Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

трансцендентальный

Большой энциклопедический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - (от латинский transcendens, родительный падеж падеж или пуд transcendentis - выходящий за пределы),..1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое)...2) В философии Канта - априорные (см. Априори) формы познания, организующие опытные данные.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД - главный принцип критической философии Канта, ограничивающего сферу компетенции теоретической философии уяснением логических (трансцендентальных) оснований научного познания (идеалом которого выступает математика и классическая механика), тысяча к., по Канту, разум обладает достоверным знанием лишь о предмете, сконструированном им самим. Учение о трансцендентальном методе разрабатывали неокантианцы.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

трансцендентальный - смотрите также отвлеченный

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - трансцендентальная, трансцендентальное; трансцендентален, трансцендентальна, трансцендентально (от латинское transcendo - переступаю, перешагиваю) (филос.). Прил., по значение связанное в идеалистической философии с признанием независимых от опыта, априорных форм познания, сверхопытный, априорный. Трансцендентальная эстетика. Трансцендентальный идеализм. Трансцендентальная философия Канта.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

трансцендентальный - трансцендента́льный -- трансцендента́льный; крайняя форма -лен, -льна

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

трансцендентальный - прилагательное Изначально присущий рассудку, не приобретенный в процессе опыта (в философии Канта).

Cловарь философских терминов

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (лат. transcendere — переступать) — в , схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансцен-денталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и другие ), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три оси. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопости-гаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист 12— 13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин “Т.” вводится позднее, только в 16 век Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза и Гоббс называли его “наивным” и “бессмысленным”, Кант — “стерильным” и “тавто-логичным”. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать непреходящую ценность метафизики, философского обоснования истин теологии. Учение о Т. определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную законченную теорию бытия. С тысяча зр. Канта, термин “Т.” характеризует формальные, априорные предпосылки познания ( например , время, пространство, причинность).
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ—особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями. Термин происходит от латинский слова transcendentalis, к-рым в схоластической философии обозначались понятия, возвышающиеся над всеми мыслимыми категориями и родами. По Канту, весь предшествующий ему идеализм развивал учение о бытии “догматически”, то есть не исследуя предварительно условий и самой возможности безусловно всеобщих и безусловно необходимых истин. Кант полагал, что теоретическая философия (“метафизика”) должна объяснить, как возможны такие истины в науке (математика, естествознание) и возможны ли они в философии. Эти объяснения и призван дать, по Канту, Т. и. (он же “критический” идеализм), в к-ром доказывается, что условием возможности таких истин являются априорные формы сознания, и исследуется вопрос о применимости этих форм как внутри опыта, так и за его пределами. Соответственно этому пониманию ряд теоретических построений в “Критике чистого разума” Канта получил название “трансцендентальных” ( например , “трансцендентальная эстетика”, “трансцендентальная логика”).
Это интересно


Россия