Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

потоп

Большой энциклопедический словарь

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП - в мифологии ряда народов "божья кара", ниспосланная на человечество и на все живое на земле. По Библии, во время Всемирного потопа спаслись в ковчеге праведник Ной с семьей и по паре "от всякой плоти".

Словарь русского языка С. И. Ожегова

потоп - Colloq наводнение, разлив воды Река залила берега - настоящий пуд Что это за пуд у нас в ванной? (шутл.).
потоп - потоп по библейской легенде: наводнение, затопившее всю землю в наказание за грехи людей Всемирный пуд После нас хоть пуд ! (лишь бы нам было хорошо; неодобр.).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ПОТОП - потопь и смотрите также малый; мужской род пр. см потапливать.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПОТОП - потопа, малый; мужской род
. . . 1. По библейской легенде - Наводнение, затопившее землю за грехи людей. Всемирный потоп.
. . . 2. в переносном значении Наводнение, разлив воды ( разговорная форма ). Труба лопнула и в подвале потоп. Не худо явить хоть небольшое чудо: или потоп, иль с трусом гром. Крылов.
. . . До потопа ( разговорная форма шутл.) - в незапамятные времена. Неужели все это так же просто в наше время, как было до потопа? Чехов.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

Всемирный потоп - Всеми́рный пото́п -- Всеми́рный пото́п ( библейское имя; как принято в русской редакции Библии )
потоп - пото́п -- пото́п, -а

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

потоп - малый; мужской род
- - - 1) Наводнение, посланное на землю - по библейскому преданию - в наказание за грехи людей и приведшее к гибели человечества.
- - - 2) в переносном значении Сильный разлив воды; наводнение.

Библия. Энциклопедический словарь

ПОТОП - (Быт 6-8). Во время повсеместного растления нравов от смешения благочестивого племени Сима с потомками Каина, оставался непричастным злу праведный и непорочный Ной. Ему сказал Бог: «Земля наполнилась злодеяниями от людей: и Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из смолистых дерев, с отделениями (по длине и широте), и осмоли его смолою с внутренней и наружной стороны. Сделай его длиною в триста локтей, шириною в пятьдесят, а высотою в тридцать, с отверстием на верху в локоть и с дверью с боку ковчега (на нашу меру ковчег был 65 сажень 1 аршин 14 вершков длиною, 10 сажень 2 аршина 13 вершков широтою и 6 сажень 1 аршин 11 вершков высотою). Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. А Я наведу на землю поток водный, чтобы истребить под небесами всякое существо, в котором есть дыхание. Но с тобою Я поставлю завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в ковчег животных всех родов: из птиц, из скотов и из всех пресмыкающихся по земле, из каждого рода по паре войдут к тебе, чтобы им остаться в живых с тобою. Запаси у себя всякой пищи, которою бы могли пропитаться и ты, они». Ной сделал все, что повелительно; повелительное наклонение ел ему Бог. За семь дней до наступления потопа Бог предварил Ноя новым откровением. Он дал ему повелительно; повелительное наклонение ение со всем семейством войти в ковчег и взять с собою животных, присовокупивши, что чистых жертвенных, из скота — коров, овец и коз, а из птиц — голубей и горлиц надобно взять не по паре, а по семи пар, и предсказал, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все нужные приготовления. В семнадцатый день второго лунного месяца (в конце ноября нашего юлианского года) шестисотлетний Ной вошел в ковчег с тремя сыновьями своими, и с ним жена его и жены сыновей его. Особенным действием промысла Божия собраны были и звери, скот, гады и птицы и вошли в тот же ковчег., наконец, сам Бог затворил за ними дверь. И в тот же день полился на землю дождь, который не прерывался сорок дней и сорок ночей. Воды бездны морской устремились на сушу. Вода все более и более увеличивалась и подняла ковчег. Она покрыла самые высокие горы, так что ковчег, погруженный в нее на пятнадцать локтей, то есть до половины высоты своей, носился беспрепятственно поверх высочайших гор Азии. И лишилось жизни все, что имело движение и дыхание на земле. Поднималась же вода в продолжение пяти месяцев, или ровно 150 дней., наконец, в семнадцатый день седьмого месяца (в конце апреля) Бог навел на землю сильный ветер, который очистил атмосферу от туманов и дождевых туч и двинул воды бездны морской обратно в их ложе и ковчег остановился на горах Араратских в Армении. Воды убывали; показались верхи город Ной выждал сорок дней и чрез окно в ковчеге выпустил ворона. Ворон в ковчег обратно не возвратился, вероятно, потому что находил обильную пищу в плававших трупах и отдых на деревах и верхах гор и на верху ковчега, к которому прилетал. Спустя семь дней, чтобы лучше узнать, стекла ли вода с земли, Ной выпустил от себя голубя, который обыкновенно любит места сухие и вблизи жилищ человеческих. Голубь возвратился в ковчег, потому что не нашел сухого места, где бы отдохнуть ему. Прошли другие семь дней. Ной опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился вечером со свежим масличным листом в клюве. Это ясно показало Ною, что начинает показываться растительность и что поверхность земли освобождается от воды. Наконец еще чрез неделю он опять выпустил голубя, но он уже не возвращался. С наступлением нового года, в самый первый день его, Ной открыл кровлю ковчега, посмотрел и увидел, что воды нет более на земле. Во втором же месяце к двадцать седьмому дню (т. е. к концу ноября) земля осушилась. Таким образом, потоп продолжался на земле ровно год, так называемый солнечный. Потоп был всемирный или всеобщий для всей земли. «На сомнение, заимствуемое от потребного на сие чрезвычайного количества воды, не трудно ответствовать, — говорит митр. Филарет: а) что всеобщий потоп можно представить прохождением воды, занимающей, как известно, около половины земного шара, на другую открытую половину, и что б) земля была даже и вся покрыта водою, доколе воды не были собраны в одно место (Быт 1:9), и что в) как известно по новейшим исследованиям, одна атмосфера может дать более воды, нежели сколько нужно для потопления всей земли. Напротив того мнение о частном потопе влечет за собой неразрешимый в сем случае вопрос: к чему нужен был ковчег и собрание в него всех животных, если бы животные во многих странах света оставались невредимы, куда и Ной также мог бы переселиться?» Филон доказывал всеобщность потопа из морских раковин, которые находятся на вершинах самых высоких гор (phys. sacr. t. 1). Подобные следы потопа видимы во многих местах к изумлению неверующих. Фонтенель во Франции, Лейбниц в Германии узнали на природных камнях изображения растений Восточной Индии и Южной Америки и Бюффон признается, что сего явления не можно изъяснить иначе, как действием великого наводнения (hist. nat. theorie de la terre, t. 1). Паллас в Сибири, которая есть возвышеннейшая часть возвышеннейшей из частей света Азии, на горах нашел целые остовы слона и носорога. Что кроме всеобщего потопа могло загнать их туда, или занести трупы их? (observ. sur la formation des montagnes, par m. pall.). Происхождение всеобщего потопа новейшие испытатели естества с вероятностью стараются изъяснить: а) движением средоточия земли, или точки ее равновесия; б) удержанием ее обращения около своей оси; в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. Но человеческие догадки ничего не прибавляют к достоверности святой Писания» (Митр Филарет. Зап. на князь Бытия).
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757