Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

труд

Большой энциклопедический словарь

ДЕТСКИЙ ТРУД - труд детей, то есть лиц, не достигших трудоспособного возраста. По данным Международной организации труда, в нач. 1990-х гг. работающих детей в возрасте до 15 лет в развивающихся странах было окончательный вид 80 млн. человек (в тысяча число, числительное окончательный вид 59% мальчиков и 41% девочек), в развитых странах 90 тыс. человек (соответственно 57% и 43%).
ЖЕНСКИЙ ТРУД - участие женщин в общественном производстве. С развитием цивилизации приобретает массовый характер. В большинстве стран законодательно закреплен принцип равноправия женщин и мужчин, в тысяча число, числительное в трудовых отношениях.
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД - (сложный труд), требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ, по сравнению с неквалифицированным (простым) трудом.
НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД - (простой), труд работника, не имеющего специальной подготовки.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРУД - деятельность людей, направленная на удовлетворение экономических и духовных потребностей общества. Внутри общественного труда выделяются общественно организованный труд, то есть деятельность, включенная в систему общественного разделения труда, и труд, направленный на самообслуживание.
ПРОСТОЙ ТРУД - смотрите также Неквалифицированный труд.
ТРУД - целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд как процесс адаптации человека к внешней среде характеризовался развитием и совершенствованием разделения труда, его орудий и средств. Выделяют следующие прикладные дисциплины, изучающие труд: физиологию труда, психологию труда, организацию труда, охрану труда и прочее

Словарь русского языка С. И. Ожегова

труд - работа, занятие Тяжелый тысяча Дневные труды. Заплатить за труды.
» труд - труд целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей Умственный тысяча Физический тысяча Научная организация труда. Производительность труда. Право на тысяча Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.
» труд - труд привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания Уроки труда. Преподаватель по труду.
» труд - труд усилие, направленное к достижению чего-нибудь Взять на себя тысяча сделать что-нибудь Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-нибудь Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).
» труд - труд результат деятельности, работы, произведение Т. всей жизни. Научный тысяча Список печатных трудов.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ТРУД - малый или мужской род работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. Лень с труда сбила. Что за труд; это не труд. Бесполезный труд не послуга. Трудом сыты, а хоть и с трудом, да пьяны, едва, насилу. С трудом добился ответа. Труды воспитателя не пропали. Вот коврик трудов дочери моей. От трудов праведных не наживешь палат каменных. Для родимого и труд не в труд. Бог труды любит. Велики труды его к Богу (богомолен, великопостник). Труд человека кормит, а лень портит. Смерть за подьячим пришла, а подьячий со смерти за труды просит! лубочн. картинка. От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь. Терпенье и труд все перетрут.
» ТРУД - Последствие работы, старанья, напряженья, сделанная вещь. Вековой труд мой спеет, печатается. Труды ученого общества, книги им писанные. Белые ручки чужие труды любят.
» ТРУД - Труд, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения старый, старая форма имени болезнь, боль, боли, болесть, хворь, хворость, хвороба, недуг, недужина, немощь или немочь, немогута, скорбь, хиль, хилина, вообще нездоровье. Водный труд, водяная, водянка. Труд более говорится, говорят о длительных, затяжных болезнях. Родильница в труде, в трудах, в муках, в родах. Трудить кого, тружати старый, старая форма имени труждать церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения утруждать, налагать труд, работу, заставлять что делать;
» ТРУД - беспокоить, тревожить, докучать. Не трудил бы я тебя, кабы можно обойтись. Докуками своими напрасно людей трудишь. Что труждаете жену. дело бо добро соделала о Мне, Евангелие от Матфея Трудящий человек, сев. трудящийся, трудолюбивый ся, работать, стараться у чеголибо, заниматься чем, прилежать. Трудись, не ленись, потей, работай. Много трудился, а толку не добился. Не лениться начнет, тако же и тружатися, Мономах. Не труждаются, не прядут (крины), Евангелие от Матфея
» ТРУД - Труждаться, мучиться, биться, живучи в нужде, в бедности. Богу молись, а сам трудись. О добре трудиться, есть чем похвалиться. Пчела трудится для Бога свеча пригодится. Восстанут рабы труждающие, стихира
» ТРУД - Труждающийся, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения обрекший себя на погребенье усопших, скудельник. Еще молихся о... труждающихся и прочее Сугубая Ектения
» ТРУД - вологодское мучиться долго, страдать в болезни, маяться перед смертью, бороться перед кончиною, лежать в агонии. Он уже трудится, кончается. Затруднил я тебя. Оттрудился на старости. Потрудись подать мне книгу. Всех перетрудил. Притрудились руки, голова моя, привыкли, притерпелись. Протрудился век, в все пути нет. Раструдил рану, разбередил. Утруждать кого просьбами. Труженье, труждение средний род труд малый или мужской род действие, действительное по значение глагол Труженик ница, трудник ница, труженка, обреченный или сам обрекшийся на тяжкие труды, сподвижник, мученик, трудящийся неутомимо. Труженик науки. Бездарный труженик. Есть предание, что Петр первый, взглянув в лицо ребенка Третьяковского, сказал: труженик! Два труженика, пчела и муравей а одному спасибо, другому нет!
» ТРУД - Трудники монастырские старый, старая форма имени работники, батраки; новгородское работающий на монастырь по обету, бесплатно.
» ТРУД - вят. собирающий на церковь; трудники с иконами обходят в крестные ходы и в большие праздники.
» ТРУД - Трудник в монастыре, новгородское сподвижник по обету, отшельник, обещанник, или сухоядец, молчальник, схимник и прочее Трудница, растение смотрите также катышки. Трудный, тяжкий, удручающий;
» ТРУД - мудреный, недостижимый;
» ТРУД - удрученный, отягченный. Земляная работа трудная. Иная служба трудна. Задача трудненька, трудновата, труднехонька шенька. Трудно больной: он труден, опасно болен. Подъем в гору труден. Царство небесное трудно. Вперед решать дело трудно. Из светлого рая, да на трудную землю. Трудность ватость, состоянье или качество по имя прилагательное Трудовой, заработанный честными трудами, нажитой. Все что есть, все трудовое мое. Нажитое, высоким слогом: благоприобретенное(!). Трудовая копейка спора. Даровое на ветер, трудовое в сок да в корень. Трудовой грош и пред Богом хорош. Трудовая денежка плотно лежат, чужая ребром торчит. Трудовая денежка всегда крепка. Трудовая денежка до веку живет (кормит). Трудоватый старый, старая форма имени и симбирское больной, болящий, недужий, немощный человек. Труженичать, посвящать себя труженичеству, труду или работе общую пользу; идти, по обету, в труженики или в трудники, вят. трудничать, собирать деньги на церковь. Труженические подвиги. Сложных слова. как например труднодействующий делймый крушимый плавкий (огнестойкий) и прочее понятны по себе, также сложный: трудолюбивый человек люб ка любец м бица женский род прилежный, работящий, не терпящий праздности положник цер ковенское наставник, научающий труду словом и делом. Трудоноска женский род сибирское швейный рабочий кошель, сума для швейного прибора.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

труд - смотрите также дело, книга, работа || напрасный труд, нести труды и заботы, с трудом

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

труд - (нов.). Сокращение, употребляется, употребительно, употребительный в новых сложных словах в значение трудовой, например труддоговор, труддисциплина, трудшкола, трудповинность, трудколлектив.
ТРУД - труда, малый или мужской род
. . . 1. только единственное число Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического напряжения. В СССР осуществляется принцип социализма: "От каждого - по его способностям, каждому - по его труду". История ВКП(б). ...Уничтожения противоположности между трудом умственным и трудом физическим можно добиться лишь на базе подъема культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда. Сталин. Социализм и труд неотделимы друг от друга. Сталин. Квалифицированный труд. Производительный труд. Охрана труда. Биржа труда. Разделение труда. Предмет труда. Орудия труда. Везде следы довольства и труда. Пушкин. труд всегда меня животворил. Некрасов. труд мой любому трубу родствен. Маяковский. всё лето занято трудом, хлопот по самый ворот. Некрасов. всё победит упорный труд. Сркв.
. . . 2. Занятия, заботы. В трудах куска не доедала. Крылов. Сон, дневных трудов награда. Пушкин. - Надо, братец, и развлечение какое-нибудь иметь после трудов. Не всё же работать. А. Острвскй. ? множественное число в значение единственное число Услуга ( разговорная форма ). Веди ж нас - так будет тебе за труды. Рылеев. Взял пятерку за труды. Чехов. ? Усилие, направленное к достижению чего-нибудь ( слово книжное ). Мне стоило большого труда добиться от него объяснения. Максим Максим Горький; слово из произведений Максима Горького . Положить много труда на что-нибудь
. . . 3. Результат труда, произведение. Когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный. Пушкин. Научный труд. Список
ТРУД - труда, малый или мужской род
. . . 1. только единственное число Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического напряжения. В СССР осуществляется принцип социализма: "От каждого - по его способностям, каждому - по его труду". История ВКП(б). ...Уничтожения противоположности между трудом умственным и трудом физическим можно добиться лишь на базе подъема культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда. Сталин. Социализм и труд неотделимы друг от друга. Сталин. Квалифицированный труд. Производительный труд. Охрана труда. Биржа труда. Разделение 2. Занятия, заботы. В трудах куска не доедала. Крылов. Сон, дневных трудов награда. Пушкин. - Надо, братец, и развлечение какое-нибудь иметь после трудов. Не всё же работать. А. Острвскй. ? множественное число в значение единственное число Услуга ( разговорная форма ). Веди ж нас - так будет тебе за труды. Рылеев. Взял пятерку за труды. Чехов. ? Усилие, направленное к достижению чего-нибудь ( слово книжное ). Мне стоило большого труда добиться от него объяснения. Максим Максим Горький; слово из произведений Максима Горького . Положить много труда на что-нибудь
. . . 3. Результат труда, произведение. Когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный. Пушкин. Научный труд. Список 4. только множественное число Название научных журналов, сборников ( слово книжное ). Труды научного общества. Труды научно-исследовательского института языка и литературы.
. . . давать себе труд - смотрите также давать. египетский труд - смотрите также египетский. С трудом - едва, насилу. Свежо предание, а верится с трудом. Грибоедов. С трудом удержал я порыв негодования. Пушкин. Лошади с трудом тащили громоздкий дилижанс. В. Катаев. Сизифов труд - смотрите также работа.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

мартышкин труд - марты́шкин тру́д -- марты́шкин тру́д, марты́шкина труд`а и марты́шкиного труд`а
Международная организация труд - Междунаро́дная организа́ция труда́ -- Междунаро́дная организа́ция труда́
сизифов труд - сизи́фов тру́д -- сизи́фов тру́д, сизи́фова труд`а
труд - труд -- труд, -а́

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

труд - малый или мужской род
- - - 1) а) Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. б) Рабочая сила, мускульная или нервная энергия, затрачиваемая на производство чего-либо
- - - 2) Усилие, старание, направленное на достижение чего-либо
- - - 3) Результат деятельности, произведение, создание.
- - - 4) Название школьного учебного предмета. труд... Начальная часть сложных слов, вносящая значение слово, слова : трудовой (трудколония, трудповинность, трудшкола и тысяча п.).

Библия. Энциклопедический словарь

ТРУД, - ИЛИ ДЕЛАНИЕ — заповедано человеку Самим Богом и требовалось от него еще в Раю до его падения (Быт 2:15) и, особенно, после его падения (Быт 3:19, 5:29). Труд необходим как для удовлетворения наших собственных нужд, так и нужд других, и, по слову апостола, «если кто не хочет трудиться, тот не должен и есть» (2 Сол. 3:10). Необходимость для каждого из нас в труде превосходно доказывается в Свящ. Писании наглядными примерами трудолюбивого муравья, трудолюбивой пчелы (Прит 6:6-8), равно как добродетельной жены (Прит 31:10-31).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ТРУД - в понятии Святой Руси главное богоугодное дело, одна из форм подвижничества и нравственного деяния, ведущая к спасению человеческой души. «Бог труды любит», «С молитвой в устах, с работой в руках», — часто повторяет русский человек. «Бог повелительно; повелительное наклонение ел от земли кормиться», «Божья тварь Богу и работает», «Пчела трудится — для Бога свечка пригодится», «Не спрашивай урожай, а паши и молись Богу», «Богу молись, а сам трудись», «Богу молись, крепись, да за соху держись», «Молись Богу, землю паши, а урожай будет». В «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.), значительно отразившем мировоззрение эпохи, труд — высшее мерило богоугодности человека. Владимир Мономах не противопоставляет физический и умственный труд; хотя первый для него является необходимой предпосылкой успеха во втором. Знание облагораживает труд, делает человека уверенным и сильным. «Еже было творити отроку моему, — делится своим опытом с наследниками Мономах, — то сам есмь створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя. На посадник не зря, ни на биричи, сам творил, что было надобе, весь наряд, и в дому своем то я творил есмь». Труд обогащает человека знанием; знание же плодит свободу, сообщает деяниям смысл и истину. Главное же — удовлетворенность собственной жизнью. Любой труд для человека — радость, а труд умственный — радость вдвойне: в нем человек обретает спокойствие духа и постигает величие Божества. Отношение наших предков к труду как добродетели, как к нравственному деянию ярко выразилось в замечательном памятнике русского быта и литературы XVI в. «Домострое». В этой книге создается настоящий идеал трудовой жизни русского человека — крестьянина, купца, боярина и даже князя (в то время классовое разделение осуществлялось не по признаку культуры, а больше по размеру имущества и числу слуг). Все в доме — и хозяева, и работники — должны трудиться не покладая рук. Хозяйка, даже если у нее гости, «всегда бы над рукоделием сидела сама». Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом» (это неоднократно подчеркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах и работниках. Хозяйка-жена должна быть «добрая, и трудолюбивая, и молчаливая». Слуги хорошие, чтобы «знали ремесло, кто кого достоин и какому ремеслу учен». Родители обязаны учить труду своих детей, «рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей». Книга проповедует трудолюбие, добросовестность, бережливость, порядок и чистоту в хозяйстве. Очень тактично регулируются трудовые отношения между хозяином и работником. Труд в хозяйстве русского человека приобретал характер сложного, многообразного ритуала, особенности которого определялись вплоть до мелочей — как мыть, тереть, сушить, скоблить, солить грибы, ухаживать за скотом и тысяча  д. Во многих местах «Домострой» — настоящее пособие по научной организации труда русского крестьянина XVI в. ( например , глагол 32. Как порядок в избе навести хорошо и чисто). Труд как добродетель и нравственное деяние: всякое рукоделие или ремесло, по «Домострою», следует исполнять приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего — святым образам поклониться трижды в землю — с тем и начать всякое дело. Делать работу надо добросовестно, сосредоточенно, не отвлекаясь. «А если во время дела какого раздастся слово праздное, или непристойное, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством, или скверные и блудливые речи, — от такого дела Божья милость отступит, и вот уже дело и всякое ремесло и любое рукоделие не с Богом совершается, а Богу во гнев, ибо и людям неблагословенное не нужно и не мило, да и не прочно оно». «Домострой» осуждает недобросовестную работу и обман как грех перед Богом. «Кто в каком рукоделье нечисто готовит или в ремесле каком украдет что или соврет, и притом побожится ложно: не настолько сделано или не в столько стало, а он врет, — так и такие дела не угодны Богу, и тогда их запишут на себя бесы, и за это все взыщется с человека в день Страшного Суда». В общем, полное созвучие с народной мудростью: «Дело знай, а правду помни», «Дело делай, а правды не забывай». Проводимые в «Домострое» идеи праведного труда, доброты, честности, добропорядочности, любви к ближнему, заботы о жизни и условиях труда работников — отражают лучшие качества человека Святой Руси. Вплоть до начала XX в. многие лучшие черты отношения к труду русского человека, по «Домострою», сохранялись в монастырях, давших идеальные образцы добросовестной, качественной и эффективной работы. Исстари русские монастыри (особенно пустынные монастыри) были религиозно-трудовыми братствами, в которых на практике реализовались трудовые идеалы русского общества. Как отмечал еще историк В. О. Ключевский, древнерусский общежительный монастырь в XIII—XIV вв. в процессе своей эволюции превращался в трудовую земледельческую общину. По задачам иночества, писал В. О. Ключевский, «монахи должны питаться от своих трудов, свои труды ясти и пити, а не жить подаяниями мирян». Среди основателей и собиравшихся к ним рядовой братии пустынных монастырей встречались люди из разных классов общества — бояре, купцы, промышленники и ремесленники, иногда люди духовного происхождения, очень часто крестьяне. Общежительный монастырь под руководством деятельного основателя представлял рабочую общину, в которой занятия строго распределялись между всеми; каждый знал свое дело, и работы каждого шли «на братскую нужду». Устав белозерских монастырей Кирилла и Ферапонта живо изображает этот распорядок монастырских занятий, «чин всякого рукоделия»: кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные сети плетет, кто кельи строит; одни дрова и воду носили в хлебню и поварню, где другие готовили хлеб и варево, хотя и много было служб в монастыре, вся братия сама их поправляла, не допуская до того мирян, монастырских служек. Первой хозяйственной заботой основателя пустынного монастыря было освоение окрестной земли силами собирающейся в нем братии. Пока на монастырскую землю не садились крестьяне, монастырь самостоятельно обрабатывал ее «всем своим составом, со строителем во главе выходя на лесные и полевые работы». Еще в древности в народной жизни сложился образ крестьянина — богатыря, пахаря, труженика, неразрывно связанного с землей, получающего от нее свою силу. Не случайно одна из главных фигур в русском богатырском эпосе — Микула Селянинович, о котором вся Русь знала, что биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля». Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, — труд, пахота. В его образе олицетворяется сам народ, ибо только Микула может поднять те «сумочки переметные», в которых обретается «тяга земли». Мощь Микулы Селяниновича подавляет и посрамляет черные силы колдовства. Былина рассказывает, как богатырь Волх Всеславьевич, известный своей силой и «вежеством» (то есть владеющий колдовскими тайнами), при рождении которого «подрожала Мать Сыра Земля; сотрясалося славно царство Индейское, а и сине море сколебалося», вынужден был уступить пахарю Микулушке первенство в труде. Волх Всеславьевич увидел в поле пахаря, который пашет, да с таким размахом, что «ехал Волх до ратая день с утра до вечера, а не мог до ратая доехати». Не утерпел Волх, зовет Микулу Селяниновича поехать с собою в побратимах, и Микула соглашается, но когда пришло время вынимать из земли соху, то ни сам Волх, ни вся его дружина не могли с ней справиться, а только Микула Селянинович одной рукою выдергивает соху из земли и перебрасывает ее за ракитов куст. Из семей простых крестьян-тружеников рождаются главные русские богатыри, и прежде всего Илья Муромец, которые если уж берутся за работу, то выполняют ее от зари до зари, с полной отдачей и добросовестно. Народное сознание, выражаемое в сказках, пословицах, поговорках, песнях, былинах, рассматривает труд как нравственное деяние, а труженика-крестьянина — как главное действующее лицо государства. «Человек рожден для труда», — говорят бесчисленные народные пословицы. «Без труда нет добра», «Труд человека кормит, а лень портит», «Праздность — мать пороков», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться», «Труду время, потехе час», «Без труда меду не едят», «Труд кормит и одевает», «Терпение и труд все перетрут», «Без хорошего труда нет плода», «Зажиточно жить — надо труд любить», «Работай до поту, так и поешь в охоту», «У работающего в руках дело огнем горит», «Работай боле — тебя и помнить будут доле», «Рукам работа, душе праздник», «Добрые люди день начинают работой», «Работай смелее, будешь жить веселее», «Сегодняшние работы на завтра не откладывай», «У кого работа, у того и хлеб», «Без дела жить — только небо коптить». Отношение русского человека к труду вырабатывалось в упорной борьбе за освоение новых земель с бесконечным дремучим лесом, в противостоянии ордам многочисленных кочевников. Именно в этой борьбе с лесом складывался его трудовой характер. Чтобы освоить пашню, «приготовить ее к новине», в первый год наши предки обдирали с деревьев кору, подсушивая деревья, в следующем — в один из зимних месяцев производились подсека, рубка леса. Было это очень тяжело. Леса тогда были не такие, как сегодня, а настоящая дремучая тайга. Как только сходил снег и подсыхала почва, срубленные деревья складывали в гигантские костры и поджигали. Время от времени костры передвигали огромными шестами, по всему палу, чтобы выжечь на нем все пни и колоды, а землю равномерно удобрить золою. «Эта адски тяжелая и трудоемкая работа в дыму и копоти, с которой люди каждый вечер возвращались домой обожженные и черные, как из пекла, — пишет очевидец, — а затем надо было еще убрать с расчистки все не успевшие сгореть остатки леса. Именно о такой вырубке и уборке подсеки, как о богатырском подвиге, поется в одной из былин об Илье Муромце: Пошел Илья ко родителям, ко батюшке / На тую на работу на крестьянскую, / Очистить надо пал от дубья-колодья. / Он дубье-колодье все повырубил... / Распахивать такой нераскорчеванный пал с тысячами корневых сплетений не под силу было бы даже мощному трактору, а потому его и вовсе не распахивали, а просто сеяли по пожоге, расковыряв кое-где примитивной мотыгой и заделывая брошенные зерна «наволоком», бороной-суковаткой». Так наши предки жили не одну тысячу лет, ибо в самом древнем славянском календаре (замененном христианским в X в.) этапы этого труда были увековечены в названиях месяцев. Месяц февраль назывался тогда сечень, ибо именно в это время производилась рубка леса под пашню, а месяц апрель именовался березозоль — в это время сваленный и подсохший лес превращали в золу. Да и вообще в названиях месяцев отражался трудовой характер наших предков. Так, месяц уборки урожая назывался серпень или жнивень. Земледельческий труд в этих условиях — настоящий подвиг, требующий постоянного напряжения, самоотдачи и терпения. Конечно, все это рождало умение к тяжелому упорному труду, самостоятельность, энергичность и инициативу. Историк С. М. Соловьев отмечает дух предприимчивости, активности, умение концентрировать жизненные силы в борьбе с нелегкими условиями существования, проявляемые нашими предками на ранних этапах истории. Н. М. Карамзин свидетельствует о способности древних россиян искусно выполнять собственными руками многие виды работ, необходимые для хозяйства. Русский человек — отмечал историк Д. И. Иловайский — представлял замечательный образец «характера деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия смотря по обстоятельствам». В силу природных особенностей нашей страны труд русских людей носил неравномерный характер. Как писал В. О. Ключевский, русский человек знал, «что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время, какой может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду». Трудовой характер русского человека в устойчивой традиционной семье культивировался созданием и поддержанием в сознании всех членов трудящейся семьи образа идеального трудолюбивого предка, своим примером прокладывавшего дорогу ныне живущим членам семьи. Поэтому трудовая деятельность русского человека всегда осуществлялась с оглядкой на этого идеального предка (или предков), отказаться от заветов которого было изменой и предательством. Многие трудовые качества русского человека, и прежде всего его отношение к труду, сложились еще в дохристианский период. Орудия труда были с ним не только в жизни, но и брались в смертный путь. В древних славянских могильных курганах наряду с оружием, украшениями, различными предметами быта нередко находят и орудия труда (косы, молотки, серпы и тысяча  д.), что значит: и на том свете наши древние предки не мыслили себя без работы. Принятие христианства ознаменовало новый этап в развитии труда, внесло в него сильное организующее начало, укрепило его духовно-нравственное ядро. Вопреки формально-догматической трактовке труда как проклятия Божьего отношение к труду в Древней Руси, только что принявшей христианство, носило живой самоутверждающий характер. Идея труда как общеполезного дела, и в идеале — как служения мирским интересам, конечно, родилась в крестьянской общине. Спасение на Руси мыслилось через жизнь и покаяние на миру, через соборное соединение усилий и, наконец, через подвижничество, одной из форм которого был упорный труд. Говоря о главном, что составляло сущность русского труда в эпоху его расцвета, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В. А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий». Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни. О. Платонов

Большой юридический словарь

ПРАВО НА ТРУД - одно из конституционных экономических прав человека (или только гражданина) в ряде государств. В "социалистических" странах П. на тысяча понимается как право на работу и оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, причем не ниже установленного государством минимального размера. В немногих демократических странах, где П.на тысяча закреплено конституционно (Италия, Болгария и другие ), оно не имеет четкого юридического содержания и означает лишь обязанность государства заботиться о создании соответствующих условий для обеспечения всех желающих трудиться рабочими местами. Конституция РФ, как и большинство новейших конституций, говорит не о П.н.т., а о свободе труда.
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД - всякая работа или служба, требуемая под угрозой какого-либо наказания от лица, которое не предлагало своих услуг добровольно (Конвенция МОТ ¦ 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930г.). Согласно падеж или пуд 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г. никто не должен принуждаться к П.т. (обязательному труду). При этом согласно указанной Конвенции к П.т. не относятся: а) каторжные работы, выполняемые в качестве наказания по приговору суда, а также какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении по приговору суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; б) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, где признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этническим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам; в) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию граждан; г) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности. П.т. запрещен также падеж или пуд 2 ст. 37 Конституции РФ.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

труд - целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей; физиология и гигиена Т. занимают важное место в советской медицине и здравоохранении.
» труд - труд умственный - Т., характеризующийся преобладанием психической нагрузки над физической (мышечной) нагрузкой.
» труд - труд физический - Т., характеризующийся преобладанием физической (мышечной) нагрузки над психической нагрузкой.

Cловарь философских терминов

ТРУД - ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и об-ва,— всеобщее условие обмена веществ с природой; глагол предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни. Процесс Т. включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе — первая сторона Т. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть в первую очередь приспособление предметов к потребностям человека. Т. включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам Т., 2) предмет Т., 3) средства Т., 4) результат Т. Т. как процесс производства и воспроизводства человека в его общественных отношениях созревает тогда, когда все его простые моменты сами создаются Т., а не даны в готовом виде. Созревание Т.— исторический процесс. Этот исторический процесс не вполне завершен, если Т. совершается в об-ве глагол обр. ради поддержания физического существования. Вполне зрелый Т.— Т. глагол обр. ради потребности в Т., при этом поддержание физического существования становится лишь необходимой предпосылкой Т. Как преобразование внешней природы Т.— осн. условие специфически человеческого существования. Его становление было фундаментальным процессом выделения человека из животного мира, образования совр. биологического типа человека и человека в качестве общественного существа. Вторая сторона Т.— общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Эта сторона Т. развивается на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда. Взаимосвязь этих сторон исторически изменялась, соответственно изменялись и представления о Т. Т. и производство едины и отличны друг от друга. Т.—преобразование внешнего мира, приспособление его к потребностям человека, а производство — это не только преобразование внешнего мира, но и воспроизводство общественных отношений и человека как продукта, носителя и творца этих отношений. При разных типах исторического развития (доклассовом, классовом, бесклассовом) и в разных общественно-экономических формациях Т. выступает в различных формах. (Умственный и физический труд).
УМСТВЕННЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД - УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД — две взаимосвязанные стороны человеческой, деятельности. В отличие от инстинктивных действий животных человек строит свою практическую деятельность сознательно, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. В первобытном об-ве У. и фунт; фут тысяча выступали в непосредственном единстве. Однако при низком уровне производительных сил возможность и необходимость их развития могли осуществляться только на основе разделения труда, самым глубоким выражением к-рого является отделение У. тысяча от Ф. тысяча С возникновением частной собственности, классов и государства У. тысяча становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть Ф. тысяча падает на долю угнетенных масс. Т. обр., возникает противоположность У. и фунт; фут тысяча В разных общественно-экономических формациях эта противоположность носит различный характер. В рабовладельческом об-ве, где всякий труд считался уделом рабов, эксплуататоры даже часть функции У. тысяча старались переложить на них, готовя из них управляющих, врачей, артистов. В феодальном об-ве противоположность У. и фунт; фут тысяча в осн. совпадает с классовым и маскируется сословным делением. Крестьянство обречено на Ф. тысяча как низшее сословие, “черная кость”, а У. тысяча — это удел “благородных сословий” — дворянства и духовенства. В капиталистической формации У. тысяча становится профессиональным видом деятельности особой социальной группы людей — интеллигенции, используемой капиталом в качестве средства господства над Ф. тысяча Деление буржуазного об-ва на работников У. и фунт; фут тысяча и его осн. классовое деление не совпадают, поскольку значительная часть интеллигенции входит в число наемных работников и сближается по своему положению с рабочим классом и крестьянством. В условиях научно-технической революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе, выступая фактически как рабочие в “белых воротничках”. В то же время появление новой сложной технологии требует формирования и нового рабочего, сочетающего в своей деятельности У. и фунт; фут тысяча При социализме идет процесс формирования новой интеллигенции, хотя еще остаются существенные различия между- работниками по характеру труда, уровню культурно-технического развития. Вместе с тем создаются условия, способствующие. сближению У. и фунт; фут тысяча , повышению образовательного уровня, духовному развитию трудящихся. Однако окончательное преодоление этих различий будет возможно лишь на основе освобождения человека от тяжелого и монотонного Ф. тысяча , автоматизации производства, передачи машине алгоритмизируемых функций У. тысяча и развития в труде творческих начал. Оно не будет означать ликвидации специфики различных видов деятельности, но сможет положить конец пожизненному прикреплению различных индивидов лишь к одному профессиональному виду деятельности. Оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для к-рого участие в делах об-ва является первой жизненной потребностью.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757