Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

смоковница

Большой энциклопедический словарь

СМОКОВНИЦА - то же, что инжир.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

смоковница - тоже, что и инжир

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

СМОКОВНИЦА - (смоктать?) плодовое дерево Ficus carica; смоква, то же, или
СМОКОВНИЦА - инжир, винная ягода, фига, привозимая к нам в укладках.
СМОКОВНИЦА - Смоква, род варенья без косточек, вяленая ягода, большей частью вишня и слива. Смоквин плод. Исаия? Исход? смоковный ничий, от смоквы. Смоквичие средний род смоковная, смоквичная роща.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

СМОКОВНИЦА - смоковницы, женский род (бот.).
. . . 1. дерево семья, семейство тутовых с плодами, напоминающими винную ягоду или фигу, то же, что сикомор в 1 значение (иначе - библейская смоковница).
. . . 2. Инжир, дерево из семья, семейство тутовых, с опадающей листвой и с плодами, известными под названием винных ягод.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

смоковница - смоко́вница -- смоко́вница, -ы, тв. -ей

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

смоковница - женский род
- - - 1) а) Субтропическое дерево семейства тутовых рода фикусов с твердой древесиной и съедобными плодами; сикомор. б) Плоды такого дерева. в) Древесина такого дерева.
- - - 2) То же, что: инжир.

Библия. Энциклопедический словарь

СМОКОВНИЦА, - СМОКВЫ (Ис 34:4, Вт 8:8, Мф 21:19, Ин 1:48, От 6:13 и другие ) хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ. Писании. Плоды смоковницы, или смоква в естественном виде походит на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину, и листья оной широки (Быт 3:7). В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение «сидеть под смоковницею» иносказательно означало мир и благосостояние (3 Цар 4:25, 4 Пар 18:31, Ин 1:48). Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода, в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф 21:19). Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн 2:13, Мф 24:32). Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер 5:17, 8:13, Иол 1:7,12). Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида: Ранние смоквы (Песн 2:13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер 24:2). Так пророк книга пророка Осии употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. «Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я omцoв ваших», — говорит он (Ос 9:10). В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Прор. Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: «Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть» ( Дополнения и заметки И. Ф. Наумова к Толковому словарю Даля. (Приложение к XXIV тому Записок Императорской Академии Наук. № 1. Санкт-Петербург. 1874) 3:12). Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве и их можно хорошо сохранять. Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их обирают даже в послезимнее время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше, чем первые, продолговатые, и, обыкновенно, бывают темного цвета. Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1 Цар 25:18). Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но, кроме того, они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Прор. книга пророка Исаии сказал: «возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (царя Езекии), и он выздоровел» (4 Цар 20:7). Проклятие смоковницы Спасителем (Мк 11:13-21) ставило в затруднение некоторых толкователей вследствие того, что в означенной же цитате сказано: «что еще не время было собирания смокв». Означенные слова могут иметь такой смысл, что не наступило еще время собирать смоквы и потому естественно было ожидать, что со временем на ней вырастет несколько смокв; но на ней не было вовсе никаких плодов (зрелых и незрелых), хотя она имела листья, которые на смоковницах являются только после самого плода. Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв еще не наступило; потому, если бы это дерево могло принести смоквы, то было бы уже время обирать и есть их. Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Цель эта, несомненно, была направлена к тому, чтобы напечатлеть великую нравственную истину в умах учеников.
Это интересно


Россия