Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

эстетика

Большой энциклопедический словарь

ЭСТЕТИКА - (от греческий aisthetikos - чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 век у А. Баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 - нач. 19 век развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.
ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ - изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

эстетика - система чьих-нибудь взглядов на искусство Э. Чернышевского.
эстетика - эстетика красота художественность в оформлении организации чего-нибудь Э. производства. Э. быта. Э. одежды. Техническая э. (дизайн).
эстетика - эстетика философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии Курс эстетики.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЭСТЕТИКА - женский род греческий ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах тическое чувство или вкус, изящный. Эстетик, теорик в изящных искуствах.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЭСТЕТИКА - (тэ), эстетики, множественное число нет, женский род
. . . 1. Наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (искус.). || Система взглядов на искусство, к-рой придерживается кто-нибудь ( слово книжное ). Эстетика Пушкина. Каждый класс несет с собой эстетику, если у него свой образ жизни, свой подход к действительности. Луначарский. 2. То же, что эстетизм ( слово книжное ). Марианна восставала на эстетику. Тургенев.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

эстетика - эсте́тика -- эсте́тика, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

эстетика - женский род
- - - 1) Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и в жизни.
- - - 2) Система взглядов на искусство или на какой-либо его вид, которой придерживается кто-либо
- - - 3) Красота, художественность в чем-либо

Энциклопедический словарь медицинских терминов

производственная эстетика - 1) раздел эстетики, изучающий закономерности формирования и особенности эстетически комфортных условий производственной среды; 2) комплекс практических мероприятий, обеспечивающих эстетически комфортные условия труда.

Cловарь философских терминов

ЭСТЕТИКА - ЭСТЕТИКА ( греческий aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Э. зародилась около 2.5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого об-ва — в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Древн- Риме. Материалистическую тенденцию проводили в своих трудах Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и другие , утверждавшие объективную основу прекрасного, к-рую они находили в вещественных свойствах, связях, отношениях, закономерностях реальной действительности, вопреки идеалистическому учению Платона, согласно к-рому прекрасное есть абсолютная, вечная и неизменная, надчувствен-ная идея, а воспроизводимые искусством чувственные веши являются лишь отблеском этой идеи. В борьбе с мистическими учениями западный средневековья о “божественной красоте” (Августин, Фома Ливанский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей, писателей, художников эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Бруно, Монтень и другие ). Преодолевая идеи аристократической Э., утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (Дидро, Руссо, Винкельман, Лессинг, Гер-дер), а также продолжатели их традиций Шиллер и Гёте. Кант выдвигает положение о полной “незаинтересованности” эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство художественной формы — идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической Э. В основу объяснения эстетической деятельности Гегель кладет принципы историзма и противоречия, что позволяет ему сопоставить эстетическую деятельность с противоречивым характером капиталистического производства, выявить значение труда для понимания сущности эстетического. Однако, будучи объективным идеалистом, Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы — из биологических закономерностей, из “природы” человека. Свое высшее развитие домарксовская Э. получила в трудах русский, русское имя революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и так далее ). Проблематика и задачи марк-систско-ленинской Э. определяются глагол обр. тем, что ее специфический предмет — эстетическое освоение человеком мира — состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: 1) эстетического в объективной действительности; 2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание); 3) искусства (как своеобразного единства субъективно- и объективно-эстетического). Э. изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве. Осн. эстетические категории — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое — раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни — в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в куль-.туре и быту и так далее Субъективная сторона эстетического освоения — эстетические чувства, вкусы, оценки, пере-живания, идеи, идеалы рассматриваются марксистско-ленинской Э. как специфическая форма отражения и воплощения объективных жизненных процессов и отношений. Являясь, как и философия, мировоззренческой наукой, Э. ставит во главу угла своей проблематики решение вопроса об отношении эстетического сознания и искусства к общественному бытию, к человеческой жизни.
Это интересно


Россия