Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

сын

Большой энциклопедический словарь

СЫН БОЯРСКИЙ - смотрите также Дети боярские.
СЫН ОТЕЧЕСТВА - 1) исторический, политический и литературный журнал, 1812-44, 1847-52, Санкт-Петербург. Основан Н. И. Гречем. В 1816-25 в журнале приобрели влияние члены декабристских организаций. Позднее стал придерживаться официозно-консервативной ориентации.2) Политический, научный и литературный еженедельник, 1856-61, Санкт-Петербург. В 1862-1901 - ежедневная газета либерального направления.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям Отец с сыном. Мой старший имя существительное или село, селение Выросли сыновья.
сын - сын Poet мужчина как носитель характерных черт своего народа, своей среды Отважные сыны Родины. С. своего времени. С. степей. С. город С. Земли.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

СЫН - малый; мужской род всякий мужчина отцу и матери сын, а женщина дочь. Сын да дочь красные дети, то есть двоечка. Один сын не сын (не помощь), два сына не сын, три сына сын. У меня два сынка, сыночка. Это сынишка мой. Неудатный сынища отцу матери покор. Сынами славен, дочерьми честен. Богат сыновьями, славен дочерьми. Живет с двенадцатью сынами, как Иаков. Сын человеческий, Иисус Христос. Боярский сын, старый, старая форма имени дворянин на жалованьи, то есть с пожизненым поместьем, обязанный за это служить. Матушкин сынок, баловень. Матушкин сынок, да батюшкин горбок. Кто своему отцу не сын! Что миру, то и бабину сыну. Не уйдет сын, так от сына не уйдешь, от негодного. Первый сын Богу, второй Царю, третий себе на пропитание. Пей да людей бей, чтоб знали, чей ты сын. Один сынище, и тот Фомище. Один у Мирона сын, да и тот Мироныч. Сын на мать походит, дочь на отца к счастью, и наоборот. Посмотрим, сказала бабка, сын или дочь. Кто попу не сын, тот не законный сын. Ей щенка, вишь, да чтоб не сукин сын! Я стар, родилось от меня 12 сыновей, а от каждого из них по 30 дочерей, на половину красных и черных (год). Сын духовный, всяк духовнику своему. Сын крестный, крестник восприемнику нице. Неродной сын, пасынок. Сводный сын, пасынок одного из супругов (по первому браку) другому приходится сводным, вовсе чужим. Названный сын, приемыш, воспитанник, засыновленный. Сын сует, человек. Нероженый сын, зять.
СЫН - Сынок, рязанское квас, пивцо, или брага второго налива. Сын без отца, растенье Colchium auumnale, безвременньй цвет, песобой, луговой шафран, зимовик. Сыновний дом, имущество. Сыновняя любовь. Сыновство средний род церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения Сыновность женский род состоянье сына, бытие, бытность сыном своего отца. Сыновец вица, племянник ница по брату, сын и дочь брата, братанич, братана нина, брату чадо существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное Володимер заял (город), и посади в нем сыновца своего, Нестор, летописец (т. наз. Летопись Нестора) Сыновцев вицын, что лично их; сыновничий, к ним относящийся Сыновка, жена сына, сноха (сыноха), невестка. Сынополагати положити, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения усыновлять. Приясте духа сыноположения. Послание апостола Павла к римлянам Сынотворение порождение, то же, сыноположенье, признание кого сыном. И даст сына своего иному в сынотворение, Кормчая книга И во сынопорождение святым крещением Христос породи, старый, старая форма имени

Cловарь синонимов Н. Абрамова (разговорный)

сын - смотрите также дитя || блудный сын

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

СЫН - сына, множественное число сыновья, сыновей, и ( риторическое ) сыны, сынов, малый; мужской род
. . . 1. (мн. сыновья). Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. Германн был сын обрусевшего немца. Пушкин .
. . . 2. (мн. сыны). Потомок ( риторическое ). Дух отцов воскрес в сынах. Жуковский .
. . . 3. (мн. сыны) в переносном значении , чаще множественное число , чего. Человек, гражданин как участник или обитатель чего-нибудь, как член какого-нибудь коллектива, питомец( риторическое ). Я, сын трудового народа (из присяги). Да здравствуют советские летчики, отважные сыны нашей великой родины! Сыны снегов, сыны славян. Лермонтов . Тебя я, вольный сын эфира, возьму в надзвездные края. Лермонтов . Сыны любимые победы, сквозь огнь окопов рвутся шведы. Пушкин . Ужели мы с тобой такого века сыновья. Некрасов . 4. (мн. сыновья). Животное-самец как детеныш кого-нибудь (спец.).
. . . Боярский сын (истор.) - в Московской Руси: дворянин, за несение государственных обязанностей получавший в пожизненное владение поместье. духовный сын - смотрите также духовный. Крёстный сын - смотрите также крестный. сукин сын - смотрите также сукин. Сын человеческий (религ.) - одни из эпитетов Иисуса Христа.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

Бог Сын - Бо́г Сы́н -- Бо́г Сы́н, Бо́га Сы́на
Дюма-сын - Дюма́-сы́н -- Дюма́-сы́н, Дюма́-сы́на
сын - сын -- сын, -а, множественное число сыновья́, сынов`ей и ( устаревший, устаревшая форма и высок.) сыны́, сын`ов; после собственных имен пишется через дефис, например : Дюма́-сы́н
Сын - Сын -- Сын, -а (о Христе): Бо́г Сы́н, Сы́н Челов`еческий

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

сын - малый; мужской род
- - - 1) а) Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. б) в переносном значении разговорная форма Человек, тесно связанный с кем-либо, чем-либо; питомец.
- - - 2) Потомок.
- - - 3) а) в переносном значении Мужчина как носитель характерных черт своей среды, своего народа. б) Человек, гражданин как участник чего-либо, как уроженец какой-либо страны, представитель какой-либо национальности.
- - - 4) Лицо мужского пола по отношению к своему духовнику или лицу духовного звания (обычно в обращении).
- - - 5) разговорная форма Детеныш-самец какого-либо животного.

Библия. Энциклопедический словарь

ИИСУС СЫН НАВИН - (Нав 1:1) называемый в Исх 24:13 служителем Моисея, вследствие того что он помогал ему в деле служения. Первоначальное имя его было книга пророка Осии (Чис 13:9). В первый раз мы находим И. Навина в то, время, когда Израильтяне готовились вступить в сражение с Амаликитянами при Рефедиме. Моисей поручил ему тогда начальство над войском Израилевым (Исх 17:9). В то время Навин имел сорок четыре года от роду, хотя и называется юношею (Исх 33:11). Проницательный взгляд законодателя еврейского народа скоро открыл в Навине качества необходимые для будущего главы всего народа. Вскоре после успешной битвы с Амаликитянами, он является в числе 12-ти соглядатаев, посланных Моисеем для обозрения земли Ханаанской (Чис 13:17-18), и одним из двух, давших об оной благоприятный для Израильтян отзыв (14:6). В конце сорокалетнего странствования Евреев по пустыне Навин, оставшийся в числе немногих Израильтян, переживших означенное время, по повелительно; повелительное наклонение ению Божию был назначен Моисеем начальником народа (Чис 28:18) и торжественно введен в это звание (Вт 30:14-23). Восьмидесяти четырех лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля река Иордан, совершив предварительно обряд обрезания и празднование Пасхи, и вступил в землю Обетованную. Засим начался ряд войн с Хананеями, во время которых Навин и народ Израильский одерживали почти постоянные победы. Первый город по переходе Евреев через Иордан — Иерихон был взят ими без боя, — чудом пали стены Иерихона, и все в нем было предано огню и мечу; затем был взят город Гай, и был начертан и прочитан закон наг. Гевал, в присутствии всего Израиля. Потом после мирного союза с Гаваонитянами (Нав 9), Евреи одержали знаменитую победу над союзным войском пяти царей Ханаанских, напавших на Гаваонитян, и в то же время завоевали всю южную сторону земли Ханаанской, до Кадис-Варни (Нав 10). В высшей степени замечательна эта кровавая битва под Гаваоном в долине Аиалонской. Стремглав бегущий по скату горы Веферонской, поражаемый на голову Израильтянами и избиваемый чудесным, как большие камни, градом с неба, многочисленный неприятель все-таки не был истреблен совершенно, а день склонялся уже к вечеру. «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! — воскликнул И. Навин. — И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не сие ли написано в книге Праведного: — замечает по сему случаю писатель книги Иисуса Навина, — стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день» (10:12, 13). Подобное же чудесное удлинение дня упоминается также в истории царя Езекии (Ис 38:8). После сего осмелится ли кто отрицать, что Всемогущий Творец и Царь всей твари может творить все, что угодно Его святой воле, повелительно; повелительное наклонение евать всею природою, изменять законы естества оной, ради премудрых целей Своего Божественного домостроительства? Покорив половину Ханаана, Навин возвратился в Галгал. Затем он направился к Меромскому, озеру, поразил союзных князей севера Ханаана, под предводительством Иавина, царя Асорского, и доходил до врат Сидона и горы Ермон. В течение шести лет шесть Ханаанских племен с тридцать одним царем, в том числе и Енакимы, страшилище прежних Израильтян, были побеждены Навином и почти везде уничтожены за исключением Филистии; и таким образом была очищена вся земля для Евреев от пустыни Аравийской до Ливана (гл. 11-12). После сего Навин, достигший уже преклонного возраста, при содействии первосвященника Елеазара и начальников колен Израилевых, приступил к разделу Обетованной земли, причем все колена получили свои участки именно в том виде, как задолго до сего предсказывал патр. Иаков, благословляя детей своих (Быт 49). Сам Навин получил от народа в удел Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. В Силоме была поставлена Скиния, назначены шесть городов убежища, сорок восемь городов назначены левитам, и воины, участвовавшие в походах, были отпущены в места их прежнего жительства. Через несколько времени после сего Навин созвал весь народ, увещевал его в точности исполнять закон Божий, быть верными Богу, не сообщаться с язычниками, оставшимися среди них, не вступать с ними ни в какое родство под опасением больших бедствий. Наконец, заставив народ возобновить в Сихеме завет с Богом, И. Навин мирно скончался на 110 году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи. Имя его упоминается в Деян 7:45 и в послании к Евр 4:8.
ИИСУС СЫН СИРАХОВ - (Сир 50:29). Под сим именем известны два лица: одно — писатель известной свящ. книги, а другое, вероятно, переводчик оной на греческий язык. Первый жил в Иерусалиме, вероятно, во времена первосвященника Симона Праведного (почти за 300 лет до Р. Х.). Он написал свою книгу на еврейском языке; но подробностей о его жизни история нам не сообщает. Из самой ею книги мы видим, что он, будучи еще юношею, просил у Бога мудрости и стремился к ней от всего сердца своего. «И я наклонял ухо мое и принимал ее, и находил в ней много наставлений для себя. Я решился следовать ей, и при чистоте достиг ее и приобрел доброе приобретение… немного потрудился и нашел себе великое успокоение» (51:18-35). «И трудился не для себя одного, но для всех ищущих премудрости» (24:37, 33:17). И действительно, книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, состоящая из 51 главы, со включением его молитвы (гл. 51), заключает в себе превосходнейшие правила на разные случаи жизни, пригодные для всех званий, состояний и возрастов. Она переведена с еврейского языка в Египте на греческий во времена Птоломея Евергета внуком Иисуса сына Сирахова, имевшим то же самое имя. Первые слова книги суть следующие: «Всякая премудрость от Господа и с Ним пребывает во век» (1:1), последние же: «Делайте свое дело заблаговременно, и Он в свое время отдаст вашу награду» (51:38).
СЫН БОЖИЙ - (Мф 4:3 и другие ) — так называется второе Лицо Святые Троицы по Своему Божеству, по Своему единству с Богом Отцом. «Ты Сын Мой, — говорит о Нем Псалмопевец от лица Господа, — Я ныне родил Тебя» (Пс 2:7).
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ - (Мф 8:20, 26:2 и другие ) — так называется Господь И. Христос по человечеству, по человеческой Своей природе, по единству Его человеческой природы с нашею и по Его уничиженному состоянию, в котором Он был здесь на земле, хотя, впрочем, человеческая Его природа несравненно выше нашей, потому что Он безгрешен. Сие название Иудеи понимали ясно и прямо относили оное к Мессии.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ИВАН ГОСТИНЫЙ СЫН - русский былинный богатырь из купцов, любитель коней и конского бега, имел чудесного коня — «бурушку косматого», превосходящего всех коней князь Владимира. Согласно былинам, Иван хвастлив, любитель вина и женщин, в торговле способен зарваться до того, что спускает все свое состояние.
СЫН ОТЕЧЕСТВА - исторический и политический журнал патриотического направления, выходил в Москве в 1812—52. Издатели-редакторы (в разное время) — Н. И. Греч, А. Ф. Воейков, Ф. В. Булгарин, О. И. Сенковский, А. Ф. Смирдин и другие «Сын Отечества» — один из старейших русских журналов, сыгравший важную роль в развитии общественной мысли начала XIX в. Был основан в 1812 Н. И. Гречем как исторический и политический орган, посвященный событиям Отечественной войны. В каждом номере помещались воззвания, пробуждавшие национальный героизм и ненависть к врагам России. С этой же целью помещался и беллетристический материал: письма, песни, рассказы о подвигах русских воинов. Были напечатаны басни И. А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и курица» и другие Агитационным задачам были подчинены и публицистические статьи.

Словарь астрологических терминов

БРИХАСПАТИ, сын Ангираса -
у индийцев - бог планеты Юпитер, наставник
и жрец богов (см. Гуру), позднее - бог красноречия (Гиспати или
Вачаспати). Его жену, Тару, похитил бог Луны Сома, и Б. вместе с
другими богами долго сражался за ее освобождение. От Сомы Тара
родила Буддху (см.).
Это интересно


Россия