Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

психология

Большой энциклопедический словарь

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (комплексная психология), направление глубинной психологии, основанной Кулагин Г. Юнгом в 1913. Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного, интеграция которых - путь к достижению целостности личности, ее индивидуации. Оказала влияние на психопатологию и психотерапию, а также философскую антропологию, историю культуры, этнологию, мифологию и другие Международное общество аналитической психологии (с 1958) и ежегодник "Эранос" (с 1933 - в Цюрихе), "Журнал аналитической психологии" (с 1955 - в Лондоне).
АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из основных направлений в психологии 17-19 вв. Главный объяснительный принцип психической жизни - понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций 17 век (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в 18 век различная трактовка ассоциативной психологии была дана Д. Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом.
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (нем. Tiefenpsychologie), совокупное обозначение направлений психологии 20 век , сделавших предметом исследования тысяча ново-. Ср. нов. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на "поверхности" сознания (психоанализ З. Фрейда, "аналитическая психология" Кулагин Г. Юнга, "индивидуальная психология" А. Адлера, неофрейдизм, эгопсихология и другие ).
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2-я пол. 19 век ), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии применяются тесты и методы факторного анализа. Выводы важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития способностей индивидов и другие ).
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении А. Адлера. В отличие от психоанализа считала основой характера врожденное "социальное чувство", нуждающееся в воспитании; у невротиков и асоциальных элементов (наркоманы и тому подобные ) это чувство отсутствует и заменяется стремлением к неосознанным фиктивным целям, выявление которых - задача психотерапии. Получила развитие главным образом в 1920-х гг., оказала влияние на неофрейдизм.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах "человек - машина", а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (лат. cognitio - знание, познание), направление в психологии, возникшее в США в кон. 50-х - нач. 60-х гг. 20 век в противовес бихевиоризму. Подготовлено работами Кулагин Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - "персональных конструктов". Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие "когнитивный диссонанс" - расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Систематические исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и так далее
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - идеалистическое направление в немецкой философии и психологии 1-й трети 20 век , стремившееся рассматривать явления душевной жизни в их интуитивно постигаемых смысловых связях и культурно-историческом содержании. Главный представитель - В. Дильтей и Э. Шпрангер, который ввел термин понимающая психология".
ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и... логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (Аристотель, "О душе" и другие ). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 век на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и другие ). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 век - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и другие
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением, несчастными случаями и так далее Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий ( например , авиационная, космическая психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и так далее ). Развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и другие
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 век (работы У. Мак-Дугалла и Э. О. Росса, 1908, США).
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в 19 век связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России - В. А. Вагнера.
ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - школа немецкой психологии, основанная Ф. Крюгером в Лейпциге (кон. 1910-х - кон. 1930-х гг.; А. Веллек, Г. Фолькельт и другие ). Как и гештальтпсихология, противостояла атомистическим концепциям ассоциативной психологии. Другое название - школа "комплексных переживаний"; единицами сознания считались не только гештальты, но особые (генетически исходные) аффективно окрашенные "комплексные качества". Журнал "Новые психологические исследования" (1926-54) и непериодическая серия "Труды по психологии развития".

Словарь русского языка С. И. Ожегова

психология - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности
психология - психология совокупность психических процессов, обусловливающих какой-нибудь род деятельност и П. творчества.
психология - психология душевный склад, психика Детская пуд

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ПСИХОЛОГИЯ - греческий душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. Психолог, душеслов. Психиатрия женский род душеврачевание, наука лечения душевных болезней, безумия. Психический, духовный, душевный, к душе человека относящийся Психологический, ко психологии относящийся , душесловный.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПСИХОЛОГИЯ - психологии, множественное число нет, женский род ( греческий psyche - душа и logos - учение) ( слово книжное ).
. . . 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных.
. . . 2. совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

психология - психоло́гия -- психоло́гия, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

психология - женский род
- - - 1) а) Научная дисциплина, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. в) разговорная форма Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
- - - 2) Совокупность психических процессов в условиях определенных видов деятельности, определенного состояния.
- - - 3) То же, что: психика (2).

Большой юридический словарь

ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ - отрасль психологии юридической, изучающая психологию уголовных правонарушителей и психологические механизмы совершения преступлений.
ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ - область психологии юридической, изучающая психологические аспекты гражданского и уголовного судопроизводства и психологические особенности лиц, имеющих различный юридический статус.
ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ - научно-практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология несовершеннолетних, исправительная (пенитенциарная) психология и другие
УГОЛОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии; исследует психическую структуру личности правонарушителя, тысяча е. изучает личность в ее совокупности и характер преступника, а также его психическое отношение к преступлению (мотивы, представления, раскаяние).

Энциклопедический словарь медицинских терминов

Адлера индивидуальная психология - (A. Adler, 1870-1937, австрийский психиатр) - система взглядов в психиатрии и психологии, основанная на представлении о том, что соотношение стремления к могуществу и чувства неполноценности, присущих человеку, является основой психологии индивидуума, определяет динамику его психической деятельности, а также служит причиной разнообразных психических расстройств; А. и. пуд базируется на идеалистической теории Ницше о стремлении к могуществу как основной движущей силе поведения человека; в советской науке распространения не имеет.
психология - (психо- + греческий logos учение, наука) - наука о закономерностях возникновения и функционирования психики, ее механизмах и проявлениях.
психология - психология авиационная - раздел П., изучающий особенности психической деятельности человека в полете и разрабатывающий практические рекомендации по вопросам отбора, экспертизы, обучения летного состава и профилактики летной аварийности.
психология - психология аналитическая (истор.) - направление в П., изучавшее психическую деятельность методом анализа и классификации отдельных фактов и не признававшее синтетического подхода к психическим явлениям.
психология - психология ассоциативная (истор.) - направление в П., согласно которому в основе психической деятельности и психических явлений лежит способность человека к формированию ассоциаций из первичных психических единиц ("душевных атомов").
психология - психология возрастная - раздел П., изучающий особенности психической деятельности, обусловленные возрастом.
психология - психология глубинная - общее название различных идеалистических направлений в зарубежной П. и психиатрии, предметом исследования которых является подсознательное как источник мотивов поведения человека и причин возникновения психических расстройств (психоанализ, индивидуальная психология Адлера, неофрейдизм и другие ).
психология - психология детская - раздел П., изучающий закономерности психического развития ребенка.
психология - психология индивидуальная Адлера - смотрите также Адлера индивидуальная психология.
психология - психология инженерная - раздел П. труда, изучающий деятельность человека в системе "человек - машина", разрабатывающий практические рекомендации по рациональным способам приема и переработки информации, конструкциям рабочих мест и интерьеру рабочего помещения.
психология - психология космическая - раздел П., изучающий особенности психической деятельности и психические реакции человека в космическом полете и разрабатывающий рекомендации по вопросам отбора, экспертизы, воспитания и обучения космонавтов.
психология - психология медицинская - раздел П., изучающий психику больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинского работника.
психология - психология "объективная" (истор.) - направление в медицинской П., изучавшее глагол обр. реакции организма на влияние внешних, ситуационных факторов, абстрагируясь при этом от субъективных переживаний больного.
психология - психология социальная - раздел П., изучающий закономерности деятельности человека в коллективе и формирования межличностных отношений.
психология - психология старения (син. геронтопсихология) - раздел П., изучающий изменения психики человека в процессе старения.
психология - психология труда - раздел П., исследующий психическую деятельность и личность человека в процессе труда, разрабатывающий практические рекомендации по профессиональному отбору, организации трудовых коллективов, построению режимов труда и отдыха и так далее

Cловарь философских терминов

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — различные течения в психологии, использующие ассоциацию как осн.объяснительный принцип. Восходя в своей предыстории к Гоббсу, Локку и Спинозе, каждое из течений, как правило, разделяется на материалистическое и идеалистическое крыло. Гартли, позднее Пристли, следуя за Гоббсом, развивают материалистическую традицию ассоцианизма, выводя психическую деятельность из общих законов ассоциаций, провозглашая ее обусловленность мозговыми процессами. Идеалистическую сторону А. пуд — сведение психической деятельности к ассоциации субъективных представлений — разрабатывает на феноменалистической основе Юм (он говорит о “пучках представлений”), а также Гербарт. Окончательно оформившись в 19 век , глагол обр. в Англии (Дж. Милль, Дж. С. Милль), А. пуд объединяет материалистическое и идеалистическое крыло на почве механицизма (психологический атомизм, ментальная химия и так далее ). В 20 век А. пуд находит продолжение в бихевиоризме, предельно заостряющем свойственные ей механистические тенденции.
ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ ( греческий psyche—душа и logos — учение, слово) — наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П. зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения. Фр. материалисты поддерживали в своих воззрениях положение о материальной природе психики и ее обусловленности социальной средой. Представители немецкий классической философии (особенно Гегель) внесли на идеалистической основе исторический подход в трактовку психических явлений. Осн. вопрос в П. есть вопрос о природе психики: является ли психика продуктом развития материи или она представляет собой субстанцию, не зависящую от материи. В середине 19 век в связи с введением в П. эксперимента она выделилась в самостоятельную область знания. Однако ложные субъективистские методологические позиции множественное число представителей П. того времени привели буржуазную П. к кризису. В 20 век она разбилась на ряд течений — бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм и другие П. весьма дифференцирована и включает в себя помимо общей П., изучающей сущность психической деятельности и ее законов, П. педагогическую, П. труда, инженерную, космическую П. и другие Одной из задач П. является исследование трудовой деятельности людей, особенно в связи с появлением новейшей техники, выработка теоретических основ процесса обучения и воспитания всесторонне развитой личности, а также процессов управления и другие
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — область психологии, исследующая закономерности создания человеком нового, оригинального в науке, технике, искусстве, различных видах трудовой деятельности (Творчество). Предметом П. тысяча являются также творческие моменты учения и игры. П. тысяча в идеалистических теориях ошибочно рассматривала творчество как необъяснимое явление, доступное лишь избранным людям; отрицалась всякая роль труда или вообще к.-либо деятельности, в тысяча число, числительное и мышления; считалось, что открытие нового наступает самопроизвольно или же в итоге необъяснимой бессознательной работы. Материалистическая психология не отрицает известной роли в творческом процессе неосознаваемых действий; вместе с тем она исходит из того, что творчество в его развитых формах является результатом труда. Мотивы и цели творческой деятельности порождаются потребностями об-ва, а возможность решения той или иной творческой задачи в области науки, искусства и тому подобные наступает, когда в ходе развития об-ва возникают необходимые для этого условия. Ученые, изобретатели и художники используют при этом те знания и приемы, к-рые выработаны и накоплены в процессе развития науки, техники и искусства. Однако собственно творческий момент нередко предполагает открытие нового способа, приема, метода действия, отражающего неизвестные до этого свойства и связи вещей и явлений. Творческая деятельность требует мобилизации максимума активности, знаний и способностей человека. Такая мобилизация находит свое выражение в волевом напряжении и своеобразных эмоциональных состояниях, подробно изображенных множественное число писателями и философами.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ (или общественная) ПСИХОЛОГИЯ. 1. Совокупность чувств, воли, настроений, привычек, традиций, проявляющихся в психологии социальных групп, классов, наций, народов благодаря общности социально-экономических условий их жизни, одна из сфер общественного сознания. 2. Наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, функционирования, изменения и развития общественно-психологических явлений. С. пуд исследует объективные законы взаимодействия психологических и социальных факторов деятельности людей, их социально-психологических отношений. С. пуд изучает психологические особенности различных социальных групп, слоев и классов об-ва, свойства (классовые, национальные и другие ) и механизм социально-психологических взаимоотношении в различных общественных группах, различные формы коллективного общения и взаимовлияния. Истоки осн. принципов социально-психологической мысли заложены в философских воззрениях Платона, Аристотеля, Гегеля, Фейербаха и другие мыслителей прошлого. Как особая отрасль науки С. пуд зародилась в конце 90-х гг. 19 век В развитии буржуазной С. пуд наметились два осн. направления — попытки выделения социально-психологической проблематики в сфере психологии поведения человека (Джеме, У. Мак-Дугалл) и формирование представлений о личности человека как продукте определенной системы общественных связей (Дюркгейм, Леви-Брюль). создание теорий “социальных ролей” (Парсом, Мертон). В рамках буржуазной социологии в 20-х гг. развиваются эмпирические исследования социально-психологических характеристик социальных групп, общественного мнения, процесса социализации личности (У. Томас, П. Ла-зарсфельд). Экспериментальные методы исследования внутренних структур личности, систем мотивации и ориентировки, социальных установок, реакций на социальные ситуации ведутся на Западе в рамках гештальтпсихологии (К. Левин, С. Аш), бихевиоризма (Ф. Оллпорт, Р. Бейлс), фрейдизма (К. Хорни, Фромм, А. Кардинер). Различным теоретическим и экспериментальным подходам в С. пуд в капиталистических странах свойственны игнорирование определяющей роли производственных отношений в об-ве и признание психических факторов доминирующими в социальном развитии. В области технических приемов и эмпирических результатов (особенно в сфере изучения группового поведения) западный исследователи имеют известный положительный опыт. Марксистская С. пуд подходит к рассмотрению социально-психологических явлений с диалектико-материа-листических позиций, признает их общественно-историческую обусловленность. Такой подход предполагает выявление не только зависимости развития личности и об-ва от объективной логики исторического развития, но и влияния на него субъективных факторов. Большое значение для развития марксистской С. пуд имели работы Плеханова, Лабриолы, исследования советских психологов и педагогов В. М. Бехтерева. Кулагин Н. Корнилова, Л. С. Выготского и другие На нынешнем этапе С. пуд широко использует методы исследования, свойственные социологии и обшей психологии ( например , контролируемый групповой эксперимент, анкетирование и интервьюирование, опрос общественного мнения, изучение документов и наблюдение в тестовых ситуациях). Методы С. пуд включают аппараты логико-теоретического и эмпирического анализа, а также специальные социометрические процедуры. Составными частями С. пуд являются ее прикладные разделы: психология экономической жизни (экономическая психология), психология политической жизни (политическая психология), психология права, нравственности, религии, психология управления, психология быта (семьи, досуга, системы обслуживания и другие ).
Это интересно


Россия