Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

власть

Большой энциклопедический словарь

ВЛАСТЬ - в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и другие ); политическое господство, система государственных органов.
ДИСКРЕЦИОННАЯ ВЛАСТЬ - (от французское; слово французского происхождения discretionnaire - зависящий от личного усмотрения), особые полномочия, предоставляемые главе государства, правительства или иному высшему должностному лицу, дающие ему право действовать по собственному усмотрению, в частности в чрезвычайных обстоятельствах.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

власть - политическое господство, государственное управление и его органы В. Советов или советская век Верховная век Прийти к власти. Быть у власти.
власть - власть право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле Родительская век Превышение власти. Под чъей-нибудь властью быть, находиться. В. употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять век над собой (терять самообладание). Во власти предрассудков ( в переносном значении : о том, кто полон предрассудков).
власть - власть лица, облеченные правительственными, административными полномочиями Местные власти.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ВЛАСТЬ - женский род право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление;
ВЛАСТЬ - начальство, начальник или начальники. Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая власть Богу ответ дает. Сельския власти, из крестьян, голова, староста и прочее Бог дает тому власть, кому похочет. Разошлась новгородская власть, разошелся и город, старый, старая форма имени Гость во власти хозяина. Властный, кому дана власть, сила, право и воля чем распоряжаться: сильный, могучий властью. Властно наречие вольно, со властию, по праву.
ВЛАСТЬ - Властный старый, старая форма имени и западный свой, собственный. Подписал рукою властною. Власно наречие (от власть? или от волос в волос?) сибирское западный южное, южный подобно, ровно, точно как, точь в точь, ни дать, ни взять. Властитель ница, властелин м линша линка женский род властель малый; мужской род волостель и волостельша, господин и госпожа; владетель, владелец, кто держит власть, право и силу над чем, кто повелительно; повелительное наклонение евает, управляет, владеет. Властителев, властелинов; властительницын, властелиншин, властелинкин, владетелев, владетельницын. Властельский, властелинский, властительский, относящийся до власти, властей; свойственный начальству, особ. высшему. Властительство, властелинство, властельство средний род волостельство, власть или владычество, господство, полновластное управление. Властвовать, властить, властительствовать, властельствовать чем, над кем, управлять властно, господствовать, повелительно; повелительное наклонение евать, распоряжаться. Властвование, владение, управление, в значение действия; господствование. Властодержавный, державновластный, самодержавный, вседержавный, всевластный. Властодержец м держица женский род старый, старая форма имени верховный властелин, государь. Властодержатель малый; мужской род правитель, наместник. Властолюбие средний род любоначалие, страсть к господству, ко властвованию. Властолюбивый, страстный до власти, добивающийся самовластия. Властолюбец м любица женский род человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиниться. Властоненавидец ненавистникм. возмутитель; своевольник, не терпящий властей.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ВЛАСТЬ - множественное число власти, властей, женский род
. . . 1. только единственное число право и возможность подчинять кого-что-нибудь своей воле, распоряжаться действиями кого-нибудь Государственная власть. Родительская власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Брать, взять, потерять власть. Подчиняться власти кого-нибудь Быть под властью кого-нибудь, во власти кого-нибудь Властью председателя, лишаю вас слова. Иметь власть над кем-нибудь Власть имущие (см. имущий).
. . . 2. Права и полномочия правительства, правительственного лица (полит.). Вся власть Советам! (лозунг Октябрьской революции). В власти? Блок. Прийти к власти (получить правительственную власть).
. . . 3. только единственное число Образ правления, государственный строй (полит.). Советская власть.
. . . 4. в переносном значении , только единственное число Могущественное влияние, принудительная сила. Власть тьмы. Власть золота. Во власти страстей.
. . . 5. чаще множественное число Лица, облеченные властью, начальство. Власть на местах. Местная власть. Сельские власти появились на сходе. По предписанию военных властей. Бездействие власти. Да он властей не признает! Грибоедов.
. . . превышение власти (право) - превышение данных полномочий. Власть предержащая - смотрите также предержащий. Во власти чьей, с инф. - кто-нибудь вполне может сделать что-нибудь В его власти отказаться. Ваша власть ( разговорная форма ) - как вам угодно, дело ваше. - Счастливые часов не наблюдают. -Не наблюдайте, ваша власть. Грибоедов.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

власть - власть -- власть, -и, множественное число -и, -е́й
власть имущие - вла́сть иму́щие -- вла́сть иму́щие, вла́сть иму́щих
власть предержащая - вла́сть предержа́щая -- вла́сть предержа́щая, вла́сти предержа́щей и вла́сти предержа́щие, власт`ей предержа́щих

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

власть - женский род
- - - 1) Право и возможность повелительно; повелительное наклонение евать, распоряжаться действиями, поведением кого-либо
- - - 2) Могущественное влияние чего-либо, неодолимая сила чего-либо
- - - 3) Инструмент поддержания определенного порядка в обществе, государстве, его организации и управлении; форма управления страной.
- - - 4) а) Право и возможность управления государством. б) Права и полномочия органов государственного управления. в) Права и полномочия должностных лиц.
- - - 5) смотрите также также власти.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ВЛАСТЬ - авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиям и другие людей. Христианство признает один источник власти — Бога, свидетельствующего о Себе: «У Меня отмщение и воздаяние... Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32: 35, 39). «Что Бог... Вседержитель, все надзирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть над всем Судия — мы, конечно, и знаем, и исповедуем», — писал еще в VIII в. прп. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Дамаскин в «Точном изложении православной веры». Эта высшая неограниченная самодержавная власть Бога промыслительно охватывает бытие мира во всех подробностях. «Промысл есть воля Божия, по которой все сущее целесообразным образом управляется, — продолжал святой Евангелие от Иоанна или послание Иоанна . — Но одно из того, что подлежит Промыслу, бывает по благоволению, другое — по снисхождению. По благоволению — то, что беспрекословно хорошо; видов же снисхождения — много». Снисхождением святой отец называет в своем сочинении попущение Божие. Итак, источник власти один — Бог. Люди сами по себе не являются источниками власти, как бы много их ни было, в каком бы взаимном согласии они ни находились. Народовластие, «народное представительство», с точки зрения христианства, — абсурд. Народ не может никому поручить свою «власть», ибо у него этой власти просто нет. Но единый Божественный источник власти предполагает два ее вида. Первый, «по благоволению», — «беспрекословно хорош». Это власть богоугодная, находящаяся в соответствии с Законом Божиим, то есть законная. Об этой власти в Евангелии сказано: «Слово Его было со властию» (Лк. 4:32), «дал им силу и власть над всеми бесами» (Лк. 9:1), «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9:6). Эта христианская власть направлена всецело ко благу людей. Ее государственным воплощением и является русское самодержавие. Свидетельствуя о своем «подзаконном» отношении к заповедям Божиим самим фактом утверждения власти Царя в Таинстве Миропомазания, самодержавие не имеет своих «самостоятельных» нецерковных идеалов и целей. Вопреки расхожему взгляду, православная государственность России не претендовала на самоценность, в идеале смиренно довольствуясь ролью «ограды церковной». Целью такой власти является всемерное содействие попыткам приблизить жизнь народа во всем ее реальном многообразии к евангельскому идеалу. Иными словами, цель богоугодной власти — содействие спасению душ подданных, в соответствии со словами Божиими: «Не хощу смерти грешника, но еже обратися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез. 33:11). Однако есть в мире другая власть. Искушая Христа Спасителя господством над миром, сатана прельщал Его, говоря: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне». Источник этой сатанинской власти — попущение Божие. Сатана только временный ее владелец, он сам свидетельствует, что она ему лишь дана. «Ибо часто Бог попускает, чтоб и праведник впал в несчастия», — говорит прп. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Дамаскин. Эта попущенная Богом по Одному Ему ведомым причинам беззаконная (противная Закону Божию) власть губительна для народа, всецело направлена к погибели подвластных ей людей. Осмысление религиозного содержания власти стало одной из первоочередных забот Руси после Крещения. Этой теме посвящено уже «Слово о вере христианской и латинской» прп. Феодосия Киево-Печерского, написанное в промежутке между 1069 и 1074 как поучение великий князь Изяславу Ярославичу, которого послы папы римского пытались склонить к католичеству. В «Слове» на первый план выдвигаются вопросы о долге власти защищать истинную веру и об обязанностях князя-христианина, в частности. Показательно, какое трепетное отношение вызывает вопрос чистоты православного вероисповедания. Католики в «Слове» не называются христианами, «латыньская» вера противопоставляется «хрестьянской», как тьма — свету. «Княже боголюбивый, — начинает поучение святой подвижник, подчеркивая, что обращается к князю как к ревностному христианину, предлагая ему задуматься об обязанностях, налагаемых достоинством властителя. — Нет другой веры лучше нашей — такой, как наша чистая и святая вера православная... Не следует, чадо, хвалить чужую веру! Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту, и эту веру Бог дал», — то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!» Настаивая на самой жестокой позиции там, где дело идет о защите веры, прп. Феодосии не менее строго внушал князю мысль о необходимости милосердия и любви в вопросах гражданских. «Подавай милостыню не только единоверцам, но и чужим. Если увидишь раздетого или голодного, или больного лихорадкой, или одержимого какой-либо другой бедой, даже если это будет иудей... — всякого помилуй и от беды избавь, если можешь, и не оставит тебя Бог без вознаграждения». Ход мысли прост: первый долг христианина — сделать все для спасения души. «Человек — олицетворенный долг», — говорили святые отцы. «Выполняй, по мере сил, свой долг перед Богом, и спасешься». Князь, как имеющий от Бога власть, должен будет ответить за то, как он ее использовал — во благо ли? Власть есть лишь особое служение, источник дополнительных религиозных обязанностей. Князь распорядится властью достойно, богоугодно, если употребит ее на защиту веры и помощь нуждающимся, — таков, вкратце, вывод преподобного Феодосия. Его поучение стоит первым в длинном ряду древнерусских литературных памятников, сохранивших для нас многочисленные наставления на эту тему. Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и беспринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра, как «Божие тягло». «Гордости не имейте в сердце своем и в уме, — писал в 1117 великий князь Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти, — смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу, все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней». Эта мысль, что князь (царь, любой «власть имеющий») лишь распорядитель власти, данной Богом, и ответчик перед Ним за врученную его попечению страну и людей, — лежала в основе самовоззрения всякой законной власти на Руси. Такое ее осмысление невозможно в рамках атеистического, рационального, материалистического мировоззрения. К нему не способны люди, ставящие во главу вещественные, материальные интересы быта и низшие потребности человеческого естества, отвергая христианскую духовность. Русская история учит, что общество, желающее сохранить в себе державные черты, должно признавать — верховная власть в стране принадлежит не партии какой-нибудь, не организации или сословию и даже не народу в целом: она принадлежит основополагающим принципам нравственности. «Не лги!», «Не воруй!», «Не блуди!», «Не скупись!», «Не завидуй!», «Не злобься!», «Не гордись!» — вот что должно определять нашу жизнь. Это хорошо понимали русские люди уже много веков назад. «Кому уподоблю великого сего князя Димитрия Ивановича, — вопрошает автор жития сверху Димитрия Донского, современник князя. — Ты чистоту соблюл, и будучи рабом Божиим, Божий (врученный Господом. — Примеч. авт.) престол соблюл, явившись державным господином земли Русьской». Эта нравственная чистота, это обоюдное — со стороны народа и власти — признание над собой верховенства Закона Божия есть основа их единения не за страх, а за совесть: в горе и в радости, в блеске величия и пред лицом исторических испытаний и потрясений. Конституцией Православной России всегда были Заповеди Божий. В евангельских заповедях Сам Господь Бог явил людям Свою святую волю, и потому-то иного источника власти христианство не признает впредь. Именно эту власть воплощал в своем лице Помазанник Божий — Русский Царь. Вот отчего тяготела всегда российская государственность к Самодержавной форме устроения. Русское Самодержавие — система не столько политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственных воззрений народа на природу и цель власти. При таком воззрении место самого народа в государственном и общественном организме Русской державы было всегда гораздо более ответственным и почетным, нежели то, которое предлагают ему иные льстивые радетели «народовластия». В своей соборной полноте он являлся живым хранителем святынь религиозной нравственности в их жизненно-практической, бытовой, повседневной определенности. И такое служение народ не прекращал никогда. Потому-то и сегодня, несмотря на дьявольские усилия по растлению России, жива еще русская душа и есть прочная основа для возрождения страны. Препятствием на таком пути (как бы это ни казалось странным нынешнему общественному мнению) является прежде всего миф о «народовластии». Этот принцип на деле неосуществим. Ответьте мне, русские люди, положа руку на сердце: кто из вас чувствует себя сегодня «власть имеющим»? Лозунг народовластия — всего лишь лукавая приманка для доверчивых, ширма, за которой обделывают свои мрачные делишки политиканы, без чести и совести грабящие народ «от имени народа». Так что давайте скажем честно — никому народ своей власти не препоручал по той простой причине, что власти у него никогда не было. В России во все века Церковь была заинтересована в сильной, здоровой и ответственной власти. Не из подобострастия, конечно, а потому, что такая власть — это мир вместо гражданских конфликтов и войн, это возможность воспитать из русских детей достойных граждан, а не безродных рвачей и беспамятных себялюбцев, это возможность научить русских девушек быть верными женами и любящими матерями, а не размалеванными блудницами, это возможность спокойно и внятно объяснить людям, что смысл жизни — в спасении души, то есть в творении добра и правды, а вовсе не в бешеной гонке за деньгами и славой. Такая власть всегда укрепляла на Руси свое единство с народом бережным отношением к его святыням. Потому-то их взаимоотношения даже в худшие времена быстро теряли характер конфликта, недоверия и отчуждения, без лишнего труда становясь отношениями со-служения, со-работничества на ниве Божией, угождения Господу в делах правды и благочестия. «Душа каждого человека — от рождения христианка», — говорили Святые Отцы. Здоровые нравственные понятия любого из нас неизбежно тяготеют к евангельскому идеалу. Воцерковление же дает точку опоры этому природному тяготению, сообщает нравственным понятиям стройность, полноту и определенность. На попечительном, отеческом отношении Церкви к духовно-нравственной стороне государственной и общественной жизни веками основывалась «симфония властей» — светской и духовной. Эта симфония есть такое их взаимное отношение, когда каждая несет полноту ответственности в своей области, в то же время взаимно поддерживая, дополняя и обогащая друг друга. К этому идеалу не может не стремиться Церковь, ибо в нем воплощен многотысячелетний опыт христианской национальной государственности — человеколюбивой и сострадательной, в отличие от той беспощадной системы, которую в России ныне пытаются прикрыть фиговым листком «демократии». Митрополит Евангелие от Иоанна или послание Иоанна (Снычев)

Финансовый энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы - законы. Кроме того, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ принадлежит право принятия бюджета и финансовых законов и право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. В парламентарных странах исполнительная власть несет ответственность перед ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ. Органом ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ является парламент. Иногда под ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ понимают только полномочие высших органов государственной власти издавать законы.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией "разделения властей" власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, тысяча е. законодательной властью законов. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ принадлежит либо президенту - главе государства, и правительству (в тысяча н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах). Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ в парламентских странах сугубо номинальна. В современную эпоху фактическое значение ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ выходит далеко рамки, установленные теоретически, и самими конституциями. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента.

Большой юридический словарь

ДИСКРЕЦИОННАЯ ВЛАСТЬ - (от французский discretionnaire - зависящий от личного усмотрения) - предоставление органу или должностному лицу полномочия действовать по собственному усмотрению в рамках закона ( например , глава государства в парламентарной республике в обычных условиях не может издавать нормативные акты без скрепы премьер-министра или соответствующего министра (контрасигнатуры), а при чрезвычайных обстоятельствах - может). Особенно часто Д.в. осуществляется административными органами и судами, что означает на практике отказ от таких демократических принципов, как неприкосновенность личности, презумпция невиновности и тысяча п.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях-и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях принадлежит исключительно монарху.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - согласно официальной конституционной доктрине ряда стран Латинской Америки (Колумбия, Никарагуа и другие ), одна из независимых и самостоятельных публичных властей (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) в государстве. Осуществляется гражданами, составляющими избирательный корпус. Свое организационное выражение эта власть находит в создании избирательных трибуналов (электоральная юстиция), рассматривают споры о выборах.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Современные конституции формально наделяют И.в. главу государства (в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на деле в парламентарных монархиях и республиках И.в. целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление И.в. правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне И.в. возложена на различные органы местного управления и самоуправления (губернаторы, мэры, префекты, старосты и подчиненный им аппарат).
КОНТРОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - согласно одной из теорий в науке конституционного права власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной. В большинстве государств Кулагин в. представлена высшими органами государства особого рода (конституционные суды, счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсманы). В отличие от ведомственного, административного контроля, институты Кулагин век занимают самостоятельное место, они организационно обособлены от других "ветвей" власти. Органы Кулагин в. занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти. Понятие "П.в." характеризует не столько функциональное назначение, сколько природу власти, способ ее осуществления. П.в. нельзя отождествлять с законодательной властью, поскольку не всякая П.в. включает законодательные полномочия (так, осуществляющие П.в. муниципальные советы не могут принимать законы) и, наоборот, не всякая законодательная власть осуществляется органами П.в. ( например , власть абсолютного монарха). Кроме того, П.в. помимо нормотворческих заключает в себе контрольные, а иногда распорядительные и иные полномочия. Характер П.в., во многом определяется видом (принципом) представительства. В науке конституционного права различаются сословное, национальное (народное), корпоративное, конфессиональное, региональное и этническое представительство.
РЕГЛАМЕНТАРНАЯ ВЛАСТЬ - в Испании, Франции и некоторых других странах право правительства регулировать общественные отношения-актами (регламентами), юридическая сила которых ниже, чем закона. Однако это не подзаконные акты, поскольку могут издаваться по вопросам, которые законом не регулируются (а во Франции, например , и не могут регулироваться). В РФ понятию "Р.в." до некоторой степени соответствует понятие "указное право".
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, тысяча е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права( например , Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах), контрольных полномочий ( например , проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и тысяча п.), а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. В демократических государствах основные,полномочия осуществляют суды различных категорий (см. Суд), а иногда и квазисудебные органы. В РФ "основные полномочия С.в. осуществляются только судами (в тысяча число, числительное единолично судьями).
УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - согласно конституционной доктрине ряда стран (Франция, Колумбия и другие ), независимая и самостоятельная публичная власть, занимающая место в разделении властей наравне с законодательной, исполнительной и судебной. Содержанием У.в. являются полномочия по принятию или существенному изменению конституции государства. У.в. может осуществляться либо самими законодательными органами, либо специальными - учредительными собраниями, либо непосредственно избирательным корпусом (через референдум), либо совместно двумя из вышеперечисленных субъектов. В некоторых исключительных случаях осуществление У.в. берут главы государств или правительств, что может выражаться, например , в октроировании конституций.

Cловарь философских терминов

ВЛАСТЬ - ВЛАСТЬ — форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (В. экономическая, политическая, государственная, семейная и другие ). Сущностью В. являются отношения руководства и подчинения. Наиболее важным видом В. является политическая В., то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю, определяемую в конечном счете объективными потребностями и интересами. Гл. средствами ее осуществления являются политика, административные акты, правовые нормы. В.— одно из осн. понятий политической социологии. Среди различных видов В. выделяется государственная В., к-рая доминирует в об-ве, является осн. объектом в политической борьбе. Государственная В. может добиваться своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата. Система В. основана на отношениях субординации, то есть многоуровневого подчинения, иерархии. Совр. динамика политических процессов в различных об-вах связана с бюрократизацией В., к-рая выступает как подчинение людей безличным правилам с целью приспособления их к заданным функциям и отношениям и предполагает наличие санкций за отклонение от предписанного поведения. В социалистическом об-ве на смену В., основанной на отношениях господства и подчинения, должна прийти система В., основанная прежде всего на убеждении, руководстве, влиянии, контроле и лишь отчасти на принуждении, однако исторический опыт ряда стран показал опасную тенденцию к деформации В., ее бюрократизации на основе идеологии культа личности и связанных с этим массовых репрессий, экономического застоя, деморализации. Гарантией укрепления социалистической природы В. служат радикальная реформа политической системы, последовательное проведение в жизнь принципа разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) и полномочий между различными политическими институтами (государство, хозяйственные, общественные и иные организации), формирование правового государства и социалистического парламентаризма, выборности всех осн. должностных лиц, развитие плюрализма. В процессе обновления социализма в СССР развивается парламентская система, в к-рой большое значение приобретает президентская В.
Это интересно


Россия