Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

соборно

Большой энциклопедический словарь

СОБОРНОЕ ДВИЖЕНИЕ - движение с кон. 14 век части европейских высших духовных и светских феодалов за верховенство Вселенских соборов католической церкви над Римским Папой. Закончилось поражением: в 1460 папство запретило любую апелляцию к соборам.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ - 1649, свод законов Русского государства; принят Земским собором 1648-49. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до 1-й пол. 19 век
СОБОРНОСТЬ - (кафоличность) ( греческий Katholikos - всеобщий), один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская церковь" - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 век ). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум "церковного народа" в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и органическе единство" (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

соборно - смотрите также вместе

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

СОБОРНОСТЬ - соборности, множественное число нет, женский род ( слово книжное , церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Отвлеч. имя существительное к соборный во 2 и 3 значение , публичное, общественное участие в чем-нибудь, обсуждение. Принцип соборности.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

соборно - собо́рно -- собо́рно и собо́рне, наречие ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения )
Соборное уложение - Собо́рное уложе́ние -- Собо́рное уложе́ние (1649)
соборность - собо́рность -- собо́рность, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

соборно - наречие То же, что: собором.
соборность - женский род устаревший, устаревшая форма Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : соборный (1*4).

Библия. Энциклопедический словарь

ИАКОВА СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - написано Иаковом для Христиан из иудеев, живших в рассеянии, тысяча  е. вне Иерусалима (Иак 1:1, 2:1-7, 5:7). Несомненно, что оно появилось незадолго до смерти апостола, написано в Иерусалиме, или, по крайней мере, в Палестине, потому что неизвестно, чтоб Иаков оставлял когда-либо эту страну. Все послание заключает в себе пять глав. Изящество и красота стиля послания ап. Иакова отмечены почти всеми толкователями Свят. Писания. Сравнительная чистота оного от гебраизмов замечательна и оно всецело проникнуто высоким, догматически нравственным характером (Винер, Алфорд и другие ). «Пусть тот знает, — вот заключительные, глубоко-возвышенные слова сего послания, — что, обративши грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» (5:20). Предание говорит, что Господь, по воскресении Своем, сообщил особенный дар ведения Иакову праведному, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у и Петру; а они передали его прочим апостолам, прочие же — семидесяти ученикам.
ИОАННА ВТОРОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - заключает в себе только одну главу, состоящую из 13 стихов. Написано оно апостолом к некоторой избранной госпоже и ее детям, которых, по его свидетельству, он любил поистине, и не только он, но и все познавшие истину (1:1). Вероятно, это была одна из почтенных, знатных жен, обратившихся к Христу, и потому сделавшаяся известною Церкви апостольской.
ИОАННА ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - приписывалось сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Богослову с самых древних времен; оно состоит из пяти глав. Слог и дух послания несомненно указывают на возлюбленного ученика Христова, как на его писателя. Называется оно соборным, как и прочие шесть, потому что написано не к одному какому либо лицу, или к одной какой Церкви, но к верующим всех мест и времен. Послание написано около 68 года по Р. Х. и имеет целью предостеречь верующих от лжеучений еретиков, отвергавших Божество И. Христа, и побудить всех исповедующих Бога-Отца и Господа И. Христа ходить в свете святости и любви, а не во тьме греха и беззаконий и, наконец, жить в святом общении с братиею и утешать себя надеждою на блаженство вечное.
ИОАННА ТРЕТЬЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - содержит в себе подобно предыдущему одну главу из 15 стихов. Оно написано, вероятно, около того же времени, как и первое, к Гаию Коринфянину, упоминаемому в послании к Рим 16:23 и Коринфянам (1 Кор 1:14). Цель послания состоит в том, чтобы поощрить Гаия в преданности вере Христовой и гостеприимстве бедным и нуждающимся, предостеречь его от честолюбивого Диотрефа и сблизить его с добрым Димитрием. «Мир тебе; — так заключает апостол свое послание, — приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь» (ст. 15).
ИУДЫ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - во многом сходное с 2-м собор, посланием ап. Петра, состоит из одной главы, содержащей в себе 25 стихов; написано по поводу появления в его время известного рода развращенных людей, осквернявших плоть, отвергавших начальство и злословивших высокие власти (ст. 8). На основании В. З. примеров, подобным нечестивцам предвозвещается в послании грозное наказание Божие. Думают, что это послание написано апостолом Иудою вообще до разрушения Иерусалима Римлянами, к концу 1-го века по Р. Х. когда явились подобные нечестивцы.
Петра ап. Первое соборное послание - состоит из 5-ти глав и написано в Вавилоне в 65 году по Р. Х. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол прежде вообще убеждает христиан, не взирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу проводить жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков христианскою свободою, потом в частности излагает правила христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов Церкви, пастырей и пасомых.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года - свод законов Русского государства, составленный на Земском соборе, созванном 16 июля 1648. На нем дворяне подали челобитную о составлении Уложения, чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (по тем временам — приказ) во главе с князем Н. И. Одоевским. В нее входили два боярина, один окольничий и два дьяка. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов. Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков. С этого подлинного свитка была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии юридической техники. Оно стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Не имело себе равных Уложение и в современной ему европейской практике.
СОБОРНОСТЬ - одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь». Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни. Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность. Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах А. С. и Д. А. Хомяковых. «В вопросах веры, — писал А. С. Хомяков, — нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора». Соборность — это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Развивая идеи И. В. Киреевского о духовной цельности, Хомяков пишет об особом соборном состоянии человека, истинной вере, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству. Д. А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию «лад» и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. Основной принцип Православной Церкви, писал Д. А. Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. «Соборность — это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности». Главное усилие постижения истин веры состоит в соединении с Церковью на основе любви, так как полная истина принадлежит всей Церкви в целом. В Православии человек находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий». Хомяков совершенно справедливо отождествляет принципы соборности и общинности как «сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу и Его истине и на взаимную любовь ко всем, кто любит Бога». Соборность есть, на самом деле, единство и, на самом деле, во множестве, поэтому и в Церковь входят все, и в то же время она едина; каждый, кто воистину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся церковь, но и обладаем всеми (С. Н. Булгаков). Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости (Н. А. Бердяев). Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия. Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать прежде всего насилие. Католические страны, справедливо считал Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские — свободой без единства. Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди — Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество. Таким образом, известная формула «Православие, Самодержавие, Народность» возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности. Платонов

Большой юридический словарь

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ - 1649 - крупнейший памятник русского феодального права, кодификация всех основных отраслей законодательства; принят Земским собором 1648-1649 гг. Источники: судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских соборов, литовское и византийское законодательство. Имело 967 статей, 25 глав (о суде, о вотчинах, о богохульниках и тысяча д.). Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины XIX век
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757