Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

низший

Словарь русского языка С. И. Ожегова

низший - посмотрите также низкий
» низший - низший занимающий последнее место в каком-нибудь ряду, младший Низшее звание.
» низший - низший простейший по своему развитию, примитивный Низшие рестения (не расчлененные на корень, стебель и лист). Н. тип животных.
» низший - низший Об образовании: тоже, что и начальный (в значении №2)

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

низший - смотрите также худой

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

НИЗШИЙ - низшая, низшее.
. . . 1. Превосх. и ( устаревший, устаревшая форма ) сравн. ст. к низкий в 1, 2, 3 и 4 значение (см. §§ 114 и 120; слово книжное ). Низшая (превосх.) температура года наблюдалась в январе. Материя низшего (превосх.) достоинства. Низший (превосх.) сорт табака. На высоте, низшей (сравн.) ста сажен. - Крепостное право отменили, но не совсем. Крестьяне остались без прав, остались низшим, податным, черным сословием, остались в когтях у крепостной кабалы. Ленин.
. . . 2. Простейший, Самый примитивный ( слово книжное ). Низший тип животных. Низшая культура.
. . . 3. Самый младший, занимающий последнее место в ряду чего-нибудь Низшая должность. Низшие служащие. ? Начальный (офиц. устаревший, устаревшая форма ).

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

низший - ни́зший -- ни́зший

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

низший -
1. прилагательное Превосх. ст. прилагательное : низкий (3).
2. прилагательное
- - - 1) Относящийся к непривилегированным классам.
- - - 2) Простейший, самый примитивный.
- - - 3) Находящийся на первой, начальной ступени развития.
- - - 4) Начальный.
- - - 5) а) Младший по положению, подчиненный. б) Последний в ряду чего-либо

"Словарь йоги". Эрнест Вуд. (rus-lat)

НИЗШИЙ УМ (The Lower Mind) - Разум, который собирает, накапливает и вспоминает информацию, полученную органами чувств, и мысли, с нею связанные. Он активен в смысле движения ассоциаций, которое проявляется в виде свободного течения мыслей, хотя на самом деле такой переход от одной мысли к другой не является в полном смысле свободным, ибо управляется определенными законами, или привычками, которые можно назвать четырьмя путями мыслей; это показывает, что низший ум подобен не джунглям, но саду с проложенными дорожками, или государству с хорошо развитой системой магистральных путей, ускоряющий систему транспортного переноса. Этими четырьмя путями являются: (1) отношения между родами и разновидностями, или классами и частностями, включая отношения и разницу между членами одного класса; (2) отношения части и целого; (3) отношения свойства и его обладателя; и (4) отношение сопоставления привычного и нового в опыте. К примеру, думая о розе, человек может последовать одному из четырех путей: (1) дикие розы —садовые розы, имеющие собственные имена — другие цветы; (2) лепестки —тычинки — розовый куст; (3) цвет — аромат; (4) конкретные известные розы —ваза с цветами; и тысяча п. Во время течения мыслей каждую смежную их пару всегда соединяет одно из этих отношений, так что низший ум шагает как бы с помощью пары ног, или перескакивая с камня на камень, как например, в потоке ассоциаций: роза — сад — дом — спальня — сон — сновидение; при этом при переходе к “дому” уже потеряна идея “розы”. Одной из основных практик йоги является замена подобного привычного течения мыслей способностью концентрации, которую можно использовать в любой нужный момент; при этом, перед тем, как оставить идею розы, человек может рассмотреть все, что эта идея может ему дать. В низшем уме происходит также привязка разного рода положительных и отрицательных ощущений по отношению к объектам и мыслям, что становится причиной множества форм возбудимости и импульсивности, которые также являются предметом изучения и покорения практики йоги. См. также Читта.
Это интересно


Россия