Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

эгоизм

Большой энциклопедический словарь

ЭГОИЗМ - ( французское; слово французского происхождения egoisme, от латинский ego - я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и тому подобные Противоположность эгоизму - альтруизм.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЭГОИЗМ - малый или мужской род латинский себялюбие, самотность или самотство; забота об одном лишь самом себе, без вниманья к другим. Эгоистический чный, к сему относящийся Эгоист м тка женский род себялюб, самотник, себятник, кто добр к одному себе, а до других ему нужды нет. Самотник говорит: было бы мне хорошо, а там хоть волк траву ешь!
» ЭГОИЗМ - Эгоистка, легкий экипаж, линейка с сиденьем для одного ( Дополнения и заметки И. Ф. Наумова к Толковому словарю Даля. (Приложение к XXIV тому Записок Императорской Академии Наук. № 1. Санкт-Петербург. 1874) ).

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Эгоизм - самолюбие, себялюбие, своекорыстие.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЭГОИЗМ - эгоизма, множественное число нет, малый или мужской род (от латинское ego - я). Себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

эгоизм - эгои́зм -- эгои́зм, -а

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

эгоизм - малый или мужской род Предпочтение своих личных интересов общественным, интересам других людей, пренебрежение ими; себялюбие.

Cловарь философских терминов

ЭГОИЗМ - ЭГОИЗМ (лат. ego—я) —жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с тысяча зр. его отношения к об-ву и другие людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами об-ва и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма. Э. наиболее характерен для частнособственнических отношений. Как моральное качество Э. в истории нравственного сознания человечества обычно оценивался отрицательно, хотя в период борьбы с сослов-но-иерархической организацией феодального об-ва он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью. С утверждением капиталистических отношении теории, проповедующие Э., приобрели явную антисоциальную направленность (Штирнер), а затем и реакционный смысл (Ницше), сознательная же приверженность Э. как псевдонравственному принципу вырождалась в аморализм. Э. противопоставляются принципы коллективизма и сознательного служения людям, об-ву.
РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ - РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ — этическая концепция, выдвинутая просветителями 17—18 вв. В ее основе лежит принцип: правильно понятый личный интерес должен совпадать с общественным. В этике Гельве-ция, Гольбаха, Дидро, позднее Фейербаха Р. э. тысяча выражала интересы восходящей буржуазии в ее борьбе с аскетической феодально-христианской моралью, служила идейной подготовкой буржуазных революций. Эти мыслители исходили из возможности гармонического сочетания общественных и личных интересов при сохранении частной собственности. Р. э. тысяча отражала практику революционной буржуазии, свободу личной инициативы, идеализировала частное предпринимательство, а “общественный интерес” выступал в ней фактически как классовый интерес буржуазии. Чернышевский и Добролюбов отвергли нек-рые идеи французский материалистов 18 век о возможности сочетания общественных и личных интересов на основе установления просвещенными монархами или мудрыми законодателями “разумных” законов, а также принцип “всеобщей любви” Фейербаха. Личный интерес как мотив поведения наполняется в их этике общественным содержанием. В бескорыстном служении народу, в избавлении его от оков крепостничества, в революционном преобразовании действительности видели они смысл жизни человека, критерий его поступков. Но, несмотря на рациональное содержание, к-рое вложили в Р. э. тысяча русский, русское имя революционные демократы, эта теория не давала последовательно научного объяснения законов развития нравственности, поведения человека в об-ве, ибо апеллировала к человеку вообще, к его абстрактной “вечной” природе.
Это интересно


Россия