Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

рокот

Большой энциклопедический словарь

РОКОТОВ - Федор Степанович 1735(?) - 1808, российский живописец. Тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека ("Неизвестная в розовом платье", 1770-е гг.; "В. Е. Новосильцова", 1780).
РОКОТОВ - Федор Степанович 1735 (?), имя существительное или село, селение Воронцово, ныне в Москве - 12 (24) декабря 1808, Москва, российский художник. Один из лучших мастеров русского портрета века Просвещения. Выходец из семьи крепостных; был, скорее всего, незаконным ребенком, лишь приписанным к этой семье, поскольку числился "вольнорожденным". Учился в петербургской Академии художеств с 1760. Жил в Петербурге, с 1765 - в Москве, где имел частную школу. Парадный портретУсвоил стилистику западноевропейского парадного портрета в духе рококо, вероятнее всего, по произведениям работавших в России французских мастеров Л. Токке и П. Ротари. Изучал произведения русских и западноевропейских мастеров, собранные в коллекции И. И. Шувалова, которую он изобразил около 1757 на картине "Кабинет И. И. Шувалова" (известной по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Вероятно, сотрудничал с М. В. Ломоносовым, когда тот налаживал мозаичное дело в России; в 1758 году последний рекомендует заказать портрет императрицы Елизаветы Петровны (для последующего перевода в мозаику) "Федору". Адъюнкт Академии художеств с 1762, в 1765 стал академиком. В петербургский, "академический" период исполнил ряд парадных портретов, в том числе великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III (1758, Русский музей, повторение - в Третьяковской галерее), И. Г. Орлова в латах (1762-63, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же; вариант - во Дворце-музее Павловска). Сравнительно пестрые по колориту, достаточно эффектные по рисунку и композиции, произведения эти все же не принадлежат к портретным шедеврам эпохи. Интимный портретБолее удачны интимные портреты Рокотова, которые принято целиком связывать с его московским периодом. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И. Майкова (окодо 1765, Третьяковская галерея), излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски. К лучшим работам Рокотова принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765), Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х гг.), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), В. Е. Новосильцовой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х гг.; все - там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей). Обычно погрудные или поясные, часто овального формата, эти образы лишены сильных, внешних эффектов, вкрадчиво выявляя внутреннюю жизнь модели. Композиционные приемы Рокотова стереотипны и достаточно однообразны, - что вообще характерно для портретного искусства 18 век Но разнообразие возрастных и личностных характеристик, а также женско-мужских оппозиций в парных супружеских портретах достигается за счет чуткого внимания к неповторимым особенностям натуры, которые передаются прежде всего игрой колорита и светотени, как бы окутывающей модель серебристой дымкой. В поздних портретах - Новосильцовой или Санти - формы и краски предстают более объемными и четкими, дымка как бы рассеивается, уступая место ясному и ровному свету. Работы Рокотова часто воспринимаются как поэтические архетипы портрета 18 век в целом. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось в "Портрете" (1953), одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоцкого ("Ее глаза - как два тумана,/ Полуулыбка, полуплач,/ Ее глаза - как два обмана,/ Покрытых мглою неудач.../... Когда потемки наступают / И приближается гроза,/ Со дна души моей мерцают/ Ее прекрасные глаза"). Литература: Лапшина Н. Ф. С. Рокотов. М., 1959. Сучков С. В. Ф. С. Рокотов. Л., 1976. Молева Н. Загадки Рокотова. М., 1994. М. Н. Соколов

Словарь русского языка С. И. Ожегова

рокот - однообразный раскатистый звук Глухой родительный падеж или река волн. Р. прибоя.
рокотать - издавать рокот Море рокочет.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

РОКОТАТЬ - грохотать, греметь, зычно перекатываясь звучать. Гром рокочет. Рокочущее море, волна. Боян своя вещиа пръсты на живые струны вскладаше, они же сами князем славу рокотаху, Слово о Полку Игореве. Рокотание средний род и рокот малый или мужской род гром, грохот, перекаты густых, низких звуков. Слитный рокот и гул пальбы. Роктать вят. кипеть, бить ключем. Вода рокчет, произносится, произносят рокцёт.
» РОКОТАТЬ - Ворчать, быть недовольным, брюзжать. Дедушка все рокчет. Рокош малый или мужской род старый, старая форма имени мятеж, крамола, измена. Рокошник малый или мужской род бунтовщик, крамольник, возмутитель.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

рокот - смотрите также шум
рокотать - смотрите также звучать

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

РОКОТ - рокота, множественное число нет, малый или мужской род ( слово книжное ). Мелодичный и однообразный воркующий звук; сходный с этим звуком гул или шум. Рокот соловьиный. А.К. Толстой. Слабый рокот моря. || Приглушенный грохот, низкий шум. Рокот отдаленной канонады.
РОКОТАНИЕ - рокотания, средний род ( слово книжное поэтично, в языке поэтов ). Действие по глагол рокотать. Рокотание струн.
РОКОТАТЬ - рокочу, рокочешь, совершенная форма ( слово книжное , поэтично, в языке поэтов ). Издавать или производить рокот. Струны рокочут. Рокотал отдаленный гром. М. Максим Горький; слово из произведений Максима Горького .

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

рокот - ро́кот -- ро́кот, -а
рокотание - рокота́ние -- рокота́ние, -я
рокотать - рокота́ть -- рокота́ть, -оч`у, -о́чет

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

рокот - малый или мужской род
- - - 1) а) Дробные, раскатистые звуки, сливающиеся в монотонное звучание. б) Низкое приглушенное звучание голосов.
- - - 2) Мелодичное, приятное для слуха переливчатое звучание.
рокотание - средний род
- - - 1) Процесс действия по значение глагол : рокотать.
- - - 2) Звуки, возникающие в процессе такого действия.
рокотать - совершенная форма непереходные
- - - 1) Издавать или производить рокот.
- - - 2) Раздаваться, звучать (о рокочущих звуках, голосе).
- - - 3) Говорить, петь низким, раскатистым голосом.
рокотно - наречие разговорная форма Соотносится по значение с прилагательное : рокотный (2).
рокотный - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : рокот, связанный с ним.
- - - 2) Производящий рокот; рокочущий.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

РОКОТОВ Федор Степанович - (1735–12.12.1808), живописец-портретист. Из крепостных. В биографии Рокотова многое еще не выявлено. Он происходил из крестьян подмосковной вотчины князя П. И. Репнина, но смог освободиться от крепостной зависимости. Рокотов стал известен вельможе и меценату И. И. Шувалову, по распоряжению которого был принят в Академию художеств. Быстро овладел мастерством портретиста. В ранних парадных портретах Г. Г. Орлова (1762–63), великий князь Павла Петровича (1761), Екатерины II (1763) видно, что он прекрасно усвоил приемы западноевропейского парадного портрета и традиции русского портрета 1–й пол. XVIII в. После получения звания академика Академии художеств Рокотов покинул в 1766 Петербург и переехал в Москву. В 1770–е создал ряд камерных портретов — поэта В. И. Майкова, сочинителя Н. Е. Струйского и его жены, писателя А. П. Сумарокова, членов семьи И. И. Воронцова, «Неизвестного в треуголке», «Неизвестной в розовом платье» и другие Модели Рокотова объединены неким духовным родством, внутренней жизнью, отстраненностью от суеты и погони за мимолетными успехами. Рокотовские портреты узнаваемы: у его моделей удлиненные, слегка прищуренные глаза, едва заметная грустная улыбка, полная загадочности; лицо и часть фигуры портретируемых выступают из темноты, окутанные воздушной дымкой. В 1780–е таинственную полумглу на портретах сменяют более отчетливые красочные тона и более определенные объемы (портреты В. Н. Новосильцевой, 1780, Е. В. Санти, 1785, В. Н. Суровцевой, 1785, и другие ). Увлекавший Рокотова идеал красоты и человеческого достоинства предстает теперь как свойственное людям чувство высокого духовного превосходства, собственной значимости, с легким оттенком разочарованности. Рокотов дает яркие индивидуальные характеристики портретируемых, за внешней замкнутостью проступает богатый духовный мир личности. Л. В. Вдовина

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

диастолический рокот - грубый рокочущий пресистолический шум, выслушиваемый над верхушкой сердца и в пятой точке и сливающийся с хлопающим первым тоном сердца; признак митрального стеноза.
Это интересно


Россия