Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

понимание

Словарь русского языка С. И. Ожегова

понимание - то или иное толкование чего-нибудь Правильное падеж или пуд значения слова.
» понимание - понимание посмотрите также понять
» понимание - понимание способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь П. законов природы. Это выше моего понимания (не могу этого понять).

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Понимание - познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение. Ср. <Суждение>. См. воззрение, знание, суждение || выше понимания, превыше понимания

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПОНИМАНИЕ - понимания, средний род
. . . 1. только единственное число Способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, сознать его; состояние сознания, к-рому ясен, открыт, известен смысл чего-нибудь Обладать пониманием чего-нибудь Утратить понимание чего-нибудь Читать без понимания. Понимание чужой речи. Понимание законов природы. Текст, доступный пониманию.
. . . 2. чего. Та или иная точка зрения на что-нибудь, то или иное толкование, объяснение чего-нибудь ( слово книжное ). Марксистское понимание истории. Различные понимания неясных мест "Слова о полку Игореве".

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

понимание - понима́ние -- понима́ние, -я

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

понимание - средний род Процесс действия по значение глагол : понимать.

Cловарь философских терминов

ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ - ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ—понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. падеж или пуд и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. падеж или пуд и. имеет глубокие социальные корни и причины. Это прежде всего классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Наряду с этим следует учитывать, что на основе и в рамках И. падеж или пуд и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. падеж или пуд и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории. Концепции И. падеж или пуд и. многообразны.С древн.времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты 17—18 вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория). При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и другие ). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва — географической среде, народонаселению (мальтузианство).
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ—см. Исторический материализм.
ПОНИМАНИЕ - ПОНИМАНИЕ—присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а также природная, преломляется в связную систему предметов “мира человека”. Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители смыслов и значений (Значение и смысл). П. и есть процесс выработки, постижения, освоения их человеком. Гл. функция П. связана с обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре. П. развивается в процессе общения людей, во взаимодействии различных культур. Исходные донаучные виды П.— освоение языка, П. других людей (в сопереживании, диалоге), П. социальных норм, знаков, символов — складываются в непосредственном жизненном процессе. В науке П. предполагает использование специальных методологических правил и предстает как интерпретация. Типичными видами научно-теоретического П. являются: П. прошедших эпох (историческое П.); интерпретация ино-культурных символов и метафор, перевод и истолкование древних текстов (филологическое П.); П. иных форм жизни, культурных норм и ценностей (П. в социально-антропологических исследованиях); П. микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (П. в естествознании). П. предстает здесь как отношение двух языковых, знаково-символических, понятийных систем, одна из к-рых должна быть выражена в терминах другой, служащей “базисом П.”. Общими чертами всех видов П. являются: взаимосвязь П. и самопонимания; обусловленность П. социально-историческими и культурными предпосылками; необходимость раскрытия смыслового контекста предмета П. Развитие П. происходит от “предварительного П.”, задающего смысл предмета П. как целого, к анализу его частей и достижению более глубокого и полного П., в к-ром смысл целого подтверждается смыслом частей, а смысл частей — смыслом целого.
Это интересно


Россия