Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

повесть

Большой энциклопедический словарь

ПОВЕСТЬ - прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий - эпизодов ("Вешние воды" И. С. Тургенева; "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына; "Старик и море" Э. Хемингуэя).
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - общерусский летописный свод, составлен в Киеве во 2-м десятилетии 12 век Нестором. Редактировалась Сильвестром и другие Текст включает летописные своды 11 век и другие источники. История Руси в Повести временных лет" связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОСЧАСТИИ - (17 век ), русская лироэпическая, в стихах, о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злосчастием - "двойником" его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь. Судьба безымянного молодца определяется не только заветами рода, "домостроевскими" уставами и промыслом Божиим, но и личной свободной волей, что характерно для эпохи перестройки средневековой русской культуры в 17 век , как необычное для прежней литературы теплое сочувствие автора к падшему молодцу. Повесть полуфольклорная и полукнижная: в традициях народных песен о Горе и "покаянных стихов" (см. о них в ст. Духовные стихи).
ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОСЧАСТИИ - (17 век ), русская лироэпическая, в стихах, о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злосчастием - "двойником" его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь. Судьба безымянного молодца определяется не только заветами рода, "домостроевскими" уставами и промыслом Божиим, но и личной свободной волей, что характерно для эпохи перестройки средневековой русской культуры в 17 век , как необычное для прежней литературы теплое сочувствие автора к падшему молодцу. Повесть полуфольклорная и полукнижная: в традициях народных песен о Горе и "покаянных стихов" (см. о них в ст. Духовные стихи).
ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ - древнерусская повесть (первоначальный сюжет - вероятно, 2-я пол. 15 век , окончательное оформление Ермолая-Еразма - сер. 16 век ); о необоримой любви, верности и семейном благочестии ("спасение в миру") князя и крестьянской девушки, мудрая доброта которой одолевает все социальные препоны и злые наветы.
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ - воинская повесть (не позднее сер. 14 век ) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо-татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского.
ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ - древнерусская повесть (2-я пол. 17 век ), где впервые в древнерусской литературе конфликт перенесен непосредственно в сферу чувств: источник счастья и страдания - любовь. Драматическая по ситуации (классический "треугольник"), "Повесть... пронизана лирическим умиротворением.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

повесть - Obs тоже, что и повествование
» повесть - повесть литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе 1 П. Пушкина "Метель".

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

повесть - смотрите также книга

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПОВЕСТЬ - Повести, множественное число Повести, повестей, женский род Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и расск слово с Приазовья, с побережья Азовского моря Повести Пушкина. || Рассказ, повествование ( устаревший, устаревшая форма ). Ты мне передавал повесть всего, что было до меня. Некрасов. Сей повестью плачевной заключу я летопись свою. Пушкин.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

повесть - по́весть -- по́весть, -и, множественное число -и, -`ей
Повесть временных лет - По́весть временн`ых ле́т -- По́весть временн`ых ле́т

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

повесть - женский род
- - - 1) Рассказ о последовательном ходе событий.
- - - 2) Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ - публицистическое произведение новое, ново- XVII в. Возникла в декабре 1610 — январе 1611 в Москве. Автор «Новой повести» неизвестен, им был скорее всего представитель приказной служилой среды столицы (по мнению Ф. Платонова, дьяк Новгородской четверти Григорий Елизаров). «Новая повесть» содержит горячий патриотический призыв к вооруженному восстанию против польских интервентов, прославляет героическую оборону Смоленска, разоблачает предателей, связавших свою политическую деятельность с интервентами (боярин Г. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) , гость Ф. Андронов). Призыв к защите Родины облечен в традиционную религиозную форму защиты православной веры. «Новая повесть» — панегирик патриарху Гермогену, деятельность которого, по мнению автора, олицетворяет патриотизм и отстаивание Православия. «Новая повесть» распространялась в списках в захваченной интервентами Москве и сыграла роль в подъеме пародно-освободительного движения. А. Сахаров
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - древнейший дошедший до нас русский летописный свод, созданный в 1113–18, который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов XIV—XVI вв. (см.: Летописи). В 1113 монахом Нестором создается первая редакция, в 1116 — по поручению Владимира Мономаха — вторая, составленная игуменом Сильвестром, в 1118 — третья, включившая в себя «Поучение» Владимира Мономаха. Ниже приводится отрывок из этой «Повести» — «Откуда есть пошла Русская земля»: «Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елмаис, Индия, Аравия Сильная, Кулия, Коммагена, вся Финикия. Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией... и некоторые острова: Сардиния, Крит, Кипр, и река Геона, иначе называемая Нил. Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхис, Босфор, меоты, дереви, сарматы, жители Тавриды, Скифия, фракийцы, Македония, Далмация, молоссы, Фессалия... Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лухития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Кифера, Закинф, Кефалония, Итака, Корфу, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского (Черного) моря на север: Дунай, Днестр, Кавкасийские горы, тысяча  е. Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем хамовым. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другии назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли, и сели на Висле, и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Также славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».
ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ - одно из распространенных литературных произведений Древней Руси, перевод с персидского языка, сделан не позднее XI в. В повести рассказывается о пустыннике Варлааме и царевиче Иоасафе. При рождении царевича звездочеты предсказали отцу, что Иоасаф станет христианским подвижником. Чтобы помешать этому, отец, индийский царь, изолирует Иоасафа от людей, но сын узнает о страданиях, болезнях и смерти, подстерегающей людей. Пустынник Варлаам, открывает царевичу православный мир и приобщает его к христианской вере. Варлаам рассказывает Иоасафу мудрые, глубокие по своему духовному содержанию притчи, получившие широкое распространение на Руси. Пять из них вошли в первую редакцию русского Пролога, две — использовал Кирилл Туровский. Духовно-нравственные и художественные мотивы повести использовали в своих произведениях В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. Н. Толстой, П. И. Мелъников-Печерский. О. П.
ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ - литературное произведение XVII в., рассказывающее о злоключениях безымянного Молодца, ставшего жертвой собственной гордыни, пренебрегшего народной традицией. Не послушавшись наставлений родителей, он оставляет дом, решает «жити, как ему любо», и сразу же сталкивается с серьезными трудностями. Поверив совету «добрых людей», Молодец достигает успеха, но, возгордившись, попадает под власть Горя-Злочастия и, едва избежав гибели, спасается от его преследования в монастыре.
ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ - историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1380). Повесть призывала к единению русских земель. В центре повествования — образ сверху князь Димитрия Донского. Он собирает силы, на нем лежит ответственность за исход дела. Стремясь уничтожить врагов Христовых, князь благочестив и миролюбив. Все православные силы объединяются вокруг Димитрия Донского, и «Божественная воля приносит им победу». Резко осуждаются предатель князь Олег Рязанский и «нечестивый» князь Литовский Ягайло.
ПОВЕСТЬ О МОСКОВСКОМ ВЗЯТИИ ОТ ЦАРЯ ТОХ-ТАМЫША И О ПЛЕНЕНИИ - историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1382). Посвящено описанию вероломного нападения на Москву татарских полчищ по главе с ханом Тохтамышем. Повесть рассказывает о героизме русских людей, защищавших Москву, в то время как князья не хотели помогать Димитрию Донскому в борьбе с врагом. Отступники забыли, что надо жить «друг другу пособляя и брат брату помогая». Повесть призывает к единству русских земель, осуждает «неодиначество» русских князей и княжеские усобицы.
ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ - памятник русской литературы XV—XVI вв. В основе ее лежит легенда о происхождении клобука (головного убора) новгородских архиереев, связанная с именем архиеп. Василия Калики (XIV в.). По «Повести», белый клобук, созданный римским император; императорский Константином Великим для папы Сильвестра, из-за «отпадения Рима от Православия» чудесным путем попал в Византию; патр. Филофей, предупрежденный во сне о предстоящем разорении Константинополя турками, отправил белый клобук в Новгород. В «Повести» отразились многие вопросы, обсуждавшиеся в русской публицистике, — о соотношении духовной и светской власти, об отношении Новгорода к Москве, России — к Риму и Византии («Москва — третий Рим»), «Повесть» получила широкое распространение среди старообрядцев. Н. Р.
ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ - историческая повесть XVI в., рассказывающая о присоединении Пскова к Русскому централизованному государству в 1510. Сохранились две «Повести о Псковском взятии», написанные современниками, а возможно и участниками этих событий. Одна повесть была написана псковичом и дошла до нас в составе I Псковской летописи, другая — в Москве и сохранилась в летописном сборнике XVI в. В обеих повестях подробно описаны события 1510, связанные с приездом в Псков великий князь Василия III, ликвидацией независимости Псковской республики, введением новой системы управления и новых порядков на Псковской земле. Псковский автор, передавая эти события, признает закономерность присоединения Пскова к Русскому централизованному государству. В то же время он описывает скорбь псковичей по поводу утраты былой вольности. Она написана ярким живым языком; отдельные эпизоды переданы с большим драматизмом и эмоциональностью, что свидетельствует о литературных способностях автора. В московской «Повести» те же самые события оценены с иных позиций. В ней нет оплакивания псковской вольности. Ликвидация независимости Пскова расценена как совершенно естественный акт. Л. М.
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ - памятник русской литературы, рассказывающий о разгроме Рязани монголо-татарами в 1237. Повесть создана в сер. XIV в. (по мнению А. Г. Кузьмина — в новое, ново- XVI в.). Дошла до нас в списках не ранее XVI в. в составе свода рязанских произведений, посвященных легендарной истории иконы Николы Заразского и рассказам о борьбе Рязани с монголо-татарами. В своде, носящем условное название «Повести о Николе Заразском», отразились некоторые исторические факты, отсутствующие в древний источниках. Наибольшее значение имеет центральная часть свода — «Повесть о разорении Рязани Батыем». Входящий в нее рассказ о богатыре Евпатии Коловрате расценивается многими исследователями как книжная переработка народной песни.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757