Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

павел

Большой энциклопедический словарь

ИОАНН ПАВЕЛ - II (Joannes Paulus) (р. 1920), римский папа с октября 1978. С 1964 был архиепископом Кракова. В 1967 получил сан кардинала.
ПАВЕЛ - (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийскомг. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен окончательный вид 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.
ПАВЕЛ - I (1901-64), король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греческого короля Георга II. Участник греко-турецкой войны 1919-1922. С 1935 наследный принц.
ПАВЕЛ - I (1901-64), король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греческого короля Георга II. Участник греко-турецкой войны 1919-1922. С 1935 наследный принц.
ПАВЕЛ - III (Paulus) (в миру Александр Фарнезе, Allessandro Farnese) (1468-1549), папа Римский с 1534. Кардинал с 1493. Вел борьбу с Реформацией, утвердил орден иезуитов (1540), подготовил и созвал в 1545 Тридентский собор.
ПАВЕЛ - IV (Paulus) (в миру Джампьетро Карафа, Giampietro Carafa) (1476-1559), папа Римский с 1555. Монах театинского ордена (1524), архиепископ Неаполя и кардинал (1536). До избрания возглавлял верховный инквизиционный трибунал в Риме. В 1559 с целью борьбы с Реформацией и ересями издал "Индекс запрещенных книг".
ПАВЕЛ - IV Новый (ум. 784), патриарх Константинопольский с 780. Не сумев противостоять иконоборчеству, добровольно оставил патриарший престол и высказался за созыв 7-го Вселенского собора. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября).
ПАВЕЛ - VI (Paulus) (1897-1978), римский папа с 1963. Выступал за сохранение мира. Первый из римских пап, который, нарушив традицию затворничества пап в Ватикане (с 1870), покидал его пределы и посетил многие страны.
ПАВЕЛ - (Paulus) Юлий, римский юрист 3 век В 426 сочинениям Павла была придана обязательная юридическая сила. Извлечения из работ Павла составили 1/6 Дигест.
ПАВЕЛ - Кесарийский (Палестинский) (ум. 308), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимина. Память в Православной церкви 16 (29) июля.
ПАВЕЛ - Коринфский (ум. 251 или 258), христианский мученик, пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция; ученик Кодрата. Память в Православной церкви 10 (23) марта.
ПАВЕЛ - Печерский, Послушливый (13-14 вв.), погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Память в Православной церкви 28 августа (10 сентября), 10 (23) сентября и во 2-е воскресенье Великого поста (собор Киево-Печерских отцов).
ПАВЕЛ - Птолемаидский (ум. окончательный вид 273), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Аврелиана. Память в Православной церкви 4 (17) марта и 17 (30) августа.
ПАВЕЛ - Раифский (ум. окончательный вид 312), священномученик, игумен, подвизался в Раифской пустыне. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.
ПАВЕЛ ДИАКОН - (Paulus Diaconus) (ок. 720-799), автор "Истории лангобардов" (до 744). Из знатного лангобардского рода.
ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ - (3 век ), епископ Антиохийский в 260-х гг.; его учение, отрицавшее божественную природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь на Антиохийском соборе (268).
ПАВЕЛ СИЛЕНЦИАРИЙ - (ок. 520-75), ранневизантийский поэтично, в языке поэтов Автор эпиграмм и "архитектурных" поэм "Описание храма Святой Софии" и "Описание амвона".

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ПАВЕЛ - архангельское; архангельская губерния, архангельский говор кем. паук.

Библия. Энциклопедический словарь

ПАВЕЛ АПОСТОЛ - (меньший; Деян 13:9-16, 43-50, 14:9 и прочее ). Апостол Павел сначала носил еврейское имя Савл, что значит выпрошенный, вымоленный, и уже спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии (Деян 9:11, 21:39), славившегося в то время образованностью своих жителей, и пользовался правами римского гражданина (Деян 22:28,29); по происхождению своему он был еврей и принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию к известнейшей секте фарисейской, равно как и его отец. Воспитанный при ногах Гамалиила, одного из известнейших законоучителей того времени (Деян 5:34), он сделался ревнителем отечественного закона и горячим защитником отеческих преданий (Гал 1:14); вместе с тем по обычаю своего народа он был обучен ремеслу, именно деланию палаток. Начало его пребывания в Иерусалиме принадлежало к раннему времени по Р. Х. (Деян 26:4), и, вероятно, он был 22 или 25-ти лет от роду, когда Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение. Евангельская проповедь апостолов и, особенно, преславное событие — воскресение Христово из мертвых, которое они главнейшим образом проповедовали, возбудили сильное негодование среди евреев, что и выражалось неоднократно еще задолго до обращения Савла в христианство в явном гонении против христиан. Стефан, красноречивый и мужественный защитник новой христианской религии, был схвачен и побит на смерть камнями. В числе зрителей, может быть, зачинщиков этого кровавого дела, находился и Савл, который, как можно полагать из обращения с ним убийц, и по его собственным словам, был вполне единомышлен с ними в означенном преступлении (Деян 7:58, 8:1, 22:20). Его природные свойства, таланты и воспитание сделали его, так сказать, главою гонения на апостолов и их последователей, и он действовал на этом поприще с необыкновенною ревностью: «верующих в Господа заключал в темницы и бил в синагогах», свидетельствует он о себе (Деян 19:22). Он даже достал себе полномочие от первосвященников иудейских отправиться в Дамаск, в котором скрылись многие из учеников Христовых после убиения Стефана, с тем чтобы всех последователей Христовых, которых только мог найти, без различия пола и возраста, привести в оковах в Иерусалим на истязание. Но вот на пути в Дамаск его поразил чудесный свет с неба, столь яркий и сильный, что он лишился зрения (Деян 22:11). В то же самое время Господь Иисус Христос открылся ему, как то самое лицо, которое он гонит (Деян 26:15. Ср. 1 Кор 15:8). С этого времени он сделался совершенно новым человеком и получил из уст самого Господа с неба высокое назначение в звание апостола язычников (Деян 26:17). Вскоре затем последовало чудесное возвращение ему зрения и его крещение, и вот мы видим его ревностно проповедующим ту самую христианскую веру, которую он первоначально гнал с такою жестокостью (Деян 9:20,21, Гал 1:16). Этой великой единой цели он посвятил теперь всю свою энергию и деятельность. Чудеса, им совершенные, церкви им основанные, речи, им произнесенные, послания, им написанные, громадный, необыкновенный успех его апостольских путешествий, видения и откровения, которых он удостаивался от Бога, узы и страдания, которые он претерпел за Христа, и, наконец, действительное засвидетельствование своей веры мученическою кончиною (как полагают при импер. Нероне в Риме в 64 г. по Р. Х.) — все это, несомненно, доставляет ему неотъемлемое право на высокое звание первоверховного апостола. Память ап. Павла празднуется церковью вместе с памятью ап. Петра 29 июня. Ни один апостол не оставил нам столько писаний, как ап. Павел. Он написал 14 посланий, которые всегда признавались Церковью за источник истинного учения христианского. Они суть следующие: Послание к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесенам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону и к евреям. Относительно этих посланий нужно заметить, что одни из них писаны до первых уз ап. в Риме, другие во время самых уз, иные после освобождения от первых уз и, наконец, иные во время последних уз его.
СЕРГИЙ ПАВЕЛ - (Деян 13:7) — проконсул о-ва Кипра, обращенный ап. Павлом к вере во Христа и принявший затем крещение. Подобно римским патрициям вообще он подчинялся влиянию тех магов и лжепророков, которые в виду мирового, всюду распространенного ожидания Спасителя мира, выдавали себя за великих и важных лиц. Вариисус, один из них противодействовал ап. Павлу в его желании обратить Сергия в христианство и за это был чудесно наказан слепотою, так что вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал провожатого. Сергий Павел, видя это, уверовал во Христа. По замечанию Иеронима и Августина, Савл в воспоминание этого события начал называться Павлом.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

БУЛАЦЕЛЬ Павел Федорович - (1867-1919), русский юрист, писатель и общественный деятель. Член Русского собрания (с 1904), один из основателей Союза Русского народа, редактор православно-монархических газет «Русское знамя» (1906—07) и «Российский гражданин» (1914—16).
КОРИН Павел Дмитриевич - (25.06/7.07.1892—22.11.1967), художник. Сын крестьянина-иконописца из Палеха. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912–19) у Кулагин  А. Коровина и С. В. Малютина. Руководил реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств имя  А. С. Пушкина (1932–59). Участвовал в послевоенной реставрации картин Дрезденской галереи. В конце 1920—30-х работал над эпохальным полотном «Русь уходящая», многочисленные этюды к которому («Схимница», «Отец и сын» и другие ) стали по сути духовным гимном уходящей, но не сломленной старой России. С к. 1930-х основная тема живописца — современник (в тысяча  ч. портрет М. В. Нестерова, 1939). В годы Великой Отечественной войны создал триптих «Александр Невский» и серию портретов советских военачальников. После войны работал над мозаичными панно и витражами для Московского метрополитена и МГУ.
КОСТЫЧЕВ Павел Андреевич - (12/24.02.1845—21.11/ 3.12.1895), русский ученый, один из основоположников современного почвоведения. Основные труды посвящены изучению биологических основ почвообразования и способов повышения плодородия почв. Костычев показал, что почвообразование — биологический процесс, связанный с развитием растительности и микроорганизмов, и что задача почвоведения заключается в изучении почв в связи с развитием их растительного покрова. Он первым из русских ученых применил свои знания в области микробиологии к изучению процессов разложения органических веществ в почве. Результаты своих исследований Костычев изложил в работе «Почвы черноземной области России. Их происхождение, состав и свойства» (1886). Установил, что источником перегноя черноземов служат органические вещества корневых систем степных растений. Разлагаясь в почве под действием микроорганизмов, корневые остатки почти полностью превращаются в перегной. Большое внимание Костычев уделял изучению структуры черноземных почв, считая ее важным условием их плодородия. Костычев показал специфические особенности микробиологических процессов разложения органических веществ под лесной растительностью, где растительные остатки накапливаются глагол обр. в виде опавших листьев, хвои и веток; разложение их происходит на поверхности почвы в условиях достаточной влажности и доступа воздуха почти до полного разрушения, поэтому под хвойными и хвойно-широколиственными лесами образуются бедные перегноем кислые подзолистые почвы. В результате геоботанических исследований, посвященных вопросам смены растительности черноземных степей, Костычев пришел к выводу, что в степи на черноземах может расти древесная растительность, если охранять ее в первые годы жизни от сорных трав, отнимающих влагу. В связи с засухой и неурожаем 1891 в князь «О борьбе с засухами в черноземной области посредством обработки полей и накопления на них снега» (1893) Костычев предложил систему мероприятий по использованию влаги путем обработки почвы и снегозадержания.
КРУПЕНСКИЙ Павел Николаевич - (19.12.1863—1939), русский общественный деятель, один из ведущих деятелей православно-монархического движения. Из дворян Бессарабской губерния , окончил Николаевское кавалерийское училище. Служил в армии, в 34 года вышел в отставку в чине полковника, посвятив себя общественной деятельности. В 1905–07 организовал партию православно-монархической направленности. Депутат II и IV Госдумы. Один из руководителей Всероссийского национального клуба (1909). В IV Госдуме — лидер фракции центра. После октября 1917 в эмиграции, член Высшего Монархического совета, один из руководителей Объединения русских монархистов. О. Платонов
КРУШЕВАН Павел (Паволакий) Александрович - (15.01.1860—5.06.1909), русский писатель, публицист и общественный деятель. Родился в Бессарабии в помещичьей семье. Образование получил в Кишиневе. В возрасте 22 лет Крушеван публикует в Петербурге две свои первые повести — «Разоренное гнездо» и «Счастливее всех», в которых чувствуется влияние Л. Н. Толстого. В своих более поздних произведениях — романе «Дело Артабанова» (1896) и сборнике «Призраки» (1897) Крушеван становится самостоятельным, зрелым писателем, пользующимся популярностью среди русских людей. Во время своих многочисленных поездок по западнорусским землям Крушеван сталкивается с вопиющими фактами еврейского засилия и пытается противостоять ему. С 1897 он начинает выпускать ежедневную политическую, экономическую и литературную газету «Бессарабец», в которой борется с иудейско-масонской идеологией, разоблачает преступления и махинации еврейских вожаков. Позднее он основывает и общероссийскую патриотическую газету «Знамя», в которой еще более остро и основательно выступает против врагов русского Православия и Монархии. Еврейские бандиты из тайных организаций неоднократно пытались его убить, однажды даже серьезно ранили из-за угла, но не смогли запугать. Еще за несколько месяцев до начала Русско-японской войны и революции Крушеван пытается предупредить правительство о начале «иудейско-масонского наступления». Революционная борьба против России, как известно, началась одновременно с Русско-японской войной, в январе 1904. Именно в этот месяц деятельность подрывного либерально-масонского «Союза освобождения» (возглавляемого масоном П. Б. Струве) переносится из Швейцарии в Россию. В своей газете «Знамя» с 28 августа по 7 сентября 1903 в девяти номерах он публикует полный текст Сионских протоколов под названием «Программа завоевания мира евреями». Предисловие и послесловие к первой публикации были написаны, по-видимому, самим Крушеваном, а, кроме того, в «Знамени» была напечатана статья от переводчика, принадлежавшая перу С. А. Нилуса. Публикация этого документа совершила прорыв в понимании той страшной опасности, которая угрожает миру и России со стороны «иудейско-масонских заговорщиков». В 1906 Крушеван был избран в Государственную Думу, став одним из духовных вождей ее патриотического крыла. Играл большую роль в деятельности Союза Русского народа, О. Платонов
ЛЕОНТЬЕВ Павел Михайлович - (18.08.1822—24.03.1874), русский историк и публицист патриотического направления. Занимал в Московском университете кафедру римской словесности и древностей. Совместно с М. Н. Катковым с 1865 издавал «Русский вестник» и «Московские ведомости».
МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ Павел Иванович - (25.10.1818—1.11.1883), русский прозаик и историк. Детские годы провел в «лесном городке» Семенове Нижегородской губерния , окруженном старообрядческими скитами. Окончил Казанский университет. Служил учителем истории и библиотекарем. В ново-. Ср. нов. 1840-х сблизился с В. И. Далем и архиеп. Иаковом, знатоком раскола. Много занимался краеведением, изучением статистики и археологии, работал в архивах. С 1847 — чиновник особых поручений, в 1850 причислен к Министерству иностранных дел, в эти годы активно боролся против раскольников, в тысяча  ч. силой убеждения: вступал в богословские споры, обратил ряд скитов в Православие. Однако в эпоху реформ выступил с заявлением, что не считает более раскол опасным для государства, а потому находит его преследование излишним и даже вредным («Записка о русском расколе», 1857). По мнению Даля, был «первостепенным знатоком русского быта». В истории русской литературы остался прежде всего как автор дилогии из жизни заволжского старообрядческого купечества «В лесах» (1871—74) и «На горах» (1875—81).
МОЧАЛОВ Павел Степанович - (3.11.1800—16.03.1848), актер, крупнейший представитель романтизма на русской сцене. С 1824 — актер Малого театра. Прославился в трагедиях Шекспира (Гамлет) и Ф. Шиллера (Карл Моор в «Разбойниках», Фердинанд в «Коварстве и любви») и в «Горе от ума» Грибоедова (Чацкий).
НАХИМОВ Павел Степанович - (23.06.1802—30.06.1855), флотоводец, адмирал (с февр. 1855). Из офицерской семьи. Нахимов обучался в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1815—18), по окончании которого служил на Балтийском флоте. В 1822–25 на корабле «Крейсер» под командованием М. П. Лазарева совершил кругосветное плавание. В Наваринском сражении 1827 командовал батареей на линейном корабле «Азов». Участвовал в Русско-турецкой войне 1828–29, командуя корветом «Наварин» (блокировал Дарданеллы). С 1829 командир фрегата «Паллада», с 1834 — линейного корабля «Силистрия», затем возглавил бригаду кораблей Черноморского флота. Участвовал в укреплении Черноморского побережья. С 1845 контр-адмирал, с 1852 — вице-адмирал. В Крымскую войну (1853–56), командуя эскадрой Черноморского флота, 18 ноября 1853 в трехчасовом бою разбил турецкую эскадру при Синопе. Вместе с адм. B. А. Корниловым подготовил Севастополь к обороне, после гибели Корнилова в феврале 1855 возглавил Севастопольскую оборону. Храбрый и талантливый военачальник, Нахимов пользовался огромным авторитетом у матросов и солдатское выражение; по-солдатски 28 июня 1855 при очередном приступе осаждавших Севастополь англо-французских войск Нахимов был смертельно ранен пулей в висок и через два дня умер, не приходя в сознание. Погребен в Севастополе рядом с погибшими до него героями Севастополя B. А. Корниловым и B. А. Истоминым. B. А. Федоров
ПАВЕЛ КОМЕЛЬСКИЙ (Обнорский) - преподобный (1317–10.01.1429), принадлежал к московской боярской семье, был воспитан в благочестии. В возрасте 22 лет поступил в один монастырь на Волге, а затем перешел в Радонежскую обитель прп. Сергия, под его начало. Преподобный полюбил его за послушание и особенную внимательность к каждому его слову и заботливо им руководил. После искуса в тяжелых послушаниях и пятнадцати лет затвора и молчальничества прп. Сергий благословил прп. Павла на пустынническое житие. святой Павел ушел на север в Комельские леса. Здесь он три года жил в дупле огромной липы, а потом выстроил себе келью на берегу река  Нурмы, выкопав рядом колодец. Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и лишь два дня вкушал немного хлеба и воды. В лесу прп. Павел встретил другого пустынножителя — прп. Сергия Обнорского, с которым сблизился духовно. Однажды прп. Павел услышал ночью под горой колокольный звон и увидел свет ярче солнечного. Об этом он рассказал своему другу, и прп. Сергий поведал ему о том, что там будет монастырь во имя Пресвятой Троицы. После того как к прп. Павлу стала собираться братия — они обосновали там монастырь (см.: Павло-Обнорский мужской монастырь). Игуменом новой обители стал преданный прп. Павлу инок Алексий, а сам святой по-прежнему пребывал в строгом посте и молитве нашему Господу и Пресвятой Богородице. Скончался прп. Павел в 1429, и с этого времени явления и чудеса его неисчислимы. К лику святых он был причислен в 1547, но сверху мощи его почивают под спудом, так как прп. Павел, в одном из своих явлений, запретил игумену обители их открывать. Память прп. Павлу отмечается 10/23 января.
ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ, Египетский - отшельник († 341), родился в египетском городе Фиваида около 228. После кончины родителей ему пришлось претерпеть много скорбей от своего родственника, который, желая завладеть наследством, донес языческим властям о том, что Павел исповедует христианство. Это были времена жестокого гонения на христиан, поднятого император; императорский Декием, и Павел решил оставить родной город и удалиться в Фиваидскую пустыню, где провел долгие годы в совершенном одиночестве и непрестанной молитве. Единственной пищей преподобного были финики и хлеб, которые ему приносил в клюве прилетавший воронежское Спустя много лет Господь открыл о жизни Павла другому знаменитому подвижнику — сверху Антонию, который тоже подвизался в Фиваидской пустыне и собрал вокруг себя множество учеников. Внезапно его стала смущать мысль о том, что нет здесь другого человека, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил сверху Антония. По слову Господню он отправился к прп. Павлу. Уже глубокий старец, прп. Павел рассказал сверху Антонию историю своей жизни. От Бога прп. Павел уже знал о своей кончине и просил сверху Антония похоронить его тело. святой Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп. Павла. Подвижнику, который почитается отцом православного монашества, было 113 лет, из которых 91 он провел в полном уединении в пустыне. Два льва, вышедших из пустыни, лапами выкопали могилу, в которой сверху Антоний и похоронил тело прп. Павла. Память прп. Павлу отмечается 15/28 января.
ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ - (20.09.1754–12.03.1801), русский император (с 1796), сын великий князь Петра Федоровича и великий князь Екатерины Алексеевны, будущих Петра III и Екатерины II. Павел I вступил на престол с известным чувством горечи против своей матери, которая держала его все годы своего царствования вдалеке от дел. В бытность его наследником престола ему пришлось перенести много трудностей и в семейной жизни, так как его сыновья были отделены от него и воспитывались их бабушкой. Вокруг него, естественно, группировалось все, отрицательно относившееся к действиям правительства его матери. Имп. Павел Петрович был глубоко верующим человеком. Он много и часто молился в уединении своих покоев, так что до наших дней сохранился коврик, совершенно протертый его коленями. Вступив на престол будучи уже 42–х лет, он долгие годы наблюдал распущенность нравов и падение дисциплины, царившие при дворе император; императорский Екатерины Великой, и в его душе накопилось отвращение к этим явлениям. В Гатчине порядки были совершенно иные, но его строгость и требовательность не только не вызывали нелюбви к нему со стороны его приближенных, но, наоборот, — огромное уважение и искреннюю привязанность. Нет абсолютно никаких данных о какой-либо его ненормальности за все эти долгие годы, и приходится признать, что все «исторические» сведения об этом вымышлены теми, кто хотел обелить позорное дело цареубийства. За короткое царствование Павла Петровича было сделано больше глубоких и важных перемен, чем за ряд других царствований, причем все эти перемены были весьма продуманными и полезными. Важнейший государственный вопрос о престолонаследовании был разрешен особым законом, оставшимся в силе до самой революции. Бюджет расходов на поддержание Церкви и на миссионерскую деятельность был увеличен вдвое, но всякие «подарки» новокрестившимся были отменены. Крестьянский труд на помещиков, «барщина», сокращен на 50%. Были построены казармы для войск, обмундирование и довольствие стало великолепным, дисциплина восстановилась. Была введена цензура на ввозимые из-за границы книги. Мальтийский Орден, гроссмейстерство над которым принял Павел Петрович, привлекал Государя своим подлинным рыцарством, но русские кавалеры оставались православными. Павел I подтвердил указ Екатерины II о запрещении масонства. Следует помнить, что Мальтийский Орден, ранее носивший название Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Иерусалимского, всегда соперничал с Орденом Тамплиеров. Исторический путь обоих Орденов совершенно различен: тогда как Тамплиеры постепенно превратились в поклонников сатаны, Мальтийцы, наоборот — всегда оставались преданными Христу. Святыни Ордена, в числе которых были: Чудотворная Икона Божией Матери «Одигитрия Филермская», по преданию написанная сверху евангелистом Лукой; часть Животворящего Креста Господня и десная рука Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя, — были тогда вручены император; императорский Павлу и остались в России. В 1801 состоялось присоединение Грузии, что вынудило Россию вести 60–летнюю войну на Кавказе. Желая уничтожить гнездо революционной заразы, Павел Петрович, в союзе с Австрией, вел войну против Франции и содействовал освобождению Италии. Адмирал Ушаков руководил русским флотом в Средиземном море. 6 мая 1800 Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы. Из-за измены австрийцев война против Франции окончательного успеха не имела. Но требовательность Павла Петровича и строгая дисциплина, вводимая им повсюду, была тяжела и неприятна людям, привыкшим к безграничной свободе. Масоны — петербургский генерал-губернатор Пален, братья Зубовы, князь Голицын, Депрерадович, Мансуров и другие — составили заговор, и 11 марта 1801 император Павел был убит. Множество чудотворных икон Божией Матери прославились во дни жизни император; императорский Павла Петровича, количество монастырей, бывшее при царе Михаиле Феодоровиче (свыше 1000) и сократившееся к царствованию император; императорский Екатерины Великой до 385, теперь снова повысилось и дошло до 452. Повсеместно значительно возросла проповедь Слова Божия. Положение старообрядчества значительно облегчилось. На основании всего вышесказанного царствование Павла Петровича следует признать весьма плодотворным и безусловно продолжившим изжитие вреда, принесенного ближайшими потомками Петра Великого. Н. Сахновский
ПАВЕЛ - первоверховный апостол («апостол языков»), священномученик († 67), первоначально принадлежал к секте фарисеев и был учеником знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила (впоследствии принявшего крещение) и жестоким преследователем христиан. Господь избрал его уже после Своей Крестной смерти и Воскресения, явившись Савлу на пути в Дамаск. Крестившись, ап. Павел сделался ревностнейшим проповедником Христовым, много путешествовал для обращения язычников в эту веру и оставил четырнадцать посланий, вошедших в канон книг Нового Завета. Он мученически скончался в один день с ап. Петром: его, как римского гражданина, не распяли, а усекли мечом. Память первоверховному ап. Павлу отмечается 29 июня/ 12 июля.
ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович - (15.12.1832–4.12.1898), собиратель произведений русской живописи (преимущественно художников-передвижников) и скульптуры, художественный деятель, действительный член Петербургской Академии художеств (с 1893). Собирательством стал заниматься с 1856, поставив задачу создания галереи русской национальной живописи, с 1860 у Третьякова родилось намерение сделать свое собрание общественным достоянием. Он посещал художественные выставки, мастерские художников, музеи и частные собрания России и Западной Европы, заказывал русским художникам для своей галереи картины и портреты наиболее важных деятелей России, приобретал целые коллекции (например, В. В. Верещагина, А. А. Иванова и другие ). В 1874 Третьяков построил специальное помещение для своего собрания, которое с 1881 стало открытым для посещения. В 1892 Третьяков передал свою коллекцию (1276 картин и 470 рисунков выдающихся русских художников, а также коллекцию икон) и здание галереи в собственность Московской городской думы. С 1893 она получила название Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых и пополнялась в значительной мере на средства Павла Третьякова, который стал ее пожизненным «попечителем». В. А. Федоров
ФЕДОТОВ Павел Андреевич - (22.06.1815–14.11.1852), живописец-рисовальщик. Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко гротескной, форме «события вседневной жизни». Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение «Следствие кончины Фидельки» (1844). Федотова называют «Гоголем в русской живописи». В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, «любовался, смеялся и плакал». Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к «критическому реализму» явились его картины: «Свежий кавалер» (1847), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848). В более поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества: «Вдовушка», «Анкор, еще анкор» и другие (1851—52). Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского. Л. Н. Вдовина
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович - (09/21.01.1882–08.12.1937), религиозный философ, ученый-энциклопедист. В 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности. В 1914 защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине. Опыт православной теодицеи». В 1912–17 редактировал журнал «Богословский вестник». После Октября 1917 работал ученым секретарем комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, преподавал в Сергиевском институте народного образования (читал лекции по физике и математике). С 1919 центр тяжести его научных интересов перемещается в область физики и техники. В 1927 выслан в Нижний Новгород. В феврале 1933 арестован и в июле осужден на 10 лет. Расстрелян в 1937. Его смерть, писал С. Н. Булгаков, исполняет душу потрясающей скорбью, как одно из самых мрачных событий русской трагедии. «Из всех моих современников, которых мне суждено было встретить за мою долгую жизнь, он есть величайший, и величайшим является преступление поднявших на него руку». Важное место во взглядах Флоренского занимает софиология. Он следует за В. С. Соловьевым, однако в трактовке всеединства и Софии Флоренский расходится с Соловьевым: в отличие от него, он строит учение о Софии на материале православной церковности (иконописи, литургике и другие ), а явления эмпирической реальности и самую материю мира, вещество, видит не отъединенными от смысла, а выражающими его, духовно значимыми и ценными. Характерные черты мысли Флоренского: 1) тяга к платонизму и в целом к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; 2) «конкретность» — неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания и, в частности; 3) интеграция идей и методов современного естествознания в рамки религиозного мировоззрения — впоследствии становятся глагол установками его «конкретной метафизики» 1920–х. Это — метафизика всеединства на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых Флоренским идей философского символизма и семиотики. Ее задача — выявление неких первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры». Ф. Р.
ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич - (25.10.1877–14.03.1944), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. С 1895 преподаватель Синодального училища церковного пения (Москва), с 1917 глагол дирижер Московского государственного хора, в 1922–28 руководитель Московской капеллы. Автор первого русского капитального труда по хороведению. Многочисленные произведения для хора, в тысяча  ч. церковные — литургии, Всенощное бдение, панихиды, отдельные песнопения.
ЯБЛОЧКОВ Павел Николаевич - (2.09.1847–19.03.1894), русский изобретатель в области электротехники, военный инженер и предприниматель. Основное изобретение — дуговая лампа без регулятора — электрическая свеча (см.: Дуговая свеча. Свеча Яблочкова) — положило начало первой практически применимой системе электрического освещения (1876). В 1879 Яблочков организовал «Товарищество электрического освещения» и электромеханический завод в Петербурге. Начиная с к. 1880–х работал над созданием электрических генераторов и химических источников тока. Он впервые предложил гальванические элементы со щелочным электролитом. Плодотворная идея Яблочкова о централизованном производстве электроэнергии и канализации ее к месту потребления по сетям была реализована только после его смерти.

Словарь астрологических терминов

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ -
философ конца V - начала VI  век  , автор труда
"Введение в астрологию", ставшего в Средние века одним из основных
учебников астрологии наряду с "Четверокнижием" Птолемея (см.).

Словарь "воровского жаргона" (разговорный)

СВЯТОЙ ПАВЕЛ - - валет (каpта)
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757