Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

пятница

Большой энциклопедический словарь

КРАСНАЯ ПЯТНИЦА - 31 июля 1925, день победы английских горняков над шахтовладельцами, стремившимися снизить зарплату рабочим (был отменен локаут в угольной промышленности, объявленный с 1 августа).
ПЯТНИЦА - в восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

пятница - пятый день недели Семь пятниц на недели у кого-нибудь (о том, кто часто меняет свои мнения, решения; разговорная форма шутл.). Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя; разговорная форма шутл.).

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

пятница - смотрите также дело

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПЯТНИЦА - пятницы, женский род Название одного из дней семидневной недели, пятого после воскресенья.
. . . семь пятниц на неделе у кого - поговорка о том, кто часто меняет свои решения. У него семь пятниц на неделе.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Великая пятница - Вели́кая пя́тница -- Вели́кая пя́тница
Параскева Пятница - Параске́ва Пя́тница -- Параске́ва Пя́тница, Параске́вы Пя́тницы
пятница - пя́тница -- пя́тница, -ы, тв. -ей; но: Пя́тница, -ы, малый или мужской род (лит. персонаж), Параск`ева Пя́тница
Страстная пятница - Страстна́я пя́тница -- Страстна́я пя́тница

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

пятница - женский род
- - - 1) Название пятого дня недели после воскресенья.
- - - 2) Приём, вечер и тысяча п., устраиваемый в такой день недели.

Библия. Энциклопедический словарь

ПЯТНИЦА - (Мк 15:42, Лк 23:54, Ин 19:14, Мф 27:62, Иудв 8:6; приготовление) так назывался день перед субботою, который у Иудеев посвящался на приготовление к празднику суббот. Эти приготовления начинались около 9-го часа дня, и, следовательно, около 3-х часов пополудни (Древ. Флав. князь xvi, глагол 6), и состояли собственно в приготовлении пищи для субботы (Исх 16:5-23), в очищении и приготовлении праздничных одежд, в накрытии стола и возжжении светильников. Естественно, что обыкновенные дневные занятия на эти часы отменялись. Как субботе, так и другим великим дням, празднуемым подобно субботе у Иудеев, также предшествовал день приготовления; отсюда у Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а день распятия Господа называется приготовительным днем Пасхи (Ин 19:14), ибо в тот год Пасха случилась в субботу. Таким образом, и осуждение Спасителя на распятие и самое распятие и смерть Его — все это происходило в пятницу на субботу.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА - последняя пятница перед Пасхой в Страстную неделю. Посвящена воспоминанию крестных страданий Иисуса Христа, Его смерти и погребения.
ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА - великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, сверху Параскева, еще совсем юная дева, «женскую слабость отвергши», дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда сверху исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову. Большим почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Русские иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры. До новое, ново- XX в. иконы сверху Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, сверху Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы сверху Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях нашего отечества в день памяти сверху Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название сверху Параскевы Льняницею. Кроме того, сверху Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти. По верованию наших предков, сверху угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь сверху Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и тысяча  д. Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою сверху Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Цветы, травы и другие привески к образу сверху Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье. В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. святой Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. «Матушка Пятница-Параскева! — молились в старину девицы, — покрой меня поскорее», тысяча  е. пошли скорее жениха, и тысяча  п. Наконец, сверху Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона сверху Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Иногда сверху Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. В Стоглаве говорится, что «по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются сверху Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати». Женщины эти, — как замечает далее Стоглав, — «и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию». Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день сверху Параскевы за большой грех. В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам сверху Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь сверху Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, «водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы». На Руси в честь сверху Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1–я пятница — в первую неделю Великого Поста, 2–я — пред Благовещением, 3–я — на Вербной неделе, 4–я — пред Вознесением, 5–я — пред Троицыным днем, 6–я — пред Рождеством Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи, 1–я — пред Ильею Пророком, 8–я — пред Успением, 9–я — пред архангелом Михаилом, 10–я — пред Кузьмою-Демьяном, 11–я — пред Рождеством Христовым, 12–я — пред Богоявлением. Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и тысяча  п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1–й пятнице было сказано, что «в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая» и тысяча  п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: «Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти». Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и тысяча  п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1–я — Обжорная (на 3–й неделе Великого поста), 2–я — Страстная, 3–я — Спасовая, 4–я — Временная, 5–я — Разгульная, 6–я — Молебная, 7–я — Кающаяся, 8–я — Праздничная и 9–я — Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590–98 крестьяне Товренской обл. «сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги». Еще в честь сверху Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в., считались очень важны; в Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь сверху Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями сверху Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов. Народные представления о Параскеве .Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом сверху Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы. Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались «богомерзкими, прельщениями бесовскими». Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России; можно думать, что в этом случае немалое влияние имело и то обстоятельство, что день этот служил кануном субботы, когда торг не производился по причине празднования евреями шабаша. Этих шабашей особенно опасались крестьяне северо-западной Руси и потому по пятницам закупали себе все, что нужно для хозяйства и в доме. Наконец, что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия. Память вмц. Параскеве отмечается 28 октября/10 ноября. И. Кулагин
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757