Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

время

Большой энциклопедический словарь

ВНЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ - время, не занятое трудом в общественном производстве. Включает: свободное время, затрачиваемое на духовное развитие, отдых, развлечения, занятия спортом, и время, расходуемое на дорогу на работу (туда и обратно), восстановление сил и удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда), ведение домашнего и личного подсобного хозяйства и тому подобные
ВРЕМЯ - грамматическая категория глагола, формы которой устанавливают временное соотношение между называемым действием и либо моментом речи (абсолютное время), либо другим названным действием (относительное время).
ВРЕМЯ - ежемесячный литературный и политический журнал. Издавался в Санкт-Петербурге в 1861-63 М. М. Достоевским; фактический редактор - Ф. М. Достоевский. Орган тысяча новое, ново- почвенников.
ВРЕМЯ - (системы измерения). Измерение времени основано на наблюдении или осуществлении периодически повторяющихся процессов одинаковой длительности; так, для измерения больших интервалов времени пользуются годом. Суточное вращение Земли относительно звезд определяет звездное время. На практике пользуются солнечным временем. Время, определенное для заданной долготы, называется местным временем. Местное среднее солнечное время гринвичского меридиана называется всемирным временем (мировым). Для практического удобства в большинстве стран принята система поясного времени. Время 2-го часового пояса в России называется московским во многих государствах. На летний период во многих государствах, как правило, часы переводятся на 1 ч вперед (т. новое, ново- летнее время). Равномерная система счета времени - эфемеридное время контролируется наблюдениями обращения Луны вокруг Земли. Полностью независимая от астрономических наблюдений равномерная система счета времени основана на понятии атомной секунды (см. Квантовые часы). Измерение и хранение времени осуществляются различными часами.
ВРЕМЯ - ежемесячный литературный и политический журнал. Издавался в Санкт-Петербурге в 1861-63 М. М. Достоевским; фактический редактор - Ф. М. Достоевский. Орган тысяча новое, ново- почвенников.
ВРЕМЯ - в философии - форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи. См. Пространство и время.
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ - человека, интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. Время реакции является одним из критериев, по которому можно судить о пригодности человека к таким профессиям, как оператор, диспетчер, шофер, космонавт, и учитывается при расчетах автоматических систем управления и тому подобные Среднее время реакции 0,15-0,4 имя существительное или село, селение
ВСЕМИРНОЕ ВРЕМЯ - (мировое время), среднее солнечное время начального меридиана. За начальный меридиан условно принимается меридиан обсерватории в Гринвиче (Великобритания).
ГРАЖДАНСКОЕ ВРЕМЯ - среднее солнечное время, отсчитываемое от полуночи.
ГРИНВИЧСКОЕ СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ - смотрите также Всемирное время.
ДЕКРЕТНОЕ ВРЕМЯ - поясное время плюс один час; в отличие от летнего времени, такое превышение постоянно в течение года. Введено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 16 июня 1930 с целью более рационального использования светлой части суток (отменено в феврале 1991). В России декретное время вновь принято в октябре 1991. Таким образом, время данного часового пояса в России отличается от всемирного времени на номер часового пояса (в часах) плюс один час (в летний период - дополнительно еще час), смотрите также например , Московское время.
ЗВЕЗДНОЕ ВРЕМЯ - применяемый в астрономии счет времени, в котором продолжительность суток принята равной периоду вращения Земли вокруг своей оси относительно системы неподвижных звезд. 24 звездных часа равны 23 ч 56 мин 4,091 с среднего солнечного времени. Звездное время в данный момент численно равно часовому углу точки весеннего равноденствия в месте наблюдения.
ИСТИННОЕ СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ - время, определяемое по изменению часового угла Солнца. За точку, определяющую своим движением течение истинного солнечного времени, принимается центр Солнца; отсчет ведется от момента верхней кульминации Солнца (истинного полудня).
КООРДИНИРОВАННОЕ ВРЕМЯ - система счета времени, осуществляющая координацию атомного времени (см. Секунда) с всемирным временем, получаемым из астрономических наблюдений. Сигналы точного времени, передаваемые службами времени, соответствуют шкале Всемирного координированного. времени, расхождение которого с всемирным временем по международному соглашению не должно превышать 0,7 имя существительное или село, селение
ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ - вводится во многих странах на летний период с целью экономии топливно-энергетических ресурсов; опережает поясное время (в России декретное время) на один час. В России обычно летнее время - с конца предпоследней недели марта до конца предпоследней недели октября.
МАШИННОЕ ВРЕМЯ - 1) период, в течение которого машина (агрегат, станок и тому подобные ) выполняет работу по обработке или перемещению изделия без непосредственного воздействия на него человека.2) В вычислительной технике время, затрачиваемое ЭВМ на выполнение определенного комплекса работ; машинное время - основной показатель при расчетах за услуги ВЦ.
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ - время, определяемое для данного места на Земле; зависит от географической долготы места и одинаково для всех точек на одном меридиане. В быту местное время часто неправильно называют поясное время.
МИРОВОЕ ВРЕМЯ - то же, что всемирное время.
НОВОЕ ВРЕМЯ - одна из крупнейших русских газет, 1868-1917, Санкт-Петербург (с 1869 ежедневная.). Первоначально - либеральная, с переходом издания к А. С. Суворину (1876) - консервативная. С 1905 орган черносотенцев. Закрыта после Октябрьской революции.
ПОЯСНОЕ ВРЕМЯ - среднее солнечное время, определяемое для 24 основных географических меридианов, отстоящих на 15° по долготе. Поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса (с номерами от 0 до 23), в пределах каждого из которых поясное время совпадает со временем проходящего через них основного меридиана. Поясное время в смежных поясах различается на 1 число, числительное Счет поясов ведется с запада на восток. Основным меридианом нулевого пояса является Гринвичский меридиан. Разность (в часах) между поясным временем какого-либо пояса и всемирным временем равна номеру пояса. Поясное время некоторых поясов имеет собственное название; например , поясное время нулевого пояса называют западноевропейским (всемирным), первого пояса - среднеевропейским, второго пояса - восточноевропейским.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - философские категории. Пространство - форма сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время - форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности.
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ - измеряется продолжительностью рабочего дня, недели, месяца или года. Служит также мерой общественной оценки различных затрат труда.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. Один из параметров качества жизни.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ - ("смута"), термин, обозначающий события кон. 16 - нач. 17 вв. в России. Эпоха кризиса государственности в России, трактуемая рядом историков как гражданская война. Сопровождалась народными выступлениями и мятежами; правлениями самозванцев (см. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), польскими и шведскими интервенциями, разрушением государственной власти и разорением страны. Термин введен русскими писателями 17 век
СОБСТВЕННОЕ ВРЕМЯ - в теории относительности, время, измеряемое часами в собственной системе отсчета, то есть по часам, покоящимся относительно данной системы отсчета, движущимся вместе с ней. Время протекания какого-либо процесса, измеряемое наблюдателем, находящимся вне системы, в которой происходит процесс, зависит от относительной скорости наблюдателя и процесса, причем собственное время имеет минимальное из всех этих значений.
СОКРАЩЕННОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ - по российскому праву норма рабочего времени продолжительностью менее 40 ч в неделю, установленная в целях охраны труда работников отдельных категорий, например : для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет - 36 ч в неделю, для занятых на работах с вредными условиями труда - не более 36 ч в неделю; для учителей, врачей и некоторых древний
СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ - время, определяемое по изменению часового угла Солнца. Различают истинное солнечное время и среднее солнечное время в зависимости от того, по какому Солнцу (истинному или среднему) осуществляют отсчет времени.
СРЕДНЕЕ СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ - время, определяемое изменением часового угла среднего экваториального Солнца - фиктивной точки, равномерно двигающейся по небесному экватору со средней скоростью движения истинного Солнца по эклиптике.
УРОЧНОЕ ВРЕМЯ - время, установленное администрацией предприятия по согласованию с профсоюзной организацией для выполнения определенной работы (задания). Исчисляется на основе действующих норм времени на изготовление единицы продукции или на выполнение единицы работ и заданного объема выпуска продукции (объема работ).
ЭТАЛОННОЕ ВРЕМЯ - всемирное время, соответствующее моментам подачи по радио сигналов времени; указывается в ежемесячно выпускаемых сводках, где приводятся также ежедневные разности между всемирным временем и атомным временем и другие материалы службы времени.
ЭФЕМЕРИДНОЕ ВРЕМЯ - время, являющееся независимой переменной в уравнениях движения небесных тел (в отличие от всемирного времени, определяемого вращением Земли и поэтому неравномерного, эфемеридное время - равномерно текущее время). Единицей эфемеридного времени служит эфемеридная секунда, равная 1/31556925,9747 доли тропического года, определенного для 1900, январь 0, в 12 ч эфемеридного времени.
ЯДЕРНОЕ ВРЕМЯ - характерное время протекания процессов, обусловленных сильным взаимодействием ( например , ядерными силами); составляет по порядку величины 10-23с.
ВРЕМЯИМПУЛЬСНЫЙ ДАТЧИК - измерительный преобразователь физической величины в электрический импульс, длительность которого (или интервал повторения) пропорциональна времени действия измеряемой величины. Применяется главным образом в телемеханических системах и цифровых устройствах централизованного контроля, например , для измерения угла поворота вала, времени прохождения акустического сигнала.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

время - продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами Сколько времени (который час?).
» время - время подходящий, удобный срок, благоприятный момент Не век сидеть сложа руки. Самое век обедать.
» время - время В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего Настоящее, прошедшее, будущее век Причастие настоящего, прошедшего времени.
» время - время период или момент, не занятый чем-нибудь, свободный от чего-нибудь Свободное век Есть век поговорить. Нет времени для прогулок.
» время - время период, эпоха Во время (времена) Петра 1. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времен). Во всем времена (всегда). На все времена (навсегда).
» время - время определенный момент, в который происходит что-нибудь Назначить век заседания. В. обеда. В любое век дня.
» время - время пора дня, года Вечернее век В. детское (взрослым еще рано ложиться спать; разговорная форма ). Дождливое век Времена года (зима, весна, лето, осень).
» время - время промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет Отрезок времени. Хорошо провести век В. не ждет (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное век На короткое век Выиграть век
» время - время одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена ее явлений и состояний Вне времени и пространства нет движения материи.
» время - время (о ком-чем-нибудь бывшем в отдаленном прошлом) в период, во время существования кого-чего-нибудь Писатели времен классицизма. Оружие времен гражданской войны.
времяисчисление - способ исчисления календарного времени, дней в году
времянка - вообще всякое временное сооружение, оборудование Лестница-в. Железнодорожная ветка-в.
» времянка - времянка временная, обычно железная печка
времяпровождение - способ проводить время Веселое век

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ВРЕМЯ - средний род длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время, сила в своих развитиях; пространство, в ее сочетаниях, Хомяков. Время летит. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. Время на дудку не идет. Время года, весна, лето, осень или зима. Время дня, утро, полдень, вечер, полночь.
» ВРЕМЯ - Пора, година, срок, спопутный или противный чему случай. Придет время. будет и пора. Знай время и место. Не во время гость, хуже татарина.
» ВРЕМЯ - Погода, состояние воздуха. Каково время? ясно, дождь, снег.
» ВРЕМЯ - Счастье, земное благоденствие, благосостояние. Будешь во времени, и нас помяни. Время красит, безвремянье старит (чернит). Время на время не приходит (не находит). Было времячко, ела кума семечко; а ныне, и толкут, да не дают. Всякой вещи время. Пению время, а молитве час. Придет время, будет и нам черед (и наш черед). Поминай отца, как время придет. Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь. Во времени пождать: у Бога есть что подать. Не человек гонит, а время. Бедный времени не ищет. Время разум дает. Невпору, невпрок; а ко времени, спорее. То было время, а ныне пора. Дурак времени не знает. Дураку, что ни время, то и пора. Не время дорого, пора. Был бы друг, а время будет. Был бы друг, будет и досуг. Не гребень холит, а холит время. Сила во времени. Временем бранись, а в пору мирись. Временем вкрасне, порою вчерне. Временем в горку, временем в норку. Деньги, време`м хлопоты. Время времени не работает (не работник). Доля во времени живет, бездолье в безвремянье. Времени (погоды) дома не выберешь. У меня нет времени, некогда, недосужно. Время не споро, не удобно к делу. Вовремя, в свое время, впору, кстати.
» ВРЕМЯ - Грамматич. изменение глагола, для означения действия или состояния настоящего, прошедшего и будущего. Местами говорится, говорят время, множественное число вместо времена. Время те были попростее, нижегородское Временить, мешкать, медлить, отлагать, откладывать дело, отсрочивать, оттягивать, тянуть время, бавить; выжидать, поджидать, обжидать, сожидать, ждать.
» ВРЕМЯ - Арх. марить, быть мареву; изменять вид свой издали, являться зрителю в обманчивом виде, от времени, погоды, преломления лучей. На море времит. Острова временят. У него в глазах, в уме временит, или завременило. Временится, безличное, безлично, безличностно (как например делается, сидится). Повремени, брат! Нет, брат, не временится, некогда. Временный, относящийся до времени. Временное счисление. Временный, не всегдашний, непостоянный, бывающий иногда, временем, по временам. И радость, и горе дело временное. Временной, преходящий, кратковременный, сделанный на время. Временной сарай, временное жилище. Временная пятница, день сверху Параскевы, 28 октября, когда он придется на пятницу. Временность женский род состояние всего преходящего, временного. Временное имя существительное средний род плотное, рубашечное, месячное, околосебя, женское, насебя, мыться. Временем, сокращенно, сокращенное времем наречие по временам, временно. Временчивый, изменчивый, непостоянный. Временчивость, изменчивость. Временитель м ница женский род мешкатель, медлитель, человек нерешительный. Временщик м щица женский род человек случайный, нечаянно достигший почестей и знатности; любимец, жалуемый. Народ воздохнет, и временщик падет. Временщики да любимцы те же опричники. Не царь гнетет народ, а временщик. Сильны временщики, да не долговечны. Много временщик, как девять лет, а больше нет, пробудет; поверие. Временник малый или мужской род хронограф, летопись, описание минувших событий.
» ВРЕМЯ - Повременное издание, журнал. Временчивый, изменчивый, неровного нрава, причудливый. Времемер, малый или мужской род снаряд для измерения времени; часы солнечные, песочные, колесные. Времяисчисление средний род счет годам, счисление времени по событиям; хронология. Наше времяисчисление ведется от Рождества Христова.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Время - времечко

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ВО-ВРЕМЯ - наречие В надлежащий момент; тогда, когда нужно; кстати. Он пришел во-время. Он всегда не во-время является.
ВРЕМЯ - родительный падеж или река и дательный падеж или дюйм времени, временем, времени, множественное число времена, времён, , средний род 1. только единственное число Длительность бытия (филос.). Пространство и время - основные формы бытия. || Эта форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера длительности всего совершающегося. Солнечное время. Среднее суточное время. || Последовательная смена часов, дней, лет, столетий и тому подобные ; определенный отрезок этой последовательности, в течение к-рого что-нибудь совершается или что-нибудь может быть совершено. Время идет быстро. Время - деньги. Пословица. С тех пор прошло много времени. Работа требует много времени. Мой спутник помолчал с минуту времени. М. Максим Горький; слово из произведений Максима Горького . Долгое время. Продолжительное время. Короткое время. Денег хватит только на первое время. В последнее время он чувствует себя лучше. В настоящее время (Теперь). Потерянное время. Мне время дорого. Не теряйте времени даром. Свободное время. Во время войны, болезни, заседания и тому подобные Провести время. убить время (см. убить). Выиграть время. На нек-рое время. 2. только единственное число Определенный, известный момент. Время заседания не назначено. Со времени подачи заявления прошел месяц. В это время вы его всегда застанете дома. Любое время. Всякое время. Время дня. Время приближается. Время обеда. Время подходит уже уезжать. Ленин. (в письме). 3. ( множественное число может употребляется, употребительно, употребительный и в значение единственное число ). Эпоха, период. Во Все времена. Четыре времени года. Времена года - весна, лето, осень, зима. Наше время или наши времена. Время (или времена) войны. Время (или времена) крепостного права. Тяжелое время или тяжелые времена. С незапамятного времени или с незапамятных времен. Во время оно или во времена оны (см. оный).
. . . 4. только единственное число пора дня, года. Вечернее время. Зимнее время. Дождливое время.
. . . 5. только единственное число Более или менее длительная совокупность дней, часов ( разговорная форма ). Делу время, потехе час. На это нужно время.
. . . 6. только единственное число Благоприятная пора, подходящий момент, удобный случай. Мне время тлеть, тебе цвести. Пушкин. Всему свое время. Парню время жениться. Теперь наше время, а вы уже не годитесь. Теперь не время, надо подождать. Теперь самое время для купанья.
. . . 7. только единственное число Досуг, свободное время. У меня нет времени (нет время временами, иногда. С течением времени - постепенно. Со временем - в будущем, когда настанет пора, когда наступит время. До сего времени ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ) - до сих пор. Все время ( разговорная форма ) - постоянно, беспрестанно, не переставая. Я всё время занят. Он всё время курит. тем временем - одновременно с этим, в то же самое время. Сколько времени? - который час. До времени ( устаревший, устаревшая форма ) или до поры до времени - пока, до известного момента, случая. Молчать об этом до времени. Достоевский. В своё время - когда-то, в прошлом, в известный период (своей жизни); когда необходимо будет, своевременно. Время покажет - будет видно в будущем. Время не ждет - надо торопиться. Время терпит - есть возможность ждать. одно время ( разговорная форма ) - в течение нек-рого времени. В одно прекрасное время ( разговорная форма ) - однажды. В то время, как ( разговорная форма ) - употребляется, употребительно, употребительный для противоположения, то же, что тогда как. В то же время - одновременно, вместе с тем. На время - на срок, на некоторое время.
ВРЕМЯИСЧИСЛЕНИЕ - времяисчисления, малый или мужской род ( слово книжное ). Система календаря. Юлианское времяисчисление.
ВРЕМЯНКА - времянки, женский род (нов.). Маленькая печка, устанавливаемая на время в комнате.
ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ - ( разговорная форма ) и ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЕ, времяпрепровождения, множественное число нет, средний род Использование времени, способ проводить время. Скучное времяпрепровождение. Беспутное времяпрепровождение.
ВРЕМЯЧКО - (неправ.). См. времечко.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

во время - во вре́мя -- во вре́мя (чего)
во время оно - во вре́мя о́но -- во вре́мя о́но
время - вре́мя -- вре́мя, -мени, тв. -менем, множественное число времена́, -мён, -мена́м
время от времени - вре́мя от вре́мени -- вре́мя от вре́мени
в то же время - в то́ же вре́мя -- в то́ же вре́мя
на время - на вре́мя -- на вре́мя
не время - не вре́мя -- не вре́мя, в значение сказ. (сейча́с не вре́мя рассужда́ть)
Новейшее время - Нове́йшее вре́мя -- Нове́йшее вре́мя (ист. эпоха)
Новое время - Но́вое вре́мя -- Но́вое вре́мя (ист. эпоха)
преждебудущее время - преждебу́дущее вре́мя -- преждебу́дущее вре́мя
Смутное время - Сму́тное вре́мя -- Сму́тное вре́мя (в России в начале XVII век )
времязадающий - времязадаю́щий -- времязадаю́щий
времяизмерительный - времяизмери́тельный -- времяизмери́тельный
времяимпульсный - времяи́мпульсный -- времяи́мпульсный
времяисчисление - времяисчисле́ние -- времяисчисле́ние, -я
времянка - время́нка -- время́нка, -и, родительный падеж или река множественное число -нок
времяощущение - времяощуще́ние -- времяощуще́ние, -я
времяпрепровождение - времяпрепровожде́ние -- времяпрепровожде́ние, -я
времяпровождение - времяпровожде́ние -- времяпровожде́ние, -я
времясчисление - времясчисле́ние -- времясчисле́ние, -я ( устаревший, устаревшая форма к времяисчисле́ние)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

время -
1. средний род
- - - 1) Одна из основных - наряду с пространством - форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии).
- - - 2) а) Продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями и тысяча п. б) Последовательная смена часов, дней, лет и тысяча п.
- - - 3) а) Отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет. б) Период, часы, отведенные для каких-либо занятий.
- - - 4) Свободные от обычных занятий часы, дни и тысяча п.; досуг.
- - - 5) Определенный, известный момент.
- - - 6) а) Эпоха, период в жизни государства, общества, человека и тысяча п., выделяющиеся чем-либо в ряду других. б) Часть дня, месяца, года и тысяча п., связанная с какими-либо явлениями природы.
- - - 7) Благоприятная пора, подходящий момент.
- - - 8) разговорная форма Показатель скорости движения спортсмена при беге, заплыве и тысяча п. на определенную дистанцию (в спорте).
2. средний род Категория глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к моменту другого действия (в лингвистике).
3. предикатив О наступлении срока чего-либо; пора.
времяисчисление - средний род Счет времени, летосчисление.
времянка - женский род разговорная форма То, что сделано, построено на время (обычно о деревянной постройке, лестнице, печке, дороге). время от времени наречие Иногда, временами (о чем-либо повторяющемся).
времяпрепровождение - средний род Использование времени, способ проводить время.
времяпровождение - средний род разговорная форма То же, что: времяпрепровождение.
времясчисление - средний род устаревший, устаревшая форма То же, что: времяисчисление.

Библия. Энциклопедический словарь

ВРЕМЯСЧИСЛЕНИЕ БИБЛЕЙСКОЕ - начинается с сотворения мира и человека. Единицами, служащими для определения и измерения времени событий в Библии, представляются: дни, недели, месяцы и годы. День у Евреев считался от одного вечера до другого, или от солнечного заката до другого заката (Быт 1:5, 8:13, 19, 31). «И был вечер, и было утро», — говорит свящ. бытописатель, и сими словами разделяет дни творения один от другого. Евреи, по Флавию, принимали два вечера: один начинался около 3-х часов, а другой около 5 часов пополудни. Господь умер при начале первого вечера, а при начале второго снят с креста. Измерение времени по солнечным часам, именно, по солнечной тени на часах, издавна употреблялось в Вавилоне (Дан 4:16), и отсюда, вероятно, были заимствованы Ахазом солнечные часы (4 Цар 20:9-12). Сначала по ним узнавали только полдень, а затем и различные часы дня. Дневные часы мало помалу делались известными и между Евреями, а ко времени Иисуса Христа день у них делился обыкновенно на 12 часов, считавшихся от восхода солнца до заката. Не двенадцать ли часов во дне? сказал сам Господь, шествуя в Иудею для воскрешения Лазаря (Ин 11:9). Части дня, называемые у Авзония тричасиями, назывались первым, третьим, шестым и девятым часом. Подобно дневным тричасиям, и ночное время у Евреев делилось, по крайней мере, со времен владычества римского, на четыре ночные стражи (Мф 14:25, Мк 13:35) по три часа в каждой. Первые следы недели, как определенного периода времени, состоящего из семи дней, встречаются у Евреев уже в повествовании о потопе (Быт 7:10, 8:12), и за тем в истории патр. Иакова и другие местах (Быт 29:27, Дан 9:27). Дни недели считали со времени воскресения Господа с воскресенья и оканчивали субботой, и целая неделя в позднейшие времена называлась также субботою, а прочие шесть дней считались днями субботы; седьмой день, называемый также субботою, соответствовал в собственном смысле нашему воскресному дню (Мк 16:2, Лк 24:1 и прочее ). Таким образом, еврейские дни недели не имели особенных названий, но у египтян они носили названия семи известных планет. У Евреев считался также единицею период времени, состоящий из семи седмиц от Пасхи до Пятидесятницы, называемый потому праздником седмиц, а равно и период времени, состоящий из семи седмиц годов, или из 49 годов, за которыми следовал 50-й год — юбилейный (Исх 23:10, Лев 25:1-17 и другие ). Из библейского повествования о потопе видно, что счисление времени по месяцам также ведет свое начало из глубокой древности. У Евреев обыкновенно год делился на 12 месяцев, но эти месяцы были лунные, определяемые течением луны, в которых попеременно находилось 29 и 30 дней, потому после каждых 12-ти месяцев оставалось еще несколько часов, минут и секунд, из которых чрез несколько лет составлялся лишний месяц — тринадцатый. Этот месяц для согласования лунного года с солнечным Евреи вводили в счисление обыкновенно через несколько лет, большею же частию через три, а иногда и в третий год. Определение года и числа месяцев лежало на обязанности священников. Определенным признаком, по которому можно было видеть надобность вставки 13-го месяца, служило следующее предписание Закона: в 16-й день первого месяца церковного года должно было приносить в жертву созревшие снопы жатвы; посему если священники видели, что к 16-му дню этого месяца жатва еще не поспела, то должны были прибавлять вставочный месяц, чрез что лунный год уравнивался с солнечным. Счисление времени по годам также ведется издревле. Год еврейский (шана), как мы уже видели, был лунный, состоящий из 12-ти, а иногда из 13-ти месяцев. Год у Евреев был двоякий: гражданский и церковный. Гражданский у них начинался с осени, с месяца тисри, соответствующего нашему сентябрю, церковный же, по установлению Моисея, с месяца авива (нашего марта) в память того, что в 15-й день сего месяца Евреи вышли из Египта. По гражданскому году у Евреев велись договоры, производились выборы властей, означалось время рождения детей, начало царствования и тысяча  п., по церковному же, или священному, считались праздники и священные времена (Исх 12:2, Лев 23). Этим же годом пророки означали время своих пророчеств и видений (Зах 7:1). Счет годов у Евреев от сотворения мира идет вместе с историею жизни патриархов и с историею судеб народа Божия, потому летосчисление парода еврейского от С. М. до Р. Х., на основании сих данных, долженствовало бы быть у всех одинаковым, но на деле мы видим противное. По еврейскому тексту Библии время Рождества Христова не восходит далее 3761 г. от С. М., а по тексту Вульгаты оно относится к 3984 году, по тексту же lxx — падает на 5508 год от сотворения мира. Разница в этих счислениях главным образом происходит от несогласия в счислении времени от С. М. до исхода Израильтян из Египта. Наша Православная Восточная Церковь принимает счисление lxx, тысяча  е. 5508 г. от С. М.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ВРЕМЯ ТРУДА И ОТДЫХА - в понятиях Святой Руси вся жизнь русского человека от рождения до смерти, день за днем, в будни и праздники была действом, события и дела текли по руслу многовековых обычаев и традиций, высоких нравственных понятий, среди привычных, необходимых и зачастую доведенных до эстетического совершенства вещей: «Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди... Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем» (В. И. Белов). Веками были выработаны незыблемый ритм и нормы труда — согласование отдельных этапов трудового процесса, режим дня, соотношение, начало и завершение сезонных работ. Работа крестьянина в поле велась со старанием и любовью и порой превращалась в настоящее священнодействие. Почти все трудовые дела сплетались у сельского жителя с природой, а природа ритмична: одно вытекает из другого, и все неразрывно между собой. Человек всегда ощущал свое единство с природой. Это в союзе с нею он создавал сам себя и высокую красоту своей души, обращенную к культуре труда. Даже неграмотный крестьянин зачастую владел богатейшим миром высокохудожественных образов, накопленных поколениями его предков, из которых складывался трудовой календарь. Воскресенье — свято, понедельник — черный, вторник — повторник, среда — постница, четверток — перечит, пятница — корячится, суббота — делу почин. Высокое трудолюбие русского крестьянина вовсе не означало, что он был фанатик труда, готовый работать с утра до ночи, без передыху. Крестьяне в своей среде настороженно относились к таким, ибо знали, что от чрезмерного труда, от штурмовщины в работе неизбежно возникают срывы. Работать надо слаженно и ритмично. Лишнюю работу на себя не взваливать. «Ретивая лошадка недолго живет», «Ни на какое дело не называйся и ни от какого дела не отказывайся», «На дело не набивайся и от дела не отбивайся». Труд и отдых должны ритмично чередоваться. «Делу время — потехе час». Каждому дню полагается свой труд — «Время времени не работает», «Сегодняшней работы на завтра не покидай», «За все браться — ничего не сделать». Веками был установлен трудовой распорядок дня, недели, года, которому крестьянин неукоснительно следовал. Вехами и регуляторами трудового распорядка русского крестьянина были народные приметы, привязанные, как правило, к дням памяти определенных святых или праздникам. Чуть ли не каждый день крестьянского года расписывался по делам, и «расписание» это было настоящей наукой — очень непростой, требующей грамотности, внимательности, сообразительности и, наконец, просто хорошей памяти, чтобы ориентироваться в сотнях примет, их последовательности и сочетаниях. Русские крестьяне работали с восхода до захода солнца. Совсем не часто устраивались в работе небольшие перерывы. Высокая интенсивность труда поддерживалась установленным ритмом и чередованием работ. Напряженный труд в течение рабочего дня в значительной степени компенсировался праздниками и воскресеньями, общее количество которых составляло на селе, по данным министерства земледелия на начало XX в., 120-140, а то и более дней в году, причем порядка 74 выходных приходилось на время имя существительное или село, селение -х. работ — с апреля по сентябрь. Больше всего праздников устанавливалось церковью. Если в сельской церкви было два-три престола, то число престольных праздников, отмечаемых окрестными деревнями, увеличивалось. Храмовый праздник на Русской земле всегда считали праздником всей общины. Община организовывала пиршество по определенному ритуалу. Празднование храмовых праздников продолжалось несколько дней. Нередко продолжительность празднования находилась в зависимости от урожая. Так, Покров в урожайный год отмечался 5—6 дней, в обычный год — 2—3 дня, в неурожай — 1 день. Особое место занимали так называемые заказные праздники в целях предотвращения какого-либо бедствия — града, болезни, пожара. Кроме того, отмечались царские высокоторжественные дни, а также мирские праздники — молебствия на полях, гульба по случаю получения мирских доходов, проводы новобранцев, празднования свадеб и тысяча  д.. Число праздников и воскресных дней у ремесленников было, как правило, не меньшим, чем у крестьян, и подчинялось установленному ритму народной жизни. Обилие праздничных дней в дореволюционной России не было чем-то особенным для христианской страны. Как свидетельствуют уставы средневековых ремесленных цехов, на протяжении всего западноевропейского католического мира треть года протекала в обязательном отдыхе для мастеровых. Крестьянская трудовая культура выработала целую систему ограничений и запретов на работу в праздничные и воскресные дни. Нередко за нарушение налагался денежный штраф в пользу общины. В одни праздники категорически запрещалось работать, в другие — разрешались отдельные виды работы. Нередко в праздники разрешались совместные мирские работы, но запрещалась работа отдельно от мира. Чаще всего нельзя было делать любую работу вне дома, тогда как мелкие домашние работы допускались: шитье — женщинам, подготовка сельхозорудий — мужчинам. Крепостные крестьяне, как правило, имели те же праздничные и выходные дни, что и государственные крестьяне. Принуждать крестьянина работать в праздничные и воскресные дни запрещалось законом и жестко осуждалось традицией. Помещик, осмелившийся на это, мог плохо кончить. Самой распространенной продолжительностью времени работы на помещика было два-три дня в неделю, хотя некоторые помещики пытались увеличить это число и до четырех дней. Несколько иначе, чем на селе и среди ремесленников, обстояло дело в промышленности. Здесь число праздничных и выходных дней было меньше, составляя в разные времена 100-110 дней. На Совещании представителей петербургских машиностроительных и механических заводов (как частных, так и государственных, всего около 69), состоявшемся в январе 1905, через две недели после известных кровавых событий, был отмечен более короткий рабочий год русских рабочих по сравнению с западноевропейским. На заводах по механическому производству продолжительность рабочего дня находилась в пределах от 57 до 67 часов в неделю, ниже 57 часов — единичные случаи, по 57 часов работало 13 заводов частных и 6 казенного артиллерийского ведомства, 57,5 часа — 8 заводов, в том числе два казенных морского ведомства, свыше 57,5 часа — 23 завода, то есть одна треть. При таких условиях общая годовая продолжительность рабочего времени, принимая во внимание большое число праздничных дней в России, составляла около 1775 рабочих часов. В Англии, при продолжительности рабочего дня в 9 часов, в механическом производстве число рабочих часов в год составляло около 2700, в Германии, где число праздничных дней было гораздо меньше, чем в России (6 праздничных дней, кроме воскресных), в то время только еще ставился вопрос о 10-часовом рабочем дне. Все данные говорят о том, что продолжительность рабочего времени в России была не выше, а во многих случаях и ниже, чем в других странах. В новое, ново- XX в. продолжительность рабочего года в России составляла в промышленности в среднем около 250, а в сельском хозяйстве — около 230 дней. Для сравнения: в Европе эти цифры были совсем иными — около 300 рабочих дней в год, а в Англии — даже 310 дней. О. Платонов
ВРЕМЯ, литературно-политический журнал - патриотического направления, выходил в Петербурге в 1861-63. Издатель М. М. Достоевский, при ближайшем участии Ф. М. Достоевского. Считался органом «почвенничества», близкого славянофильству. Выступал за реформы и прогресс, но не на западной, а на национальной русской основе, опираясь на исторические традиции русского народа (статьи Ф. М. Достоевского, Н. Н. Страхова, А. А. Григорьева). Журнал вел борьбу против нигилистов.
ВРЕМЯ, свойство Божественного миропорядка - заключающееся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений и событий. В понимании Святой Руси время — отрезок вечности, имеющий начало и конец и во всех своих характеристиках — длительность, продолжительность, последовательность — связанный с развитием Божественного Начала. Время есть выражение силы и могущества Бога, принимающего в реку времени всю историческую последовательность земной жизни человека. «Время — сила в своих развитиях; пространство — в ее сочетаниях» (А. С. Хомяков). «Сила во времени» (народная пословица). «У Бога дней много»; «У Бога дней не решето»; «Время принадлежит Богу»; «Время летит»; «Время за нами, время перед нами, а при нас его нет»; «День мой — век мой»; «Что до нас дошло, то и к нам пришло»; «Век мой впереди, век мой позади, а на руке нет ничего». «Всему свое время», — говорит русский человек. «Всякой вещи час»; «Во времени подождать: у Бога есть что подать»; «Придет время, будет и нам черед». Все надо делать в свой черед, в свою пору. На этом в народном сознании делается особый акцент: «Не время дорого, пора»; «Не впору не впрок, а ко времени спорье»; «Пора, что железо: куй, поколе кипит!» Петр I переложил эту пословицу по-своему, но в том же народном духе: «Время подобно железу горящему, которое, ежели остынет, неудобно к кованию будет». В этом же духе и пословица: «Куй железо — пока горячо». О человеке, который терял чувство времени, говорили: «Дурак время не знает»; «Дурак, что время, то пора»; «Доля во времени живет, бездолье в безвременье»; «Время времени не работает (не работник)»; «Не человек гонит, а время»; «Бедный времени не ищет», «Время разум дает»; «Время деньги дает, а на деньги времени не купишь». В сознании русского человека время имело характер непрерывного цикла, календарными вехами которого были православные праздники, неразрывно связанные с временами года и природными явлениями. Христианские ритуалы перевоплощали древние верования русских людей, хотя и не могли полностью уничтожить прежних языческих суеверий. Календарем времени у русских людей служил месяцеслов, в котором православные праздники и дни святых сочетались с народными приметами и хозяйственными представлениями. В таком сочетании священного и мирского русский человек ощущал себя неразрывной частью Божественного мироздания и соответственным образом представлял свое место во времени и пространстве. В народном месяцеслове чуть ли не каждый день года расписывался по делам, и «расписание» это было главным ориентиром во времени. Чаще всего русский человек не говорил просто, что он должен сделать то-то и то-то, а связывал это с высшими понятиями, именами святых: Илья сжинает жито, с Петрова дня пожня (покос), Петровна — навозница, Ирина — рассадница. Время приобретает конкретность и особый священный смысл. Понятия бытовые и понятия священные сплетаются воедино, создавая неповторимое ощущение времени, при котором обыденная жизнь становится своеобразным священнодействием, служением высшим силам, а простой человек — действующим лицом священной истории, торжественно несущим свое высокое предназначение. О. Платонов
НОВОЕ ВРЕМЯ, политическая и литературная газета - патриотического направления, выходила в Петербурге в 1862–1917 (с 1869 ежедневно). Издатели-редакторы: А. К. Киркор и Н. Юматов; с 1872 — Ф. Устрялов, И. Сухомлин, М. П. Федоров; с ноября 1873 — O. K. Нотович; с декабря 1874 — Кулагин  В. Трубников, М. П. Федоров; с 1899 — Ф. И. Булгаков; с 1904 — Ф. И. Булгаков и М. А. Суворин; с 1908 — М. А. Суворин; с 1912 — издание «Товарищество А. С. Суворин — Новое время». Газета вела бескомпромиссную борьбу с либерально-космополитическими, революционными и другими антирусскими деятелями и организациями, хотя и не в полной мере выдерживала чистоту исторической русской идеологии (Православие. Самодержавие. Народность). Ведущими публицистами газеты в разное время были выдающиеся русские журналисты и писатели: С. Ф. Шарапов, В. В. Розанов, М. О. Меньшиков, и другие Запрещена еврейскими большевиками.
НОВОЕ ВРЕМЯ, русская монархическая газета - в эмиграции. Выходила в Белграде с 1921 по начало 1930–х. Редактор-издатель М. А. Суворин. Отстаивала национальные интересы русского народа, выступала против иудейской и масонской идеологии.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ (1) - (Смута), трагические события русской истории, происходившие в период от смерти Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а IV Васильевича Грозного (1584) до воцарения на русском престоле Михаила Федоровича Романова (1613). В 1601 митр. Ростовский Иона объявил патриарху и царю, что в Чудовом московском монастыре «недостойный инок Григорий хочет быть сосудом диавольским». И действительно, молодой сын стрелецкого сотника Юрий Отрепьев, принявший по пострижении имя Григорий, вел себя на редкость странно. Проявляя большие способности, — шутя Отрепьев усваивал то, что другим не давалось, — он в то же время вольничал в делах веры, вызывая этим подозрение в ереси. Но главное, в моменты откровенности он говаривал монастырской братии, что со временем непременно будет царем на Москве. Годом позже, по рассмотрении дела, Борис Годунов велел дьяку Смирному-Васильеву отправить Григория за ересь на Соловки или в Белозерские пустыни — на покаяние. Однако при пособничестве другого дьяка, свойственника Отрепьевых, Евфимьева, Григорий вместо отправки на далекий неласковый север бежал в Литву. Чем только не пришлось ему там заниматься: якшался с сектантами-анабаптистами, разбойничал в казацкой шайке старшины Герасима Евангелика, учился в латинской школе в Гоще... Заимев духовника-иезуита, Отрепьев «открылся» ему в час тяжкого «смертельного» недуга, что он якобы есть Дмитрий, законный наследник русского трона. В 1604 папский нунций Рангони представил его в Кракове польскому королю Сигизмунду. Тот признал Лжедмитрия сыном Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а, обещал поддержку, но официально в его защиту выступать не стал, разрешив, однако, своим шляхтичам «в частном порядке» помочь восстановлению «законного наследника» на престоле русских государей. Тогда же Лжедмитрий тайно перешел в католичество и подписал брачный контракт с Мариной Мнишек, дочерью сандомирского воеводы, широким жестом подарив невесте Новгород и Псков, а будущему тестю — княжества Смоленское и Северское. 15 августа 1604, собрав разношерстное войско из нескольких тысяч польских авантюристов, двух тысяч малороссийских казаков-головорезов и небольшого отряда донцов, Лжедмитрий начал поход на Россию. Полгода погуляв по западнорусским областям и выиграв несколько стычек, 21 января 1605 он был наголову разбит пятидесятитысячным русским войском под Добрыничами, едва при этом спасшись с несколькими ближайшими соратниками. Казалось, конец неминуем, и окончательная расправа с самозванцем представлялась лишь делом времени, когда 13 апреля в Москве внезапно скончался царь Борис. Все вдруг изменилось как по волшебству. Уже 7 мая победоносное московское войско в полном составе перешло на сторону Лжедмитрия. 1 июня законный наследник престола, сын царя Бориса Феодор — «отроча зело чюдно, благолепием цветуще, от Бога преукрашен яко цвет дивный» — вместе с матерью был убит в Москве приверженцами самозванца. 20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Патриарх Иов, бесстрашно обличавший преступника, был низложен, и 21-го числа новоиспеченный лжепатриарх, архиеп. Рязанский грек Игнатий совершил «таинство» «венчания на царство» победившего самозванца. Клятвопреступление стало фактом. Народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему как богоданному государю, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола, попустил его злодейское убийство и воцарил над собой самозванца и вероотступника, душой и телом предавшегося давним врагам России. Вот где таится подлинная причина Смуты, как бы ни казалось это странным отравленному неверием и рационализмом современному уму. Совершилось преступление против закона Божиего, которое и повлекло дальнейшие гибельные последствия всеобщего разора и мятежа. Хорошо понимая, какими гибельными последствиями может грозить подобное отступничество земле Русской, патриарх Иов с духовенством до последней возможности стоял за царя законного. При жизни Бориса он по всей России разослал грамоты с повелительно; повелительное наклонение ением совершать ежедневное молебствие об успехах оружия царского и всенародно проклинал самозванца. Когда Годунов скоропостижно скончался, патриарх благословил всех присягать на верность сыну его, царевичу Феодору. Когда же измена стала явной, русский первосвятитель, не убоявшись гнева самозванца, в храме, во время богослужения велегласно обличал обезумевших клятвопреступников. Не имея возможности сладить с непокорным старцем, Лжедмитрий велел низложить его силой. Узнав об этом, Иов снял с себя панагию, положил ее у чудотворной иконы Владимирской Божией Матери и воззвал молитвенно вслух всего народа: «Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего и двенадцать лет хранил целость веры. Ныне, ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди Православие молитвами к Сыну Твоему». Смута между тем продолжала углубляться. Не процарствовав и года, самозванец был свергнут народным восстанием и убит. Новым, «боярским» царем стал Василий Шуйский, возведенный на трон по договору между знатнейшими родами московской аристократии. Именно он годом раньше возглавлял то самое московское войско, которое разгромило ватаги самозванца под Добрыничами. После воцарения Лжедмитрия Василий возглавил боярскую оппозицию новому монарху, был уличен им в заговоре, приговорен к смертной казни, но, видимо из боязни боярского мятежа, — прощен, выслан из Москвы и тут же возвращен обратно. Опирая свою власть на тесный круг высшей московской знати, Василий стал первым в русской истории царем, который, вступая на престол, клялся ограничить свое самодержавие боярской думой. С точки зрения политической, это могло означать только одно: государственная власть слабела, теряла силу и авторитет. Ее священный ореол, омраченный клятвопреступлением, боярским произволом и соглашательством с иноверцами, померк, и новый государь был вынужден искать опоры трону уже не в религиозно-нравственной, мистической области, но в балансе интересов и сил представителей сословной верхушки, раздираемой вечными местническими противоречиями и спорами. Тем временем страна гибла в мятежах и распрях. Прошло лишь несколько месяцев после того, как воцарился Шуйский, а Москва уже была осаждена войсками приверженцев «законной династии», требовавших низложить «самозваного царя Василия». Их предводителем был Иван Болотников — то ли беглый холоп, то ли мелкопоместный тульский дворянин, пришедший в Россию то ли из Венгрии, где он воевал с турками, возглавляя десятитысячный казацкий корпус, то ли из Италии, куда попал, будучи галерным рабом на турецком корабле, взятом итальянцами в плен... Не успело правительство принять меры против этого мятежника, как на южных рубежах появился Лжедмитрий II, пришедший в Россию во главе отряда польских авантюристов. К нему тут же примкнули остатки войск Болотникова, казаки и часть южнорусского дворянства. Через год новый самозванец уже стоял под стенами Москвы. Борьба правительственных войск под предводительством молодого отважного полководца М. В. Скопина-Шуйского против второго самозванца, несмотря на свою успешность, спровоцировала новый виток Смуты. В поисках союзников московское руководство обратилось за помощью к Швеции, и отряд скандинавских наемников принял участие в боях с Лжедмитрием II. Но за его спиной стояла польская шляхта, а сама Речь Посполитая находилась в то время в состоянии войны со Швецией. Это и было использовано королем Сигизмундом III как повод для открытой интервенции против России. Участие иноземцев в Смуте придало ей особую остроту. В сентябре 1609 двенадцатитысячное польское войско при поддержке десятитысячного казацкого корпуса вторглось в Россию. Интервенты осадили Смоленск, героическая оборона которого сковала их главные силы на целых два года. Внезапная смерть Скопина-Шуйского и предательство шведского отряда наемников в решающий момент кампании 1610 не позволили русским отрядам освободить город. Провинция практически вышла из-под контроля центрального правительства в Москве. Да и в самой столице было неспокойно. Дело кончилось тем, что 17 июля Москва разразилась очередным мятежом, в ходе которого Василий Шуйский был свергнут с престола, пострижен в монахи и выдан полякам, которые заточили его в темницу, где Шуйский и скончался два года спустя. Договориться между собой о новом государе бояре уже не смогли, овладеть ситуацией в городе оказались неспособны. Опасаясь нового мятежа, «семибоярщина» пошла на заключение договора с командующим польскими войсками гетманом Жолкевским о признании русским царем польского королевича Владислава IV. Но, единожды вступив на скользкий путь предательства, остановиться невозможно, и 21 сентября 1610, опасаясь народного возмездия за сговор с иноземцами и не умея его предотвратить, бояре решились на открытую измену. Тайно, ночью, «семибоярщина» впустила в город оккупационный корпус интервентов, состоявший из 3,5-тысячного отряда польско-литовских солдат и 800 немецких ландскнехтов. В условиях полного хаоса, административного и военного развала этого оказалось достаточным для того, чтобы с октября реальная власть в русской столице сосредоточилась в руках польского коменданта Гонсевского. Практически одновременно с этими событиями в июле 1610 началась и война Швеции против России. Непримиримые соперники, поляки и шведы проявили трогательное единодушие в деле разграбления русских земель, норовя отхватить у России кусок пожирнее да побольше, пока страна истекала кровью в хаосе смутного безвременья. Открытая шведская интервенция началась пограничными столкновениями с населением Корельского уезда. Спустя месяц командующий шведским войском Делагарди предпринял неудачную осаду Ивангорода, а в сентябре осадил Корелу. Дело это, однако, оказалось гораздо более сложным, чем можно было сперва предположить. Героическая оборона крепости продолжалась почти год, а широкое партизанское движение создало при этом серьезную угрозу безопасности оккупантов. Летом 1611 шведские войска начали наступление на Новгород, на который его западные соседи зарились уже не одно столетие. И здесь, так же как и в Москве, роковую роль сыграла измена боярской верхушки, утерявшей сознание своего национального и религиозного долга, страшившейся лишь за политические и сословные привилегии. 16 июля бояре впустили интервентов в Новгород. Показательно, как схоже развивались события в русской столице и в северных областях государства. Начав политическую торговлю с иноземцами, остановиться на полпути было уже никак нельзя, поэтому договор, заключенный между шведами и новгородскими боярами о признании русским царем одного из сыновей шведского короля Карла IX, стал закономерным результатом предательства русских национальных интересов. К весне следующего года под властью шведов уже находились Копорье, Ям, Ивангород, Орешек, Гдов, Порхов, Старая Русса, Ладога, Тихвин. Казалось, раздираемая усобицей Русь, лишенная столицы, регулярного войска, системы государственной власти, последних выходов к европейским торговым путям — доживает последние дни... Между тем, по мере разрастания Смуты, появились и первые признаки духовного прозрения, осознания ее причин, раскаяния в совершившемся клятвопреступлении. В первом Лжедмитрий распознали вероотступника и еретика, «окаянного законопреступника и сатанина угодника», задумавшего разрушить промыслительное устроение земли Русской, оторвать Русь от Бога, Которому она веками стремилась служить без обмана и лести. Нечестивец покусился на самое святое — «отпаде от православной веры, яко и самому образу Божию поругатися, и церкви Божия олтари хотел разорити, и монастыри и обиталища иноческие раскопати». Предательство духовное закономерно завершилось и изменой государственной: «умысли окаянный сотворити и наполнити Московское государство поганых иноверцев Литвы, и жидов, и поляков, и иных скверных, яко и русских людей в них мало зрети». Чаша терпения народного переполнилась, и судьба самозванца была решена. После его смерти был сведен с кафедры и заключен в Чудовом монастыре лжепатриарх Игнатий, возведенный Лжедмитрием I на кафедру без соборного избрания, с тем чтобы способствовать и потворствовать католическим симпатиям нового владыки России. Законным предстоятелем Русской Церкви стал патриарх Гермоген, бывший до того митрополитом Казанским, известный твердостью в вере и духовным разумением. 31 июня 1606 при его непосредственном участии было совершено прославление нетленных мощей убиенного царевича Димитрия, «дабы утешить верующих и сомкнуть уста неверным». Царствование прежней династии пресеклось насильственно, и акт прославления державного отрока стал одновременно актом всенародного покаяния в этом злодействе. Новый государь, Василий Шуйский, нес раку с мощами лично, на плечах — из-за города и до Архангельского собора — «как бы желая усердием и смирением очистить себя», по словам летописца, от прежних прегрешений. Вслед за тем, желая снять несправедливую опалу с памяти последнего русского венценосца, он велел пышно и великолепно перенести тело царя Бориса, убиенного царевича Феодора и его матери Марии в Сергиеву лавру. «Но еще не довольно смирился перед Богом царь Василий, — написал позже церковный историк М. В. Толстой, — чтобы погасить гнев Божий на Россию за нечистоты сердечные, за клятвопреступления и цареубийство. Повсюду начались волнения: сначала только потому, что Василий избран одною Москвою; далее стали говорить, что... Дмитрий спасся из Москвы во время восстания народного; появились и новые самозванцы». Всем стало ясно, что для укрощения Смуты необходимы меры не только административные, государственные, но прежде всего — религиозно-нравственные, духовные. Тогда царь и Собор положили принести всенародное покаяние. В связи с этим, «для великого государева и земского дела» патриарх Гермоген пригласил в столицу своего славного предшественника — свт. Иова. «Молим со усердием святительство твое, — писал он архиерею-исповеднику, — и колена преклоняем: сподоби нас видети боголепное лице твое и слышати пресладкий глас твой... да сподобит премилостивый Бог за молитвы святые твои Российское государство жити в мире и в покое и в тишине». Казалось, к людям вернулось понимание того, как должны решаться вопросы и укрощаться нестроения в Православном Царстве Русском. Казалось, что понимание это готово претвориться в деяния, которые положат конец усобице на Руси. Казалось, что народ прозрел и желает лишь одного — искупить свой грех.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ (2) - Как писал М. В. Толстой, «Иов приехал и 20 февраля 1607 явился в соборном храме Успения, извне окруженном и внутри наполненном несметным количеством людей. Он стоял у патриаршего места в виде простого инока, но возвышаемый в глазах зрителей памятью его знаменитости и страданий за истину, смирением и святостию, отшельник, вызванный почти из гроба примирить Россию с небом. В глубокой тишине общего безмолвия и внимания поднесли Иову бумагу и велели патриаршему архидиакону читать ее на амвоне. В сей бумаге народ (и только один народ, а не царь) молил Иова отпустить ему, именем Божиим, все его грехи перед законом, строптивость, ослепление, вероломство; клялся впредь не нарушать присяги, быть верным государю; требовал прощения живым и мертвым, дабы успокоить души клятвопреступников и в другом мире; винил себя во всех бедствиях, ниспосланных Богом на Россию, но не винился в цареубийствах, приписывая убиение Феодора и Марии одному самозванцу; наконец молил Иова благословить царя, бояр, христолюбивое воинство и всех христиан, да торжествует царь над мятежниками и да насладится Россия счастием тишины. Иов ответствовал грамотой, заблаговременно, но действительно им сочиненною, писанною известным его слогом, умилительно и красноречиво. Тот же архидиакон читал ее народу. Изобразив в ней величие России, созданное умом и счастием ее монархов, Иов соболезновал о гибельных следствиях Димитриева заклания... напомнил единодушное избрание Годунова в цари и народное к нему усердие, дивился ослеплению Народа, прельщенного бродягою, говорил: «Я давал вам страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец; вы не хотели мне верить, и сделалось то, чему нет примера ни в священной, ни в светской истории». Описав все измены, бедствия отечества и Церкви, свое изгнание, гнусное цареубийство, если не совершенное, то по крайней мере допущенное народом, воздав хвалу Василию, «царю святому и праведному», за великодушное избавление России от стыда и гибели, Иов продолжал: «Вы знаете, убит ли самозванец; знаете, что не осталось на земле и мерзкого тела его, а злодеи дерзают уверять вас, что он жив и есть истинный Димитрий! Велики грехи наши пред Богом, «в сии лета последняя», когда вымыслы нелепые, когда сволочь гнусная, тати, разбойники, беглые холопы могут столь ужасно возмущать отечество!» Наконец, исчислив все клятвопреступления, не исключая и данной Лжедмитрию присяги, Иов именем небесного милосердия, своим и всего духовенства объявил народу разрешение и прощение, в надежде, что он не изменит снова царю законному, и добродетель верности, плодом чистого раскаяния, умилостивит Всевышнего, да победят врагов и возвратят государству мир с тишиною. Действие было неописанное. Народу казалось, что тяжкие узы клятвы спали с него и что Сам Всевышний устами праведника изрек помилование России. Плакали, радовались, и тем сильнее тронуты были вестию, что Иов, едва успев доехать из Москвы в Старицу, и преставился. Мысль, что он, уже стоя на пороге вечности, беседовал с Москвою, умиляла сердца. Видели в нем мужа святого, который в последние минуты жизни и в последних молениях души своей ревностно занимался судьбою горестного отечества, умер, благословляя его и возвестив ему умилостивление неба». Сперва показалось, что начали сбываться благие надежды, что чаша гнева Господня источает свои последние скорбные капли. Молодой, отважный полководец Михаил Скопин-Шуйский — доверенное лицо царя Василия и любимец народа — рядом блестящих побед укрепил Московское государство, утопающее в пучине крамол. Но упованиям этим осуществиться было не дано. В расцвете сил, на 23-м году жизни, юный военачальник внезапно скончался, и Смута разбушевалась с новой силой. 17 июля 1610 в Москве мятежники свели с престола царя Василия. Напрасно патриарх Гермоген с жаром и твердостью защищал законного государя, напрасно изъяснял народу, что нет спасения там, где нет благословения свыше, что измена царю есть богоборчество, что новое клятвопреступление не избавит, но лишь глубже погрузит Россию в пучину безначалия. Забылось в народе недавнее соборное раскаяние, в боярах проснулись всегдашние властные междоусобные счеты — и Москва оказалась во власти произвола и зависти, властолюбия и тщеславия, лицемерия и вражды. Еще почти три года страданий и мук понадобилось Руси, чтобы вновь вернуться к мысли о том, что лишь покаяние в совершенных беззакониях и всеобщее, соборное избрание нового монарха, благословенное Церковью и принятое всем народом, могут спасти положение. Дважды за это время ходили русские полки освобождать столицу. Первое (рязанское) ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова оказалось безуспешным, но на второй раз войско князя Пожарского добилось своего — Москву очистили от поляков. 27 октября 1612 капитулировал последний польский гарнизон в Кремле. В числе других знатных пленников тогда был освобожден и отрок Михаил Романов-Юрьев, будущий Самодержец Всероссийский, основатель и первенец новой династии Русских Православных Государей. Опасаясь поляков (да и своих мятежников), он с матерью, инокиней Марфой, тут же покинул Москву, уехав в свою костромскую вотчину. В столице же тем временем «бояре и воеводы писали во все городы всяким людем, чтобы изо всех городов всего Российского царствия были к Москве митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных — по скольку человек пригоже — для Земского Совета и для Государского обиранья прислали к Москве ж». Собирался Великий Собор, Совет Всея Земли, который должен был решить, как жить России дальше. На этот раз духовный разум и здравый смысл взяли верх. Несмотря на первоначальные волнения и несогласия, порешили «Литовского и Шведского короля и их детей и иных немецких вер и некоторых государств иноязычных не Православной веры на Московское государство не избирать, а «быти на всех великих преславных Российских государствах Государем всей Руси Самодержцем, Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву... служить и прямить ему во всем, против его всяких недругов и изменников стояти крепко и неподвижно, и биться до смерти». 21 февраля 1613 Михаил Феодорович был торжественно провозглашен Государем и Великим Князем Всея Руси Самодержцем. Благодарственное молебствие о здравии Богом избранного Государя, совершившееся во всех церквах с колокольным звоном, и всенародная присяга заключили это достопамятное событие. Дело было за малым. Сам новоизбранный царь ничего еще не ведал о своем державном достоинстве, хоронясь в костромской глубинке. Потому для испрошения его согласия было отправлено особое посольство из духовных и светских чинов, с инструкциями и грамотами. Можно долго рассказывать о том, как отказывался от высокого избрания юный государь, как упорно не давала сыну своего материнского благословения старица Марфа. Казалось, уговоры бессмысленны. Тогда послы и народ прибегли к последнему средству, испытанному уже однажды при избрании на царство Бориса Годунова. Они решили поколебать благочестивые сердца Михаила и Марфы напоминанием о великой ответственности за все могущие последовать для Отечества бедствия. «То ли угодно вам, — вопросили они, — чтобы наши недруги торжествовали, попирали нашу православную веру, чтобы православные христиане были в расхищении и пленении? Все это: и поругание веры, и осквернение церквей, и гибель бесчисленного безгосударного народа, и междоусобные брани, и неповинную кровь взыщет Бог на вас в день Страшного и праведного Своего Суда...» Такое увещевание возымело силу, и согласие на царство было наконец получено. 1 июля
Это интересно


Россия