Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

пасха

Большой энциклопедический словарь

ПАСХА - ( греческий pascha, от древнеевр. песах, букв. - прохождение), весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с учением о воскресении Иисуса Христа. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (т. ново-. Ср. нов. ст. стиль).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

пасха - В иудаизме: весенний религиозный праздник
пасха - пасха У христиан: весенний праздник воскресения Христа
пасха - пасха сладкое творожное кушанье в форме четырехгранной пирамиды, приготовляемое к такому празднику Творожная пуд

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ПАСХА - женский род празднество иудеев, в память исхода их из Египта.
ПАСХА - Агнец, закалаемый и съедаемый Иудеями в празднество это.
ПАСХА - Ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая, святая неделя.
ПАСХА - Велико русский освященная стопочка сыру, творог, коим разгавливаются в сей день; а малороссийский, слово малороссийского происхождения кулич, освященный для той же цели, коровай. Экая Пасха шире Рождества! Кто умрет на Пасху яичко в руку ( тверское ). После утрени в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими, зарываюте яйцо в могилу. Кто проспит в первый день Пасхи заутреню, того в понедельник окачивают или купают водой. Кости от посхального ягняти (поросенка, птицы и прочее ) зарывают на ниве, чтобы градом не било, южное, южный Пасхальный, ко дню и торжеству сему относящийся. Пасхалия женский род таблица, содержащая ключевые слова и круги, для нахожденья времени пасхи и другие подвижных праздников. Пасочница женский род род деревянного, развалистого книзу ящичка, с приличными делу резными украсами внутри, для отжима в нем пасхи (сыру, творогу).

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ПАСХА - пасхи, женский род (др.-евр. pesah, букв. переход).
. . . 1. только единственное число Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. только единственное число Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа.
. . . 3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная пасха.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

Пасха - Па́сха -- Па́сха, -и (праздник) и па́сха, -и (кушанье)
Святая Пасха - Свята́я Па́сха -- Свята́я Па́сха

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

пасха - женский род Сладкое кушанье из творога в форме четырехгранной пирамиды, изготовляющееся христианами ко дню Пасхи. Пасхалия женский род Таблица для определения времени ежегодного празднования Пасхи и других подвижных - тысяча е. меняющих в зависимости от Пасхи свой срок - праздников. Пасхальный прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : Пасха, связанный с ним.
- - - 2) Приуроченный по времени к празднованию Пасхи.
- - - 3) Происходящий, совершаемый во время празднования Пасхи.

Библия. Энциклопедический словарь

ПАСХА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ - (от еврейск. глагола passah — переходить; Вт 16:2-6, Исх 12:3-20. Лев 23:5-8, Чис 28:16-25) — самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков и положенный в средине первого месяца (авив, или низан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля). Праздник этот установлен Господом пред исходом Израильтян из Египта в то именно время, когда Фараон, несмотря на предыдущие ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал Израильтян в пустыню, и Господь объявил последнюю и самую тяжелую казнь — смерть первенцев от первенца Фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. …в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. …Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. …И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. …Не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. …Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. …Храните cue как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте cue служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и дома наши избавил»… (Исх 12:1-27). Уважение к празднику Пасхи еврейской от язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа (Мф 27:15). Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? — Он сказал им: «подите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху». По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием» (Лк 22:8-16). Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и, вместе с тем, что среди учеников Его один «нечист, ибо Он знал предателя своего» (Ин 13:11). Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, — это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба — Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. «Впрочем Сын человеческий идет, — сказал Господь, — как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается: лучше бы было, этому человеку не родиться» (Мф 26:24). Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство сверху Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он «взял хлеб и благословив преломил его и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: cue есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все, ибо cue есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. …cue творите в Мое воспоминание» (Мф 26:26-28, Лк 22:19). Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. За сим Господь открыл ученикам, что Ему уже не долго быть с ними и дал им новую заповедь о любви — любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратное отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собою высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов (Мф 26:30-35, Мк 14:26-31. Лк 22:31-38, Ин 13:33-38 и глагол 14-17).
ПАСХА НОВОЗАВЕТНАЯ - — высочайший, радостнейший и вместе с тем древнейший христианский праздник — Воскресение Христово. В событии крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Этим событием апостолы начали свою проповедь; на нем все основывали и в нем все соединяли (Деян 2:22-24, 3:12-26, 4:10-12). Около событий смерти и воскресения Спасителя группируются у апостола Павла все высочайшие догматы нашей веры и все высшие наши надежды (1 Кор 15). Праздновать Пасху заповедали апостолы. «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5:8). С первых же времен христианства, как видно из Постановлений и Правил апостольских, праздновались неделя страданий и неделя воскресения Господа, причем определено и самое время празднования, именно после весеннего равноденствия, но не с Иудеями. Возникшие было споры о времени празднования Пасхи прекратил i Вселенский собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1 воскресный день после весеннего равноденствия и 1 мартовского полнолуния. Этим и объясняется, почему Пасха празднуется не всегда в одно число. Раннее полнолуние бывает 22 марта, а самое позднее 19 апреля, причем последнее число бывает иногда в понедельник. Поэтому праздник Пасха бывает между 22 марта и 24 апреля. Особенности, соединяемые с этим праздником, весьма древнего происхождения. Обычай целовать друг друга (христосоваться) есть подражание древнему лобзанию мира и святой любви (Рим 16:16), причем верующие уподобляются ученикам Христовым и ученицам, когда последние собеседовали между собою о воскресшем Господе. Обычай дарить красные яйца ведет начало от Марии Магдалины, которая по вознесении Господнем пришла в Рим для проповедования Евангелия и представши пред императором Тиверием, подала ему красное яйцо со словами — «Христос воскресе», и таким образом, начала свою проповедь. Яйцо — символ жизни, красный цвет — кровь Христа, который даровал Своим воскресением жизнь вечную. Празднование Пасхи в Православной Церкви отличается особенною торжественностью. В сверху храмах при отверстых царских вратах в продолжение всей пасхальной недели Божественные службы совершаются в лучших светлых облачениях, причем чтение псалтири прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях сверху Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха, проклятия и смерти. В течение всех семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ПАСХА - (Воскресение Христа), главный праздник Православной Церкви, установленный апостолами в честь Воскресения Христа. Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является «Праздником праздников и Торжеством из торжеств», почему и богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью. Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим «ело рано ко гробу», обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливается у затворенных западных ворот храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором. После утрени сразу совершаются часы и литургия, при отверстых Царских вратах, которые открыты с начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На литургии читается первое зачало Евангелия от Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а. В следующие дни Пасхи, после литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом. Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи. Во многих местах России день Воскресения Христова назывался Великим днем, так как существовало поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням. Ночь Великой субботы представляла чудное, величественное зрелище как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда спешили через поля, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и опоздавшие попасть в переполненный уже народом храм располагались вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводились костры, в столицах все было иллюминировано, а на вышке колоколен церквей блестели зажженные факелы. Как только раздавался первый благовест большого колокола, в руках православных зажигались свечи. Духовенство шло в светлых ризах с крестами, хоругвями, иконами, и голос церковного хора возвещал радость великую: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех». В Новгороде, после того как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отверзал их крестом, певчие пели: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова», сохраняемое и доселе в церковном обиходе старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, после 3–й песни канона протопоп читал толковое Евангелие, сам святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику, прикладывался к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам в свою очередь получал от боярина, властей и народа по яйцу. С мирянами он не христосовался в уста, а давал целовать крест и митру. После утрени был молебен Пасхи, и по окончании его все расходились по домам. В начале 2–го часа, по рассвете был благовест к литургии, за которою пред Евангелием протодиакону давалось благословение, также согласно со старопечатными служебными книгами, тысяча  е. «Бог за молитв святого славного и всехвального вселенского благовестника и апостола евангелиста Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Богослова, и дать ти глагол, во еже благовестити силу многу». Евангелие читали только святители и протодиакон, по статьям, и при каждом окончании ударяли железным молоточком в «кандию» — небольшой металлический беловатый сосуд (до сих пор хранящийся в ризнице Софийского собора). После каждого удара в эту кандию и вестовой колокольчик на звоннице делали перебор во все колокола. Освящал пасху, сыр и масло, разделяя их на три части, лишь под конец литургии неслужащий ключарь, а по заамвонной молитве святитель сам освящал артос. По отпуске ему подносили пасху, сыр и яйца, а он давал их боярину, воеводе, дьякам и всем, прилучившимся в церкви. Провожали его со славою и звоном (о последнем в другие праздники не упоминается в уставе). Чин над артосом также исполнялся своеобразно: по возношении его над головою святитель целовал его, а прочие целовали лишь покров над артосом, который с пением был переносим из кельи в домовую церковь. Новгородский архиепископ приходил в храм в белом клобуке, представлявшем из себя вязанную из шелка шапочку с тремя воскрылиями (рясами), унизанными жемчугом. Клобук этот прислан был цареградским патриархом Филофеем архиеп. Василию Калеке. Во время служения владыка надевал митру, которая отличалась от нынешней прямою формою, без выемок, и горностаевою опушкою. В ризнице Софийского собора можно было видеть эти принадлежности патриаршего сана. В Москве торжественное богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии Царя, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотые кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование во уста со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени государь шел в Архангельский собор «христосоваться с родителями», тысяча  е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался «в уста» со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху, тысяча  е. во дворце, христосовался с боярами, оставшимися «для бережения» царской семьи во время государева выхода в соборы. В Золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего Царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая всякого рода мастеров, осчастливливал Царь своим высоким вниманием, допуская их к руке. В первый же день сверху Пасхи Царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным: «Христос воскрес и для вас» — и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и тысяча  п. и присылал яства для разговенья: «лучшим по части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части баранье, по части вечины; а каша из круп грешневых и пироги с яйцы или мясом, что пристойне. Да на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному». Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в Золотой палате царицыной в это время кормили нищую братию. Московский патриарх, следуя священным обычаям старины, устраивал обильный яствами пасхальный стол для духовенства, сослужащего ему, подобно тому как новгородский архиепископ — всему освященному Софийскому собору. Празднование «Велика дня» на матушке-Руси начиналось троекратным лобызаньем и приветствием друг друга словами «Христос воскресе» и ответным «Воистину воскресе», причем отдаривали друг друга яйцами. Обычай этот вел свое начало со времени римского император; императорский Тиверия, которому сверху Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла в дар красное яйцо. Обыкновенно эти яйца окрашивали в красный цвет — символ крови Господней, но встречаются покрытия и другими цветами с затейливыми и причудливыми узорами, называемые в Малороссии в отличие от «крашенок» «писанками». Особенным уважением пользовалось в народе «пасхальное яйцо», полученное первым: оно обладало способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года. С самим христосованьем в Малороссии соединено много суеверий, вроде, например , того, что если на первое приветствие «Христос воскресе» не ответить «Воистину воскресе», а задумать какое-либо желание, то оно непременно исполнится. Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любовался восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и природы, и людей в возродившейся жизни. В средней полосе России дети поют песенку, обращенную к солнцу: Солнышко, ведрышко, / Выгляни в окошечко! / Солнышко, покатись, / Красное, нарядись! / А старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши, чтобы лучше разглядеть, как будет играть и веселиться красное солнышко. В домах и хатах ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени был накрыт стол, уставленный всевозможными яствами для разговенья, особенным обилием отличающегося в Малороссии, где плохой хозяин не уставит стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и говорить нечего — нет возможности перечислить все яства и пития, которые украшают пасхальный стол. Как в Рождество, так и в пасхальную неделю духовенство ходило по домам славить Христа. Мирские люди — парни партиями человек по 10–15 с запевалою или «починальщиками» во главе — ходили по деревням с волочебными песнями, напоминающими рождественские коляды, и распевали их под окнами, а иногда заходили и в избу с целью угоститься. От хозяев обыкновенно волочебники получали и жареным, и вареным или даже деньгами и делили все между участниками хора. Иногда партию волочебников сопровождал музыкант со скрипкою и дудою. Однако святость Пасхи в глазах русского народа была такова, что развлекательная сторона проходила приглушенно. В конце Страстной недели хозяйки пекли куличи в обстановке строжайшего поста и молитв — нельзя было попробовать даже крупицу скоромного теста. В полночь на Крестный ход ходили, как правило, все. Никто не мог остаться без церковной службы в пасхальную ночь. Иногда семья была вынуждена разделиться: одни шли на «полунощницу», другие — на рассвете. Стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех» и тропарь «Христос воскресе из мертвых» пели в церкви все прихожане, а не одни только певчие. «На Пасхе, как и теперь, христосовались, дарили друг другу яйца, священник с причетом ходил славить Христа по домам», — отмечал В. И. Семевский, обобщая описания разных губерний и уездов 2–й пол. XVIII и первых лет XIX в., на которых основывалось его исследование быта и нравов крестьян. В некоторых местах служили молебен в поле на средства общи ново-. Ср. нов.  В. И. Семевский подчеркивает также угощение, катание яиц, хороводы, катание на качелях, горелки и другие игры как непременные принадлежности этого праздника. В «Записках» А. Л. Болотова изображено, по его впечатлениям 2–й пол. XVII в., участие в играх с крашеными яйцами крестьян всех возрастов. Речь идет о помещичьих крестьянах Тульской губерния : «Повсюду видимы были небольшие кучки и круговенки и малых, и взрослых, катающих яйца или бьющихся ими. Самые такие, которые пережили уже большую половину века своего и приближались уже к старости, делали сообщество с ними и занимались с малолетними делом, которое не иным чем, как невинною игрушкою почесть можно». По описанию 1860–х, в Вязниковском уезд. на пасхальной неделе почти у каждого дома устраивались качели на козлах, или на веревках, или на «дубцах». Примечательно, что качели, как горки на Масленице, делали на определенный срок, как принадлежность данного конкретного праздника. Качались девушки и парни вместе. Здесь, как и повсеместно, было принято «катать яйца». Играющий ставил яйцо «на кон», то есть выкладывал на землю, где крашеные яички выстраивали в одну линию с промежутками в 4–5 вершков. Шагах примерно в ста от середины кона отмечали место, откуда игроки катили мяч, сделанный из льняных хлопьев или ваты, обшитый тряпицею (вершка 3 в диаметре). Вышибленное яйцо считалось выигранным. В катании яиц здесь, в отличие от описания Болотова, участвовала только молодежь — девушки и парни, молодые женщины и мужчины. В это же время в вязниковских деревнях женская молодежь водила хороводы. Описанное Семевским хождение церковного причта на Пасху по домам встречаем и во многих более поздних сообщениях. На Вологодчине, в Вельском уезд. , священник и псаломщик ходили по деревням с иконами в сопровождении «богоносцев» — крестьян, которые несли иконы и хоругви. В пути иконы покрывали вышитыми полотенцами. На ночь их ставили в часовне, если она была в деревне, или в чьей-то избе. Пришедшие за иконами крестьяне из других деревень располагались, как и причт, на ночь в этой деревне. После славления священнику и псаломщику, а также церковному сторожу и просвирне «христосовали» яйца и пряники в каждом доме. В Орловской губерния (описание из Талызинской вол.) такой обход с иконами на Пасху всех домов делился в большой деревне на две части. Обойдут половину деревни — 50 домов — и несут иконы на ночь в помещение училища. Там ночуют и некоторые из «оброшников» — так называли тех, кто носил образа. Туда же приходили старухи, приносили свечи, пели всю ночь, просили кого-нибудь из грамотных читать акафист. Принято было приносить туда кувшинчики с медом и свечкой («кануннички»). Свечки в них горели всю ночь — «для помину умерших». Вообще поминальная традиция, очень выраженная у русского крестьянства, заметно проявлялась на Пасху. На «Велик день» (Светлое воскресенье) шли с куличами (пасхами) прямо из церкви на погост — христосоваться с умершими на могилах, потом только возвращались домой разговляться. Если в деревне был причт с иконами, то веселье начиналось только после их ухода, когда кончались все молебны. До этого считалось грехом петь песни и водить хороводы. В иных местах крестьяне считали, что в течение всей Святой недели забавы, шутки и пляски — грех. Тогда хороводы на Пасху совсем не водили либо хоровод был только в самом строгом стиле. Н. П. Степанов, М. М. Громыко
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757