Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

православие

Большой энциклопедический словарь

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. Католицизм) и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 век (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих.
ПРАВОСЛАВИЕ - САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ Ь", принципы официальной народности теории, провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в 1834.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

православие - одно из основных направлений христианства, вероисповедания, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

православие - смотрите также вера

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПРАВОСЛАВИЕ - православия, множественное число нет, средний род Разновидность христианской религии, вероисповедание, перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией в царской России. Православие и самодержавие - основные устои мракобесов царской России.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

православие - правосла́вие -- правосла́вие, -я

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

православие - средний род Вероисповедание, сложившееся в Византии, до 1917г. являвшееся официальной государственной религией Российского государства, а в настоящее время являющееся наиболее распространенной религией России; одно из основных направлений христианства.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ПРАВОСЛАВИЕ - христианское вероучение, сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах Вселенской Церкви. С момента отпадения западной церкви от Православия главным его хранителем становится Россия, Русская Православная Церковь (см.: Святая Русь). В отличие от католицизма, омертвившего христианство и превратившего его в декоративную ширму для греха и порока, Православие вплоть до нашего времени остается живой верой, открытой каждой душе. Православие представляет своим членам широкий простор для ученого богословствования, но в своем символическом учении оно дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и нужно сообразовать, во избежание противоречия с «догматами» или с «верою Церкви», всякое религиозное рассуждение. Так, Православие в отличие от католичества, разрешает читать Библию, чтобы из нее извлечь более подробные сведения о вере и церкви; однако, в противоположность протестантству, оно считает необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями Свв. Отцов Церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на личное разумение самого христианина. Православие не возводит учения человеческого, которого нет в Свящ. Писании и святой Предании, на степень богооткровенного, как это делается в католичестве; Православие не выводит новых догматов из прежнего учения церкви через умозаключение, не разделяет католического учения о вышечеловеческом достоинстве личности Богоматери (католическое учение о Ее «непорочном зачатии»), не приписывает святым сверхдолжных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимой признается Церковь в ее полном составе, поскольку она выражает свое учение посредством Вселенских соборов. Православие не признает чистилища, уча, что удовлетворение за грехи людей правде Божией принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия; принимая 7 Таинств, Православие видит в них не знаки только благодати, а самую благодать; в Таинстве Евхаристии видит истинное Тело и истинную Кровь Христовы, в которые преосуществляются хлеб и вино. Православные молятся святым почившим, веруя в силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых и мощи. Вопреки реформаторам, по учению Православия, благодать Божия действует в человеке не неодолимо, а согласно с его свободной волей; наши собственные дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя. Не одобряя католического учения о церковной власти, Православие признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями и допускает к участию в делах церкви и мирян. Нравоучение Православия не дает послабления греху и страстям, как католицизм (в индульгенциях); оно отвергает протестантское учение об оправдании одною верою, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношении к государству Православие не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство: оно стремится сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность государства в сфере его власти.
ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ — - руководящие начала русской монархии. Впервые сформулированы Николаем I в указаниях, данных министру просвещения графу С. С. Уварову (1786–1855). Во всеподданнейшем отчете за 1837 граф, в частности, докладывал Николаю I: «В заключение этого быстрого обзора я приемлю смелость прибавить, что не в одном стройном развитии умственных сил, не в одном неожиданном умножении статистических чисел, даже не в возбуждении общего стремления умов к цели, правительством указанной, может найти свое ближайшее начало удовлетворительное чувство, с коим эта картина успехов будет уповательно принята благомыслящими. Другие виды, высшая цель представлялись совокупно министерству, обновленному в своих основаниях, возвышенному непрестанным участием Вашего Императорского Величества. При оживлении всех умственных сил охранять их течение в границах безопасного благоустройства, внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни умственное совершенствование без совершенствования нравственного — мечта, и мечта пагубная; изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных умах равнодушное уважение к отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемирного просвещения к нашему народному духу может принести истинные плоды всем и каждому; потом обнять верным взглядом огромное поприще, открытое пред любезным Отечеством, оценить с точностью все противоположные элементы нашего гражданского образования, все исторические данные, которые стекаются в обширный состав Империи, обратить сии развивающие элементы и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю; наконец, искать этого знаменателя в тройственном понятии «Православия, Самодержавия и Народности» — вот в немногих чертах направление, данное Вашим Величеством министерству народного просвещения с того времени, когда Вам, Всемилостивейший Государь, благоугодно было возложить на меня трудное, но вместе с тем важное и лестное поручение — быть при этом преобразовании орудием высоких видов Ваших». Очевидно, что тройственное понятие «Православие, Самодержавие и Народность» было указано и сформулировано именно в этих словах Николаем I, когда он назначил графа министром народного просвещения. «Тройственное начало» в 1837 не представляло ничего нового. Оно было сжатым выражением той мысли, которой был проникнут знаменитый приказ Петра I, отданный накануне Полтавской битвы. Наши предки издревле, идя на войну, сражались за Веру, Царя и Отечество. Посылая в атаку конную гвардию при усмирении мятежа 14 декабря, Император скомандовал: «За Бога и Царя марш, марш!» «Православие, Самодержавие и Народность» означают то же самое, что и два русских девиза, или клича: «За Веру, Царя и Отечество» и «Русский Бог, русский Царь и русский Народ». Н. Черняев

Cловарь философских терминов

ПРАВОСЛАВИЕ - ПРАВОСЛАВИЕ ( греческий orthodoxia)— разновидность христианства, распространенная глагол обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 век в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке Европы. Догматические отличия П.: признание ис-хождения святого духа только от бога-отца, непогрешимости церкви в целом (а не главы ее), неизменности догматов, отрицание чистилища и так далее Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного пения и так далее П., в отличие от католицизма, не имеет единого центра, а состоит из 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей. Крещение Руси по православному образцу произошло в 988, после чего начался длительный процесс реальной христианизации народов нашей страны, успех к-рого в значительной мере зависел от способности П. адаптироваться к особенностям образа жизни населения, готовности приобрести и “национальное лицо”. Рус. П. во множественное число поддерживало самодержавие, было с ним тесно связано. С Петра I вплоть до 1917 русский, русское имя православная церковь по сути дела была частью государственного аппарата. После Октябрьской революции руководители русский, русское имя П. выступили против Советской власти. Процесс налаживания отношений между русский, русское имя православной церковью и государством был сложным. Во время Великой Отечественной войны церковь решительно заняла патриотическую позицию. В настоящее время русский, русское имя П. переживает новый этап своей деятельности. Нек-рые деятели русский, русское имя православной церкви избраны народными депутатами, принимают активное участие в работе ряда общественных организаций. Изменение ее положения нашло отражение в новом законе о свободе совести и религиозных организациях. Религиозная философия П. в 20 век представлена Бердяевым, Булгаковым, Флоренским и другие
Это интересно


Россия