Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

онтология

Большой энциклопедический словарь

ОНТОЛОГИЯ - (от греческий on, родительный падеж пуд ontos - сущее и... логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

онтология - философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ОНТОЛОГИЯ - греческий ученье о существе или о сущности, бытии, сути.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ОНТОЛОГИЯ - онтологии, женский род (от греческий on (род. пуд ontos) - сущий и logos - учение) (филос.). В идеалистической философии - учение о бытии, об основных началах всего существующего.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

онтология - онтоло́гия -- онтоло́гия, -и (филос.)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

онтология - женский род Учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях.

Cловарь философских терминов

ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ ( греческий ontos — сущее и logos — учение, слово). 1. Под О., или “первой философией”, в домарксистской философии понималось учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов. В этом смысле О. равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья католические философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, к-рое бы служило философским доказательством истин религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в философско-тео-логической системе Фомы Ливийского. В новое время (приблизительно с 16 век ) под О. стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной, нематериальной структуре всего существующего. Термин “О.” принадлежит немецкий философу Р. Гоклениусу (1613). Законченное выражение идея такой О, получила в философии Вольфа, к-рая утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила О. большей частью путем абстрактно-дедуктивного и грамматического анализа ее понятий (бытие, возможность и действительность, количество и качество, субстанция и акциденция, причина и действие и другие ). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса, Спинозы, Локка, французский материалистов 18 век , поскольку положительное содержание этих учений, опиравшихся на данные экспериментальных наук, объективно подрывало идею О. как философской дисциплины высшего ранга, как “первой философии”, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителями немецкий классического идеализма (Кант, Гегель и другие ) была двойственной: с одной стороны, О. объявляли бессодержательной и тавтоло-гичной, с древний — эта критика заканчивалась требованием создать новую, более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). Система Гегеля в идеалистической форме предвосхитила идею единства О. (диалектики), логики и теории познания и этим указала выход из рамок умозрительного философствования к действительному положительному познанию мира (Энгельс). 2. В западный философии 20 век в результате реакции на распространение субъективно-идеалистических течений (Неокантианство, Позитивцзм) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе “новую онтологию” (“трансцендентальная онтология” Гуссерля, “критическая онтология” Н. Гартмана, “фундаментальная онтология” Хайдег-гера). В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции. Идея “новой О.” подхвачена рядом католических философов, к-рые пытаются “синтезировать” “традиционную”, идущую от Аристотеля, О. с кан-товской трансцендентальной философией и противопоставить свою О. философии диалектического материализма. 3. В марксистской философии термин “О.” систематического применения не имеет; иногда его употребляют как синоним учения о наиболее общих законах бытия. В то же время предпринимаются попытки ввести в философию в качестве универсального принципа понятие бытия. Тем самым дается стимул для разработки марксистской О.
Это интересно


Россия