Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

школа

Большой энциклопедический словарь

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА - в политэкономии. Возникла в 80-х гг. 19 век в Австрии (К. Менгер, Э. Бем-Баверк, Ф. Визер и другие ). В 20-х гг. 20 век ее преемницей стала "молодая австрийская школа" (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и другие ). Основной элемент теории австрийской школы - учение о предельной полезности (см. Предельной полезности теория). Сходные положения были выдвинуты У. Джевонсом и А. Маршаллом (Великобритания), Л. Вальрасом (Швейцария), Дж. Б. Кларком (США). Основные принципы австрийской школы развиты в теории предельной производительности (см. Производительности теории).
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России - А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками ("пережитками") культуры.
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА - (также фрейбургская и гейдельбергская), направление в неокантианстве кон. 19 - нач. 20 вв. Главные представители - В. Виндельбанд и Г. Риккерт преподавали в университетах Фрайбурга (Фрейбурга) и Гейдельберга земли Баден (Германия). Основу человеческой культуры усматривала в сфере идеальных ценностей. Противопоставляла метод естественных наук методу исторических наук (наук о культуре). Отрицала существование объективных закономерностей истории.
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА - группа французских живописцев-пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, Кулагин Труайон), работавших в дательный падеж или дюйм Барбизон (Barbizon) близ Парижа в 30-60-е гг. 19 век Обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.
БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА - музыкально-просветительская организация (1862-1917). Основана в Санкт-Петербурге Г. Я. Ломакиным (ее директор до 1868) и М. А. Балакиревым (директор в 1868-1873 и 1881-1908). Впоследствии ее возглавляли Н. А. Римский-Корсаков, С. М. Ляпунов.
БОЛОНСКАЯ ШКОЛА - итальянской живописи периода барокко с центром вг. Болонья. Художники Болонской школы (бр. Карраччи, Доменикино, Гверчино) создавали алтарные картины, фрески на религиозные и мифологические темы, отмеченные высокой культурой композиции и рисунка, идеализацией образов, эклектическим заимствованием формальных достижений великих мастеров 16 век
ВАМПУ ШКОЛА - смотрите также Хуанпу школа.
ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА - ("новонемецкое направление"), творческое объединение немецких музыкантов. Возникло в сер. 19 век в Веймаре. Представители Веймарской школы во главе с Ф. Листом противопоставляли себя академической лейпцигской школе, боролись за романтическое музыкальное искусство, обновление музыкальных форм на основе музыкальной программности.
ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА - группа российских живописцев 2-й четверть 19 век , учеников А. Г. Венецианова (Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский, Л. Кулагин Плахов, Г. В. Сорока и другие ). Представители венециановской школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - 1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в 16-17 вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - Кулагин Меруло, А. и Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и другие 2) Оперная школа 17 - нач. 18 вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители - Кулагин Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди.
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. 15-16 вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 век (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.
ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Представители - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме. Их высшие достижения в инструментальном, а также в древний жанрах (оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующее развитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства.
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА - (12 - нач. 13 вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества Владимиро-суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли - все 12 век ) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи - одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, окончательный вид 1197).
ВОСЬМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА - в 1959-84 общеобразовательная школа в СССР, дававшая неполное среднее образование.
ВЫСШАЯ ШКОЛА - издательство, Москва. Основано в 1939 (до 1959 "Советская наука"). Учебная литература для вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ряд журналов.
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА - направление экспериментального исследования мышления в 1900-х гг., центр - психологический институт вг. Вюрцбург (Германия). Основатель - О. Кюльпе, главные представители - Н. Ах и Кулагин Бюлер. Опираясь на учение об интенциональности сознания Ф. Брентано и Э. Гуссерля и критикуя ассоциативную психологию, выдвинула тезис о несводимости мышления к содержанию чувственных представлений, его безобразном характере и тому подобные Оказала влияние на гештальтпсихологию.
ГАРВАРДСКАЯ ШКОЛА - направление политэкономии, возникшее в США после 1-й мировой войны, изучает природу экономического цикла и хозяйственную конъюнктуру с помощью методов статистического и математического анализа. Виднейший представитель Гарвардской школы - У. Митчелл.
ГАРВАРДСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из основных течений американской социологической школы права. См. также Паунд Р.
ГЕНУЭЗСКАЯ ШКОЛА - художественная школа в Италии 17 век Сложилась под влиянием венецианской живописи 16 век , а также П. Рубенса и А. ван Дейка. Пасторальные и бытовые сцены, парадные портреты, религиозные и мифологические композиции (Б. Строцци, Дж. Б. Кастильоне, А. Вассалло) отличаются сочной живописностью.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и тому подобные ) как определяющий фактор развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников). Волюнтаристским и теологическим концепциям противопоставляла географический детерминизм. См. Геополитика.
ГЕРАТСКАЯ ШКОЛА - миниатюры, существовала в 15 век в Герате (художники Кемаледдин Бехзад, Касим Али). Произведениям Гератской школы (иллюстрации рукописей) свойственны изысканная декоративность, поэтичность, гармония и утонченность цвета, точный виртуозный рисунок, высокое мастерство композиции.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА - основное направление в русской историографии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Основатель - Б. Н. Чичерин, виднейшие представители - Кулагин Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. И. Сергеевич, А. Д. Градовский, П. Н. Милюков.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА - 1) в древних Афинах начальная школа для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счета. 2) В Др. Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы и греческого языка. 3) В современной Великобритании и некоторых странах Содружества средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет. 4) В России 17 век школа при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы.
ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА - направление в живописи и графике Юж. Германии и Австрии 1-й пол. 16 век (раннее творчество Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, В. Хубера). Для Дунайской школы характерны эмоционально-романтическое восприятие природы, интерес к передаче пространства и света, сказочность обр слово с Приазовья, с побережья Азовского моря
ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - (культурно-философская) в литературоведении (с кон. 19 век , преимущественно в Германии: В. Дильтей, Р. Унгер, Ф. Гундольф, Г. А. Корф, О. Вальцель и другие ), сложилась под воздействием философии жизни Дильтея и эстетики романтизма. Усматривала наиболее целостную и глубокую истину о жизни в поэзии; она запечатлевает "переживание" творца как единство исторического и психического, времени и нации, духа (культуры) эпохи и умонастроения автора.
ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА - немецкая школа живописи 19 век , сложившаяся в Дюссельдорфе. Некоторые художники Дюссельдорфской школы от романтизма (А. Ретель) в сер. 19 век перешли к изображению немецкой действительности с социально-критических позиций (И. П. Хазенклевер, Кулагин Хюбнер), другие изображали патриархальные стороны немецкого крестьянского быта (Л. Кнаус, Б. Вотье).
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в русской фольклористике (кон. 19 - нач. 20 вв.; В. Ф. Миллер, Н. С. Тихонравов, Б. М. и Ю. М. Соколовы), истолковывала народно-поэтические произведения (преимущественно былины и исторические песни) как отражение определенной исторической реальности. Локальное и историческое приурочение достигалось обычно посредством выявления "параллелей" в письменных памятниках по сходству имен, географических названий, бытовых деталей, реже исторических событий. Систематизировала сюжетный состав и создала историческую географию народного эпоса.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление политэкономии, возникшее в сер. 19 век в Германии. Ближайшим предшественником исторической школы был Ф. Лист. Название получила от исторического метода, который ее теоретики (В. Рошер, Б. Гильдебранд, Кулагин Книс и другие ) пытались ввести в политэкономию. Представители исторической школы видели задачу политэкономии в описании хозяйственных явлений, отрицали наличие общих для всех стран объективных экономических законов, подчеркивали неповторимость путей экономического развития каждой отдельной страны. Историческая школа по существу подменяла политэкономию тысяча новое, ново- учением о национальной экономии. К 70-80-м гг. 19 век историческая школа вытесняется другими школами политэкономии. Основные идеи исторической школы были развиты представителями новой (молодой) исторической школы.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - направление в юридической науке 19 век (особенно в Германии). Представители исторической школы права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие ) выступали против идей естественного права.
ИСФАХАНСКАЯ ШКОЛА - миниатюры, сформировалась на рубеже 16-17 вв. в Исфахане (Иран). Для Исфаханской школы характерны возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью, с легкой подцветкой (Реза Аббаси). С 1670-х гг. в произвольной Исфаханской школе проявилось влияние европейской живописи.
КАЗАНСКАЯ ШКОЛА - в языкознании, группа языковедов (Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий и другие ), объединившихся в 70-80-е гг. 19 век вокруг И. А. Бодуэна де Куртенэ. Работы в области теоретического языкознания (главным образом теории фонем).
КАТАЛОНСКАЯ ШКОЛА - живописи, ветвь испанской художественной культуры 14-15 вв. Возникла на основе выразительно-грубоватых местных романских росписей церквей и влияния сиенской и флорентинской школ живописи. Основная сфера деятельности - создание ретабло. Характерно отношение к живописной поверхности как к драгоценности (Феррер Басса, бр. Серра, Л. Борраса, Б. Марторель).
КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА - политэкономии, возникла в кон. 19 век Основные представители: А. Маршалл, А. С. Пигу, Д. Робертсон. Положила начало современному микроэкономическому анализу. Исследовала закономерности развития отдельных частных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и другие
КИЛИКИЙСКАЯ ШКОЛА - армянской миниатюры (2-я пол. 12-14 вв.), сложилась в Киликийском армянском государстве. Стиль сформировался на основе традиций армянской миниатюры, влияний византийской и западноевропейской живописи. Для миниатюр периода расцвета (2-я пол. 13 век ; Торос Рослин) характерны эмоциональность образов, богатство орнаментальных форм, виртуозность динамичного рисунка, звучность красок.
КИРЕНСКАЯ ШКОЛА - одна из сократических школ древнегреческой философии (4 век до новое, ново- э.); основана Аристиппом из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении последовательного гедонизма.
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - политэкономии, направление экономической мысли (кон. 17 век - 30-е гг. 19 век ). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА - ведущее направление в науке уголовного права 18-19 вв. Представители классической школы уголовного права (Ч. Беккариа, А. Фейербах и другие ) выдвинули ряд прогрессивных принципов уголовного права, сохранивших свое значение до современной эпохи (нет преступления без указания о том в законе, соразмерность наказания, равенство наказаний для всех, презумпция невиновности и другие ). В России на позициях этой школы стояли З. А. Горюшкин, А. П. Куницын, В. Д. Спасович и другие
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в этнографии, направление в нач. 20 век , согласно которому каждое явление культуры возникает единожды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм). На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов материальной и духовной культуры и конструируется "культурный круг". История культуры рассматривается как перемещение и напластование нескольких "культурных кругов".
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в литературоведении (искусствознании), возникла в сер. 19 век (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес-и-Пелайо; в России - А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов); разработала принцип историко-генетического изучения искусства (произведение выражает общественную психологию народа в определенный исторический момент), составив этап научой истории искусства; сближая искусство с другими формами сознания (культуры).
ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - смотрите также "Целостная психология".
ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - направление в немецкой музыке сер. 19 век , связанное с Лейпцигской консерваторией (основана в 1843). Опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального профессионализма, пропагандировала творчество И. С. Баха, композиторов венской классической школы, представителей лейпцигской школы (Ф. Мендельсона, отчасти Р. Шумана и другие ). Позднее в лейпцигской школе, в отличие от веймарской школы, возобладали академические, консервативные тенденции.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в фонологии (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Л. В. Бондарко и другие ), возникшее в 20-30-е гг. 20 век Исходит из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Использует в качестве критерия отождествления фонем критерий фонетического сходства (тождества).
ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА - политэкономии, сложилась в кон. 19 век Основатель - У. С. Джевонс. Его последователи (Ф. Хайек, Л. Роббинс и другие ) с позиций неолиберализма отстаивали свободу действия рыночных сил, выступали против широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Отдельные идеи лондонской школы положены в основу экономической программы Консервативной партии Великобритании.
ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА - группа польских логиков и философов (К. Твардовский, Я. Лукасевич, Т. Котарбиньский, Кулагин Айдукевич, А. Тарский и другие ), работавших в период между 1-й и 2-й мировыми войнами в Варшаве, Львове и Кракове. Основные направления исследований: анализ понятий, логика научного рассуждения, разработка логической семантики и другие Представители школы внесли значительный вклад в математическую логику, основания математики, методологию дедуктивных наук.
МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА - направление в немецкой музыке, сложившееся в 18 век в Мангейме (Я. Стамиц, Ф. Кулагин Рихтер, И. Кулагин Каннабих и другие ). Композиторы мангеймской школы ввели в симфоническую музыку и практику ее исполнения длительные динамические нарастания (крещендо) и спады (диминуэндо), яркие контрасты. Достижения мангеймской школы использовали в своем творчестве Й. Гайдн и В. А. Моцарт.
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - направление в неокантианстве кон. 19 - нач. 20 вв.; главные представители - профессор Марбургского университета (Германия) Г. Коген и П. Наторп, а также Э. Кассирер и Н. Гартман. Основную задачу философии усматривала в анализе категорий и методов науки. С позиций априоризма утверждала, что объект научного знания созидается логическими формами. Представители магдебургской школы выдвинули концепцию этического социализма.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА - одно из направлений политэкономии, отводящее математическим методам решающую роль в изучении экономических явлений. Возникла во 2-й пол. 19 век (представители - Л. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс, Ф. Эджуорт, Г. Кассель, Кулагин Викселль). Теоретические построения математической школы ориентируются на маржинализм. Основную задачу видит в установлении количественных показателей, характеризующих поведение отдельных производителей и потребителей. Модели математической школы упрощают, а часто и искажают реальные условия функционирования капиталистической системы хозяйства.
МЕГАРСКАЯ ШКОЛА - одна из сократических школ древнегреческой философии 4 век до новое, ново- э., эклектически сочетавшая идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основана Евклидом из Мегары. Представители: Евбулид из Милета и Диодор Крон, к которым восходят многие традиционные софизмы ("Лжец", "Куча" и тому подобные ), Стилпон из Мегары и другие
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ШКОЛА - ("Metaphysical poets" - поэты-метафизики), направление в английской поэзии 1-й пол. 17 век (Дж. Донн, Дж. Херберт). "Метафизическую школу" отличает спиритуалистический характер, свойственный поэтике барокко, напряженное переживание миропознания, поэтическая медитация, усложненная форма - изощренные метафоры, символы, аллегории.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 век до новое, ново- э. вг. Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в фольклористике и литературоведении, сложилась у немецких романтиков в 1-й трети 19 век (Ф. В. Шеллинг, бр. А. и Ф. Шлегель, бр. В. и Я. Гримм). Выявляла основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы. Выдвинула проблему народности искусства, заложила основы сравнительно-исторического изучения мифологии, фольклора и литературы. Ср. Ритуально-мифологическая теория.
МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА - индийской средневековой миниатюры. Развивалась при дворе Великих Моголов во 2-й пол. 16-18 вв. Стиль сложился на основе местных традиций, под влиянием иранской и среднеазиатской миниатюры, европейской живописи и графики. Насыщенные действием многофигурные композиции 16 век развернуты на декоративном пейзажном фоне ("Бабурнаме"); позже преобладают портрет, изображение зверей, птиц, цветов.
МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в фонологии (Н. Ф. Яковлев, В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, А. М. Сухотин, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие ), возникшее в 20-30-е гг. 20 век Исходит из понимания фонемы как смыслоразличительной единицы, которая является компонентом морфемы; использует в качестве критерия отождествления фонем критерий морфемного тождества.
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА - литературное направление 40-х гг. 19 век , возникшее в России как "школа" Н. В. Гоголя (А. И. Герцен, Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. В. Дружинин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и другие ). Теоретик - В. Г. Белинский. Главные издания - альманахи. "Физиология Петербурга" (ч. 1-2, 1845) и "Петербургский сборник" (1846).
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - в Российской Федерации тип общеобразовательной школы для детей с 7(6)-летнего возраста в составе 1-3(4)-го класса. Начальные школы открываются в мелких населенных пунктах, не имеющих 8(9)-летних и средних общеобразовательных школ. Окончившие продолжают обязательное обучение в 4-8(5-9)-м классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.
НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА - направление в итальянском музыкально-театральном искусстве, возникшее в кон. 17 век в Неаполе. В неаполитанской оперной школе сложились типы оперы-сериа (А. Скарлатти и другие ) и оперы-буффа (Дж. Перголези и другие ), достигло высокого развития искусство бельканто. Во 2-й пол. 18 век ведущее положение в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы заняла опера-буффа. Оказала большое воздействие на европейское музыкальное искусство.
НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - в Российской Федерации, в 1934-58 тип общеобразовательной школы в составе 1-7-го классов, дававшей неполное среднее образование. С 1959 заменена 8-летней школой, с 1984 - 9-летней школой; с 1992 учреждение основного общего образования.
НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА - (франко-фламандская школа), направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии тысяча новое, ново- строгого стиля. Представители. - Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. В духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. Использовали числовую музыкальную символику.
НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА - творческое содружество композиторов А. Шенберга и его учеников - А. Берга и А. Веберна, сложившееся в нач. 20 век в Вене. Декларировали связь с традициями венской классической школы (отсюда название), но объективно являлись представителями экспрессионизма. Принципы новой венской школы (см. Додекафония) оказали большое воздействие на музыкальное искусство 20 век
НОВАЯ РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА - смотрите также "Могучая кучка".
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА - (2-я треть 12 - нач. 16 вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм искусства новгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фресках церкви Спаса на Нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой и драматической экспрессией фресках церкви Спаса на Ильине ул. (1378, Феофан Грек), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах, замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов.
НОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА - в ряде стран Зап. Европы, Латинской Америки и Африки учебное заведение, готовящее учителей главным образом для начальных школ. Первые нормальные школы появились во 2-й пол. 18 век в Австрии и во Франции.
ОЗЕРНАЯ ШКОЛА - поэтов ("The lake school of poets"), идейное содружество английских поэтов У. Вордсворта, С. Т. Колриджа и Р. Саути, живших на северо-западе Великобритании, в тысяча новое, ново- озерном крае. Сформировавшись в кон. 18 - нач. 19 вв., "озерная школа" была выражением романтического протеста против просветительского рационализма. Патриархальные идеалы Вордсворта, идеализация средневековой мистики Колриджем и Саути вызвали критику со стороны революционных поэтов-романтиков.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ШКОЛА - направление аграрно-экономической мысли в России в нач. 20 век Главные представители - А. В. Чаянов, А. Н. Челинцев, Н. П. Макаров, А. А. Рыбников, А. Н. Минин. Трудовые крестьянские хозяйства экономисты организационно-производственной школы рассматривали как семейные хозяйства, не применяющие наемного труда. Суть процесса кооперирования экономисты организационно-производственной школы видели в постепенной перестройке разобщенных крестьянских хозяйств путем их объединения, превращения в союз крестьянских хозяйств, обобществляющий те стороны и операции сельскохозяйственного производства, где крупное производство имеет преимущество перед мелким. В кон. 20-х гг. официальная критика организационно-производственной школы приобрела характер политического шельмования и травли. В 30-е гг. экономисты организационно-производственной школы были репрессированы. В 1987 реабилитированы посмертно.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в социологии кон. 19 - нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П. Ф. Лилиенфельд в России, А. Э. Шеффле в Германии, Р. Вормс, А. Эспинас во Франции).
ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА - в философии (14-16 вв.; университеты Падуи, Болоньи и других городов Сев. Италии), развивала идеи аристотелизма в аверроистской интерпретации; характеризуется чертами средневекового свободомыслия.
ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА - условное обозначение творчества группы художников разных стран, преимущественно живописцев и графиков, работавших в Париже в 1910-30-е гг. Для мастеров этого круга (М. Утрилло, А. Модильяни, Ж. Паскэн, Х. Сутин, частично М. Шагал и О. Цадкин) характерен своеобразный лирический экспрессионизм, в котором доминировали меланхолия, созерцательное уединение, эротическая чувственность.
ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА - (от греческий peripatos - крытая галерея), или Ликей (по названию гимнасия на окраине Афин), философская школа, основанная Аристотелем. После Аристотеля окончательный вид 34 лет возглавлялась Теофрастом. Представители перипатетической школы занимались также конкретными науками (теоретик музыки Аристоксен, историк и теоретик государства Дикеарх, физик Стратон из Лампсака, географ и астроном Аристарх Самосский и другие ).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. - нач. 20 век ; В. Вундт, Э. Эннекен; в России - А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения; 2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - направление в науке права, сложившееся в кон. 19 - нач. 20 вв. Представители психологической школы права объясняли возникновение и действие права психологией личности (группы лиц). Рассматривали право как продукт психологических установок, переживаний, инстинктов. Крупнейший представитель - Л. И. Петражицкий.
ПСКОВСКАЯ ШКОЛА - (13-16 вв.), одна из местных школ древнерусского искусства. Для памятников архитектуры характерны пластичность простых геометрических объемов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами и многопролетными звонницами. Живопись псковской школы отличается экспрессией образов и напряженностью колорита (фрески собора Снетогорского монастыря, 1313; иконы).
РАДЖПУТСКАЯ ШКОЛА - (раджастханская школа), индийские миниатюры 16-19 вв. на территории раджпутских княжеств в Раджастхане и Центр. Индии. Развивалась под влиянием индийской стенной живописи и могольской школы. Миниатюры раджпутской школы (главным образом на сюжеты, связанные с культом Кришны) отличаются лиричностью образов, тонким чувством природы, плоскостностью, звучным колоритом, гибким контуром.
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - течение в социологии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (Ж. А. Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, Кулагин Пирсон). Расово-антропологическая школа переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривала общественное развитие с точки зрения понятий наследственности, борьбы "высших" и "низших" рас и классов. См. также Расизм.
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из направлений американской правовой науки, возникшее в 20-х гг. 20 век Сторонники реалистической школы права рассматривают право как результат деятельности судьи, отрицая превалирующую роль стабильного закона, ведущую, по их мнению, к ликвидации творческого характера права.
РИТОРСКАЯ ШКОЛА - с 3 век до новое, ново- э. в Др. Греции и с 1 век до новое, ново- э. в Риме высшая гуманитарная школа. Молодежь, готовясь в ней к государственно-политической деятельности, изучала риторику, правоведение, историю, литературу, философию и другие
СЕВИЛЬСКАЯ ШКОЛА - художественная школа в Испании 15-17 вв. Для ее представителей (Д. Веласкес, Б. Э. Мурильо, Ф. Сурбаран и другие ) характерны демократизм образов, конкретность художественного языка, внимание к проблемам колорита и светотени.
СЕМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА - (школа-семилетка), в 1921-34 тип общеобразовательной школы в составе 7 классов, дававшей неполное среднее образование. В 1934-58 неполная средняя школа.
СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА - средневековой философии (12 век ), существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор (Saint-Victor) в Париже. Основатель - Гильом из Шампо, сторонник крайнего реализма, противник Абеляра. Виднейшие представители - Гуго и Ришар Сен-Викторские - стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского.
СИЕНСКАЯ ШКОЛА - итальянская школа живописи, сложилась в Сиене в 13 - нач. 14 вв. (Дуччо ди Буонинсенья, С. Мартини). Характерны изысканность линейного ритма и цвета, тонкий лиризм, сказочная декоративнность в сочетании с реалистическими исканиями (А. и П. Лоренцетти).
СКЕПТИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в русской исторической науке 1-й пол. 19 век Глава - М. Т. Каченовский. Требовала критического отношения к древнерусским историческим источникам.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из направлений науки права 20 век Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, то есть меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель социологической школы права - американский ученый Р. Паунд.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА - направление в науке уголовного права. Возникло в кон. 19 - нач. 20 вв. Представители школы - Ф. Лист (Австрия), Ч. Ломброзо, Э. Ферри (Италия), российские ученые И. Я. Фойницкий, С. В. Познышев, признавая социальную обусловленность преступного поведения человека, в то же время считали, что на него влияют и биологические (в тысяча число, числительное наследственность), физические (время года, климат, время суток и тому подобные ) и иные факторы. Современные сторонники социологической школы уголовного права выдвинули теорию множественности факторов преступности как биологических, так и социальных ( например , связанных с урбанизацией).
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА - стилистическое направление в русской иконописи кон. 16 - нач. 17 вв. (мастера Прокопий Чирин, Истома, Никифор и Назарий Савины, Ем. Москвитин). Название Строгановская школа происходит от фамилии купцов Строгановых, для которых были написаны многие иконы. Для Строгановской школы характерны миниатюрное письмо, изысканный цветовой строй, грациозное изящество поз и жестов.
ТЕБРИЗСКАЯ ШКОЛА - миниатюры, в Тебризе (Вост. Азербайджан, на северо-западе Ирана). Произведения Тебризской школы (ранние - кон. 13 - нач. 14 вв.; зрелые - 1-я пол. 16 век , художник Кулагин Бехзад, Султан Мухаммед) отличаются изысканным ритмом, звучностью цвета, жизненностью обр слово с Приазовья, с побережья Азовского моря
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА - .1) направление немецкой протестантской теологии, развивалось в университетег. Тюбинген. 1-й период - кон. 18 век (Г. Кулагин Шторр); в 1830 возникла тысяча новое, ново- новая тюбингенская школа, основана Ф. Кулагин Бауром. Сыграла значительную роль в анализе текста Библии; особое значение имели работы Д. Штрауса и Б. Бауэра, оказавшие влияние на Ж. Э. Ренана...2) Направление немецкой католической теологии 19 век , развивалось в университетег. Тюбинген (И. А. Мелер, Й. Кун, Кулагин Й. Хефеле и другие ).
УМБРИЙСКАЯ ШКОЛА - итальянская школа живописи 13-16 вв. с центром вг. Перуджа. В 13 век - расцвет изысканной миниатюры, в 14 - 15 вв. - поздней готики (Джентиле да Фабриано). Во 2-й пол. 15 - 16 вв. утвердились принципы реалистического искусства Возрождения (П. Перуджино, Л. Синьорелли, Пинтуриккьо); характерные черты - лиричность образов, поэтизация природы, мягкость колорита.
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА - итальянская школа живописи эпохи Возрождения с центром вг. Феррара. Мастера 2-й пол. 15 век (К. Тура, Ф. дель Косса, Э. Роберти) сочетали живой интерес к быту и природе с готической экспрессивностью обр слово с Приазовья, с побережья Азовского моря
ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА - смотрите также Нидерландская школа.
ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА - одна из основных художественных школ Италии. Основоположник флорентийской школы - Джотто (кон. 13 - нач. 14 вв.). В нач. 15 век флорентийская школа - авангард гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо и другие ), которое к кон. 15 век приобрело черты утонченного декоративизма и стилизации (А. Верроккьо, Боттичелли). Идеи возвышенного героического искусства, смелые реалистические поиски, стремление связать науку и искусство выразились в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. С 1520-х гг. во флорентийской школе зарождается маньеризм (Я. Понтормо).
ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА - смотрите также "Формальный метод" в литературоведении, ОПОЯЗ.
ФРАНКО-ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА - смотрите также Нидерландская школа.
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - в немецкой философии и социологии 20 век , возникла в нач. 30-х гг., центр - Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60-х гг. - Ю. Хабермас. В философско-социологической "критической теории общества" пыталась сочетать элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в нач. 70-х гг.
ФРЕЙБУРГСКАЯ ШКОЛА - (Фрайбургская школа), то же, что баденская школа.
ХУАНПУ ШКОЛА - (Вампу школа), в 1924-1927 школа для подготовки офицеров Китая, создана Сунь Ятсеном при помощи советских военных специалистов на о. Хуанпу, близг. Гуанчжоу.
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА - одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60-х гг. 20 век Главные представители - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Спады производства связываются с нарушениями в кредитно-денежной сфере, главным инструментом воздействия на экономику считается регулирование денежной массы (отсюда более узкое наименование Чикагской школы - "монетаризм"). Циклические колебания производства и безработица рассматриваются как естественные проявления саморегулирования рынка.
ШАРТРСКАЯ ШКОЛА - средневековой схоластической философии 11-12 вв. Расцвет - 1-я половина 12 век ; центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители: бр. Бернард и Тьерри Шартрские, Жильбер Порретанский; к Шартрской школе примыкали Гильом из Конша, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Солсберийский и другие Восторг перед творческой силой природы приближал мыслителей Шартрской школы к пантеизму и побуждал их прибегать к художественным формам изложения (философские поэмы "О целокупности мира" Бернарда Сильвестра и "Плач природы" Алана Лилльского).
ШИРАЗСКАЯ ШКОЛА - миниатюры, в Ширазе (Юж. Иран) в 14-16 вв. Стиль ранней Ширазской школы отличает грубоватый рисунок, некоторая архаичность и монументальность; поздней - усложненность композиций, сдержанность и мягкость колорита.
ШИРАЗСКАЯ ШКОЛА - миниатюры, в Ширазе (Юж. Иран) в 14-16 вв. Стиль ранней Ширазской школы отличает грубоватый рисунок, некоторая архаичность и монументальность; поздней - усложненность композиций, сдержанность и мягкость колорита.
ШКОЛА - СТУПЕНИ НИ, в 1918-34 средняя общеобразовательная школа в СССР в составе 6-9-х (с 1923 5-9-х) классов. С 1929 в ней начали открываться 10-е классы. Реорганизована в среднюю общеобразовательную школу.
ШКОЛА - (лат. schola, от греческий schole)..1) учебно-воспитательное учреждение. Содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование...2) Система образования, выучка, приобретенный опыт...3) Направление в науке, литературе, искусстве и тому подобные , связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
ШКОЛА - СТУПЕНИ И, в 1918-34 начальная 5-летняя (с 1923 4-летняя) общеобразовательная школа в СССР. Реорганизована в начальную школу.
ШКОЛА ГРАММАТИСТА - смотрите также Грамматическая школа.
ШКОЛА КИФАРИСТА - в системе афинского воспитания начальная школа для мальчиков 7-12 лет (изучали эпос, учились игре на кифаре и лире, пению и мелодекламации).
ШКОЛА КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ - (ШКМ, до 1930 школа крестьянской молодежи), в 1923-34 трехгодичная сельская общеобразовательная средняя школа в СССР на базе начальной школы. Сочетала 7-летнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства. Преобразована в неполную среднюю школу.
ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК - в 1701-15 государственное учебное заведение в Москве для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и другие ; в 1715-52 Московская подготовительная школа петербургской Морской академии.
ШКОЛА МУСОРНЫХ ЯЩИКОВ - смотрите также Эш Кэн Скул.
ШКОЛА РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ - в 1943-58 общеобразовательная школа в городах и рабочих поселках СССР в составе 5-7-х и 5-10-х классов для обучения без отрыва от производства. Переименована в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу.
ШКОЛА СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ - в 1944-58 сельская общеобразовательная школа в СССР для обучения без отрыва от производства в составе 1-4-х и 1-7-х классов, с 1956 также 5-10-х и 8-10-х классов. Переименована в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу.
ШКОЛА-СТУДИЯ - имя В. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном Академическом театре, театральное высшее учебное заведение, основано в 1943 (тогда же присвоено имя инициатора создания студии). Ок. 200 студентов (1994).
ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА - философия "здравого смысла" (понимаемого как интуитивная способность ума, совокупность врожденных принципов, "заложенных" в умах людей Богом); возникла и получила распространение в 60-80-х гг. 18 век в шотландских университетах. Основатель - Т. Рид, виднейшие представители - Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт. Сформировалась в полемике со скептицизмом Д. Юма и французским материализмом.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА - направление в этнографии 2-й пол. 19 век , сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи ее представителей (Дж. Леббок, Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган): культурное единство человечества, общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным; различия в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции. Представители эволюционной школы исследовали главным образом брачно-семейные отношения и историю религий.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА - (элеаты) древнегреческой философии (6-5 вв. до новое, ново- э.). Главные представители: Парменид и Зенон из Элеи (отсюда название), Мелисс Самосский. Отводя главную роль в познании мышлению, элейская школа противопоставила его чувственному восприятию как текучему и неустойчивому; впервые в истории философии выдвинула идею единого бытия, понимая его как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элементе действительности, исключающее множественность вещей и их движение.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в этнографии США, сложившееся в сер. 20 век Представители этнопсихологической школы (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид и другие ) связывали сущность этнической культуры с психическими особенностями "основной" ("суммарной") личности.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА - смотрите также Государственная школа.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

школа - выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт Пройти хорошую школу в армии. Ш. жизни.
» школа - школа система обязательных упражнений (в фигурном катании) Откатать школу.
» школа - школа направление в области науки, искусства Репинская ш. в живописи. Создать свою школу в науке.
» школа - школа учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения Общеобразовательная ш. Начальная, средняя ш. Вечерняя ш. Музыкальная, художественная ш. Специальная ш. (со специальным уклоном). Ш.-интернат. Ш.-новостройка.
» школа - школа выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт Пройти хорошую школу в армии. Ш. жизни.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ШКОЛА - женский род латинский немецкое; слово немецкого происхождения училище, и более низшее.
» ШКОЛА - Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев.
» ШКОЛА - В верховой езде, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственной езды.
» ШКОЛА - *Всякое положенье человека, где он волейневолей приобретает находчивость, опытность и знание. Не выучит школа, а выучит охота. Школьное ученье. Школьная езда, манежная. Школьня воронежское училище. Школить кого, учить;
» ШКОЛА - держать строго, под присмотром, воспитывать, приучать к порядку, расторопности, держать в руках.
» ШКОЛА - Учить, в значение посекать или наказывать; ся, страдательный; страдательный залог Школенье, действие, действительное по значение глагол Школьник ница, школяр рка, ученик, кто ходит в школу. Школьник приходской школы. Бывших кантонистов звали нередко школьниками. Боится школьник лозы пуще грозы.
» ШКОЛА - Школьник, камчатское акипка, молодой тюлень. Школьничий нический, к ним относящийся Школярный, ко школенью, к тупому, школьному ученью относящийся Школярная ученость, школярство средний род педантизм; сухое, тупое ученье, неотступно следующее принятым, нередко мелочным и вздорным правилам.
» ШКОЛА - Школярство, школьничество, шалости, баловство, проказы, повесничество шалуна, школьника. Школьничать, школярить рничать, забавляться школьничьими шалостями, повесничать. Он все только школьничает да зубоскалит, а пора бы остепениться!

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Школа - училище, учебное заведение, питомник, рассадник. См. здание, общество, разряд, стиль

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ШКОЛА - школы, женский род ( греческий schole).
. . . 1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ.
. . . 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных). Сельская школа. Начальная школа. Народная школа. Неполная средняя школа. Школа для взрослых. Школа кройки и шитья. Высшая школа живописи, ваяния и зодчества. Школа фабрично-заводского ученичества. Военно-фельдшерская школа. Школа строительных десятников. Школа верховой езды. Высшая школа. (общее обозначение для высших учебных заведений). лишь школой и подспорьем для организации внепарламентской борьбы пролетариата... Сталин. Профессиональные союзы - школа коммунизма.
. . . 5. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее теми или иными отличительными свойствами. Гоголь важен не только как гениальный писатель, но вместе с тем и как глава школы, - единственной школы, которою может гордиться русская литература. Чернышевский. Натуральную школу обвиняют в стремлении всё изображать с дурной стороны. Белинский. Фламандская школа в живописи. Новая школа в лингвистике.
. . . 6. Питомник, где выращиваются растения (сеянцы или саженцы) до посадки на постоянное место (с.-х.).

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

бизнес-школа - би́знес-шко́ла -- би́знес-шко́ла, -ы
Высшая школа экономики - Вы́сшая шко́ла эконо́мики -- Вы́сшая шко́ла эконо́мики
детский сад - начальная школа - де́тский са́д - нача́льная шк`ола -- де́тский са́д - нача́льная шк`ола
Навигацкая школа - Навига́цкая шко́ла -- Навига́цкая шко́ла (ист.)
школа - шко́ла -- шко́ла, -ы
школа - детский сад - шко́ла - де́тский са́д -- шко́ла - де́тский са́д, шко́лы - де́тского са́да
школа-интернат - шко́ла-интерна́т -- шко́ла-интерна́т, шко́лы-интерна́та
школа-колледж - шко́ла-ко́лледж -- шко́ла-ко́лледж, шко́лы-ко́лледжа
школа-лаборатория - шко́ла-лаборато́рия -- шко́ла-лаборато́рия, шко́лы-лаборато́рии
школа-лицей - шко́ла-лице́й -- шко́ла-лице́й, шко́лы-лице́я
школа-лицей-колледж - шко́ла-лице́й-ко́лледж -- шко́ла-лице́й-ко́лледж, шко́лы-лице́я-ко́лледжа
школа-семинар - шко́ла-семина́р -- шко́ла-семина́р, шко́лы-семина́ра
школа-студия - шко́ла-сту́дия -- шко́ла-сту́дия, шко́лы-сту́дии

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

школа - женский род
- - - 1) а) Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. б) здание, в котором помещается такое заведение. в) разговорная форма Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.
- - - 2) Система образования, совокупность учреждений для его получения.
- - - 3) Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.
- - - 4) а) Специальное учебное заведение, где даются профессиональные знания, квалификация. б) Военное училище, где готовится офицерский и младший командный состав.
- - - 5) а) в переносном значении Приобретение опыта, выучки. б) Приобретенный опыт, выучка. в) То, что дает такой опыт, такую выучку.
- - - 6) а) Система определенных правил, способов, приемов изучения чего-либо, освоения чего-либо б) Воспитание, обучение в духе каких-либо правил, принципов. в) Искусство дрессировки коня, связанное с манежной выездкой, выполнением различных упражнений, темпов езды и тысяча п.
- - - 7) а) Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее определенными отличительными свойствами. б) Группа учеников, единомышленников, последователей.

Большой юридический словарь

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА - одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870-х гг. в Италии. Основоположник - итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.). Главный тезис А.ш.у.п. заключается в том, что преступность - явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. По мнению сторонников А.ш.у.п., преступник - это особый биологический тип с характерными чертами внешности; некоторые люди рождаются преступниками и не могут быть исправлены. Отрицая основные принципы классической школы уголовного права, А.ш.у.п. предлагала заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт "преступного человека" и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть к нему применены.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - направление в юридической науке XIX век , получившее наибольшее распространение в Германии. Представители И.ш.п. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие ) выступали против идей естественного права. Важнейшим источником права объявляли обычай; кодификацию отвергали, а право изображали как результат постепенного развития "народного духа"; развитие права сравнивали с развитием языка.
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА - ведущее направление в науке уголовного права XVIII-XIX вв. Представители Кулагин ш.у.п. (Ч. Беккариа, А. Фейербах и другие ) выдвинули ряд прогрессивных принципов, сохранивших свое значение до современной эпохи (нет преступления без указания о том в законе, соразмерность наказания, равенство наказаний для всех, презумпция невиновности и другие ). На положениях Кулагин ш.у.п. основано современное уголовное законодательство РФ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XIX- XX вв. Представителями П.ш.п. являются Г. Тард (Франция), Л. Кнапп, А. Вир-линг, Э. Ленинг (Германия), Росс, Р. Вест, П.А. Сорокин и другие В соответствии с учением крупнейшего теоретика П.ш.п. российско-польского социолога и правоведа Л. Петражицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет прежде всего о свойстве человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания.
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из направлений американской юридической науки, возникшее в 1920-х гг. Сторонники Р.ш.к. рассматривают право как результат деятельности судьи, отрицая превалирующую роль стабильного закона, который ведет к ликвидации творческого характера права. По их мнению, право - это всегда конкретное решение, а не правило. Главные представители Р.ш.п. - Джером Френк (1889- 1957) и Карл Ллевеллин (1893-1962).
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из направлений науки права XX век Сторонники С. ш. падеж или пуд считают, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придают большое значение свободе судейского усмотрения, тысяча е. меньшей связанности суда с правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель С.ш.п. - американский ученый Р. Паунд.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА - одно из основных направлений в науке уголовного права, возникло в конце XIX - начале XX век Ведущими теоретиками С.ш.у.п. были германский криминалист Ф.Лист, бельгийский - А. Принс и голландский - Ж. Ван Гамель. При разнообразии подходов общим положением С.ш.у.п. было учение о "факторах преступности", согласно которому преступность есть результат взаимодействия трех групп факторов: индивидуальных (данные и психические свойства личности, возраст, пол, семейное положение и другие ), физических (географические, климатические и почвенные условия, времена года и тысяча п.) и социальных (принадлежность к той или иной социальной группе, род занятий, условия жизни и тысяча д.). Важнейшее место в учении С.ш.у.п. занимал также тезис о лицах, находящихся в "опасном состоянии" (см. "Опасного состояния" теория). Сторонники С.ш.у.п. призывали к пересмотру всех классических институтов уголовного права и процесса, требовали перенести центр тяжести уголовной репрессии с "деяния" на "деятеля", считая, что основания и пределы уголовной ответственности должны определяться не характером и тяжестью содеянного, а тем, каково состояние личности "настоящего" или "будущего" преступника. Традиционную систему уголовных наказаний "социологи" предлагали заменить или дополнить системой мер безопасности.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

антропологическая школа - (син. антропосоциология) в социологии - биологизаторское течение современной буржуазной социологии, фальсифицирующее данные антропологической науки и проводящее идеи о непосредственной связи социального положения отдельных людей и их групп с анатомо-физиологическими особенностями человека (размер и форма черепа, рост, цвет волос и тому подобные ); разделяя людей на полноценных и неполноценных, антропологическая школа является разновидностью социального дарвинизма и оправдывает расизм и геноцид.
военно-фельдшерская школа - (истор.) - среднее военно-медицинское учебное заведение русской армии в конце 19 - начале 20 век
вспомогательная школа - школа для обучения н воспитания умственно отсталых детей.
госпитальная школа - (истор.) - учебное заведение при генеральных госпиталях для подготовки лекарей, преимущественно для армии и флота, существовавшее в России с 1707 по 1786г.; предшественник медико-хирургических училищ.
методическая школа - направление в древнегреческой медицине, последователи которого рассматривали болезнь и смерть как результат изменения взаимосвязей твердых подвижных частиц ("атомов"), образующих человеческий организм.
санаторно-лесная школа - загородное детское учреждение системы Министерства просвещения для детей с закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом (в межприступном периоде) и другими хроническими болезнями, в котором проводится комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий с одновременным продолжением обучения по программе общеобразовательной школы.
фармацевтическая школа - (истор.) - среднее специальное учебное заведение, готовившее помощников провизоров; в 1954г. Ф. ш. реорганизованы в фармацевтические училища.
школа-интернат - (син. детский интернат) - общеобразовательная школа с общежитием для учащихся, глагол обр. для детей-сирот или детей с физическими или умственными недостатками.
школа материнства - форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания; проводится в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике по специальной программе.

Cловарь философских терминов

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА античной философии (1 в до н э — 6 в и. э.) понимается в научной литературе двояко. С одной стороны, это — иудейская философия Филона Александрийского, жившего в 1 век до новое, ново- э. в городе Александрия в Египте и толковавшего Библию при помощи методов стоического платонизма. Это последнее направление полагало в основу бытия платоновские идеи, но толковало их как творческий огонь, изливающийся по всему миру и создающий в нем все живое и неживое Под сильным влиянием стоического платонизма находилось и все раннее христианское богословие, еще не умевшее применять чисто монотеистические методы Представителями этого образа мышления были Ориген и Климент, тоже связанные с Александрией С древний стороны, при более широком понимании к А ш относят как языческий неопифагореизм и эклектические школы первых веков, так и весь неоплатонизм. хотя он имел место и в Риме, и в Сирии, и в Пергаме, и в самой Александрии, причем и в языческой, и в христианской форме Правильнее понимать под А ш философскую школу Филона и александрийских христианских мыслителей 2—3 вв.
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА - БАДЕНСКАЯ ШКОЛА—одна из влиятельных в начале 20 век школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения Б. ш. излагались профессорами Виндельбандом и Рик-кертом в ун-тах земли Баден — в Гей-дельберге и Фрейбурге. Осн. идея Б. ш.— противопоставление метода истории методу естествознания; история — якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание — наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы. И в тех и в древний науках понятия — не отражение реальности, а ее преобразование в мысли, подчиненное априорным принципам: в естествознании — установке на познание общего, в истории — на познание индивидуального. Б. ш. исходит, опираясь на Канта, из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание исторической закономерности связывается с тысяча наз. теорией ценностей, исходным пунктом к-рой явилось одно из значений “вещи в себе” у Канта. Учения эти были развиты Г. Мюнстер-бергом (1863—1916), Э.Ласком (1875— 1915), в применениях к эстетике— И. Коном (1869—1947) и Б. Христиан-сеном, а в применении к социологии — Вебером. В немарксистской социологии 60-х гг. 20 век идеи Б. ш. развивались в духе субъективизма и волюнтаризма. Представители этого направления в ФРГ — В. Таймер и Г. Риттер.
ЭЛИДО ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА - ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА— одна из сократических школ, существовала в 4—3 вв. до новое, ново- э. Основана Федо-ном из Элиды, любимцем Сократа. Впоследствии она была перенесена Менеде-мом (учеником Стилпона) в Эретрию. Оригинальных произв. этой школы не сохранилось. О ней известно глагол обр. из соч. Цицерона и Диогена Лазртского. По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники Э.-э. ш. в осн. занимались этическими вопросами. Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, к-рое представляет собой постигаемую разумом истину. Ме-недему также приписывается взгляд, что общие свойства вещей не являются самостоятельно существующими, а проявляются лишь в отдельных конкретных вещах.
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — на правление леворадикальной социально-философско"й мысли на Западе, вариант тысяча наз. неомарксизма. Возникла с 30-х гг. на базе Франкфуртского института социальных исследований. Воззрения главы Ф. ш. М. Хоркхаймера (1895—1973) сложились в русле леворадикального ответвления немецкий неогегельянства. Среди ведущих представителей Ф. ш. обычно называют Адорно, Маркузе, Фромма. Ф. Поллока, Л. Левенталя; после 2-й мировой войны сложилось “среднее” поколение франкфуртцев (Хабермас, А. Шмидт, О. Негт, А. Вельмер); в 60-е гг. возникает самое молодое и наиболее экстремистски ориентированное поколение (Х.-Ю. Краль и другие ). Эволюция Ф. ш. предстает как движение от “критической теории общества” (как она выступила в работах Хоркхаймера и Маркузе во второй половине 30-х гг.) к пессимистической философии истории (представшей впервые в совместной работе Хоркхаймера и Адорно “Диалектика просвещения”, 1947) и к “негативной диалектике” (резюмированной в появившейся в 1966 работе Адорно “Негативная диалектика” и ряде работ Маркузе), а от нее—к пессимистическому примиренчеству. Осн. тенденция всей этой эволюции заключалась в идее “снятия” всего природно-объективного в социальных отношениях, отождествляемых с универсализированными (распространенными на всю историю человеческой цивилизации) товарно-денежными отношениями. Популярность Ф. ш. росла по мере нарастания на Западе движения “новых левых” и пошла на убыль вместе с упадком этого движения.
ИММАНЕНТНАЯ ШКОЛА - ИММАНЕНТНАЯ ШКОЛА В ФИЛОСОФИИ (лат. immanens—присущий, свойственный) — одно из субъективно-идеалистических направлений в философии конца 19 век Наиболее известными его представителями были В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, И. Рем-ке, А. Леклер. Свое родство с этим направлением признавали Мах, Авенариус. Оно имело сторонников в России (Лосский и другие ). Имманенты выступали с критикой учения Канта о “вещи в себе” (т. наз. критика Канта справа), с требованием вернуться от кантианства к Беркли и Юму. Осн. тезисы этой философии: существует только то, что мыслится, бытие имманентно сознанию, объект неразрывно связан с субъектом. Чтобы избежать солипсизма, имманен-ты (за исключением Шуберта-Зольдер-на, открыто заявлявшего, что он стоит на позициях “теоретико-познавательного солипсизма”) ввели понятие сознания вообще, или родового сознания, существующего якобы независимо от человеческого мозга. Глубокая критика имманентной философии, ее прямой связи с религией была дана Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм” (Т. 18. С. 222). Отрицание имманентами теории отражения, характеристика по156 знания как “вхождения вещей в сознание” были позднее восприняты представителями неореализма. К началу 20 век И. ш. в фунт; фут выродилась во множество мелких течений.
ЛЬВОВСКОВАРШАВСКАЯ ШКОЛА - ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА — группа польских логиков и философов (Лукасевич. Т. Котарбиньский, Айдукевич, С. Лесьневский, Л. Хвис-тек, Тарский и другие ), работавших в период между 1-й и 2-й мировыми войнами в основном в Варшаве, Львове и Кракове. Основоположником ее является Кулагин Твардовский. В философском отношении в Л.-в. ш. представлены самые разнообразные направления (от материализма Т. Котарбиньского до не-отомизма Я. Саламухи и Ю. Бохень-ского). Для большинства представителей этой школы характерно: а) отрицание иррационализма, уточнение с помощью аппарата математической логики осн. идей и принципов традиционного рационализма: б) стремление к точному исследованию логики научного рассуждения; в) интерес к логической семантике. Представители Л.-в. ш. внесли значительный вклад в развитие математической логики, оснований математики, методологии дедуктивных наук, истории логики и логической семантики. В частности, Лукасевич, М. Вайсберг, Я. Слупецкий и другие в числе первых разрабатывали многозначную и модальную логику, а Хвистек, Лесьневский, В. Собоцинский, Тарский и другие исследовали осн. понятия металогики. Представители этой школы также занимались проблемами логики отношений, аксиоматизации теории множеств, исчисления имен и другие Философы и логики Республики Польша продолжают разрабатывать прогрессивные идеи Л.-в. ш.
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — одно из направлений неокантианства. Гл. представителями этого направления были Коеен, П. Наторп, Кассирер, Р. Штам-млер. Отбросив материалистическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма. Согласно учению М. ш., философия не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук. Отрицая объективную действительность, философы М. ш. стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали его как чисто логический процесс конструирования понятий. При этом методология М. ш. неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемых частным наукам. Гл. из этих принципов считался тысяча наз. принцип долженствования, к-рый был распространен представителями М. ш. и на область социологии. Отрицая объективные закономерности общественного развития, представители М.ш. рассматривали социализм исключительно как нравственное явление, как надклассовый “этический идеал”. Представители М. ш. призывали “дополнить” марксизм кантианством. Социологические идеи М. ш. оказали влияние на “легальный марксизм” в России и стали основой ревизии марксизма теоретиками II Интернационала (Бернштеин, Каутский. М. Адлер и другие ).
МЕГАРСКАЯ ШКОЛА - МЕГАРСКАЯ ШКОЛА — философ ское направление, существовавшее в Древн. Греции в 4 век до новое, ново- э.; основано другом и учеником Сокра
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757