Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

одежда

Большой энциклопедический словарь

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА - укрепленная часть автомобильной дороги, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, укладываемого на земляное полотно, на которое передаются нагрузки от транспорта. Различают упругожесткие, полужесткие (цементно-бетонные) и нежесткие (из щебня, песка, битума и другие ) дорожные одежды.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

одежда - совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о.
» одежда - одежда покрытие проезжей части дороги (спец.) Асфальтовая дорожная о.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ОДЕЖДА - женский род одежа, одежь; одежка, одеженка, одежища; одеянье, одёва, одёвка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. Одежда руская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафтан, штаны, чулки и башмаки; французская или немецкая, фрак или разрезной сзади сюртук, чего старики наши не любят. Без одежи, вскочишь, да побежишь, а без одежи, посидишь. Не в той одеже, а по тому ж мосту. Одежу платят, а шкура сама зарастает. По одежке тяни ножки. Протягивай ножки по одежке, живи по достатку. По росту прибирай одежку. Постройка крытая, а одежа шитая. На убогом дери одёжу, у богатого рожу. Всей одежи шапка да онучи! Одежа наизнанку либо пьян, либо бит будешь. Семьдесят ооежек а все без застежек? (качан).
» ОДЕЖДА - Покров, покрывало, покрышка; ухитка: сплошная устилка чего. Одежда престола, в алтарь. Одежда мебели, стен, обои. Одежда рва, вала, застилка крутостей, боков и откосов )дерном, камнем. Одежина женский род одеж(в)ище средний род одна штука одежи ( немец. Kleidungsstueck). Одежная дача, все нужное на одежду. Одежные и обувные деньги. Одежный человек, тверское нарядный, богатый одеждою. Одежник, гардероб, шкаф или целая комната для одежи. Оденый (одейный?), оден малый или мужской род архангельское; архангельская губерния, архангельский говор хорошо, чисто одетый, богатый одеждою. Одеждити кого, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения одеть. Аще видишь нага, одежди. Одежить и одежить что, сев. одеть, надеть;
» ОДЕЖДА - покрыть одеялом пли попоной, скутать. Приукутайте, приодежьте его, песня, приоденьте. Одёжь кафтан. Одежся или одежись, на дворе холодно.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

одежда - смотрите также платье || снабжать одеждой

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ОДЕЖДА - одежды, женский род ( слово книжное ).
. . . 1. только единственное число Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи), к-рыми покрывают, одевают тело. Дорожная одежда. Производственная одежда. Форменная одежда. Торопливо сдернув с себя одежду, бросился в холодную и сырую постель. Тургенев. И ветер тихий мимолетом твоей одеждою играл. Тютчев. ? То же, не считая белья, обуви и головных уборов; платье. Верхняя одежда (пальто, шуба). Готовая одежда. 2. только множественное число То, что надето на ком-нибудь, во что одет кто-нибудь ( поэтично, в языке поэтов слово книжное ). Чужбины прах с презреньем отряхаю с моих одежд. Пушкин. Женщина босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд. Максим Максим Горький; слово из произведений Максима Горького .
. . . 3. Покрытие проезжей части дороги (тех.). Одежда дороги. Асфальтовая одежда. Гудроновая одежда.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

одежда - оде́жда -- оде́жда, -ы

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

одежда - женский род
- - - 1) Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи и тысяча п.), которыми покрывают тело или надевают на него.
- - - 2) Часть таких предметов, исключая белье, обувь, головные уборы; платье.
- - - 3) То, что надето на ком-либо или во что одет кто-либо

Библия. Энциклопедический словарь

БРАЧНАЯ ОДЕЖДА - (Мф 22:11). Брачная одежда на Востоке обыкновенно предлагалась гостям хозяином дома, и он требовал, чтобы каждый из присутствующих на пиршестве гостей надевал оную. Доселе еще существует обычай у восточных князей приготовлять особую одежду для своих гостей. Позорное изгнание с пиршества угрожало тому, кто отказался бы надеть оную, или кто имел бы смелость явиться на торжество без оной. Называются также брачною одеждою святость и правда, в которую имеют быть облечены все истинно верующие на брачной вечери Агнца Божия.
ОДЕЖДА ВОСТОЧНАЯ - И ОСОБЕННО ЕВРЕЕВ (Мф 24:18). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт 3:21). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда. Касательно цветов должно заметить, что светлый цвет служил символом довольства. «Да будут во всякое время одежды твои светлы», говорит Соломон (Ек 9:8). Голубой цвет был любимым у Иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц. Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем, во многих местах Свящ. Писания трудно решить вопрос — хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется, употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке, означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица. Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из Прит 21:13-24. Азиатский фасон одежды остается почти неизменимым из века в век, и это обстоятельство проливает много света, вследствие новейших исследований, на форму одежды евреев в частности. Можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий. Одною из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Это единственная одежда Арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица, не имеющие кроме сего никакой другой одежды считаются как бы обнаженными (Ис 20:2-4). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Ин 21:7). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх 28:32). «Хитон же (Спасителя) был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин 19:23). Выражение — «рубашки и платья» (Деян 9:39) очевидно означает внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в Дан 3:21 — «исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды» означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развивающиеся панталоны, мантии, а быть может и тюрбаны. Внутренняя одежда первоначально была очень простою, как выше указано нами; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время это составляет обычную одежду в Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у Арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение «обнажать мышцу» (Ис 52:10) означает устранение всех препятствий самым могущественным членам телесного организма, дабы он мог действовать во всей своей силе. Как часть нижней одежды, совершающий священнослужение священник, ради особенных случаев, должен был носить льняные панталоны, «для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней» (Исх 28:42). Пояса. — Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение — «препоясывать чресла» сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение — «снимать пояс» означало предаваться покою и праздности (4 Цар 4:29, Иов 38:3, Ис 5:27, Иер 1:17, Лк 12:35, Деян 12:8, 1 Пет 1:13). Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали 6-ти вершков и более в ширину, с прикрепленною посреди пряжкою, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез 16:10) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем. Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие (2 Цар 20:8), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется «поясом, близко лежащим к чреслам человека» (Иер 13:11). Точно также правда и верность называются у пророка (Ис 11:5) «препоясанием Обетованного Мессии». Верхняя или наружная одежда (Мф 21:8, 5:40) — вероятно, состояла из четырехугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Подобные одежды носятся в настоящее время Арабами. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, как защита от непогоды, и, в случае надобности, ее можно было перебрасывать через плечо и под руку — это было нечто вроде настоящих Индийских покрывал, — и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку, и таким образом, прикрывают все тело, оставляя обнаженною только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом (Исх 22:26,27, Иов 24:7). Это, вероятно, та самая одежда, или льняной покров, на который указывается в Евангелии Матфея (5:40), и который иначе в русской Библии называется верхнею одеждою, или милотью (4 Цар 2:8). Полагают, что обшивка по краям этой одежды, или шелковые кисти с голубыми нитями (Чис 15:38) помещались по сторонам, или краям (Мф 23:5). Их доселе еще можно видеть на древних изображениях. Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как это существует и в настоящее время в Восточных странах. В 4 Цар 1:8 и в Зах 13:4, быть может, разумеется одежда из шерсти овец или козьего меха. Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом (Евр 11:37), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда (Мф 7:15) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово «синдоны», употребленное в Суд 14:12-13, или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно за теплою меховою одеждою и, вероятно, была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и другие (Прит 31:24, Ис 3:23, Мк 15:46). Покрывало, упоминаемое в Евангелии Марка (14:51), вероятно, составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью. Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем, между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками, или пряжкою на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, об Ревекке говорится, что «она взяла покрывало и покрылась» (Быт 24:65). Оно служило также знаком покорности, или почтения у женщин замужних (1 Кор 9:3-10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у евреев (Ис 3:18-23). «В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония — зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо». Платки (Деян 19:12) — были в общем употреблении у евреев, и, по свидетельству путешественников, жители Восточных стран доселе носят платки в своих руках. Платки такого рода нередко бывают прекрасно изукрашены шитьем. Опоясание (Быт 3:7, Деян 19:12). — Несомненно, что означенная часть одежды у евреев по виду и цели существенно походила на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время. Сандалии, сапоги. См. Обувь. Кидар (Исх 39:28), или головные повязки (Исх 28:40), — по-видимому, составляли часть только первосвященнических и священнических одежд. Кидар первосвященника составлял величественный головной убор, делаемый из виссона и красиво расположенный складками. На передней части кидара была следующая знаменательная надпись: «Святыня Господня». Головные повязки, как можно видеть из Ис 3:22, составляли часть женской одежды; но доселе достоверно неизвестно, из какой материи делались у евреев головные повязки, или какой был образец, по которому они делались, и способ как их носили. Восточные женщины еще доселе особенно гордятся своими тиарами, или тюрбанами. По мнению некоторых, слово, употребленное в означенном месте князь Исаии, означает тонкий золотой, или серебряный кружок, составлявший блестящую наколку. Указания на иностранные, или греческие и римские головные уборы встречаются в Свящ. Писании редко. Разноцветная одежда. — Трудно сказать, делалась ли подобная одежда из материй разных цветов, сшитых вместе, или состояла просто из одного куска материи, окрашенного разными красками. По всей вероятности, подобная одежда служила и служит знаком отличия на Востоке. По словам англичанина Роберта, для красивых и любимых детей доселе делают на Востоке подобную одежду. Кармазиновые, пурпуровые и других цветов материи часто очень искусно сшиваются для подобной одежды. Мусульманские дети носят по временам куртки, вышитые золотом и шелком различных цветов. Думают, что дитя, одетое в подобную разноцветную одежду, предохраняется от влияния злых духов, так как внимание их отвлекается от красоты ребенка красотою одежды. Дети носят эту одежду большею частью до 8-ми летнего возраста, хотя между древними народами существовал, кажется, обычай, на который указывается и в Библии, носить ее и более продолжительное время. На Фамари, как известно из 2 Цар 13:18, «была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери — девицы». Прибавлениями к еврейской одежде, между прочим, служат: ожерелья, браслеты, кольца, серьги и тысяча  п. Носовые и ушные серьги находятся в большом употреблении на Востоке. По свидетельству англичанина Чардэна, почти всякая девушка или женщина в Аравии и Персии носит кольцо в левой ноздре. Нитка, упоминаемая в Быт 14:23, по мнению некоторых, означает тот шнурок, на который нанизывались драгоценные камни, составляющие ожерелье. Браслеты, или запястья носили лица как мужеского, так и женского пола на обеих руках (2 Цар 1:10), а женщины иногда также и на ногах (Ис 3:19-20). Женщины в Персии и Аравии носят вокруг лодыжек ног цепочки, украшенные маленькими колокольчиками (Ис 3:16). Ручные зеркала, сделанные из расплавленной бронзы и прекрасно полированные, составляли также общее дополнение к женскому убранству. Их обыкновенно носили или в руке или на шнурке на шее (См. Зеркало). Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как то мы видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины христианки (1 Тим 2:9-10, 1  послание апостола Петра 3:3-4). Во Вт 8:4 мы читаем, что одежда евреев не ветшала в продолжение их 40-летнего странствования; некоторые понимают это в буквальном смысле и полагают, что одежды детей чудесно увеличивались во время длинного пути, по мере их возрастания; по мнению же других, евреи в таком множестве снабжены были платьем и всем необходимым, что им хватило на все время их сорокалетнего странствования. Выражение «облекать, одевать» часто употребляется в переносном значении, как-то: облекать проклятием, ревностью, спасением и проч. Раздирать одежды (Быт 37:29-33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния. Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин (Нав 7:6) и Езекия. Первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы (Лев 10:6, 21:10), именно священные первосвященнические одежды. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа (Мф 16:65), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью (Ис 36:22). Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. По сему-то смотрите также малый или мужской род пр. Иоиль и обращается к народу с следующими словами: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (2:13).

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

защитная одежда - одежда, предназначенная для предотвращения или ослабления воздействия на кожу или через кожу человека профессиональных вредностей или поражающих факторов различных видов оружия; характеризуется специальной конструкцией и (или) изготавливается из специальных материалов.
противоклещевая одежда - защитная одежда, предохраняющая человека от нападения клещей - переносчиков возбудителей инфекционных болезней; состоит из комбинезона, сапог, перчаток и защитной сетки.
противочумная одежда - смотрите также Противочумный костюм.
Это интересно


Россия