Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

погреб

Большой энциклопедический словарь

ПОЛЯ ПОГРЕБАЛЬНЫХ УРН - грунтовые могильники нескольких археологических культур Европы с конца эпохи бронзы до первых веков новое, ново- э. (полей погребений культуры). Захоронения по способу кремации производились в глиняных урнах.
ПОГРЕБЕНИЕ - (похороны), обычаи захоронения покойников (в археологии - и само захоронение). Появилось в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и тому подобные сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и другие Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и другие Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).
КУВШИННЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРА - (в археологии), в бассейнах рек Кура и Аракс в Закавказье (2 век до новое, ново- э. - 8 век новое, ново- э.). Погребения в скорченном положении в глиняных кувшинах с оружием и украшениями, монетами. Хозяйство: земледелие, охота, рыболовство, ремесла.
ПОЛЕЙ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРЫ - общее название археологических культур Европы позднего бронзового и железного века (лужицкая, пшеворская, зарубинецкая, черняховская и другие культуры), для которых характерны поля погребальных урн или захоронения трупосожжений в ямках без урн.
ПОГРЕБЕННЫЕ ЛЬДЫ - один из видов подземного льда.
ПОГРЕБИЦКИЙ - Юлиан Евгеньевич (р. 1930), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991). Основные труды по геологии и геофизике Сев. Ледовитого окончательный вид , его островов и побережий
ПОГРЕБИЩЕ - город (с 1984) на Украине, Винницкая обл., на родительный падеж или река Рось, близ женский род -д. ст. Ржевусская. 11,8 тыс. жителей (1993). Пищевая (сахарная, молочная и другие ) промышленность, производство стройматериалов; контейнерный слово заводское, фабричное В 12 век на месте современного Погребища былг. Рокитня (разрушен в 13 век монголо-татарами).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

погреб - помещение ниже уровня земли для хранения припасов Вырыть падеж или пуд П. со льдом. Пороховой падеж или пуд (помещение для хранения взрывчатых веществ; также в переносном значении : о потенциальном очаге войны).
погребать - тоже, что и хоронить (в значении №1) П. с почестями.
погребец - дорожный сундучок для провизии и посуды
погребок - посмотрите также погреб
» погребок - погребок небольшой кабачок, обычно в полуподвальном этаже Завсегтатаи погребка.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ПОГРЕБАТЬ - погребсти или погрести или погресть кого, предавать земле, зарывать, закапывать, хоронить, отправлять похороны, со всеми обрядами. Крестьяне прячут и погребают деньги. Хлябь погребла корабль и волна накрыла его. *Все это погребено во тьме глубокой старины. У нас погребают покойников лицом на восток. Где погребают, тут и рыдают ся, быть погребаему. Погребанье, погребенье, погреб, действие, действительное по глагол Сегодня погребенье князя, вынос тела, предание его земле, похороны. И сотвориша ему (Ассе) погреб велик зело, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения похороны.
» ПОГРЕБАТЬ - *А что война была между нами, то всему погреб, старый, старая форма имени забвенье.
» ПОГРЕБАТЬ - Погрести и погресть веслом, грести несколько. Погрести усопшего, значение по окончательное; погрести сено, погрести веслом, значение по длительное; погрести к берегу, значение по начинательное. Погребальный, похоронный. Погребальный чин, молитвы. Погребальная имя существительное женский род старый, старая форма имени все, что относится к погребенью, к похоронам. А государя (патриарха) приказал (царь) готовить погребалная резанскому архиепископу.
» ПОГРЕБАТЬ - Погребальная, погребальня, склеп, подземелье и вообще здание, для погребанья усопших, особ. склеп семейный. Погребалище средний род старый, старая форма имени кладбище. Погребальщик, могильщик, гробокопатель, или
» ПОГРЕБАТЬ - гробовщик, который берет на себя все устройство похорон.
» ПОГРЕБАТЬ - Жук могильщик, могиляк, закапывающий всякую мертвечинку. Погребатель, погребщик, то же, могильщик. Погребательный, погребальный. Погреб малый или мужской род устроенная и покрытая яма, для храненья съестных припасов; в хорошем погребе, при защите его от зною и стужи, летом прохладно, а зимой не мерзнет; выход, подвал; иногда и ледник зовут погребом.
» ПОГРЕБАТЬ - Нижнее жилье в доме, частью в земле, подвальная связь, особ. на сводах. Дом весь на погребах. У них погреба, жилые.
» ПОГРЕБАТЬ - Подвалы для храненья вин: винный погреб, виноторговля и запас винительный падеж
» ПОГРЕБАТЬ - старый, старая форма имени темница, тюрьма. А повязанных Ярослав повелительно; повелительное наклонение ел вметати в погреб, старый, старая форма имени Погребок бочек, погреб, более в значение винного. Веет, веет ветерок, из трактира в погребок. А погребенка, государь, выкопать нельзя, потому что место тесное и тиновато, старый, старая форма имени Погребишка плохой,сырой. Подо всем домом погребки.
» ПОГРЕБАТЬ - Ящик, на дне повозки, с западней. Погребец, погребчик, дорожный ларец, с чайным или столовым прибором, или с питиями. Погребовый, погребной, к погребу относящийся Погребочные графины, погребцовая посуда. Погребщик щица, содержатель винного погреба, виноторговец: погребщиков щицын, ему, ей лично принадлежащий; погребщичий, к погребшикам относящийся Погребища малый или мужской род большой погреб, погребище средний род место погребенья, могила. Общее погребище убитых. Погребища женский род и погребница, погреб, собственно; собственный, собственное (имя) сруб и крыша, здание над погребом или ямником, напогребница. Погребуха женский род саратовское падалица от конопли, самосейка? Погреблины женский род множественное число псковское тверское огребыши, что сгребено в кучку.
ПОГРЕБОВАТЬ - чем, тамбовский, тамбовское тульское псковское нижегородское побрезгать; пренебречь, презирать. Не погребуйте малым гостинцем нашим! Словарь Академии погребать? сомнительно.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

погреб - смотрите также здание

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПОГРЕБ - погреба, множественное число погреба, малый или мужской род
. . . 1. Яма с бревенчатыми стенами и крытым верхом, служащая для хранения припасов, обычно наполняемая льдом. Поставить молоко на погреб. Держать капусту в погребе.
. . . 2. Специальное помещение для хранения вина (спец.).
. . . 3. Заведение, магазин, обычно в полуподвальном помещении, где торговали вином и распивали на месте ( устаревший, устаревшая форма ). Ренсковый погреб.
. . . 4. только единственное число , в переносном значении Запасы вина ( разговорная форма ). У него хороший погреб.
. . . 5. Нижнее, ниже уровня земли жилье в доме, подвал (спец. устаревший, устаревшая форма ).
. . . Винный погреб ( устаревший, устаревшая форма ). - то же, что погреб в 3 значение Пороховой погреб - 1) помещение для хранения взрывчатых веществ; 2) в переносном значении о какой-нибудь стране, где в любой момент может вспыхнуть война, или о стране, к-рая провоцирует войну ( слово книжное ).
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ - погребальная, погребальное ( слово книжное ). Прил. к погребение, похоронный. Погребальный обряд. Погребальный звон. Погребальное шествие.
ПОГРЕБАТЬ - погребаю, погребаешь ( слово книжное ). Несов. к погрести 1. Стон и вопли: погребают вольнодумного врача. А.К. Толстой.
ПОГРЕБАТЬСЯ - погребаюсь, погребаешься, совершенная форма ( слово книжное ). Страд. к погребать.
ПОГРЕБЕНИЕ - погребения, средний род ( слово книжное ). Действие по глагол погрести 1-погребать; похороны. Приготовили к погребению по установленному чину. Достоевский.
ПОГРЕБЕЦ - погребца, малый или мужской род ( устаревший, устаревшая форма ). Дорожный сундучок с напитками и съестными припасами.
ПОГРЕБЁННЫЙ - погребённая, погребённое; погребён, погребена, погребено ( слово книжное ). Прич. страд. прош. время от погрести 1.
ПОГРЕБНОЙ - погребная, погребное (спец.). Прил. к погреб во 2 значение Погребное хозяйство в винодельческих районах.
ПОГРЕБОК - погребка, малый или мужской род
. . . 1. Уменьш. к погреб.
. . . 2. То же, что погреб в 3 значение ( устаревший, устаревшая форма ).
погребу - погребёшь. Буд. время от погрести 1.
ПОГРЕБЩИК - погребщика, малый или мужской род ( устаревший, устаревшая форма ). Хозяин винного погреба.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

погреб - по́греб -- по́греб, -а, множественное число -`а, -о́в
погребальный - погреба́льный -- погреба́льный
погребать - погреба́ть -- погреба́ть, -а́ю, -а́ет
погребаться - погреба́ться -- погреба́ться, -а́ется
погребение - погребе́ние -- погребе́ние, -я
погребец - погребе́ц -- погребе́ц, -бц`а, тв. -бцо́м, родительный падеж или река множественное число -бцо́в
погребённый - погребённый -- погребённый; крайняя форма -ён, -ена́
погребица - погреби́ца -- погреби́ца, -ы, тв. -ей
погребной - погребно́й -- погребно́й
погребок - погребо́к -- погребо́к, -бк`а

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

погреб - малый или мужской род
- - - 1) а) Яма с крытым верхом и бревенчатыми стенами, служащая для хранения съестных припасов. б) Нижняя часть дома, подвал, где хранятся съестные припасы.
- - - 2) а) Специальное помещение для хранения вина. б) в переносном значении Запас винительный падеж
- - - 3) Специально оборудованное помещение для хранения взрывчатых веществ, снарядов, бомб и тысяча п.
погребально - наречие Соотносится по значение с прилагательное : погребальный (2).
погребальный - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : погребение, связанный с ним.
- - - 2) Свойственный погребению, характерный для него.
погребать - совершенная форма переходные
- - - 1) а) Предавать земле умершего, хоронить. б) Заваливать, засыпать чем-либо
- - - 2) в переносном значении Терять, утрачивать.
погребаться - совершенная форма
- - - 1) Предаваться погребению.
- - - 2) Засыпаться, заноситься, заваливаться.
погребение - средний род Процесс действия по значение глагол : погрести (1*), погребать.
погребец - малый или мужской род
- - - 1) разговорная форма То же, что: погреб (1).
- - - 2) устаревший, устаревшая форма Дорожный сундучок с напитками и едой.
погребица - женский род местный Строение над погребом.
погребной - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : погреб, связанный с ним.
- - - 2) Принадлежащий погребу.
погребок -
1. малый или мужской род Небольшое заведение, лавка, обычно располагающаяся в полуподвальном помещении, где торгуют вином и распивают его на месте.
2. малый или мужской род разговорная форма
- - - 1) Уменьш. к имя существительное : погреб (1,2).
- - - 2) Ласк. к имя существительное : погреб (1,2).
погребщик - малый или мужской род устаревший, устаревшая форма Хозяин винного погреба.

Библия. Энциклопедический словарь

ПОГРЕБЕНИЕ - или ПОХОРОНЫ (Быт 23:4, Мф 26:12). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему (Быт 46:4), отдать ему последнее целование. После погребения происходит громкий и общий плач (Ин 11:19.31,33), который и продолжался несколько дней и после погребения. Тела умерших омывались (Деян 9:37), потом обертывались в тонкое полотно (Мф 27:59), или обвязывались пеленами (Ин 11:44), потом полагались во гроб со множеством благовоний и относились на место погребения (2 Цар 3:3031, 2 Пар 16:14). Лазарь был обвит погребальными пеленами по рукам и по ногам. По мнению некоторых, на каждый член тела полагалась отдельная повязка, а в Египте было даже в обычае обвивать повязками каждый палец тела умершего, так что, судя по одной из найденных мумий, можно думать, что для сего требовалось, быть может, несколько сот ярдов полотна. Климат и нечистота, происходившая от всякого соприкосновения с умершим телом (что было запрещено законом Моисеевым), естественно заставляли ускорять обряд погребения умерших. Впрочем, относительно сего были некоторые исключения. Обряд бальзамирования не был общим между евреями, хотя пряности и ароматы употреблялись при их погребении (2 Пар 16:14, Ин 19:40). Иосиф повелительно; повелительное наклонение ел врачам набальзамировать тело своего отца Иакова и, затем он был положен во гроб в Египте и отнесен в пещеру Махпелу в Ханаане и там погребен (Быт 50:2,13). Иосиф при кончине своей «завещал о костях своих» (Евр 11:22). По смерти тело его, набальзамированное, Моисей из Египта перенес в землю Ханаанскую. Гробы употреблялись в Египте и в Вавилоне, но были неизвестны на Востоке, за исключением тех случаев, когда тело должно было препровождать на далекое расстояние. Погребальный одр сопровождался до места погребения несколькими из ближайших родственников (2 Цар 3:31, Лк 5:14), причем присутствовали и сторонние лица, и иногда нанимались плакальщики, или, скорее, плакальщицы, для того чтобы сопровождать тело (Иер 9:17, Иез 24:17, Мф 9:33). «Так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: «на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы! и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать». (Амос 5:16). Этот обычай существует еще доселе во многих Восточных странах (Быт 50:3,10). Это пророчество вызывает пред нами образ Рахили, плачущей о своих чадах: «голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер 31:15). Шествие ко гробу, для того чтобы плакать там, доселе служит общим обычаем на Востоке (Ин 11:31). Смятение, происходившее иногда при подобных случаях, было очень трогательно. Восточное чувство обыкновенно непривычно к тому, чтобы сдерживаться, и потому в некоторых случаях обычай порывистого плача или, так сказать, самобичевания, общий между язычниками, перешел и к евреям при их погребальных обрядах. «И умрут великие и малые, на земле сей, — говорит смотрите также малый или мужской род пр. Иеремия; — и не будут погребены и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради их. И не будут преломлять хлеб в печали, в утешении об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» (Иер 16:6,7). Иудеи назначали особые кладбища для погребения умерших, и эти места были как общественные, так и частные (Быт 23:4, Суд 8:32, 2 Цар 2:32, 21:14, Иер 26:23). Кладбища, обыкновенно, устраивались в садах (4 Цар 21:18), а иногда в полях (Быт 23:11), или в пещерах, или в скалах. Такова была гробница царедворца Севны, которую он приготовил для самого себя (Ис 22:16). Быть не погребенным считалось крайним бесчестием. «Ныне предаст тебя Господь в руку мою, — отвечал пред единоборством Давид исполину Голиафу, — и я убью тебя, и скину с тебя голову твою и отдам (труп твой) и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле» (1 Цар 17:46). «И никто не похоронит ее», — сказано в 4 Цар об нечестивой Иезавели, жене Ахава (9:10). Печальная судьба одного из иудейских царей предсказана в следующих выражениях: «так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой! и: увы, сестра! Не будут оплакивать, его: увы, государь! и, увы, его величие!» Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иер 22:18-19), Даже преступников казнили ранее назначенного срока для того чтобы не оставить тела их непогребенными после солнечного заката. Сжигать тела умерших не было в обычае у Израильтян. Пример сожигания тел умерших у Израильтян видим мы только в 1 Цар 31:29. Жители Иависа сожгли тело Саула и тела сынов его у себя в Иависе, вероятно, потому, что не могли унести их на их места погребения в родовой могиле их, и чтобы спасти их от поругания; и однако же они похоронили их остатки под деревом (ст. 13). Только тела осужденных преступников сжигали (Быт 38:24, Лев 20:14, 21:9); но и они были погребаемы, как выше сказано (Вт 21:22-23). Могила называлась «домом собрания всех живущих, домом костей» (Иов 30:23-24), «вечным домом» (Ек 12:5). Желание у евреев быть погребенным вместе с родственниками было развито очень сильно. «Позволь, рабу твоему, — отвечал Верзеллий Давиду на его предложение остаться с ним в Иерусалиме, — возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей» (2 Цар 19:37). По иудейским источникам, равно как по свидетельству Иосифа Флавия, для погребения казненных преступников, отводились особые места нечистые, или пользовавшиеся дурною славою. Подобный обычай достаточно объясняет слова смотрите также малый или мужской род пр. Исаии «Ему (т. е. Господу Иисусу) назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его» (Ис 53:9). Старейшины иудейские уже приготовили Господу Иисусу место погребения вместе со злодеями, но Иосиф Аримафейский, человек богатый, вмешался в дело и просил Его тело у Пилата и положил Его в своем новом гробе, высеченном в скале (Мф 27:57,58). Некоторые еврейские семейства строили близ своих жилищ небольшие каменные здания, без дверей или окон, которые и назывались погребальным домом, или фамильным склепом, для погребения своих умерших. У Восточных народов они нередки даже и в настоящее время, Гробницы Иудеев иногда богато украшались и, по временам, белились и окрашивались краскою, чтобы они были виднее. Означенная окраска большею частью делалась весною перед праздником Пасхи, в который громадные толпы народа наполняли все улицы Иерусалима. От этого обстоятельства вытекает особенная сила обличения Господа против фарисеев (Мф 23:27). К гробницам иногда прикреплялись дощечки с соответствующими надписями. Созидать гробницу для человека служило выражением особенной любви и почтения к нему (Мф 23:29). В 1 Мак 13:27 мы читаем, что Симон воздвиг памятник над могилою своего отца, матери и братьев в отечественном своем городе Модине. Что гробницы не всегда были заваливаемы и закрываемы, это можно видеть из нескольких мест Свящ. Писания, как, например, 4 Цар 13:21. «Гортань их (т. е. нечестивых) — открытый гроб», — говорит Псалмопевец (Пс 5:10); вообще же гробницы заваливались большим камнем при устье, для того чтобы предохранить тело мертвеца от хищных животных. Потому-то естественно, что мироносицы, шедшие на гроб Господа, чтобы помазать тело Его ароматами, спрашивали Друг друга: «кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк 16:3). В соседстве настоящего Иерусалима, равно как и в Иосафатовой долине находится доселе множество гробниц. Многочисленные углубления в горах для погребения умерших, вечно господствующая тьма под этими подземными сводами вызывали у еврейских поэтов глубоко-поэтические образы и представления. Так, например, в князь Исаии, между прочим, находится следующее высоко-поэтическое выражение: «Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой» (Ис 14:10-11). Но теперь гроб потерял весь свой ужас для истинно верующего христианина (1 Кор 15:20). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», — говорит ап. Павел. «Я есьм воскресение и жизнь», — назвал Себя сими словами сам Начальник жизни и Совершитель нашего спасения Господь Иисус Христос (Ин 11:25). «Блажены мертвые, умирающие в Господе», — говорит Тайновидец (От 14:13).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ - по обряду Православной Церкви, тело умершего мирянина омывается, тело священника обтирается губкой, напитанной елеем, а тело монаха — водой. Затем умершего одевают в чистые, если возможно, новые одежды и полагают в «саван» (белый покров), в знак того, что умерший давал при своем крещении обет проводить жизнь в чистоте и святости, или же одевают в одежды звания умершего, в указание того, что он идет к Господу Богу дать отчет в прохождении им обязанностей своего звания. На лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи и с надписью «Святый Боже», в знак того, что умерший, как христианин, вел на земле борьбу за правду Божию и умер с надеждой, по милосердию Божию и ходатайству Божией Матери и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи, получить венец на небесах. На руки его полагается крест или какая-нибудь икона, в знак веры умершего во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих. Тело умершего полагается в гроб и наполовину покрывается священным покровом, в знак того, что умерший находился под покровом Православной Церкви. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи, в знак того, что умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинается чтение псалтири с прибавлением молитв об упокоении умершего, и служатся панихиды (до погребения полагается особое последование по исходе души, помещенное в конце псалтири). Псалмы читаются в утешение скорбящих о смерти умершего. Панихидами называются краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении в Царстве Небесном умершего. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с возжженными свечами, в знак того, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся, в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца. До погребения тело для отпевания переносится в храм; пред выносом совершается краткая заупокойная служба («лития»), а во время перенесения поют «Святый Боже». В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники. Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят; но, несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», созданным по образу и подобию Божиему, а потому святой Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. По прочтении Апостола и Евангелия, в которых говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь; текст этой молитвы полагается в руки умершего. Затем родные и знакомые дают умершему последнее целование, прощаются с ним, после чего тело умершего обертывается саваном и священник посыпает его крестообразно землею, произнося: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее. — Прим. авт.), вселенная и вси живущие на ней»; гроб закрывается крышкой и умершему поется «Вечная память». После отпевания гроб с телом умершего переносится на кладбище и опускается в могилу, лицом к востоку; при этом совершается краткая заупокойная лития. На могиле христианина ставится сверху Крест как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное и многолиственное дерево, под тенью которого покоится христианин, как путник после долговременного странствования. Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, Страшный Суд Христов и последнее воздаяние каждому по его делам, святой Православная Церковь не оставляет своих умерших чад без молитвы, в особенности в первые дни после их смерти и во дни общего поминовения усопших (См.: Поминальные традиции). Она молится за них в третий, девятый и сороковой дни после их смерти. В третий день по смерти усопшего святой Церковь, воспоминая трехдневное Воскресение Иисуса Христа, молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни. В девятый день святой Церковь молит Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и ангелы, на девять чинов. В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего. Иногда поминовение умершего, по усердию и вере его родных, совершается ежедневно, в течение всех сорока дней, со служением заупокойной литургии и панихиды; это поминовение называется Сорокоустом. Наконец, в годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни, день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям. «У нас в России, — писал Кулагин  П. Победоносцев, — характерная народная черта — религиозное отношение к мертвому телу, исполненное любви, нежности и благоговения. Ужасны и отвратительны черты смерти повсюду, но мы одеваем их благоговейным покровом, мы окружаем их торжественною тишиною молитвенного созерцания, мы поем над ними песнь, в которой ужас пораженной природы сливается воедино с любовью, надеждой и благоговейной верой. Мы не бежим от своего покойника, а стоим над ним три дня и три ночи с чтением, с пением, церковною молитвою. Погребальные молитвы наши исполнены красоты и величия... и, когда слышишь их, кажется, не только произносится над гробом последнее благословение, но совершается вокруг него великое церковное торжество в самую торжественную минуту человеческого бытия». Православная церковь запрещает своим членам предавать тело сожжению, рассматривая это как проявление язычества или отправление культа сатаны. Над покойником, завещавшим сжечь его тело, церковь не разрешает совершать чин отпевания. Его имя может быть только помянуто за проскомидией, а первую панихиду можно служить только на сороковой день.

Большой юридический словарь

ПОГРЕБЕНИЕ - по определению ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 8 декабря 1995г. "обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям". П. может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ).

Словарь "воровского жаргона" ( разговорная форма )

ПОГРЕБ - - каpман во всю длину бpюк, куда воp складывает добычу
ПОГРЕБОК - - пивная
ПОГРЕБУШНИК - - воp, совеpшающий кpажи из погpебов, подвалов
Это интересно


Россия