Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

варяг

Большой энциклопедический словарь

ВАРЯГ - русский крейсер (в строю с 1901). В начале русско-японской войны 27.1(9.2).1904 "Варяг" (капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев) вместе с канонерской лодкой "Кореец" героически сражался у Чемульпо (Корея) с японской эскадрой. Ввиду угрозы захвата противником был затоплен командой, а "Кореец" взорван. Этому подвигу посвящено несколько песен.
ПУТЬ "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ" - древний водный торговый путь из Балтийского в Черное малый; мужской род , по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией. От Балтийского малый; мужской род по река Нева, Ладожскому оз., река Волхов, оз. Ильмень, река Ловать, волоком до река Зап. Двина, волоком до река Днепр и далее в Черное малый; мужской род На этом пути находились крупнейшие города - Новгород Великий, Киев и другие

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ВАРЯГ - малый; мужской род скупщик всячины по деревням; маяк, тархан, орел; или кулак, маклак, прасол, перекупщик; или офеня, коробейник, щепетильник, меняющий мелочной товар на шкуры, шерсть, щетину, масло, посконь и прочее

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

варяг - малый; мужской род смотрите также варяги.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» - название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в к. IX — ново-. Ср. нов. X вв. Наибольшее значение имел в X — 1–й трети XI вв. Южную его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (X в.), кривичи и другие подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и другие города большие (на 30 — 40 чел.) долбленые ладьи — «однодревки», которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место «Крарийскую переправу» (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на о. Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами в днепровском лимане, плыли вдоль западного берега Черного моря до Царьграда. Северная часть пути, по сообщению «Повести временных лет», через волок, соединявший Днепр и Ловать, шла по Ловати, Ильменскому оз., Волхову, Ладожскому оз., Неве в Варяжское (Балтийское) море. Однако, судя по расположению кладов арабских, византийских и западноевропейских монет, главный путь шел от Днепра на река  Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку и от Днепра на река  Касплю к Витебску и далее по Западной Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Великими Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутреннее значение. Путь из «варяг в греки» был связан с другими водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в арабский Халифат. С юга по пути возили: из Византии — вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и тысяча  д.; с Волыни — шиферные пряслица и другие С севера по пути возили: из Скандинавии — некоторые виды оружия и художественного ремесла, из Северной Руси — лес, мех, мед, воск, из Прибалтийских стран — янтарь. Во 2–й пол. XI — XII вв. усилились связи с Западной Европой и путь из «варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и другие Л. Алексеев
Это интересно


Россия