Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

возрождение

Большой энциклопедический словарь

БЕНГАЛЬСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - течение в индийском искусстве, возникшее на рубеже 19-20 вв. под влиянием роста национально-освободительного движения. Художники "Бенгальского Возрождения" во главе с А. Тагором (1871-1951) стремились создать на основе традиций индийской миниатюры новое национальное искусство.
ВОЗРОЖДЕНИЕ - (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и другие ). Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. тысяча число, числительное обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-52) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605-15) Сервантеса и другие , органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и другие ), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).
ВОЗРОЖДЕНИЕ - 1) русское периодическое издание, Лондон: еженедельная газета (1926-35), еженедельник (1936-40). Редактор П. Б. Струве, ведущий литературный критик - В. Ф. Ходасевич (с 1927). 2) Русский литературно-политический журнал, "орган русской национальной мысли", 1949-74, Париж. Среди редакторов - И. И. Тхоржевский, С. П. Мельгунов, С. С. Оболенский.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - период истории итальянского искусства (кон. 15 - 1-я четверть 16 вв.) - классическая фаза художественной культуры Возрождения. В архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан) ренессансные реализм и гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы выражение; искусству Высокого Возрождения присущи монументальное величие, сочетание возвышенной идеальности, гармонии с глубиной и жизненной яркостью обр слово с Приазовья, с побережья Азовского моря
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в 8-9 вв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр "Каролингского возрождения" - кружок при дворе Карла Великого, тысяча новое, ново- "Академия", которой руководил Алкуин; в деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий, Эйнгард и другие
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции 1-й трети 15-16 вв.; для отдельных стран существует собственная периодизация), переходного от средневековой культуры к культуре нового времени. В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в тысяча число, числительное к интерьеру, натюрморту, пейзажу). Крупнейшие представители Северного Возрождения: ван Эйк, Х. Босх, П. Брейгель Старший - в Нидерландах; А. Дюрер, М. Нитхард, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший - в Германии; Ж. Фуке, Ф. Клуэ, Ж. Гужон - во Франции.
ЦЕРКОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - одна из основных групп обновленцев в русской православной церкви. Возникла в 1922. Самоликвидировалась после 1945.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

возрождение - посмотрите также возродить, -ся
» возрождение - возрождение появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и исскусств в европе, сменившая средневековье).

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

возрождение - смотрите также восстановление

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ВОЗРОЖДЕНИЕ - (в прописное), Возрождения, множественное число нет, средний род (перевод французский Renaissance) (истор.). Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в 15 - 16 вв., сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культуре. Эпоха Возрождения.
ВОЗРОЖДЕНИЕ - возрождения, множественное число нет, средний род ( слово книжное ).
. . . 1. Возобновление, развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны. Ленин.
. . . 2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; слово книжное ). Возрождение к жизни.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

возрождение - возрожде́ние -- возрожде́ние, -я (восстановление) и Возрожде́ние, -я (ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европе)
Высокое Возрождение - Высо́кое Возрожде́ние -- Высо́кое Возрожде́ние

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

возрождение - средний род Процесс действия по значение глагол : возрождать, возрождаться (1-3).

Cловарь философских терминов

ВОЗРОЖДЕНИЕ - ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия) — совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно “В.” называют этап в развитии культуры Зап. и Центральной Европы (14—16 вв.), хотя, как показали исследования, аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. Наиболее общая отличительная черта В. фунт; фут — утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых, в отличие от средневековой философии (Схоластика), как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта (надмировой божественной личности). Отсюда присущий ей (и культуре В. в целом) светский и гуманистический (Гуманизм) характер и большой удельный вес в ней космологических и натурфилософских (Натурфилософия) концепций. Противоречивое влияние на формирование В. фунт; фут оказали как антично-средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями, проникновением в естествознание количественно-математических методов. Для мировоззренческих представлений В. характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм (Платоновская академия во Флоренции — М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Видный представитель неоплатонизма, соединенного с идеями немецкий мистики, Николай Кузанский, развивший учение о совпадении в едином начале бога как абсолютного максимума с абсолютным минимумом. пришел к выводу о бесконечности Вселенной. Натуралистический характер (отождествление единого с природой) указанные воззрения приобрели у Бруно. Натуралистические тенденции пантеизма проявились и в учениях Телезчо, Дж. Кардано, Патрици. Гуманизм В. фунт; фут выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и волн от сковывающих их пут — таков пафос гуманистической этики В. В нем заключался и индивидуалистический оттенок: призыв к наибольшей полноте жизненных • ощущений, ограниченной лишь соображениям пользы и чувством самосохранения (К. Раймонди, Лоренцо Валла). подчинение моральных принципов достижению цели (“Государь” Макиавелли). Однако это был индивидуализм, делающий первые шаги и далекий от узости и ограниченности, к-рые он приобретает в буржуазную эпоху. Об этом свидетельствуют и свойственное множественное число гуманистам представление о разумности человеческой деятельности, и идеи врожденной склонности человека к добру (Кардано), и упования на идеальное, разумное общественное устройство (в формировавшихся в этот период социально-утопических представлениях — Мор. Мюнцер, Кампанелла), и элементы трагизма, присущие жизнеутверждающей в целом культуре В. Противоречивая, наполненная большими социальными изменениями переходная эпоха отразилась и в социально-политических концепциях. Для них характерны: утверждение независимости государственно-политических и другие форм общественной жизни от санкции церкви, поиски способов выражения в них народной воли и суверенитета (Макиавелли, Ж. Воден, Э. Ла Боэси, А. Моджевский). В многомерности и многоплановости идей В.— истоки множественное число философских представлений, получивших развитие в последующие эпохи.
Это интересно


Россия