Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

устав

Большой энциклопедический словарь

НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ - 1667, закон о внутренней и внешней торговле России. Цель: пополнение государственной казны, поддержка отечественного купечества. Унификация пошлин, ограничение иностранцев. Развивал нормы торгового устава 1653.
ПОЛЕВОЙ УСТАВ - официальный документ, определявший в Вооруженных Силах СССР основные положения по подготовке и ведению соединениями и частями общевойскового боя, управлению войсками, их передвижению и другие
ТОРГОВЫЙ УСТАВ - 1653, ввел в Российском государстве единую торговую пошлину (рублевую), отменил ряд проезжих пошлин, увеличил пошлины с иностранных купцов. Его нормы развиты в Новоторговом уставе 1667.
УСТАВ - тип почерка древних славянских рукописей, написанных кириллицей с четким начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений. Ср. Полуустав.
УСТАВ - свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности.
УСТАВА НА ВОЛОКИ - 1557, законодательный акт Великого княжества Литовского, на основе которого была проведена волочная помера.
ДВИНСКАЯ УСТАВНАЯ ГРАМОТА - 397, памятник русского права; дана великим князем московским Василием I. Вводила порядок наместничьего управления Двинской землей. Защищала права и владения бояр, отчасти купцов; привлекала общину к борьбе с нарушениями норм права и так далее
УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ - фиксировали отношения помещика с временнообязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861, устанавливали размер надела и повинности за пользование имя Вводились мировыми посредниками.
УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ - первоначальная сумма капитала предприятия (фирмы), определенная его уставом и формируемая в основном за счет выручки от продажи акций.
УСТАВОБРАНИТЕЛИ - сербско-хорватское - защитники устава (конституции), политическая группа в Сербии в 30-50-х гг. 19 век , выступавшая за введение конституции и другие При князе Александре Карагеоргиевиче (1842-58) установили фактически свое правление. Великосербская программа (1844; И. Гарашанин и другие ) части уставобранителей оказала влияние на внешнюю политику Сербии.
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УСТАВЫ - в России, законодательные акты, определявшие устройство и порядки в университетах:..1) 1755, для Московского университета, управление: кураторы и коллегия профессоров, подчинялись Сенату;..2) 1804, общий, ввел автономию университетов;..3) 1835, упразднил университетский суд, подчинил университеты попечителям учебных округов;..4) 1863, в ходе реформ восстановил автономию;..5) 1884, в период реакции вновь упразднил автономию; действовал до февраля 1917.
УСТАВЫ ВОИНСКИЕ - официальные документы, регламентирующие повседневную деятельность военнослужащих, жизнь, быт и несение службы в вооруженных силах, подготовку личного состава; определяют основы боевых действий подразделений, частей и соединений. В Российской Федерации и ряде других государств подразделяются на боевые уставы и общевоинские уставы (внутренней службы, дисциплинарный, гарнизонной и караульной служб, строевой).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

устав - вид письма: крупный почерк древних латинских, греческих и славяно-русских рукописей, отличающийся тщательно выведенными буквами геометрического рисунка
» устав - устав установленный государством или общественной организацией свод правил, регулирующих деятельность каких-нибудь организаций У. партии. Воинский уезд. У. сельскохозяйственной артели.
уставить - ставя, занять всю поверхность чем-нибудь У. полку книгами.
» уставить - уставить ставя, разместить У. все книги на полку. У. в линейку, в шеренгу.
уставиться - pl тоже, что и разместиться Книги уставились на полке. У. в шеренгу.
» уставиться - уставиться Colloq начать смотреть пристально, не сводя глаз Что ты на меня уставился?
» уставиться - уставиться стать заставленным чем-нибудь Подоконник уставился цветами.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

УСТАВАТЬ - устать, утомиться, уходиться, умориться, умаяться, изнемочь, выбиться из сил. Устают от ходьбы, работы: голова устает и от умственого труда. Устал, так посиди
» УСТАВАТЬ - Устать, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения стать, остановиться. Громи устанут.
» УСТАВАТЬ - южное, южный западный встать, подняться. Уставанье длит. устание окончат. усталь, устань женский род состояние по глагол Без устали работает. Бились до устали.
» УСТАВАТЬ - Усталь, старый, старая форма имени усталая, замученная гоньбою лошадь. Не устать ждать, только бы выждать. Говорить не устать, было бы что сказать. Сделать бы не уста ть, да не разорваться стать. Не устать поспешать, было б кого (за кем) гнать. Спать не устать, да голод доймет. Встанешь, устанешь, поешь, отдохнешь да опять ляжешь. Не устала кобыла, что до Киева сходила. Устанешь, пристанешь: отдохнешь, опять повезеш ь. На этом свете не устанешь, так на том не отдохнешь. Говоря про людей устанется, а слушая про себя достанется. Усталый, усталой, уставший, ослабевший от натуги. Усталые клячи бредут, повесив головы лость, усталь, состоянье усталого, утомленье, истома , архангельское; архангельская губерния, архангельский говор вят. устаток.
УСТАВЛЯТЬ - уставить; устанавливать, установлять, установить, почти одно и то же: что, чем, наполнить место, ставя что, или расставить вещи в порядке, в должиом числе, разместить. Уставлять мебель. Все окна уставлены цветами, полка книгами, посудой. Вся с тена установлена образами.
» УСТАВЛЯТЬ - что, где, куда, уместить. Этой посуды в шкаф не уставишь, не пойдет, тесно.
» УСТАВЛЯТЬ - что, поставить как следует. Орудия не установлены еще на станки. Леса, для стройки, уставлены. На обсерватории начали уставлять наблюдательны е снаряды. Уставить мельницу, пустить в ход.
» УСТАВЛЯТЬ - Уставить, установить орудие по прицелу, или зрительную трубу на предмет, навести. Уставить глаза, вперить, устремить недвижно на что. Уставили глаза и приложили уши, Крылов.
» УСТАВЛЯТЬ - Постановить, либо определить, назначить, дать правило, закон, порядок, учредить, узаконить. Устави им заповедь. книга Бытия Правительство установило праздничные дни. На всякое дело установлены свои порядки.
» УСТАВЛЯТЬ - кого, сев. одеть, убрать, нарядить. Кто уставлял вашу невесту? вологодское
» УСТАВЛЯТЬ - О степенить, наставить на добрый путь. Свой ум не уставит, так не уставит и отецмать. Пропойцу не уставишь ся, страдательный; страдательный залог и возвратный; возвратный залог по смыслу речи. Лестница уставится цветами. Этот стол тут не установится, не станет. Астрономические трубы установляются накаменных столпах, с самого основания здания. Всех басее (краше) не уставишься, сев. не нарядишься. Ныне малый уставился, сев. остепенился, живет полюдски, не пьет. Зима, погода установилась, стала постоянною, устоялась. Осел, уставясь в землю лбом, Крыло в: упершись или наклонясь. Этот порядок искони установился, уставился. Состарился, а жить не уставился. Не нами уставилось, не нами и переставится. Пока уставится, а в карман немного останется, у мота.
» УСТАВЛЯТЬ - Уставляться, псковское тверское жеманиться? Уставенитьсяили уставуриться на что глазами, псковское уставиться, выпучить. Устанавливанье длит. уставленье, установленье окончат. устав, установ малый или мужской род уставка, установка женский род действие, действительное по глагол Устанавливанье шашек. Уставленье книг, полок книгами. Установленье новых порядков. Не дорога пляска, дорога уставка. Установка мельницы. Устав, уставка жерновов.
» УСТАВЛЯТЬ - Установленье, постановленье, закон.
» УСТАВЛЯТЬ - Учрежденье или заведенье. Кредитные установленья.
» УСТАВЛЯТЬ - Устав, собрание законов, правил, на какойлибо предмет. В чужой монастырь со св оим уставом не ходят (не ходи). Гляди весело, как солдат по уставу во фрунте. Не долго той земле стоять, где учнут уставы ломать ( старый, старая форма имени ). Устав церковный, воинский устав.
» УСТАВЛЯТЬ - Способ, обрав, манера пенья, установка, то же. Голос не больно хорош, да уставили установка хороша. Из лука не мы, из пищали не мы, а чарочку винца и установочка чиста!
» УСТАВЛЯТЬ - Устав, старинный почерк стоячими буквами. Харатерные рукописи наши писаны уставом; противоположное, в противоположном значении скоропись. Есть и полустав, переход ко скорописи.
» УСТАВЛЯТЬ - Уставка, п ереплеч. две доски на винтах, для сшивки на бичевках листов.
» УСТАВЛЯТЬ - Установ, регулятор, в плуге.
» УСТАВЛЯТЬ - Условие, уговор, до говорится, говорят Уставный, к уставу относящийся Уставное письмо, писанное уставом грамата, старый, старая форма имени устав о суде и расправе, который давался городу, вол ости. В монастыре богорадно, общее житье чинно и уставно, в порядке, старый, старая форма имени Невеста уставно одета, нарядно, вологодское Уставная работа, шитье, архангельское; архангельская губерния, архангельский говор спорая, прочная. И не красно сшито, да уставно. Новый друг, что не уставный плуг кость старый, старая форма имени чин, порядок , положенье обрядов. Уставщик м щица женский род уставившй, установивший чтолибо. Уставщик певчих, старший, на одном клиросе. Уставщик мельницы, сохи, мастер устанавливать и ладить. Каков уставщик, таковы и чтецы щиков щицын, что лично их; щичий, к ним от носщс. Установный, к установу относящийся
» УСТАВЛЯТЬ - Установленный, положенный правилами.
» УСТАВЛЯТЬ - Сев. чинный, степенный, приличный, красивый. Устанавливатель, установлятель, и новитель ница, установщик щиица, установивший что: учредитель. Устань женский род новгородское слово Тихвинского уезда Новгородской губ. Ср. тихв. хор ошее хозяйство, порядочный домашний обиход. Устанливая хозяйка, домовитая, скопидомка, порядливая.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

устав - смотрите также чин

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

УСТАВАНИЕ - уставания, множественное число нет, средний род ( слово книжное ). Состояние по глагол уставать.
УСТАВАТЬ - устаю, устаёшь; уставая, пов. уставай. Несов. к устать.
УСТАВИТЬ - уставлю, уставишь, совершенный вид глагола (к уставлять).
. . . 1. кого-что. Ставя, разместить, уместить. Всю посуду не уезд. на эту полку.
. . . 2. кого-что кем-чем. Поставив кого-что-нибудь, занять всю площадь, покрыть всю поверхность чего-нибудь Уставить полку книгами. Уставить стол бутылками. Все окна уставлены цветами.
. . . 3. что. То же, что установить в 1 значение (простореч.). Уставить орудие.
. . . 4. что. То же, что установить во 2 значение (простореч.). Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов.
. . . 5. что. Неподвижно устремить на кого-что-нибудь (глаза, взгляд и тому подобные ; разговорная форма ). Уставили глаза (звери на льва) и приложили уши. Крылов. Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза. Тургенев. Все мужчины так на тебя лорнеты и уставят. А. Островский.
УСТАВИТЬСЯ - уставлюсь, уставишься, совершенный вид глагола (к уставляться).
. . . 1. Разместиться, уместиться где-нибудь вся мебель уставилась в одной комнате. Все книги уставились в шкафу.
. . . 2. чем. Покрыться чем-нибудь так, что вся поверхность оказывается заставленной ( разговорная форма ). Поле уставилось скирдами. 3. чем. Направить, устремить что-нибудь куда-нибудь ( разговорная форма ). Осел, уставясь в землю лбом, "изрядно", говорит. Крылов. || со словом "глазами" и без него, в кого-что и на кого-что. Не сводя глаз, неподвижно устремить взор на кого-что-нибудь ( разговорная форма ). Уставился посоловелыми мутными глазами на Мурашкину. Чехов. Он уставился острыми глазами в лицо Андрея. М. Максим Горький; слово из произведений Максима Горького . Маркелов опять уставился на угол и жевал усы. Тургенев.
. . . 4. Тоже, что установиться в 1 значение ( устаревший, устаревшая форма ). В народной совести уставилось решение, что больше тут злосчастия, чем лжи. Некрасов.
УСТАВЛЕННЫЙ - уставленная, уставленное; уставлен, уставлена, уставлено. Прич. страд. прош. время от уставить.
УСТАВЛИВАТЬ - уставливаю, уставливаешь, совершенная форма , что (простореч.). То же, что уставлять.
УСТАВЛИВАТЬСЯ - уставливаюсь, уставливаешься, совершенная форма (простореч.).
. . . 1. То же, что уставляться в 1 значение
. . . 2. Страд. к уставливать.
УСТАВЛЯТЬ - уставляю, уставляешь. Несов. к уставить.
УСТАВЛЯТЬСЯ - уставляюсь, уставляешься, совершенная форма
. . . 1. Несов к уставиться. 2. Страд. к уставлять.
УСТАВНОЙ - уставная, уставное, и УСТАВНЫЙ, уставная, уставное.
. . . 1. Прил. к устав в 1 значение ( устаревший, устаревшая форма ). Уставные песни (старинные; обл.).
. . . 2. (только уставный). Согласный с принятым уставом (см. устав во 2 значение ). Уставные пункты (параграфы устава). Уставная форма воздушных сигналов (авиац.). Уставные приемы борьбы (спорт.).
. . . 3. (только уставный). Прил. к устав в 3 значение , написанный уставом (филол.). Уставной почерк. Уставное письмо. Уставная грамота (истор.) - 1) в Московской Руси - акт, устанавливавший порядок местного (городского, волостного) управления; 2) акт, определявший поземельные и повинностные отношения между данным помещиком и бывшими его крестьянами в согласии с общим положением о крестьянской реформе 19 февраля 1861 года.
УСТАВЩИК - уставщика, малый или мужской род
. . . 1. Человек, устанавливающий какие-нибудь правила или определяющий порядок чего-нибудь ( устаревший, устаревшая форма ; средний род устав в 1 значение ). Уставщики кавык и строчных препинаний. Дмитриев.
. . . 2. То же, что установщик (редко, спец.). Уставщик машинный
. . . 3. Заведующий порядком чтения и пения в церкви, согласно с церковным уставом (преимущ. в монастырях; церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения устаревший, устаревшая форма ).
УСТАВЩИЦА - уставщицы. Женск. к уставщик.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

устав - уста́в -- уста́в, -а
уставать - устава́ть -- устава́ть, уста`ю, устаёт
уставить - уста́вить -- уста́вить, -влю, -вит
уставиться - уста́виться -- уста́виться, -влюсь, -вится
уставленный - уста́вленный -- уста́вленный; крайняя форма -ен, -ена
уставлять - уставля́ть -- уставля́ть, -я́ю, -я́ет
уставляться - уставля́ться -- уставля́ться, -я́юсь, -я́ется
уставной - уставно́й -- уставно́й и уст`авный
уставный - уста́вный -- уста́вный и уставн`ой
уставший - уста́вший -- уста́вший
уставщик - уста́вщик -- уста́вщик, -а

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

устав -
1. малый или мужской род
- - - 1) а) Написанный свод, собрание правил, положений, определяющих устройство и деятельность чего-либо, какой-либо организации. б) Свод правил, устанавливающий порядок деятельности, исполнения или применения чего-либо
- - - 2) а) устаревший, устаревшая форма Установившийся порядок жизни, поведения. б) Положение, принцип, служащие руководством в чем-либо; правило.
2. малый или мужской род Один из типов письма, почерк древних греческих, и славяно-русских рукописей, отличающийся прямыми, четкими, с ровным нажимом и тщательно начертанными буквами.
уставать - совершенная форма непереходные
- - - 1) а) Приходить в состояние усталости; утомляться. б) в переносном значении Испытывать душевное утомление от однообразия каких-либо действий, событий, переживаний и тысяча п.
- - - 2) в переносном значении Становиться менее прочным под воздействием многократно повторяющихся переменных нагрузок (о металле).
уставить -
1. совершенный вид глагола переходные разговорная форма
- - - 1) Навести, нацелить, направить что-либо на кого-либо, что-либо
- - - 2) в переносном значении Неподвижно устремить (глаза, взгляд).
2. совершенный вид глагола переходные смотрите также уставлять.
уставиться -
1. совершенный вид глагола разговорная форма
- - - 1) Стать, повернуться в определенном направлении, принять определенное направление.
- - - 2) в переносном значении Пристально, не сводя глаз устремить взор на кого-либо, что-либо
2. совершенный вид глагола смотрите также уставляться.
уставлять - совершенная форма переходные
- - - 1) Ставя что-либо в большом количестве, размещать, уменьшать.
- - - 2) Ставя что-либо, занимать всю площадь, покрывать всю поверхность чего-либо
- - - 3) разговорная форма -сниж. Ставить надлежащим образом; устанавливать.
- - - 4) разговорная форма -сниж. Расставлять, размещать что-либо в определенном порядке.
уставляться - совершенная форма
- - - 1) Размещаться, умещаться где-либо
- - - 2) разговорная форма Покрываться чем-либо так, что вся поверхность, вся площадь оказывается заставленной.
уставно - наречие В соответствии с уставом (1*1).
уставный -
1. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : устав (1*1), связанный с ним.
- - - 2) Определяемый уставом (1*1).
2. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : устав (2*), связанный с ним.
- - - 2) Написанный уставом (2*).
уставшая - женский род Женск. к имя существительное : уставший.
уставший - малый или мужской род Тот, кто устал.
уставщик -
1. малый или мужской род устаревший, устаревшая форма Тот, кто устанавливает какие-либо правила, определяет порядок чего-либо
2. малый или мужской род устаревший, устаревшая форма Тот, кто заведует порядком чтения и пения в церкви (обычно в монастырях).
уставщица - женский род устаревший, устаревшая форма Женск. к имя существительное : уставщик (1*).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ТИПИКОН (Устав) - богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание, в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.
УСТАВ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА О МОСТЕХ - памятник русского права XIII в. Устав определяет принципы организации общественного хозяйства Новгорода Великого, исходя из народных экономических идеалов коллективного, общинного труда, распределения обязанностей и повинностей. Регулируется порядок общественных работ по строительству и ремонту городских проездов и дорог, а также заготовке строительных материалов. Работы распределяются и оплачиваются в определенном порядке всеми городскими и провинциальными сотнями (общинами).
УСТАВ МОНАСТЫРСКИЙ (СКИТСКИЙ) (1) - выдающееся произведение русской духовной и научной мысли, воплотившее в себе основные идеалы и понятия Святой Руси, ставшее своего рода энциклопедией отечественной духовности конца XV—XVI вв. Создан великим русским святым Нилом Сорским. Состоит из 11 глав. Первая глава говорит о борьбе со страстями и о том, как необходимо им противостоять. Прп. Нил проявляет себя здесь глубоким психологом. Он разбирает страсти человеческой души и указывает различные моменты их действия: сначала семя, потом развитие, нечто вроде роста, происходящего в сердце, наконец, полное укоренение; он дает советы, как бороться со страстью и уничтожать на различных этапах ее развития. Следуя за византийскими писателями, Нил указывает пять таких этапов: а) «прилог»; б) «сочетание»; в) «сложение»; г) «пленение»; д) «страсть» в собственном смысле. а) «Прилог» есть лишь некое впечатление, первое движение, проявляющееся в уме или в сердце. Иными словами, это любая мысль, любое чувство, невольно возникающие в человеческой душе. Поскольку они возникают помимо нашей воли, под влиянием того, что нас окружает, человек за них не ответствен. Но если он покоряется дурной мысли или дурному желанию, если он задерживается на них и их задерживает у себя добровольно, то этим он вызывает второй фазис, «сочетание». Иначе говоря: б) «Сочетание» и есть внимание, которое человек обратил на случайно возникшую мысль или на чувство, пробудившееся без полного участия его воли. Этот второй фазис отличается от первого тем, что в нем присутствует зачаток воли. Долг человека, говорит прп. Нил, заключается в претворении в добро любой злой мысли и любого нечистого желания, как только они замечены в душе. Здесь уже перед нами начало борьбы. в) «Сложением» делается следующий шаг. Это уже начало страстного влечения к данной мысли или желанию, определенная склонность к образу или впечатлению, возникшим в душе. Человек почти готов осуществить пришедшую ему мысль, последовать пробудившемуся в нем желанию. Но здесь, как и в первом фазисе (в «прилоге»), человек еще колеблется. Он то противится овладевающим им мыслям и желаниям, то почти готов им отдаться. Когда он будет окончательно увлечен злой мыслью или желанием, это будет «пленение». г) «Пленение» происходит в двух случаях: 1) Если человек невольно привлекается дурными мыслями и прельщается ими вопреки своему намерению. Поскольку это происходит невольно, в этой форме «пленения» нет почти никакого греха. 2) Но если человек вполне сознательно следует своим беспорядочным мыслям и желаниям, то такое душевное состояние представляется особо вредным. Душа возбуждена, человек теряет власть над самим собой, он побежден беспорядочными мыслями и его словно носит волнами в бурю. Это происходит в особенности от слишком частых и праздных бесед. Все эти душевные состояния — более или менее временные. Они приходят к человеку и уходят. Иное дело — «страсть». д) «Страсть» утверждается в человеческой душе надолго, становится привычкой и превращается как бы в составную часть ее характера. То самое, чему человек первоначально отдался свободно, по своей собственной воле, теперь настолько владеет им, что у него почти уже нет сил сопротивляться. Тогда порок укореняется в сердце человека, становится страстью, которая и господствует над человеком безраздельно, превращая его в своего раба. Таков постепенный ход укоренения страстей в человеческой душе. Установив объект борьбы, составляющей смысл монашеского подвига, Нил указывает средства, которыми эту борьбу нужно вести. Первое из них — пресекать каждую дурную мысль, как только она появляется. Побеждать страсть нужно, когда она еще в зачатке; потом уже будет трудно бороться с ней. Второе средство — молитва. Говоря об этом значении молитвы как средстве борьбы со страстями, прп. Нил подробно останавливается на условиях и на сущности молитвы. Он понимает под молитвой не обычное произнесение слов и не богослужение в храме, а молитву особую, внутреннюю — «умную молитву». Чтобы достичь «доброй молитвы», говорит прп. Нил, нужно сначала отогнать все мысли, чуждые Богу, даже чувственные представления духовных вещей, которые на первый взгляд кажутся хорошими. Надо стараться «молчать мыслею». Это первое качество молитвы, заключающееся в отвлечении энергий ума от всякого чувственного предмета, Нил, согласно исихастской терминологии, называет «трезвением сердца». Но этого мало. Очистить сердце, и даже бессознательную глубину личности, может только духовное присутствие Иисуса Христа. Вот почему всю свою силу, всю свою волю надо сосредоточить на одном непрестанном возгласе: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». «И тако глаголати прилежно, аще стоя, аще сидя или лежа... зрети присно в глубину сердечную... елико можно, да не часто дышещи». Если не можешь вполне сдерживать сердце, если дурные мысли продолжают тебя смущать, не падай духом и продолжай молиться. Если посторонние мысли вторгаются в душу и мешают молитве, это — не по нашей воле. Нельзя только допускать, чтобы это происходило намеренно. Внутренняя молитва не должна прерываться ничем внешним: ни песнопением, ни чтением псалмов. Она выше обычной внешней молитвы, которая служит только подготовкой к ней. Если благодатью Божией человек чувствует сладость молитвы и ощущает в сердце влечение к ней, надо особенно стараться сохранить такое расположение души. Внутренняя духовная молитва — не только основное средство для очищения сердца от страстей. Она в особенности — высшая цель человеческого (монашеского) совершенства; она выше всех добродетелей. Добродетелей много и каждая из них только частица добра; а умная молитва, молитва сердцем, есть источник всякого блага. Цель, к которой стремится наш святой, это духовное «сердечное» видение света Христова, которое, очевидным образом, может быть только даром Святого Духа. Жажда этого блага и должна порождать в монахе бодрость и твердую волю. Прп. Нил ничего не говорит о своем собственном опыте и для описания этих высочайших переживаний «совершенной молитвы» прибегает к греческим мистикам, в особенности к Симеону Новому Богослову. Причина этого может быть в его смирении, а может быть в том, что сам он не сподобился таких духовных состояний. «Кий язык изречет? Кий ум скажет? Кое слово глаголет? Страшно бо, воистину страшно, и паче слова. Зрю свет, его же мир не имать, посреди келий на одре сидя; внутрь ся зрю Творца миру, и беседую, и люблю, и ям, питаясь добре единым Боговедением, и соединяюся Ему, небеса превосхожду... Где же тогда тело, не вем». В конце главы Нил обращается к себе самому и к своим современникам — монахам. Мы, грешные, говорит он, недостойны даже слышать эти слова. Он сам дерзнул их привести лишь для того, чтобы мы убедились, сколько мы безумны, когда гонимся за тленными благами мира и хвалимся перед другими, когда ими владеем. Борьба со страстями, будь то подавлением дурных мыслей, будь то сердечной молитвой, есть борьба долгая и требует постоянных усилий. Как быть, чтобы упорствовать в этой борьбе? Третья глава указывает средства для этого. Прежде всего человеку требуется его собственная энергия, твердая воля к борьбе. Кроме того, совершая подвиг внутреннего совершенствования, он должен надеяться и на прямую помощь от Бога, на поддержку благодати, которая «несет тебя на руках своих и хранит от всякого зла». Борьба со страстями — основной «подвиг» монашеской жизни. «Умная молитва» — ее главная цель. Вот почему распорядок дня у монаха должен быть целиком определен стремлением к высшим целям жизни. Всегда и везде, во всех своих начинаниях, словом, делом и мыслью, он должен быть при деле Божием. Четвертая глава описывает распорядок дня монашеской жизни. Пятая глава, наряду с той, которая говорит о молитве, составляет наиболее существенную часть всего трактата. Здесь прп. Нил широко вдохновляется греческими авторами, что не означает, однако, отказа от собственной независимости. В человеке, пишет он, восемь страстей: 1) дух чревоугодия; 2) дух нечистоты; 3) дух алчности (скупости); 4) дух гнева; 5) дух печали; 6) дух уныния; 7) дух тщеславия; 8) дух гордости. С каждой из этих страстей, которые Нил старается анализировать, нужно бороться по-разному. Говоря о той или другой страсти, Нил Сорский рассматривает не только основной порок, но и его различные разветвления. Он учитывает ее физиологическую и психологическую основу, старается проследить самые тонкие извилины души и обнаруживает тайную связь, существующую не только между отдельными пороками, как будто даже не имеющими ничего общего, но и между кажущейся бесстрастностью и пороком; это и позволяет ему дать некоторые очень верные и психологически тонкие советы. Как мы это уже видели по поводу его отношения к посту, все взгляды Нила на отдельные частные добродетели отличаются ясностью и честностью. Вот несколько примеров: говоря о необходимости изгонять из сердца гневные мысли, он указывает, что большую победу над духом гнева одерживает тот, кто молится за обидевшего его брата. В связи с этим преподобный настаивает на «любви и милосердии». Нил советует всеми силами, и с самого начала, бороться с печалью и подавленностью, чтобы они не превратились в черную меланхолию, в «уныние», представляющее собой страшно тяжелую страсть. Если на человека нападает уныние, пусть он старается не роптать на Бога, ибо такой ропот есть то средство, которым пользуется враг, чтобы врасплох овладеть человеческой душой. Тут нужно бороться особенно решительно и молиться больше, чем когда-либо. Лучшим средством против уныния прп. Нил называет молчание, сосредоточенность и раскрытие собственного сердца перед опытным наставником. Не менее старательно и упорно нужно бороться и со страстью тщеславия. Эта страсть весьма тонкая и вкрадывается в нас незаметно, побуждая нас трудиться не для Бога, а для собственного превозношения перед людьми. Она — мать «гордости» и носит различные имена, но всегда и везде она «мерзка». Бог противится гордому, говорит Писание. Такой человек — враг и бес себе самому и носит в себе самом свою погибель. Зачаткам гордости нужно противопоставлять смирение. Каждый должен считать себя хуже всех тварей, даже хуже демонов, ибо демоны нас побеждают. Среди братьев нужно занимать последнее место, носить убогую одежду (это опять — отголосок прпп. Феодосия и Сергия, подлинный дух русской аскезы), нужно любить смиренную «черную работу», не искать своего в беседах, не стараться во что бы то ни стало вставить в спор свое слово, даже если это слово хорошее. В особенности же не надо хвалиться своими делами и случайными заслугами. Шестая глава говорит о том, что в этой борьбе со страстями необходима помощь Божия. При ее наличии мощным средством против всех душевных страстей является постоянное помышление о смерти и о бренности всего земного. Как для тела хлеб есть главная пища, так для добродетельной жизни помышление о смерти существенно и необходимо. Надо помнить о том, что «от древних лет вси угодивший Богу скорбьми и бедами и теснотами спасошася». Этой теме посвящена седьмая глава. Восьмая глава говорит о слезах. «Слезы покаяния» — это «слезы спасительные, слезы, очищающие мрак ума моего». И наступает момент, когда они становятся источником радости. Психическое состояние, которое Нил определяет словом «слезы», близко к тому, которое он называл внутренней «умной молитвой». Тут и там предполагается одинаковый уровень духовной возвышенности. Нередко слезы вызываются «умной» молитвой и очень часто сопровождают ее. После «благодатных» слез, как и после «умной» молитвы, необходимо в особенности хранить свое сердце от посторонних помыслов. Об этом «умном хранении» после мистических переживаний говорит девятая глава. Весь этот процесс внутреннего совершенствования требует от вставшего на этот путь человека полного отречения от мира, так что он должен умереть для всего другого. Тут Нил приводит слова сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Лествичника о трех условиях, необходимых, чтобы человек был настоящим иноком: а) отказ от всякого стремления к материальным благам; б) горячая молитва; в) постоянное «блюдение» и совершенствование сердца. Преподобный спрашивает не без иронии: можно ли назвать «отказом от стремления ко всему земному» существующий у нас обычай владеть землей и селами? Как невозможно читать книгу и совершать богослужение, не научившись сначала грамоте, так невозможно приступить к подвигу внутреннего совершенствования, не отказавшись сначала от всего мирского. Этот подвиг требует прежде всего молчания, внутренней сосредоточенности, чего нельзя достичь без полного отказа от мира (гл. 10). Таков изложенный прп. Нилом Сорским метод нравственного совершенствования человека, его сущность, требования и средства осуществления. Но чтобы все это было действительно хорошо и достигло цели, Нил требует все делать с «мудрованием», ибо «без мудрствования и доброе на злобу бывает» (гл. 11). Свои слова русский аскет подтверждает тут авторитетом сверху Василия Великого. Как и во всем, в свершении монашеского подвига требуется «меру и время уставить». Этот подвиг нельзя предпринимать без предварительного глубокого размышления и не взвесив внимательно свои собственные силы, в особенности же «прежде времени в высокая не предерзати». Указав в заключение три обычные формы монашеской жизни: в полном уединении, в скиту и в большом киновийском общежитии, Нил высказывает свое предпочтение жизни в скиту «еже со единым или множае со двема братома жити»: по его убеждению, это более всего соответствует человеческой природе. При этой форме жизни «брат братом помогает», как «крепость», иноки поддерживают друг друга, взаимно наставляются, имея «единого учителя» — боговдохновенное Писание. Свой трактат преподобный заканчивает заявлением, что написал он его, пользуясь Писанием и творениями святой Отцов, и что, если есть в нем что-либо неугодное Богу или вредное для душ, он заранее то отвергает и просит за то прощения. Но если найдут его добрым и полезным для душ, это ему будет на радость. И кто найдет тут пользу, тот пусть молится о нем грешном, чтобы и он нашел милосердие у Бога. Формулируя в целом учение Нила Сорского, можно свести его к следующим положениям: 1) Основное направление мысли прп. Нила есть направление чисто аскетическое. Жизнь теперешняя — только подготовка к жизни будущей. На земле все бренно, все преходяще, судьба всех — умереть. Скорби и страдания — лучшее, что выпадает на долю человека в этой жизни. Их нужно принимать с радостью и благодарить за них Бога, тысяча  к. они очищают душу и ведут человека к блаженству. 2) Самая «благая часть», какую человек может избрать на земле, — это монашеская жизнь. Монахи — в наиболее прямом смысле слова — служители Божии. Но монашеское состояние не должно быть только телесным: необходимо, чтобы оно было духовным. Оно требует не только умерщвления плоти, но в особенности внутреннего, духовного совершенствования человека. Аскетизм прп. Нила — духовный аскетизм. Его цель — внутреннее нравственное совершенствование человека, а не изнурение тела. Поле битвы для монаха — не его тело, а его сердце и его мысли. Монах может и должен питать и поддерживать свое тело настолько, насколько это ему требуется, и даже порою дать ему отдохнуть. Телесный пост не так существенен в монашеской жизни. Количество принимаемой пищи должно соответствовать силам и потребностям каждого. Монах должен бороться не со своим желудком, а со злыми мыслями в своей душе, со страстями своего сердца. Путь, которым всякий человек достигает спасения, — это путь нравственного перерождения, внутреннего перевоспитания, а не внешних обрядов. 3) Этот взгляд Нила на характер и цель монашеской жизни определяет отчасти и его взгляд на мир. Основа его идей, характерная черта его мировоззрения — это первенство внутреннего, духовного, идеального над внешним, обрядовым. Его исходная точка — Евангелие, и этот евангельский характер отражается во всей его духовности. «Любите врагов ваших... Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине», — эти евангельские слова могли бы служить эпиграфом ко всем трудам прп. Нила. Он обо всем судит с точки зрения Евангелия, Евангелием определяет обязанности монаха и всякого христианина вообще, не заботясь ни о каких соображениях практического порядка, и этим он слегка напоминает князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского. 4) То же духовное направление приводит к тому, что Нил — противник всякой роскоши в украшении церквей.
УСТАВ МОНАСТЫРСКИЙ (СКИТСКИЙ) (2) - Он пишет, что Бог никого еще не осудил за недостаточно богатое украшение храмов. Делать церквам дорогостоящие дары «излишне». Гораздо лучше раздать эти деньги бедным. Духовный и идеалистический характер святого очень часто принимает мистическое направление (в смысле внутреннего созерцания). Этот последний элемент — один из самых значительных в его личности. Мы видели его учение относительно духовной молитвы и слез. В обоих случаях предполагается одно и то же душевное и молитвенное состояние. 5) «Подвиг» нравственного совершенствования человека должен быть сознательным и осмысленным. Монах должен совершать его не по приказу, а по собственному убеждению в его необходимости, с «мудрованием» и «согласующа разуму». Коротко говоря, послушание не должно быть машинальным и механическим. Монах, как и всякий другой христианин, может и должен пользоваться советами опытных людей, но для этого он должен сначала удостовериться в том, какова жизнь тех, к кому он за советом обращается, насколько они знают Писание и как они осуществляют свои знания на деле. Ярмо монашеской жизни следует принимать на себя разумно, разумно «принимать пищу», «читать Писание», бороться со страстями. Резко восставая против тех, кто хочет всегда действовать «самочинно» и не желает укрощать свою собственную волю, Нил, однако, не уничтожает разумную личную волю у монаха. Напротив, именно эта воля должна постоянно присутствовать в деле внутреннего совершенствования. Даже тогда, когда он дает свои советы, Нил не подавляет собственную волю того, к кому он обращается. Эти советы он всегда высказывает условно: «если возможно», «если Богу угодно и полезно душе». Это требование сознательных и разумных отношений, вместо рабского послушания, составляет очень интересную черту в системе идей прп. Нила. 6) Признавая в человеке собственную, и притом сознательную, волю, Нил полностью подчиняет ее требованиям Писания. Монах должен применять свою волю к тому, чтобы жить согласно «Божественного Писания и учения Святых Отец». Но чтобы «в том иметь живот свой», нужно их знать, их «испытывать». Иеромонах Евангелие от Иоанна или послание Иоанна (Кологривов)
УСТАВ - — См.: ТИПИКОН.

Финансовый энциклопедический словарь

УСТАВ БАНКА - по законодательству РФ должен содержать: наименование банка и его местонахождение (почтовый адрес); перечень банковских операций, осуществляемых банком; размер уставного капитала, резервного, страхового и иных фондов, образуемых банком; указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе; данные об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. УСТАВЫ БАНКОВ подготавливаются в соответствии с рекомендациями Центрального банка РФ и могут включать иные, не противоречащие законодательству, положения, связанные с особенностями конкретных банков. Банки обязаны уведомлять Центральный банк о всех изменениях, внесенных в УСТАВ БАНКА.
УСТАВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА - по законодательству РФ помимо требований, предъявляемых законодательству к уставу акционерного общества, УСТАВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА в обязательном порядке должен содержать следующие положения: а) определение инвестиционного фонда как акционерного общества открытого типа; б) тип инвестиционного фонда - открытый или закрытый; в) инвестиционную декларацию, которая устанавливает основные направления, цели и ограничения инвестиционной деятельности фонда, предельные (максимальные и минимальные) доли уставного капитала, которые могут быть вложены в ценные бумаги того или иного вида; г) порядок привлечения заемных средств; д) указание на то, что все акции инвестиционного фонда являются обыкновенными акциями с одинаковым правом голоса, участия в управлении и правом на получение имущества при ликвидации фонда, а также на срочное или бессрочное время деятельности инвестиционного фонда; е) запрет на создание каких-либо специальных или резервных фондов; ж) сведения о месте, порядке и сроках выплаты дивидендов.
УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - по законодательству РФ в обязательном порядке должен содержать: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) наименование учредителя; 3) указание на организационно-правовую форму образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды образовательных программ; 5) основные характеристики образовательного процесса (язык /языки/, на котором ведется обучение и воспитание); порядок приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; систему оценок при промежуточной аттестации, ее формы и порядок; режим занятий; наличие платных образовательных услуг; порядок их предоставления; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (лиц, их замещающих); 6) структуру финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, в тысяча число, числительное в части: использования объектов собственности, закрепленных учредителем за учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности учреждения; наличия предпринимательской деятельности; 7) порядок управления учреждением, в тысяча число, числительное : компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, порядок работы; порядок комплектования персонала и условия оплаты труда; порядок изменения устава; порядок ликвидации и реорганизации; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и другие , регламентирующих деятельность учреждения).
УСТАВ РЕДАКЦИИ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе должны быть определены: взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора; полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции; порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией; основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации; передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы; порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные законодательством. Устав редакции, организованной в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
УСТАВ - установленный государством, собственником имущества или общественной организацией свод правил, регулирующих: 1) правовое положение соответствующих организаций, учреждений и предприятий, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами; 2) деятельность различных организаций и граждан, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности; 3) организацию определенной сферы деятельности Вооруженных Сил.
УСТАВ ТОВАРНОЙ БИРЖИ - по законодательству РФ в УСТАВЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ должны быть определены: структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельность биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.
РЕЗЕРВ УСТАВНОЙ - резервный фонд акционерного общества, определяемый уставом фирмы.

Большой юридический словарь

КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ - свод правил, регулирующих организацию и работу консульских учреждений, а также определяющих функции и порядок их отправления консульскими должностными лицами. В РФ действует Кулагин уезд. бывшего СССР, утвержденный 25 июня 1976г.
НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ - 1667 - закон о внутренней и внешней торговле России. Унифицировал торговые пошлины, ограничивал торговые права иностранцев. Развивал нормы торгового устава 1653г.
ТОРГОВЫЙ УСТАВ - 1653г. - закон, содержавший нормы русского таможенного и торгового права; ввел в Российском государстве единую торговую пошлину (рублевую), отменил ряд проезжих пошлин, увеличил пошлины с иностранных купцов. Вместе с Новоторговым уставом 1667г. действовал до середины 1750-х гг., когда был заменен Таможенным уставом 1755г.
УСТАВ - установленный государством (государствами), собственником имущества либо общественной организацией свод правил, регулирующих: а) правовой статус государственного (область, край и другие виды субъектов РФ) либо муниципального (район, город, муниципальный округ) образования - устав субъекта РФ, устав муниципального образования; б) правовой статус международной организации ( например . Устав ООН, Устав СНГ, Устав Союза России и Беларуси) - в этом случае У. является формой или составной частью международного договора; в) правовой статус конкретных юридических лиц (унитарных предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, общественных и религиозных организаций, профсоюзов и тысяча д.) - в этом случае У. выступает как учредительный документ (см. Учредительные документы юридического лица); г) организация определенной сферы деятельности Вооруженных Сил (воинские уставы) и других военизированных формирований ( например , Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных подразделений в транспортном строительстве). Профессиональная деятельность консулов регулируется Консульским уставом СССР 1975г. Названия У. в отечественной законодательной практике также носят некоторые кодифицированные акты, утвержденные правительством (обобщенно именуемые транспортными У). Есть У, утвержденные ведомственными приказами ( например , Устав Регистра СССР 1970г.). В данном случае термин "У." близок по смыслу термину "регламент". В последние годы название "У." в РФ получают также некоторые кодифицированные законы, как это имело место до 1917г.: например , Транспортный устав железных дорог Российской Федерации принят в форме закона (ФЗ от 8 января 1998 тысяча ). Градостроительный кодекс РФ 1998г. содержит следующее определение: "Градостроительный устав (кодекс) - закон субъекта Российской Федерации, определяющий порядок осуществления градостроительной деятельности на его территории". В российской юридической литературе широко используется такой иноязычный синоним понятия У., как "статут".
УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - международное многостороннее соглашение или иной учредительный акт, определяющий характер, содержание деятельности, основные задачи и цели международной организации. Обычно определяет главные ее органы (общее собрание, исполнительный орган, секретариат и другие ), круг полномочий каждого из них, а также порядок их образования и представительства в них членов организации. У.м.о. предусматривают основные принципы сотрудничества членов организации и способы решения стоящих перед ней задач. Как правило, указывается также процедура разработки и принятия решений и методы их осуществления. Кроме того, в этих документах определяется порядок приема в члены организации и выхода или исключения из числа ее членов. Иногда установлен порядок разрешения споров между членами организации, в тысяча число, числительное вытекающих из толкования учредительного акта.
УСТАВ ООН - многостороннее международное соглашение, разработанное ведущими державами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем) в годы Второй мировой войны и принятое единогласно на Конференции в Сан-Франциско представителей 50 стран 25 июня 1945г. Вступил в силу 24 октября 1945г. Устав состоит из преамбулы, 19 глав, 111 статей и Статута Международного Суда ООН. В Уставе сформулированы основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех его членов; единогласие великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН (право вето); добросовестное выполнение всеми членами принятых на себя обязательств; мирное разрешение международных споров; отказ членов ООН от угрозы силой или применения силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства; оказание помощи ООН в действиях по применению принудительных мер к агрессору; невмешательство ООН во внутренние дела государств. Устав регулирует порядок приема и членства в ООН; структуру и компетенцию главных органов (Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и социального совета. Совета по опеке. Международного Суда и Секретариата); права на создание вспомогательных органов, которые окажутся необходимыми (ст. 7); мирное разрешение международных споров; действия Объединенных Наций в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; правовой статус региональных международных организаций и соглашений и другие вопросы деятельности ООН.
УСТАВ СУБЪЕКТА РФ - основной региональный государственно-правовой акт, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ самостоятельно субъектом РФ и устанавливающий экономические и финансовые основы данного субъекта, систему органов его государственной власти и управления, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и тысяча д.
"ДВИНСКАЯ УСТАВНАЯ ГРАМОТА 1397" - памятник русского права; дана Великим князем московским Василием I. Вводила порядок наместничьего управления Двинской землей, защищала права и владения бояр, отчасти купцов.
УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ - 1) великокняжеские и царские грамоты XIV - первой половины XVI век , ограничивавшие "кормы" и поборы наместников, волостелей, тиунов и других представителей местного управления и суда. Со второй половины XVI век вместо У.г. появляются уставные земские грамоты, в которых определяются округ,. получивший местное самоуправление, число выборных должностных лиц, состав избирателей, ведомство выборных, их подчинение органам центральной власти и ответственность перед последними; 2) в России XIX век документы, которые фиксировали отношения помещика с временнообязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861г., устанавливали размер надела и повинности за пользование имя Вводились мировыми посредниками.
УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ - (фонд) - совокупность вкладов (в денежном выражении) в имущество при создании некоторых видов коммерческих организаций (хозяйственных обществ и товариществ) для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами или законодательством. Согласно ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1.995г. У. к. составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. У.к. определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
УСТАВНЫЙ СУД - специальный суд субъекта .РФ, осуществляющий: судебную власть путем рассмотрения и проверки нормативных и правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, местного самоуправления, распоряжений и постановлений главы администрации (губернатора) и регионального законодательного (представительного) органа на предмет их соответствия Уставу и законам субъекта РФ; официальное толкование Устава субъекта РФ. Таким образом. Ус. представляет собой аналог Конституционного Суда РФ и конституционных судов республик в составе, РФ. Согласно ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 21 декабря 1996г. Ус., являясь судами субъектов РФ, входят в общую судебную систему РФ.
УСТАВНЫЙ ФОНД - в РФ аналог понятия уставный капитал для государственных и муниципальных предприятий.
ВЕКСЕЛЬНЫЕ УСТАВЫ - сборники законов (1729, 1832 и 1902 гг.), регулировавших обращение векселей на территории Российской империи.
ТРАНСПОРТНЫЕ УСТАВЫ - в РФ систематизированные законодательные и подзаконные акты, подробно регламентирующие отдельные виды транспортной деятельности. К ним относятся: Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (ФЗ от 8 января 1998г.), утвержденные правительствами РСФСР и СССР Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969г.. Устав внутреннего водного транспорта СССР 1955г. Во многом аналогичную роль играют транспортные кодексы: Воздушный кодекс РФ 1995г., Кодекс торгового мореплавания РФ 1999г.
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УСТАВЫ - в царской России законодательные акты, определявшие устройство и порядки в университетах (1755, 1804, 1835, 1863, 1884 гг.).
ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ - акты древнерусского права; регулировали отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства. Обычно Ц.у. определяли объем церковной юрисдикции (компетенцию церковных судов) и устанавливали особый налог в пользу церкви - десятину.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757