Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

сущность

Большой энциклопедический словарь

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философская категории. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление - то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

сущность - В философии: внутреннее содержание предмета, обнаруживщееся во внешних формах его существования С. и явление.
» сущность - сущность тоже, что и суть 1 Вникнуть в имя существительное или село, селение вопроса.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

сущность - смотрите также вещество, главный, содержание, суть || в сущности

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

СУЩНОСТЬ - сущности, множественное число нет, женский род Внутреннее содержание, свойства кого-чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров... Программа ВКП(б). Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно, прежде всего, научиться различать между ее буквой и сущностью. История ВКП(б). Маркс говорит, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. Революционная сущность марксизма-ленинизма. Сущность учения. Сущность дела.
. . . В сущности или в сущности говоря (вводное слово) - то же, что по существу (см. существо). Это его, в сущности, не удивляло. Тургенев .

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

сущность - су́щность -- су́щность, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

сущность -
1. женский род Внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования (в философии).
2. женский род Главное, существенное в ком-либо, чем-либо, суть кого-либо, чего-либо; существо.

Cловарь философских терминов

СУЩНОСТЬ - СУЩНОСТЬ — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех древний вещей и в отличие от изменчивых состоянии вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие “С.” очень важно для всякой философской системы, для различения этих систем с тысяча зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон, Гегель). Для субъективно-Идеалистических направлений С. есть создание субъекта, проецирующего ее в виде вещей. Единственный правильный подход заключается в признании реальности объективной С. вещей и ее отражения в сознании. С. имеет место не вне вещей, а в них и через них, как их общее глагол свойство, как их закон. А человеческое познание постепенно овладевает С. объективного мира, все более углубляется в нее. Это знание используется для обратного воздействия на объективный мир с целью его практического преобразования. С. и явление сущности различны и вместе с тем неразделимы. С. переходит в явление, к-рое от этого становится проявлением С., а явление сущности выражает собою С., к-рая только поэтому и делает возможным оформление хаотической стихии явлений и их осмысление (ср. Действительность, Сущность и явление) .
СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЕ - СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ—философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С.— совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и тенденции развития материальной системы. Я.— конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я., к-рое не заключало бы в себе никакой информации о С. Но единство С. и я. не означает их совпадения, тысяча к. С. всегда скрыта за поверхностью Я., и чем глубже она лежит, тем более трудным и длительным оказывается ее познание в теории: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (Маркс Кулагин , Энгельс Ф. Т. 25. Ч. II. С. 384). Познание С. возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Оно представляет собой качественный ска чок от эмпирического к теоретическому уровню познания,связано с раскрытием глагол обр. определяющего в предметах, законов их изменения и развития. Это сопровождается переходом от описания к объяснению Я., к раскрытию их причин и оснований. Один из критериев познания С.— точная формулировка законов движения и развития объектов и под-тверждаемость прогнозов, выводимых в качестве следствия из данных законов и условий их действия. Кроме того, С. может считаться познанной, если дополнительно известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель (Моделирование), свойства к-рой соответствуют свойствам оригинала. Познание С. дает возможность отделить подлинное объективное содержание Я. от его видимости, устранить элемент искажения и субъективности в исследовании. Раскрытием С. задачи познания не исчерпываются. Необходимо теоретическое объяснение и обоснование сформулированных ранее законов, сферы их применимости, соотношения с древний законами и тому подобные Решение данных вопросов связано с переходом к познанию более глубоких структурных уровней материи либо с раскрытием системы более общих связей и отношений, в к-рую рассматриваемое Я. входит в качестве элемента. Это требует познания более общих и фундаментальных законов бытия, из к-рых найденные ранее законы и процессы следуют в виде их частных проявлений. Совершается переход к более глубокой С., на новых структурных уровнях материи. “Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и так далее без конца” (Ленин В. И. Т. 29. С. 227). Во взаимоотношении С. и я. обнаруживается диалектика единства и многообразия. Одна и та же С. может иметь множество различных проявлении, равно как и всякое достаточно сложное Я. может определяться несколькими С., относящимися к разным структурным уровням материи. С. всегда более устойчива, чем конкретные Я., но в конечном счете и сущности всех систем и процессов в мире также изменяются в соответствии со всеобщими диалектическими законами развития материи. Та совокупность законов и глубинных отношений, к-рая вы- • ступает как С. первого порядка по отношению к чувственно воспринимаемым Я., сама будет проявлением С. более глубокого порядка и так далее Всякая наука лишь тогда достигает зрелости и совершенства, когда она раскрывает С. исследуемых ею Я. и оказывается в состоянии предвидеть их будущие изменения в сфере не только Я., но и С. Агностицизм неправомерно разрывает С. и я., рассматривает С. как непознаваемукьйвещь в себе”, якобы не обнаруживающуюся в Я. и недоступную познанию. С древний стороны, идеалисты приписывают С. вещей идеальное, божественное происхождение, считая ее первичной по отношению к материальным вещам в мире (идеальный мир общих сущностей Платона, то-мизм, “абсолютная идея” Гегеля, совр. неотомизм). Нек-рые представители идеализма отрицают объективность С., считая, что разум “диктует” законы природе, а Я. отождествляют с “элементами мира”, к-рые понимаются как комбинация физического и психического (Мах, Эмпириокритицизм, Феноменализм).
Это интересно


Россия