Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

природа

Большой энциклопедический словарь

ПРИРОДА - 1) в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная. 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; "вторая природа" - созданные человеком материальные условия его существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. Совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, что требует установления их гармоничного взаимодействия. См. Охрана природы.
ПРИРОДА И РЕСУРСЫ - научно-информационный журнал ЮНЕСКО по проблемам окружающей среды, с 1965, Париж; на русском языке с 1982, Москва, 6 номеров в год. Выходит также на английском, французском и испанском языках

Словарь русского языка С. И. Ожегова

природа - основное средство, сущность ( библейское имя; как принято в русской редакции Библии ) П. социальных отношений. Вирусная пуд заболевания.
природа - природа все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир Мертвая пуд (неорганический мир: не растения, не животные). Живая пуд (органический мир).
природа - природа места вне городов (поля, леса, горы водные пространства) Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
природа - природа весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ПРИРОДА - женский род естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Вся. природа красуется весною. Природа проснулась с зарею. Я люблю природу, вольный воздух, леса, горы и прочее
ПРИРОДА - Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, противоположное, в противоположном значении духовность. Природа в человеке манит и блазнит его, а Дух призывает и высит. Воскресая, человек покидает природу свою.
ПРИРОДА - Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противоположное, в противоположном значении искусство, дело рук человеческих. Слепое подражанье природе не есть дело достойное искусства. Никакое искусство не достигнет природы, в отделке произведений. Тропическая природа, совместность тамошних произведений, климат, суточные и годовые перемены и прочее
ПРИРОДА - Врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состоянье, стремленье или наклонности. Человек, по природе, самотник. Все животные семейства кошек, по природе своей, кровожадны. Изучить природу растений, животных, их жизнь и быт, свойства, потребности и прочее Привычка вторая природа. Относя природу к личности, говорят: он от природы зол, добр, глуп, горбат, слеп, хром и прочее , то есть таков родился. В сем значенье природа, как свойство, качество, принадлежность или сущность, переносится и на отвлеченные и духовные предметы: Природа ума человеческого кичлива. Вся природа духовного не подлежит чувствами. Женская природа скажется. Гони природу в дверь, она влетит в окно! Это не в природе вещей, не естественно.
ПРИРОДА - Что придается человеку или животному родом, при рождении, обстоятельствами или обычаями. Он, по природе, англичанин, но вырос в России. Курдючные, по природе, овцы, скоро перерождаются вне степей. Он природный дворянин, не жалованный, потомственный. Великие князья природные андреевские кавалеры. Природный, к природе относящийся Природный ум, слух; природные дарованья, недостатки. Природная печать, старый, старая форма имени родовая, семейная. Природный дурень. Прирождать, природить что, даровать кому или чему от природы, природою. Прирожденный, природный, от рожденья. Мы слуги ваши прирожденные. Прирожденный дурачок.
ПРИРОДА - Прибавить урожаем. Овес природил сам пят ся, быть прирождаему. Побудка (инстинкт) прирождается всякому животному. Есть рабы прирожденные.
ПРИРОДА - Овес природился сампят. Прирожденье средний род природа, действие, действительное и состояние по глагол на ть и на ся. Природь женский род архангельское; архангельская губерния, архангельский говор дальняя родня, которой нет иного названья. Природнять, природнить кого, принять в родство, признать родней ся к кому, присваиваться, напрашиваться, навязываться в родство. Он природнился както к ним, надеясь поживиться.
ПРИРОДА - Прирожать, природить кого, рожать как бы в прибавку к чему; дать лишку приплодом или урожаем. Посеешь зерно, а пять и десять земля природит. За труд и пот земля прирожает. От первой жены было двое, да еще двоих вторая природила ся, родиться сверх чего, прибывая, прибавляясь, приплодиться, нарастать приплодом. Прирожанье средний род длит. прирож(д) енье окончат. природ малый; мужской род действие или состояние по глагол , приплод, прибыль, нарост, от вновь народившихся или от урожаю.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПРИРОДА - природы, множественное число нет, женский род
. . . 1. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. Материалистическое мировоззрение, говорит Энгельс, означает сто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений. Южная природа. Северная природа. Любить природу. Овладеть силами природы. человек строит свою жизнь в борьбе с природой. Подражание природе. Закон природы. Мы пошли на вал, возвышение, созданное природой и укрепленное частоколом. Пушкин. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море. Пушкин. Куда на выдумки природа таровата. Крылов. Меня с малолетства манила неведанная природа. Пришвин. || Местность, места внегородских поселений ( разговорная форма ). Солнышко взошло, природу осветило. Крылов. Потянуло на природу.
. . . 2. Сущность, основное свойство чего-нибудь ( слово книжное ). Природа общественных отношений. Природа человеческого знания. Природа растений. || Прирожденное свойство, натура, характер ( разговорная форма ). Гони природу в дверь, она войдет в окно. Поговорка. Природа свое возьмет. У него черствая природа.
. . . 3. Происхождение, порода (простореч.). Купеческая природа. Дворянская природа.
. . . От природы и (реже) с природы - от рождения, с начала существования, по прирожденному свойству. Он от природы не глуп. Слепой от природы. Пустынник был не говорлив, Мишук с природы молчалив. Крылов. По природе - по характеру, по натуре. По природе он добрый человек. Отдать дань природе ( слово книжное ) - поступить сообразно своим свойствам. Отдать долг природе - 1) умереть (в этом значение также с прибавкой: последний долг; слово книжное устаревший, устаревшая форма риторическое ); 2) испражниться ( разговорная форма шутл. фам.). Два раза на день ест и пьет и долг природе отдает. Полежаев. В природе вещей ( слово книжное ) - о чем-нибудь обычном: так и полагается, иначе не бывает. На лоне природы - смотрите также лоно. игра природы - смотрите также игра.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

мать-природа - ма́ть-приро́да -- ма́ть-приро́да, ма́тери-приро́ды
природа - приро́да -- приро́да, -ы
природа-мать - приро́да-ма́ть -- приро́да-ма́ть, приро́ды-ма́тери

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

природа - женский род
- - - 1) а) Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат и тысяча п.), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. б) Совокупность особенностей какой-либо местности, включающая ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и тысяча п. в) Местность вне городских поселений.
- - - 2) а) в переносном значении Сущность, основные качества, свойства чего-либо б) разговорная форма Прирожденное свойство, натура, характер.
- - - 3) в переносном значении разговорная форма -сниж. Происхождение, порода (о человеке).

Библия. Энциклопедический словарь

ПРИРОДА - или ВСЕЛЕННАЯ (2 Пет 2:12, Рим 2:27, 1 Кор 11:14-15). Ученые все предметы природы главным образом делят на три класса: царство ископаемых (минералогия), царство растительное (ботаника) и царство животное (зоология). Порядок творения и деление тел или предметов природы изложены в книге Бытия (1-27). Сказавши о сотворении неба и светил небесных, бытописатель переходит от мертвой, безжизненной материи, от растений к жизни животной и, наконец, к существу разумному — к человеку. Существо, возвышающееся над всем существующим в природе и составляющее венец творения — есть человек. Он возвышается над всеми земными тварями не только своим бессмертным духом, своим умом и волею, но и особенностями своего телесного организма. Богатство, красота и гармония вселенной были всегда предметом всестороннего изучения и источником Боговедения и Богопочитания «Невидимое Его (Бога), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). «Прилежно рассматривая творение мира, — говорит Василий Великий (Посл. 232), — познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом, Его как Верховного Правителя приемлем, поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира: следственно, Бог есть Творец и наш. За сим познанием следует вера, и за сею верою поклонение».

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ПРИРОДА - совокупность естественных условий существования человеческого общества. В истории России и формировании национального облика русского народа фактор природы имел особое значение. Лес, степь и река — это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятии русского человека. В лесной России положены были основы русского государства, в котором мы живем: с леса мы и начнем обзор этих стихий. Лес сыграл крупную роль в нашей истории. Он был многовековой обстановкой русской жизни: до 2–й пол. XVIII в. жизнь наибольшей части русского народа шла в лесной полосе нашей равнины. Степь вторгалась в эту жизнь только злыми эпизодами, татарскими нашествиями да казацкими бунтами. Еще в XVII в. западному европейцу, ехавшему в Москву на Смоленск, Московская Россия казалась сплошным лесом, среди которого города и села представлялись только большими или малыми прогалинами. Даже теперь более или менее просторный горизонт, окаймленный синеватой полосой леса, — наиболее привычный пейзаж средней России. Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги — хозяйственные, политические и даже нравственные: обстраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом. Долго и на севере, как и прежде на юге, он питал народное хозяйство пушным зверем и лесной пчелой. Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки. Само государство, первый опыт которого на границе со степью не удался по вине этого соседства, могло укрепиться только на далеком от Киева севере под прикрытием лесов со стороны степи. Лес служил русскому отшельнику Фиваидской пустыней, убежищем от соблазнов мира. С к. XIV в. люди, в пустынном безмолвии искавшие спасения души, устремлялись в лесные дебри северного Заволжья, куда только они могли проложить тропу. Но убегая от мира в пустыню, эти лесопроходцы увлекали с собою мир туда же. По их следам шли крестьяне, многочисленные обители, там возникавшие, становились опорными пунктами крестьянского расселения, служа для новоселов и приходскими храмами, и ссудодателями, и богадельнями под старость. Так лес придал особый характер северорусскому пустынножительству, сделав из него своеобразную форму лесной колонизации. Несмотря на все такие услуги, лес всегда был тяжел для русского человека. В старое время, когда его было слишком много, он своей чащей прерывал пути-дороги, назойливыми зарослями оспаривал с трудом расчищенные луг и поле, медведем и волком грозил самому человеку и домашнему скоту. По лесам свивались и гнезда разбоя. Тяжелая работа топором и огнивом, какою заводилось лесное хлебопашество на пали, расчищенной из-под срубленного и спаленного леса, утомляла, досаждала. Этим можно объяснить недружелюбное или небрежное отношение русского человека к лесу: он никогда не любил своего леса. Безотчетная робость овладевала им, когда он вступал под его сумрачную сень. Сонная, «дремучая» тишина леса пугала его; в глухом, беззвучном шуме его вековых вершин чуялось что-то зловещее; ежеминутное ожидание неожиданной, непредвидимой опасности напрягало нервы, будоражило воображение. И древнерусский человек населил лес всевозможными страхами. Лес — это темное царство лешего одноглазого, злого духа-озорника, который любит дурачиться над путником, забредшим в его владения. Теперь лес в южной полосе средней России — все редеющее напоминание о когда-то бывших здесь лесах, которое берегут, как роскошь, а севернее — доходная статья частных хозяйств и казны... Степь, поле, оказывала другие услуги и клала другие впечатления. Можно предполагать раннее и значительное развитие хлебопашества на открытом черноземе, скотоводства, особенно табунного, на травянистых степных пастбищах. Доброе историческое значение южнорусской степи заключается преимущественно в ее близости к южным морям, которые ее и создали, особенно к Черному, которым днепровская Русь рано пришла в непосредственное соприкосновение с южноевропейским культурным миром; но этим значением степь обязана не столько самой себе, сколько тем морям да великим русским рекам, по ней протекающим. Трудно сказать, насколько степь широкая, раздольная, как величает ее песня, своим простором, которому конца-края нет, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном горизонте, «окоеме», как говорили в старину; во всяком случае, не лесная Россия образовала это представление. Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства: вместе с дарами она несла мирному соседу едва ли не более бедствий. Она была вечной угрозой Древней Руси и нередко становилась бичом для нее. Борьба со степным кочевником, половчином, злым татарином, длившаяся с VIII почти до к. XVII в., — самое тяжелое историческое воспоминание русского народа, особенно глубоко врезавшееся в его памяти и наиболее ярко выразившееся в его былевой поэзии. Тысячелетнее и враждебное соседство с хищным степным азиатом — это такое обстоятельство, которое одно может покрыть не один европейский недочет в русской исторической жизни. Историческим продуктом степи, соответствовавшим ее характеру и значению, является казак, по общерусскому значению слова, — бездомный и бездольный, «гулящий» человек, не приписанный ни к какому обществу, не имеющий определенных занятий и постоянного местожительства, а по первоначальному и простейшему южнорусскому своему облику человек «вольный», тоже беглец из общества, не признававший никаких общественных связей вне своего «товарищества», удалец, отдававший всего себя борьбе с неверными, мастер все разорить, но не любивший и не умевший ничего построить, — исторический преемник древних киевских богатырей, стоявших в степи «на заставах богатырских», чтобы постеречь землю Русскую от поганых, и полный нравственный контраст северному лесному монаху. Лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. Зато никакой двусмысленности, никаких недоразумений не бывало у него с русской рекой. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов, — и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она — его неизменная соседка: он жался к ней, на ее непоемном берегу ставил свое жилье, село или деревню. В продолжение значительной постной части года она и кормила его. Для торговца она — готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога, не грозила ни бурями, ни подводными камнями: только вовремя поворачивай руль при постоянных капризных извилинах реки да помни мели, перекаты. Река являлась даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок, закономерность. Ее великолепные половодья, совершаясь правильно, в урочное время, не имеют ничего себе подобного в западноевропейской гидрографии. Указывая, где не следует селиться, они превращают на время скромные речки в настоящие сплавные потоки и приносят неисчислимую пользу судоходству, торговле, луговодству, огородничеству. Редкие паводки при малом падении русской реки не могут идти ни в какое сравнение с неожиданными и разрушительными наводнениями западноевропейских горных рек. Русская река приучила своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. В Древней Руси расселение шло по рекам, и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек, оставляя в междуречьях пустые лесные или болотистые пространства. Если бы можно было взглянуть сверху на среднюю Россию, например XV в., она представилась бы зрителю сложной канвой с причудливыми узорами из тонких полосок вдоль водных линий и со значительными темными промежутками. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение. Рядом с влиянием природы страны на народное хозяйство Великороссии замечаем следы ее могущественного действия на племенной характер великоросса. Великороссия XIII—XV вв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвидимых затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. Притом по самому свойству края каждый угол его, каждая местность задавала поселенцу трудную хозяйственную загадку: где бы здесь ни основался поселенец, ему прежде всего нужно было изучить свое место, все его условия, чтобы высмотреть угодье, разработка которого могла бы быть наиболее прибыльна. Отсюда эта удивительная наблюдательность, какая открывается в народных великорусских приметах. Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский «авось». В одном уверен великоросс — что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии. С другой стороны, свойствами края определился порядок расселения великороссов. Жизнь удаленными друг от друга, уединенными деревнями при недостатке общения, естественно, не могла приучить великоросса действовать большими союзами, дружными массами. Великоросс работал не на открытом поле, на глазах у всех, подобно обитателю южной Руси: он боролся с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке. То была молчаливая черная работа над внешней природой, над лесом или диким полем, а не над собой и обществом, не над своими чувствами и отношениями к людям. Потому великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда еще не уверен в себе и в успехе, и хуже в конце, когда уже добьется некоторого успеха и привлечет внимание: неуверенность в себе возбуждает его силы, а успех роняет их. Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своем величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума. Словом, великоросс лучше великорусского общества. Должно быть, каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов или типов, подобно тому как неодинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов. Сообразно с этим и народ смотрит на окружающее и переживаемое под известным углом, отражает то и другое в своем сознании с известным преломлением. Природа страны, наверное, не без участия в степени и направлении этого преломления. Невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе уменье подводить итоги на счет искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем «задним умом». Поговорка «русский человек задним умом крепок» вполне принадлежит великороссу. Но задний ум не то же, что «задняя мысль». Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности. Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, хотя часто и недостаточно обдуманной, но идет, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь «лбом стены не прошибешь», и «только вороны прямо летают», — говорят великорусские пословицы. Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского поселка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу. В. О. Ключевский

"Словарь йоги". Эрнест Вуд.

ПРИРОДА (Nature) - См. Гуны; Качества Природы; Реальность; Законы Природы и Жизни.

Cловарь философских терминов

ПРИРОДА - ПРИРОДА — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. П. представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. Иногда П. называют лишь ее часть — биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием П., создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд. Возникновение об-ва существенным образом меняет саму П. (Ноосфера). Познавая объективные закономерности П., воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию П. для получения необходимых человеческому об-ву материальных благ. Тем самым естественная среда обитания дополняется искусственной, к-рая представляет собой тысяча наз. “вторую природу”, то есть совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, приобретая все большую власть над П., активно преобразуя ее, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять, переделывать П. в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами П., используя естественные силы и процессы. Осн. показателем уровня отношений об-ва с П. является характер производительных сил. В совр. условиях исключительную остроту приобрела проблема охраны П., рационального сочетания производственной деятельности об-ва и глобальных природных процессов нашей планеты.
Это интересно


Россия