Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

собор

Большой энциклопедический словарь

БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР - вселенский собор католической церкви в 1431-49, сначала в Базеле, с 1448 в Лозанне. Пошел на уступки чашникам в области культа. Провозгласил вслед за Констанцским собором 1414-18 верховенство соборов над папой; однако папство отстояло верховную власть над соборами.
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР - во Владимире, памятник русской архитектуры. Построен в 1194-1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманные тектоника и пропорции одноглавого 4-столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность.
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР - в С.-Петербурге, памятник позднего русского классицизма. Построен в 1818-58 по проекту А. А. Монферрана, дополненному другими русскими архитекторами (В. П. Стасов и другие ). Украшен скульптурой работы И. П. Витали, А. В. Логановского и другие ). Массивное здание (высота 101,52 м), завершенное куполом (диаметр 21,83 м), одна из важнейших градостроительных доминант С.-Петербурга. Музей.
КАЗАНСКИЙ СОБОР - в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского классицизма. Построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-11. Примыкающая к боковому фасаду здания, мощная полукруглая колоннада образует площадь, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Скульптурное оформление выполнено И. П. Мартосом и другие Перед Казанским собором - исполненные Б. И. Орловским в 1837 памятники М. И. Кутузову (похоронен в соборе) и М. Б. Барклаю-де-Толли.
ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ СОБОР - (Нотр-Дам де Пари, Notre-Dame de Paris), архитектурный памятник ранней французской готики в Париже на о. Сите. 5-нефная базилика (1163-1257, длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 32,5 м) с трансептом и двумя фланкирующими западными башнями (высота 69 м). Витражи (13 век ), скульптура на фасадах (ок. 1165-1225) и в хоре (13-14 вв.).
РЕЙМССКИЙ СОБОР - архитектурный памятник зрелой французской готики вг. Реймс. 3-нефная базилика (1211-1311) с трансептом, развитой восточной частью и двумя западными башнями. Выделяется гармоничностью композиции, богатейшим скульптурным убранством.
РЕЙМССКИЙ СОБОР - архитектурный памятник зрелой французской готики вг. Реймс. 3-нефная базилика (1211-1311) с трансептом, развитой восточной частью и двумя западными башнями. Выделяется гармоничностью композиции, богатейшим скульптурным убранством.
СОБОР - 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); смотрите также также Церковные соборы.2) Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и другие ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного стиля ( например , собор Парижской богоматери в Париже, соборы сверху Петра в Риме, сверху Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде). В городе бывает несколько соборов.
СОФИЙСКИЙ СОБОР - в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. 5-нефный 13-купольный кирпично-каменный храм, в 11 век украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 музей-заповедник.
СОФИЙСКИЙ СОБОР - в Новгороде, памятник древнерусского зодчества. Построен в 1045-50. 5-нефный 5-главый крестово-купольный храм сурового монументального облика со встроенной башней, завершенной главой. Сложен в основном из камня. Фрагменты росписей 11-12 вв. В составе Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1991 передан Русской православной церкви.
СТОГЛАВЫЙ СОБОР - церковно-земский собор в Москве, в январе - мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял "Стоглав".
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - (Триентский собор), вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 вг. Тренто (лат. Tridentum, немецкий Trient), в 1547-49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Тридентского собора стали программой Контрреформации.
ТРИЕНТСКИЙ СОБОР - смотрите также Тридентский собор.
УСПЕНСКИЙ СОБОР - во Владимире, памятник владимиро-суздальской школы. Построен в 1158-60. После перестройки в 1185-1189 - 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный храм с 5 главами. Фрагменты фресок 12-13 вв., а также 1408 (Андрей Рублев и Даниил Черный).
СОБОРНОЕ ДВИЖЕНИЕ - движение с кон. 14 век части европейских высших духовных и светских феодалов за верховенство Вселенских соборов католической церкви над Римским Папой. Закончилось поражением: в 1460 папство запретило любую апелляцию к соборам.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ - 1649, свод законов Русского государства; принят Земским собором 1648-49. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до 1-й пол. 19 век
СОБОРНОСТЬ - (кафоличность) ( греческий Katholikos - всеобщий), один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская церковь" - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 век ). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум "церковного народа" в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и органическе единство" (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.
ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ - вселенские соборы католической церкви, проходившие в Ватикане. 1-й Ватиканский собор (1869-70) провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали; подтвердил его верховенство в церкви. 2-й Ватиканский собор (1962-65) стремился найти пути к преодолению кризиса церкви, вызванного социальными сдвигами после 2-й мировой войны. Были намечены меры модернизации культа, организации и политики церкви.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов (4 - 8 вв.). После разделения церквей (1054) римские папы возобновили (с 12 век ) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ - высшие сословно-представительные учреждения в России сер. 16 - кон. 17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 - с патриархом), Боярской думы, "государева двора", выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы.
ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ - съезды служителей самостоятельных (автокефальных) христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и тому подобные
СОБОРЫ СВЯТЫХ - церковное празднование памяти нескольким святым отдельного монастыря или епархии.
ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ - съезды (с сер. 3 век ) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и поместные.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

собор - устаревший, устаревшая форма и спец. собрание, съезд Земский имя существительное или село, селение Церковный имя существительное или село, селение Поместный имя существительное или село, селение (съезд служителей христианской церкви).
» собор - собор главная или большая церковь в городе, в монастыре
соборование - одно из таинств христианской церкви: чтение молитв, помазание елеем больного или умирающего
соборовать - У христиан: произвести (-водить) над кем-нибудь соборование

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

СОБОРОВАТЬ - собор, соборный и прочее смотрите также собирать.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

собор - смотрите также парламент, собрание, храм
соборно - смотрите также вместе

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

СОБОР - собора, малый или мужской род
. . . 1. Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления (истор.). Земский собор всея Руси. Церковные соборы. Поместные соборы. Вселенские соборы. Собором положили в последний раз отведать силу просьбы. Пушкин. 2. Главная или большая церковь в городе; главная церковь в монастыре. Пятиглавый собор Служба в соборе. Кафедральный собор.
СОБОРНЕ - и СОБОРНО, наречие ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Вместе, всем собором (см. собор в 1 значение ), при участии многих священнослужителей. Служили соборно молебен.
СОБОРНОСТЬ - соборности, множественное число нет, женский род ( слово книжное , церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Отвлеч. имя существительное к соборный во 2 и 3 значение , публичное, общественное участие в чем-нибудь, обсуждение. Принцип соборности.
СОБОРНЫЙ - соборная, соборное.
. . . 1. Прил. к собор во 2 значение На соборной башне гулко пробило двенадцать. А. Н. Толстой. Соборный купол. Соборный протопоп. Соборный дьякон.
. . . 2. Прил. к собор в 1 значение (истор.). Соборное послание. Соборное постановление.
. . . 3. Всеобщий, совместный, совершаемый всеми вместе ( устаревший, устаревшая форма ). Соборное торжество.
СОБОРОВАНИЕ - соборования, средний род ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Одно из семи тысяча наз. таинств православной церкви - помазание тела больных или умирающих, то же, что елеосвящение.
СОБОРОВАННЫЙ - соборованная, соборованное; соборован, соборована, соборовано ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Прич. страд. прош. время от соборовать.
СОБОРОВАТЬ - соборую, соборуешь, совершенный вид глагола и совершенная форма , кого-что ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Совершить (совершать) над кем-нибудь соборование.
СОБОРОВАТЬСЯ - соборуюсь, соборуешься ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ).
. . . 1. совершенный вид глагола и совершенная форма Принять (принимать) соборование.
. . . 2. совершенная форма Страд. к соборовать.
СОБОРЯНИН - соборянина, множественное число соборяне, соборян, малый или мужской род ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Служитель культа (священник, дьякон, дьячок), служащий в соборе.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Архангельский собор - Арха́нгельский собо́р -- Арха́нгельский собо́р
Архиерейский собор РПЦ - Архиере́йский собо́р РПЦ -- Архиере́йский собо́р РПЦ
Владимирский собор - Влади́мирский собо́р -- Влади́мирский собо́р (в Киеве)
Вселенский собор - Вселе́нский собо́р -- Вселе́нский собо́р ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения )
Земский собор - Зе́мский собо́р -- Зе́мский собо́р (ист.)
Исаакиевский собор - Исаа́киевский собо́р -- Исаа́киевский собо́р
Казанский собор - Каза́нский собо́р -- Каза́нский собо́р (в Москве, Петербурге)
Петропавловский собор - Петропа́вловский собо́р -- Петропа́вловский собо́р (к Пётр и Па́вел)
Поместный собор - Поме́стный собо́р -- Поме́стный собо́р ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения )
собор - собо́р -- собо́р, -а (высшее собрание должностных или выборных лиц; собрание высшего христианского духовенства; храм)
Собор - Собо́р -- Собо́р, -а ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения , в названиях дней, посвящаемых чьей-нибудь памяти), например : Собо́р Пресвято́й Богоро́дицы, Собо́р Ио`анна Предте́чи, Собо́р Двен`адцати апо́столов, Собо́р архистрати́га Михаи́ла, Собо́р новом`учеников и испове́дников Росси́йских
собор Василия Блаженного - собо́р Вас`илия Блаже́нного -- собо́р Вас`илия Блаже́нного (храм)
собор Парижской Богоматери - собо́р Пар`ижской Богома́тери -- собо́р Пар`ижской Богома́тери
собор Святого Петра - собо́р Свято́го Петра́ -- собо́р Свято́го Петра́
Софийский собор - Софи́йский собо́р -- Софи́йский собо́р
Стоглавый собор - Стогла́вый собо́р -- Стогла́вый собо́р (1551)
Успенский собор - Успе́нский собо́р -- Успе́нский собо́р
Соборная гора - Собо́рная гора́ -- Собо́рная гора́ (в Смоленске)
Соборная площадь - Собо́рная пло́щадь -- Собо́рная пло́щадь (в Московском Кремле)
соборне - собо́рне -- собо́рне и собо́рно, наречие ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения )
соборно - собо́рно -- собо́рно и собо́рне, наречие ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения )
Соборное уложение - Собо́рное уложе́ние -- Собо́рное уложе́ние (1649)
соборность - собо́рность -- собо́рность, -и
соборный - собо́рный -- собо́рный
соборование - собо́рование -- собо́рование, -я
соборованный - собо́рованный -- собо́рованный; крайняя форма -ан, -ана
соборовать - собо́ровать -- собо́ровать, -рую, -рует
собороваться - собо́роваться -- собо́роваться, -руюсь, -руется
соборянин - соборя́нин -- соборя́нин, -а, множественное число -я́не, -я́н

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

собор -
1. малый или мужской род
- - - 1) устаревший, устаревшая форма Большое количество лиц, собравшихся в одном месте.
- - - 2) Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов организации, управления и тысяча п.
- - - 3) Съезд представителей духовенства христианской церкви.
2. малый или мужской род Главная церковь города, монастыря.
соборище - средний род устаревший, устаревшая форма То же, что: собор (1*1).
соборно - наречие То же, что: собором.
соборность - женский род устаревший, устаревшая форма Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : соборный (1*4).
соборный -
1. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : собор (1*), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный собору (1*), характерный для него.
- - - 3) а) Осуществляемый собором (1*2,3). б) Принятый решением собора.
- - - 4) устаревший, устаревшая форма Совершаемый всеми вместе; всеобщий, совместный.
2. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : собор (2*), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный собору (2*), характерный для него.
- - - 3) Принадлежащий собору (2*).
соборование - средний род Церковный обряд у постели тяжелобольного или умирающего с чтением молитв и помазанием его тела елеем.
соборовать - совершенная форма и совершенный вид глагола переходные Совершать над кем-либо соборование.
собороваться - совершенная форма и совершенный вид глагола
- - - 1) Подвергаться соборованию.
- - - 2) Страд. к совершенная форма глагол : соборовать.
собором - наречие
- - - 1) При участии всех, многих.
- - - 2) устаревший, устаревшая форма Все вместе, сообща.
соборянин - малый или мужской род Священнослужитель соборной церкви.

Библия. Энциклопедический словарь

ИАКОВА СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - написано Иаковом для Христиан из иудеев, живших в рассеянии, тысяча  е. вне Иерусалима (Иак 1:1, 2:1-7, 5:7). Несомненно, что оно появилось незадолго до смерти апостола, написано в Иерусалиме, или, по крайней мере, в Палестине, потому что неизвестно, чтоб Иаков оставлял когда-либо эту страну. Все послание заключает в себе пять глав. Изящество и красота стиля послания ап. Иакова отмечены почти всеми толкователями Свят. Писания. Сравнительная чистота оного от гебраизмов замечательна и оно всецело проникнуто высоким, догматически нравственным характером (Винер, Алфорд и другие ). «Пусть тот знает, — вот заключительные, глубоко-возвышенные слова сего послания, — что, обративши грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» (5:20). Предание говорит, что Господь, по воскресении Своем, сообщил особенный дар ведения Иакову праведному, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у и Петру; а они передали его прочим апостолам, прочие же — семидесяти ученикам.
ИОАННА ВТОРОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - заключает в себе только одну главу, состоящую из 13 стихов. Написано оно апостолом к некоторой избранной госпоже и ее детям, которых, по его свидетельству, он любил поистине, и не только он, но и все познавшие истину (1:1). Вероятно, это была одна из почтенных, знатных жен, обратившихся к Христу, и потому сделавшаяся известною Церкви апостольской.
ИОАННА ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - приписывалось сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Богослову с самых древних времен; оно состоит из пяти глав. Слог и дух послания несомненно указывают на возлюбленного ученика Христова, как на его писателя. Называется оно соборным, как и прочие шесть, потому что написано не к одному какому либо лицу, или к одной какой Церкви, но к верующим всех мест и времен. Послание написано около 68 года по Р. Х. и имеет целью предостеречь верующих от лжеучений еретиков, отвергавших Божество И. Христа, и побудить всех исповедующих Бога-Отца и Господа И. Христа ходить в свете святости и любви, а не во тьме греха и беззаконий и, наконец, жить в святом общении с братиею и утешать себя надеждою на блаженство вечное.
ИОАННА ТРЕТЬЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - содержит в себе подобно предыдущему одну главу из 15 стихов. Оно написано, вероятно, около того же времени, как и первое, к Гаию Коринфянину, упоминаемому в послании к Рим 16:23 и Коринфянам (1 Кор 1:14). Цель послания состоит в том, чтобы поощрить Гаия в преданности вере Христовой и гостеприимстве бедным и нуждающимся, предостеречь его от честолюбивого Диотрефа и сблизить его с добрым Димитрием. «Мир тебе; — так заключает апостол свое послание, — приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь» (ст. 15).
ИУДЫ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - во многом сходное с 2-м собор, посланием ап. Петра, состоит из одной главы, содержащей в себе 25 стихов; написано по поводу появления в его время известного рода развращенных людей, осквернявших плоть, отвергавших начальство и злословивших высокие власти (ст. 8). На основании В. З. примеров, подобным нечестивцам предвозвещается в послании грозное наказание Божие. Думают, что это послание написано апостолом Иудою вообще до разрушения Иерусалима Римлянами, к концу 1-го века по Р. Х. когда явились подобные нечестивцы.
Петра ап. Первое соборное послание - состоит из 5-ти глав и написано в Вавилоне в 65 году по Р. Х. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол прежде вообще убеждает христиан, не взирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу проводить жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков христианскою свободою, потом в частности излагает правила христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов Церкви, пастырей и пасомых.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР - (Собор Архистратига Михаила) в Московском Кремле, один из главных храмов русского православного царства, усыпальница русских великих князей, начиная с Ивана Калиты, построившего этот храм в 1333. Нынешнее здание собора построено в 1505–08 Алевизом Новым на месте белокаменной Архангельской церкви 1333. Храм пятикупольный шестистолпный с узким, отделенным от него капитальной стеной помещением в западной части. Внутри росписи 1652-66 (Я. Т. Казанец, С. г. Рязанец, И. Владимиров), резной деревянный позолоченный иконостас XVII-XIX вв. (высота 3 м) с иконами XV-XVII вв. В соборе 54 погребения русских великих князей и царей, в том числе Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых. Собор закрыт еврейскими большевиками в 1918. Первое богослужение после 73-летнего запрета состоялось в мае 1991.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР - (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы) в Москве, первая и первенствующая, домовая церковь русских царей, почему и протопресвитер ее бывал до XX в. духовником царской семьи. Построен в 1484–89 при Иване III псковскими мастерами на месте храма новое, ново- XV в. и на подклете старого собора XIV в. Псковские мастера выстроили храм как придворную церковь великого князя, соединенную с его хоромами (а с 1508 с вновь выстроенным дворцом) переходами. Первоначально это был четырехстолпный трехкупольный собор, окруженный с трех сторон открытой галереей на аркадах и имеющий позакомарное покрытие с рядом килевидных кокошников вокруг центральной главы и три высоких абсиды. Вскоре после постройки собора над галереями выложили своды, а в 1563–66 по велению Ивана Грозного над ними по углам возвели четыре одноглавых придела (одновременно основной храм получил еще две главы). Стены приделов на манер Архангельского собора были обработаны филенками. Северные и западные входы с паперти в храм украшены белокаменными резными позолоченными порталами XVI в., в порталах медные двери (и. XIII в.), расписанные в технике золотой наводки. Внутри храма росписи 1508 (живописец Феодосии и другие ), XVII и XIX вв. В иконостасе иконы XIV- XVII вв., в том числе Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Благовещенский собор закрыт еврейскими большевиками в 1918.
ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ - памятник русского церковного зодчества. Построен в память Владимира Святого в 1862–82 (арх. А. В. Беретти). Внутреннее убранство храма, и, прежде всего, мраморных иконостасов и киворий (сень над престолом), было исполнено в древнерусском стиле по проекту А. В. Прахова. В росписи храма участвовали лучшие русские художники того времени В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. В. Врубель, П. А. Сведомский, В. А. Котарбинский, А. С. Мамонтов, Н. К. Пимоненко. Икона Богоматери, написанная на золотом фоне В. М. Васнецовым, стала одним из выдающихся произведений русской религиозной живописи. Икона эта так полюбилась русским людям, что ее разные варианты были помещены во многих новых храмах новое, ново- XX в. Владимирский собор освящен 20 августа 1896 в присутствии государя Николая II. О. П.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ собор - Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, начат строительством при патр. Никоне в 1656–66, закончен после его смерти в 1678–85. Собор этот должен был повторить храм Воскресения в Иерусалиме, чертеж и модель которого специально привезли в Москву. Основную часть сложного комплекса тесно связанных между собой сооружений составляла огромная полуротонда, переходящая на уровне второго этажа в цилиндр, увенчанный шатром. К ротонде примыкали главный храм, завершенный мощной главой, и семиярусная столпообразная колокольня. Нарочитая идея прямого повторения иерусалимского романо-готического образца выразилась лишь в общей плановой схеме сооружения. В целом же композиция проникнута той же живописностью, которая характерна для русского зодчества XVII в. Ротонда послужила основанием для грандиозного шатра, поскольку сам Никон мог завершить церковь шатром, который он запрещал строить другим. В обработке фасадов и особенно интерьера с невиданным размахом были применены цветные изразцы, из которых сооружались целые иконостасы; майоликовой была и часовня «гроба», символизировавшая Гроб Господень в Иерусалиме.
ГЕОРГИЕВСКИЙ собор - в Юрьеве-Польском, построен в 1230–34. Четырехстолпный храм с тремя открытыми внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до закомар. Ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на поверхность стены, изысканным кружевом покрывает нижнюю часть здания, оплетает пилястры и порталы. Аркатурно-колончатый пояс трактуется как широкая орнаментальная лента. Закомары собора, так же как и архивольты (арочные завершения) порталов, приобретают килевидное очертание. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную окраску. В закомарах размещались крупные горельефные композиции на христианские темы. Духовно-государственная и народно-сказочная тематика сплетается в неповторимом редком уборе собора, в своеобразном гимне духовному совершенству Владимирской земли.
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР - во Владимире, построен в 1194–97, храм входил в дворцовый ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены богатейшим резным убором. Храм выражал апофеоз власти и духовного могущества Владимирской земли.
КАЗАНСКИЙ СОБОР - на Красной площади в Москве, памятник благодарения Богу и чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанской за победу русского народа над польскими оккупантами в Смутное время новое, ново- XVII в. Сооружен на вклад князь Д. М. Пожарского в 1620–х, достроен после пожара в 1626. Строил собор мастер Абросим Максимов, освящал собор 15 октября 1936 патр. Иосиф в присутствии царя Михаила Федоровича и князь Пожарского. В храме была установлена икона Казанской Божьей Матери, покровительницы Русского государства, главнейшая святыня народного ополчения Минина и Пожарского, которую торжественно вносили в каждый освобожденный от врага город. Святыня русского народа была разрушена еврейскими большевиками в 1936. В 1937 на месте храма как раз со стороны святых алтарей и там, где с древности стоял Святой колодец с родниковой водой, еврейские большевики построили общественный туалет, просуществовавший до к. 1980–х. По воле Божией Казанский собор восстановлен в новое, ново- 1990–х.
КАЗАНСКИЙ СОБОР - в Петербурге, первый храм на его месте построен по повелительно; повелительное наклонение ению Анны Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овны, которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери и велела установить ее именно здесь. Здание первого храма не отличалось великолепием и поэтому Павел I приказал возвести новое здание, подобающее небесной покровительнице Русского государства. Казанский собор был воздвигнут по проекту зодчего А. Н. Воронихина. Перед архитектором стояла сложная архитектурная задача. Собор был обращен к Невскому проспекту боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объем здания грандиозной торжественной колоннадой из 96 коринфских колонн. Подобная колоннада должна была оформить и противоположный фасад. Казанский собор — выдающееся произведение русского классицизма и блестящий образец синтеза искусств. Наружная скульптура принадлежит ваятелям И. П. Мартосу, С. С. Пименову, И. П. Прокофьеву, Ф. Г. Гордееву, Ж.-Д. Рашетту, В. И. Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты из бронзы по образцу «Райских дверей» во Флоренции — произведения знаменитого скульптора XV в. Л. Гиберти. Внутри собора были иконы, написанные выдающимися русскими художниками Кулагин  П. Брюлловым (Взятие Богородицы на небо), Ф. А. Бруни (Покров Пресвятой Богородицы), П. В. Васина (Введение во храм). В 1813 в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 фельдмаршал М. И. Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия в 1837 памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли.КАЗАНЬ, столица Татарии, расположена на левом берегу Волги, при впадении в нее родительный падеж или река Казанки. Население 1087 тыс. чел. Основан в 1177 (по новейшим данным) булгарами. С к. XIII в. называлась Булгараль-Джадид (Новый Булгар). Являлась пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Болгарии Волжско-Камской. В XIII— XIV вв. столица Казанского княжества. В 1399 разрушена войсками Московского князь Юрия Дмитриевича, вновь отстроена в 1–й пол. XV в. С XV в. экономический и торговый центр Среднего Поволжья, столица Казанского ханства. В 1552 была завоевана Иваном Грозным и присоединена к Русскому государству. С 1708 губернский город. В 1714 в Казани возникла суконная мануфактура, в 1718 — Адмиралтейство.
ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР - Вскоре после принятия Миланского эдикта (313), покончившего с государственными гонениями на Церковь, возникла одна из самых опаснейших ересей — лжеучение александрийского пресвитера Ария. Она касалась учения о Божестве Сына Божия — главного христианского догмата, на котором зиждется вся Вера и вся Церковь Христова. Арий отвергал Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, утверждая, что Христос есть творение Бога Отца и потому не единосущен Ему. Если бы арианство, увлекшее за собой множество пастырей и пасомых, одолело истинное учение Церкви и сделалось господствующим, то давно уже не существовало бы и само христианство, а весь мир погрузился в прежнюю тьму язычества и суеверий. Противоборствуя возникшей смуте, равноап. император; императорский Константин Великий созвал в 325 Первый Вселенский Собор (Никейский). В нем приняло участие 318 отцов: епископов, пресвитеров, диаконов и монахов — представителей всех Поместных Церквей. Два месяца и двенадцать дней собравшиеся участвовали в прениях, уточняли богословские формулировки, заслушали даже вольных философов, представивших Собору свои суждения. Наконец, были приняты и изданы решения, с тех пор обязательные для всего христианского мира. Собор сформулировал апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа, осудил ересь Ария, утвердил первые семь членов Символа веры, определил единое для всех время празднования христианской Пасхи и принял двадцать правил о дисциплине и иерархии в Церкви. Первый Вселенский Собор вспоминается Церковью 13/26 мая и 29 мая/11 июня.
ПРИАМУРСКИЙ ЗЕМСКИЙ СОБОР - православно-монархическое собрание представителей Русской земли, организованное генералом М. К. Дитерихсом во Владивостоке с 23 июля по 10 августа 1922. Почетным председателем Собора был избран Святейший патриарх Тихон. Участники Земского Собора объявили, что «Верховная Всероссийская власть принадлежит Царскому Дому Романовых и должна осуществляться в порядке законного престолонаследия». Собор постановил «просить Царский Дом соблаговолить возглавить Приамурский край и русское национальное движение Верховным правителем из членов Царского Дома по его усмотрению и воле». «Здесь, на краю земли Русской, в Приамурье, — говорилось в одном из документов Собора, — вложил Господь в сердца и мысли всех людей, собравшихся на Земский Собор, едину мысль и едину веру: России Великой не быть без Государя, не быть без преемственно наследственного Помазанника Божия. И перед собравшимися здесь, в маленьком телом, но сильном верой и национальным духом Приамурском объединении, последними людьми земли Русской стоит задача, долг и благой крест направить все служение свое к уготованию пути Ему — нашему будущему Боговидцу. Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам от исторического символа святые заветы — Веру и Землю, отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве очищенных от земных слабостей сердцах вымолим милость Всемогущего Творца, освободим святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим воле будущему собору «всея земли». Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает родную землю своим избранником — Державным Помазанником». О. Платонов
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ собор - в Суздале, построен в 1222–25 (верхняя часть перестроена в XVI в.). Большой шестистолпный храм с тремя притворами завершался первоначально тремя главами. Его создатели свободно интерпретировали конструктивную логику в убранстве фасадов: они пересекали лентой плетенки и резными камнями лопатки, покрывали резьбой и разрывали бусинами колонки порталов. На фоне кладки из туфа особенно четко выделяются белокаменные лопатки и тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные, «писанные золотом» медные двери собора отражают любовь к узорочью. Более орнаментальной становится и внутренняя фресковая живопись. Храм теряет церемонную парадную представительность, его облик живописен и жизнерадостен, отражает духовное совершенство и могущество Святой Руси.
СОБОР 70-ти АПОСТОЛОВ - Помимо 12-ти апостолов, благословленных на проповедь самим Спасителем, Господь избрал еще и 70 апостолов. Некоторые из них упоминаются в Деяния Святых Апостолов х и Посланиях апостолов, но большинство известны только по церковной истории (акты мученичеств — мартирии) и церковным преданиям. Собор 70-ти апостолов: Иаков, брат Господень, Марк и Лука евангелисты, Клеопа, Симеон, Варнава, Иосия (Иуст), Фаддей, Анания, первомч. архидиакон Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул, Родион (Иродион), Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий, Лин, Гай, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимп (Олимпан), Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, Артем, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий Ареопагит, Симеон Нигер. Собор 70-ти апостолов празднуется 4/17 января.
СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ - Архангел Михаил, чье имя в переводе с древнееврейского означает «кто, как Бог», назван и архистратигом, так как именно он возглавил небесное воинство, восставшее на отпавших от Бога ангелов и их вождя Денницу (Люцифера, «утреннюю звезду», одаренного от Творца великими совершенствами) и низринувшее их с Неба. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год), в соответствии с числом девяти чинов ангельских. Восьмой же день месяца (по ст. стилю) указывает на будущий Собор всех сил небесных в день Страшного Суда Божия, который сверху отцы называют «днем восьмым». Чины ангельские разделяются на три иерархии. Высшую ангельскую иерархию составляют три чина: серафимы, херувимы и престолы. Среднюю — господства, силы и власти, а низшую — начала, архангелы и ангелы. Все чины небесных сил носят общее название ангелов (вестников) по сути своего служения: извещать волю Божию, учить, помогать, охранять... Над всеми девятью чинами поставлен Господом сверху архистратиг Михаил. Из Свящ. Писания и Свящ. Предания также известны имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»). Вот уже более тысячи лет, начиная со стольного града Киева, архангел Михаил является покровителем Русской земли. Благодарная Русь посвятила ему множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. Один из главнейших соборов Московского Кремля — Архангельский — также посвящен архангельское; архангельская губерния, архангельский говор Михаилу. Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 8/21 ноября.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ - пострадавшие в лютую годину гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. епископы, клирики и миряне, которые свидетельствовали о Христе своей кровью. Ныне Земля Русская скрывает в себе в таком изобилии мученические честные останки, что поистине являет собой один огромный антиминс. Празднование Собора новомучеников и исповедников российских совершается в первое воскресенье после 25 января/7 февраля.
СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА - На другой день Богоявления Церковь соборно почитает того, кто послужил таинству Божественного Крещения, возложив руку на главу Спасителя. Предтеча и Креститель Господень Евангелие от Иоанна или послание Иоанна , величайший из пророков, завершает ветхозаветную историю и открывает эпоху Нового Завета. Сродник Господень по матери, он был исполнен Духа Святого и возрастал в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте 30 лет сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна вышел на проповедь покаяния, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя мира. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Предтеча засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения. Жизнь свою Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель завершил мучеником. Величайшему святому Церковь установила семь дней празднования: Зачатие вспоминается 23 сентября/6 октября; Рождество — 24 июня/7 июля; Усекновение главы — 29 августа/11 сентября; первое и второе Обретение главы — 24 февраля/8 марта; третье Обретение главы — 25 мая/7 июня; Перенесение десной руки из Антиохии в Константинополь (956) — 7/20 января; Перенесение десницы с острова Мальта в Санкт-Петербург (1799) — 12/25 октября. Помимо этих сугубых праздников, памяти Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя посвящен один день недели — каждый вторник.
СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ - В течение почти ста лет в Оптиной пустыни процветала особая форма святости — старчество, переходя от духовного отца к сыну в духе истинного послушания. Свв. Оптинские отцы своим опытом прошли школу послушания, трезвения, умносердечной молитвы и стяжали многие благодатные дары. Прп. Лев (1814) — нелицеприятный, иногда резкий в слове и юродствующий. Прп. Макарий (1860) — имел деликатный, скромный характер, привлекающий в Оптину духовных писателей. Прп. Моисей (1862) — исполнял послушание настоятеля. Прп. Антоний (1865) — также исполнял послушание настоятеля. Прп. Иларион (1873) — кроме старчества, имел дар хозяйственной деятельности. Прп. Амвросий (1891) — «столп старчества» Оптиной. Прп. Анатолий I (1894) — редкий делатель Иисусовой молитвы, страстотерпец. Прп. Исаакий I (1894) — настоятель Оптиной. Прп. Иосиф (1911) — в смирении таивший особенные посещения Господа и Божией Матери. Прп. Варсонофий (1913) — долго жил в миру, знал «знамения времени». Прп. Анатолий II (1922) — любвеобильный батюшка, утешивший великое множество страждущих. Прп. Нектарий (1924) — прозорливость свою облекший в юродство. Прп. Никон (1931) — исповедник, возросший в меру старцев к тридцати годам. Прп. Исаакий II (1936) — последний настоятель Оптиной, новомученик. Празднование Собора Преподобных Оптиных Старцев совершается 11/24 октября.
СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Собором этот день, как и другие подобные дни, называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы, таких, как Ее Зачатие, Ее Рождество, Ее Благовещение и многочисленных праздников в честь чудотворных Ее икон, в данный день совершается общее (соборное) празднование в честь и похвалу Богородицы. Этот праздник установлено отмечать сразу после Рождества Христова потому, что Пресвятая Дева чтится прежде всего как Та, от которой родился, воплотился Бог Сына — Спаситель наш Иисус Христос. Собор Пресвятой Богородицы празднуется 8 января/26 декабря.
СОБОР СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ 12-ти АПОСТОЛОВ - на следующий день после праздника первоверховных апп. Петра и Павла вспоминаются вкупе все 12 первых учеников, апп. Христовых, тысяча  н. малый их круг. Творится совместная память апостолам: Андрею Первозванному (память 30 ноября/13 декабря); Иакову Зеведееву (память 30 апреля/13 мая); Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Богослову (память 26 сентября/9 октября); Филиппу (память 14/27 ноября); Варфоломею (память 11/24 июня); Фоме (память 6/19 октября); Матфею (память 16/29 ноября); Иакову Алфееву (память 9/22 октября); Иуде (не Искариотскому), брату Господню по плоти (память 19 июня/2 июля); Симону Зилоту (память 10/23 мая); Матфию (память 9/22 августа). Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов празднуется 30 июня/13 июля.
СОФИЙСКИЙ СОБОР в Киеве (София Киевская) - общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрым на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками XVII—XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами. Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками. При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей. Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что «Бог с людьми пребывает». Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель. В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками. Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской. Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и другие Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей князь Ярослава, на стенах лестничных башен — эпизоды придворной жизни: цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса. Л. Кулагин
СОФИЙСКИЙ СОБОР в Новгороде - построен в 1045–50. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней. Имеет пять глав, одну лестничную башню и один пояс галерей. В покрытиях полукруглые закомары чередуются с треугольными завершениями («щипцами») и сводами в четверть окружности. В целом объем здания монолитен и статичен. Внутреннее пространство отличается большой цельностью и компактностью. Этому способствует и то, что вместо тройных аркад, как в Киевском Софийском соборе, используются двойные, а опоры сложного сечения сменяются простыми квадратными или восьмиугольными. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, исчезают мрамор и шифер. Своеобразна и кладка собора: главный материал здесь — камень-известняк, а кирпич использован преимущественно для арок и сводов. Новгородский Софийский собор строили мастера, которые возводили и Софию Киевскую, поэтому он во многом подобен Киевскому. Своеобразие форм и техники новгородского собора свидетельствует о том, что эти опытные зодчие умело применялись к местным условиям и, в частности, широко использовали дешевый и удобный местный строительный материал — известняковую плиту.
СОФИЙСКИЙ СОБОР в Полоцке - построен в сер. XI в. Пятинефной композицией и техникой кладки в основном аналогичен Софии Киевской. Здание сильно перестроено, поэтому ныне можно судить в основном лишь о его плане, но не о первоначальном облике.
СПАССКИЙ СОБОР в Чернигове - заложен до 1036. Трехнефный, продолговатый в плане пятиглавый храм с одной круглой лестничной башней у северо-западного угла. К зданию примыкали небольшие пристройки-часовни, придававшие его композиции ступенчатость. Весьма декоративна кирпичная кладка фасадов здания. Просторные хоры открывались в подкупольное пространство торжественными тройными аркадами, полы устилали резные шиферные плиты, а стены украшали фрески. Более скромный по внешнему облику, чем София Киевская, черниговский храм почти не уступал ей в богатстве внутреннего убранства.
СТОГЛАВЫЙ СОБОР - церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — «Стоглав». Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в борьбе с еретическими движениями. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором в виде тысяча  н. царских вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительственных предложений была категорически отклонена большинством Стоглавого собора. Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило жалованные грамоты, устанавливающие подсудность духовных лиц царю. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли навстречу правительству в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и тысяча  д.). Части правительственной программы, направленные на укрепление положения Церкви, не встретили возражений членов Стоглавого собора и были проведены в жизнь. Решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории России, проведена регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и тысяча  д. На протяжении 2-й пол. XVI—XVII вв. «Стоглав» наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством. Б. Флоря
УСПЕНСКИЙ СОБОР в Галиче - построен в сер. XII в. Стены его с внутренней и внешней поверхности были сложены из блоков хорошо отесанного известняка, а пространство между ними заполнили битым камнем на известковом растворе. Храм имел профилированный цоколь и плоские лопатки. В его убранстве применена барельефная скульптура. Как техника кладки, так и убранство прямо связаны с романским зодчеством. В то же время по плану это обычный для русского зодчества XII в. четырехстолпный крестово-купольный храм, окруженный с трех сторон галереей, с ходом на хоры, размещенным в толще западной стены. Храм не сохранился.
УСПЕНСКИЙ СОБОР в Московском Кремле - главный храм русского православного царства, построен в 1326–27 при Иване Калите. Этот первоначально одноглавый белокаменный храм стал кафедрой московского митрополита, переселившегося в Москву из Владимира, местом торжественных богослужений и усыпальницей московских митропо литовский, литовское; литовского происхождения Новое здание Успенского собора, дошедшее до наших дней, построено при Иване III в 1475–79 Аристотелем Фиораванти. Предназначался для важнейших государственных церемоний — посажения на стол московского великого князя, а с XVI в. венчания на царство, интронизации и погребения митрополитов и Патриархов. Храм напоминает свой прототип — Успенский собор во Владимире — и традиционным пятиглавием и позакомарным покрытием, и аркатурно-колончатым поясом, и перспективными порталами, и рядом других деталей. В то же время он отличается принципиально новым конструктивно-планировочным решением, технологическими приемами и методами строительства. Здесь также применены элементы ордерной ренессансной архитектуры, которые зодчий очень тактично приспособил к традиционным формам, отчего они и не показались чуждыми и очень скоро привились на русской почве. В основу плана и решения фасадов собора Фиораванти положил пропорции золотого сечения, что определило соразмерность и гармоническую уравновешенность частей здания. Незначительные перестройки, которым подвергался Успенский собор за годы своего существования, не исказили его первоначального облика. При восстановлении храма после пожара 1547 западный портал был оформлен в виде открытого крыльца — лоджии на колонках с двойными подвесными арками (позже оно было превращено в закрытый тамбур). Росписи XV—XVI вв. (сохранились фрагменты), XVII в. (150 мастеров во главе с Иваном Паисеиным), XVIII—XX вв. — пятиярусный иконостас (высотой окончательный вид 16 м). У южного входа — Царское место Ивана Грозного. В 1918 собор был закрыт еврейскими большевиками. Первое богослужение — через 72 года запрета — состоялось в сентябре 1990.
УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире - сооружен в 1158–61 в центре города на высоком берегу реки. Собор стал основным звеном великолепного ансамбля. Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные детали — оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и богато украшенный драгоценной утварью. После обстройки собора в 1185–89 фасады были почти лишены скульптур; лишь единичные резные камни перенесены на них со стен старого собора. Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку галереи были несколько понижены. На углах были поставлены четыре новые главы, образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея духовной силы и царственного величия. Величавый и торжественный Успенский собор образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальской земли, превращая ее в столицу, в духовный и политический центр Руси. В 1408 собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Часть из этих фресок сохранилась до наших дней.
УСПЕНСКИЙ СОБОР НА ГОРОДКЕ - в Звенигороде, построен в последние годы XIV в. Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой, храм изысканно и сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полуколонками членят его фасады, завершенные килевидными закомарами, тройные ленты плоского резного орнамента опоясывают здание на уровне хоров, идут по верху апсид и барабана главы. Маленькое оконце, освещающее идущую внутри стены лестницу на хоры, оформлено в виде нарядной фигурной розетки; узкие окна обрамлены тонкими тягами; к перспективным порталам с килевидными архивольтами ведут лестницы. Столбы храма широко раздвинуты, усиливая значение центрального пространства. Собор имеет ступенчато повышающуюся конструкцию сводов. Снаружи над сводами расположены диагональные закомары, а подножие барабана украшено кокошниками. Зодчим этого собора был выдающийся мастер. В 1400 этот храм был расписан фресками Андреем Рублевым.
ЧУДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА собор - в Чудовом монастыре в Москве, один из древнейших храмов столицы, построен первоначально деревянным в 1358, а затем в 1365 каменным. В нем был погребен святой митр. Алексий. Старый храм был разобран в 1501; воздвигнутый на его месте новый освящен в 1503. В его приделе почивали мощи свт. Алексия, пока в 1626 они не были перенесены в особую Алексеевскую церковь. Михайловский собор увенчан большим куполом с древней вызолоченной главою и крестом. В северной части под церковью усыпальница, где погребены были московские митрополиты, Епифаний Славинецкий, бояре Стрешневы и другие Надгробные надписи врезаны в наружные стены храма. Собор был расписан в 1518—19. Во время пожара 1547 эта роспись погибла, но в 1550–е была заменена новой, неоднократно подновлявшейся впоследствии. После пожара 1626 был устроен новый иконостас, часть икон которого сохранилась и доныне. Церковь соединена переходом с архиерейским помещением. Реставрировалась еще в 1849 при митр. Филарете под надзором академика Быковского. Храму был сохранен прежний вид. Собор разрушен еврейскими большевиками в 1932.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года - свод законов Русского государства, составленный на Земском соборе, созванном 16 июля 1648. На нем дворяне подали челобитную о составлении Уложения, чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (по тем временам — приказ) во главе с князем Н. И. Одоевским. В нее входили два боярина, один окольничий и два дьяка. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов. Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков. С этого подлинного свитка была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии юридической техники. Оно стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Не имело себе равных Уложение и в современной ему европейской практике.
СОБОРНОСТЬ - одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь». Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни. Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность. Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах А. С. и Д. А. Хомяковых. «В вопросах веры, — писал А. С. Хомяков, — нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора». Соборность — это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Развивая идеи И. В. Киреевского о духовной цельности, Хомяков пишет об особом соборном состоянии человека, истинной вере, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству. Д. А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию «лад» и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. Основной принцип Православной Церкви, писал Д. А. Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. «Соборность — это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности». Главное усилие постижения истин веры состоит в соединении с Церковью на основе любви, так как полная истина принадлежит всей Церкви в целом. В Православии человек находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий». Хомяков совершенно справедливо отождествляет принципы соборности и общинности как «сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу и Его истине и на взаимную любовь ко всем, кто любит Бога». Соборность есть, на самом деле, единство и, на самом деле, во множестве, поэтому и в Церковь входят все, и в то же время она едина; каждый, кто воистину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся церковь, но и обладаем всеми (С. Н. Булгаков). Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости (Н. А. Бердяев). Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия. Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать прежде всего насилие. Католические страны, справедливо считал Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские — свободой без единства. Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди — Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество. Таким образом, известная формула «Православие, Самодержавие, Народность» возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности. Платонов
ВСЕЛЕНСКИХ СЕМЬ СОБОРОВ - I Никейский (325) — Сформулировал первую часть Символа веры, дав определение божественности Сына Божьего. I Константинопольский (381) — Сформулировал вторую часть Символа веры, дав определение божественности Святого Духа. Ефесский (431) — Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии как Божьей Матери. Халкидонский (451) — Дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и Истинного человека в одном лице. II Константинопольский (553) — Еще раз подтвердил учение о святой Троице и об Иисусе Христе. III Константинопольский (680-691) — Подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий. II Никейский (787) — Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры. Память святых отцов семи Вселенских Соборов отмечается 18/31 мая. Смысл почитания отцов Вселенских Соборов состоит в том, что только они, всецело выражая собой веру, волю и разум Кафолической Вселенской Церкви — Полноты Православия, обладают даром выносить непогрешимые и для всех обязательные определения в области христианской веры и церковного устроения.
СОБОРОВАНИЕ - — См.: ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием. В особенных же случаях, для обличения лжеучителей или для разрешения различных недоразумений, на основании заповеди Самого Спасителя и по примеру святых апостолов, собирают Соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности со всей вселенной, и Поместные, когда собираются пастыри и учители одной какой-либо области. Вселенский Собор есть высшая на земле власть Святой Церкви Христовой, осуществляемая водительством Святого Духа, как и сказано было в постановлении Апостольского Собора: «Изволися Духу Святому и нам». Вселенских Соборов было семь. Первый Вселенский Собор был созван в 325 в городе Никее, при императоре Константине Великом, против лжеучения александрийского священника Ария. Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757