : добро).
- - - 2) в переносном значении Несчастье, беда, неприятность.
2. наречие
- - - 1) а) Злобно, жестоко. б) Язвительно, насмешливо.
- - - 2) а) разговорная форма Очень сильно. б) в переносном значении Усердно, горячо. зло... Начальная часть сложных слов, вносящая значения слово, слова : зло (1*), злой (зловредный, зложелатель, злотворный и тысяча п.).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ДОЛОЙ ЗЛО! - русское патриотическое издательство 1920–30–х, организованное князь М. К. Горчаковым в Париже, специализировавшееся на издании книг, раскрывавших «опасную для человечества работу темных сил масонства, сектантства, социализма, иудаизма». Сыграло большую просветительскую роль в жизни русских людей в эмиграции. Издательством, в частности, были выпущены книги: «Войны темных сил» (2 тысяча ) Н. Е. Маркова, «Сионские протоколы», «Жертвенный убой» В. В. Розанова и другие
ЗЛО - отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине, добру и благу. Всякое зло противно Божественному порядку, в православном сознании зло олицетворяется с духом тьмы, дьяволом, сатаной. Единственный путь познания Добра и Зла можно найти только в Свящ. Писании и у христианских мыслителей. Православная мысль рассматривает добро как норму и должное, а зло — как отклонение от нормы и недолжное. При определении должного и недолжного православный человек руководствуется указанием воли Божией, как она выразилась в естественном и сверхъестественном откровении. В Библии под добром понимается все то, что получает свое бытие от Бога. Исходя из этого, зло, как противоположность Божественной норме добра, есть явление случайное, то, чему не следовало быть и что не согласно с волей Божией, так как не входило в план мироздания. Зло проявляется в разрушении, беспорядке, уничтожении бытия и разделяется на зло физическое — все, что разрушает развитие физического бытия (болезни и прочее ), — и зло нравственное — все, что противоречит в нравственной жизни воле Божией и что обыкновенно называется грехом. Русский человек святой Руси был уверен, что в мире идет борьба добра и зла. Добро и зло совершаются прежде всего в душе, вне времени и пространства. Ареной борьбы становится человеческая совесть. Пытаясь побороть зло злом, ты губишь собственную душу. «Не плати злом за зло, — говорят народные пословицы. — Нам добро, никому зло — то законное житье! Дружбу помни, а зло забывай. Зла за зло не воздавай. Назло да наперекор, да людям в укор. На зло молящего Бог не слушает. Во зле жить, по миру ходить». Веря в добро, русский человек вместе с тем считает, что «мир во зле лежит». «Злой не верит, что есть добрые люди». «И доброе слово не уймет злого». Но все равно — «Молись, а злых дел берегись». Понятие зла подробно исследовано русскими мыслителями. «Зло не есть просто вражда, ибо вражда ко злу не есть зло. Зло есть противодуховная вражда. Только для лицемера или слепца равноправны Георгий Победоносец и закалываемый им дракон» (И. А. Ильин). «Лицо всякого зла, всякого отрицательного явления, в конце концов, всегда только искаженное лицо отрицаемого им добра» (Ф. А. Степун). «Если ты спрашиваешь, зачем зло, —писал Л. Н. Толстой, — я отвечаю вопросом: зачем жизнь? Зло затем, чтобы была жизнь. Жизнь проявляется в освобождении от зла. Борьба со злом в том, что стараться переменить мысли человека, делающего зло. Борьба со злом плодотворна только в собственной душе». «Зло должно искореняться непрестанно, — считал Ф. М. Достоевский. — Я хочу, заявлял он, не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтобы я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам. Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом». «В России зло очень редко творится умышленно, гораздо чаще — по недоразумению и недомыслию» (Ф. И. Тютчев). «Борьба со злом возможна лишь путем творчества жизни. Зло в творчестве выступает как самопобуждение к высшему напряжению творческих сил» (М. М. Пришвин). О. Платонов

Cловарь философских терминов

ЗЛО - ЗЛО — наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. 3. именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрица-нием. Различают 3. физическое (болезни, стихийные бедствия и тому подобные ), социальное (войны,экономические кризисы, древний общественные катаклизмы) и моральное (жестокость, коварство и другие пороки). Проблемы 3. являются традиционными для философии и центральными для этики. Одни мыслители понимали 3. как субстанциальное начало, совечное добру ( например , в манихействе оно воплощалось в старшем сыне бога Сатанииле, или Люцифере; в философском натурализме отождествлялось со страданием как антропологическим свойством живого; в неоплатонизме рассматривалось как противостоящая духу телесность), древний истолковывали его как дефект, отступление от добра, как человеческую ситуацию, обусловленную несовершенством его интеллекта и воли (так, согласно стоикам, 3. является следствием ложных суждений; Августин сводил 3. к греху и видел его причину в гордыне и непослушании) . Особенно трудной является проблема объяснения 3. в рамках оптимистически ориентированного монистического мировоззрения; наиболее остро и целенаправленно обсуждалась она в рамках философско-религиозных систем, приобретая там форму теодицеи — согласования факта существования 3. с идеей единого полновластного и справедливого бога. В истории общественной мысли преобладавшими были концепции, интерпретировавшие 3. как тень блага, его частный случай или отступление от него. В русле такой трактовки 3. есть следствие свободы человека, выражение и свидетельство ее полноты; 3. представляется 3. только с частной тысяча зр., но рассмотренное в более широком контексте, с тысяча зр. божественного замысла, оно является необходимым условием гармонии целого, предполагающего различные ступени совершенства; тысяча к. 3. в качестве греха уравновешивается наказанием, то его можно рассматривать как необходимую демонстрацию справедливости бога. Т. обр., в данном случае речь идет не просто об объяснении 3., а прежде всего о его оправдании. Тем самым упрощается драматизм жизненной ситуации, состоящей в том, что 3. противоестественным образом идет рука об руку со счастьем. В отличие от превалировавшей традиции рассмотрения 3. как по преимуществу морально-психологического феномена марксистская философия акцентирует внимание на конкретно-историческом, социально-нравственном его объяснении, подчеркивает социально-экономическую обусловленность 3., но при этом не игнорирует и другие причины и формы его выражения. При анализе диалектики 3. в истории, игравшего в ряде отношений не только негативную роль, нельзя размывать грани, отделяющие 3. от добра. 3. и добро — соотносительные понятия. тем не менее они несимметричны, неравноценны. Преимущественной точкой отсчета человеческой деятельности является ее.позитивная направленность. добро. В индивидуальном и общественном сознании 3. редко выступает открыто, как злонамеренность, то есть под своим собственным знаменем, как правило, оно скрывает себя под личиной добра.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757