Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

музыка

Большой энциклопедический словарь

ВОЕННАЯ МУЗЫКА - предназначена для исполнения духовыми оркестрами, горнистами, барабанщиками при строевом обучении войск, военных и общественных торжественных церемониях. В прошлом применялась и при боевых действиях.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом.
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и другие ). Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Зап. Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси - знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., на Руси - в 17 век (строчное пение, партесное пение). В западной духовной музыке с кон. 15-16 вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - предназначена для исполнения на музыкальных инструментах: сольная (с сопровождением или без него), ансамблевая и оркестровая.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и другие ), романсы и песни.
КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА - ( французское; слово французского происхождения musique concrete), музыкальное произведение, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной музыки - французский инженер-акустик П. Шеффер (первые опыты осуществил в 1948).
МУЗЫКА - (от греческий musike, букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая (древнейшая из сохранившихся ныне - музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды - театральная (опера, и тому подобные ), симфоническая, камерная и другие ; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и другие Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры (см. Музыкальная форма).
МУЗЫКА - издательство, Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Основано в 1918 как Музыкальный отдел Наркомпроса РСФСР, с 1931 - Музгиз, с 1964 - "Музыка". Нотная и книжная музыкальная литература.
МУЗЫКА СФЕР - смотрите также Гармония сфер.
ПОП-МУЗЫКА - ( английское; слово английского происхождения pop music, от popular music - популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки 20 век В 1950-е гг. относилось лишь к рок-музыке, позднее и к шлягеру, широко распространенному с 1910-х гг. Основной принцип поп-музыки - создание стилевых стереотипов (в тысяча число, числительное из элементов народной, классической музыки, джаза), облегчающих восприятие и обеспечивающих коммерческий успех. Поп-музыка связана с разветвленной системой музыкально-развлекательных услуг. В рамках поп-музыки иногда зарождаются также явления, во многом противостоящие коммерческой музыкальной индустрии ( например , "фолк-рок").
ПОП-РОК-МУЗЫКА - ( английское; слово английского происхождения pop-rock music), направление современной поп-музыки, тесно связанное с традициями музыки кантри. Представлено популярными песенными и танцевальными жанрами.
ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА - музыка, выполняющая определенные, не собственно художественные функции (в древних культурах - сопровождение обрядов, ритуалов, трудовые песни; в европейской традиционной культуре - оформление церковного культа, церемоний, танцевальная музыка и другие ).
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.
РОГОВАЯ МУЗЫКА - смотрите также Роговой оркестр.
РОК-МУЗЫКА - ( английское; слово английского происхождения Rock music от rock - качаться, трястись), тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг., ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой.
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА - в широком смысле - музыка в любых театральных спектаклях, включая постановки музыкального театра; обычно к театральной музыке относят только музыку для драматического театра, где она способствует раскрытию содержания спектакля.
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА - музыка, создаваемая и исполняемая с помощью электронно-акустической генерирующей, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (электронных, в тысяча число, числительное компьютерных, синтезаторов). В 1950-60-х гг. электронная музыка была самостоятельным музыкальным направлением (К. Штокхаузен, Э. Кшенек, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдулина и другие ), ныне составная часть прикладной музыки (в кинофильмах, театральных спектаклях), рок-музыки.
БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА - музыкально-просветительская организация (1862-1917). Основана в Санкт-Петербурге Г. Я. Ломакиным (ее директор до 1868) и М. А. Балакиревым (директор в 1868-1873 и 1881-1908). Впоследствии ее возглавляли Н. А. Римский-Корсаков, С. М. Ляпунов.
МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА - наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явление консонанса и диссонанса, музыкальные строи, музыкальный слух (см. Слух музыкальный), человеческий голос (см. Голос певческий) и музыкальные инструменты. Опирается на данные и методы физической акустики. Связана с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА - начальный музыкально-теоретический учебный курское Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах и выразительных средствах.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА - 1) одно из ранних названий оперы, в 19 век вышедшее из употребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер в своих операх, начиная с "Лоэнгрина" (1848), стремился осуществить идею музыкальной драмы.3) Драматическое произведение, в котором видное место занимает музыка; такие музыкальные драмы в средние века создавались в Индии, Китае, некоторых европейских странах; распространены в Ср. Азии.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - термин, применяемый к оперетте, а также к древний видам музыкально-сценического произведения комедийного характера (комическая опера, зингшпиль и тому подобные ).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба - период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и другие Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы - мотив; два и более мотива образуют фразу, из фраз складывается предложение; два предложения часто образуют период (обычно 8 или 16 тактов). В форме периода обычно излагаются темы музыкального произведения. Основные принципы формообразования - изложение тематического материала (экспозиция), его точное или варьированное повторение, разработка, сопоставление с новыми темами; повторение ранее изложенного материала после раздела, развивающего его или основанного на новом материале (реприза). Эти принципы часто взаимодействуют.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА - смотрите также Механические музыкальные инструменты.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА - трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрических музыкальных инструментах (бокалах с водой, стиральных досках и другие ).
НОВАЯ РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА - смотрите также "Могучая кучка".
ФРАЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ - смотрите также Музыкальная форма.
АВАРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя Г. Цадасы, основан в 1935 в Махачкале, до 1963 драматический термин театральный Актеры: З. Набиева, Б. Инусилов, М. А. Абдулхаликов, П. Х. Хизроева, С. М. Меджидова и другие Главный режиссер Х. А. Абдугапуров (с 1971).
КАЛМЫЦКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в 1936 в Элисте, до 1992 драматический термин театральный Актеры: У. Б. Лиджиева, Б. Б. Мемеев, Б. Г. Очиров, С. Б. Ямкулов, И. А. Уланов, А. Т. Сосыков и другие Спектакли: "Клейменные годы" В. Нурова (1990), "Где же ты, корова?" Б. Манджиева и С. Мучиряева (1991) и другие
КУМЫКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - имя А. П. Салаватова, основан в 1930 в Махачкале.
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - имя Гнесиных, смотрите также Российская академия музыки.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания - научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение, музицирование). Основные средства - слушание музыки, хоровое пение, импровизации, музыкальные игры, музыкальные теле- и радиопередачи, книги и лекции о музыке. Применительно к детям различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное и внешкольное.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ - отрасль музыковедения, изучающая конструкцию, акустические и выразительные особенности музыкальных инструментов.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ - музыка, сопровождающая драматический спектакль, фильм, радиопостановку и тому подобные
МУЗЫКАЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ - то же, что политоническое ударение.
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - (РМО), организовано в Санкт-Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель - развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах. Способствовало развитию профессиональной музыкальной культуры. Существовало до 1917.
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ - открыт в 1933, с 1986 академический.
МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - имя М. И. Глинки, Москва, создан в 1943 на базе Мемориального музея Н. Г. Рубинштейна (основан в 1912 при Московской консерватории). В фондах личные архивы музыкантов, музыкальные инструменты народов мира, редкие звукозаписи, изобразительные материалы. Филиалы: в Москве - Музей-квартира Н. С. Голованова, Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, Дом-музей Ф. И. Шаляпина.
ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - (аэрофоны), группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и другие ). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).
КЛАВИШНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды.
МЕХАНИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - табакерки, ящики, шкатулки и другие с устройством для механического воспроизведения музыки.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов - магическая, сигнальная и другие Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другие признакам. См. Духовые музыкальные инструменты, Клавишные музыкальные инструменты, Металлофоны, Струнные музыкальные инструменты, Ударные музыкальные инструменты, Электрофоны.
СТРУННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые ( например , скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).
УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.
ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ - характеризуется определенной высотой (от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы, или от 16 Гц до 4-4,5 кГц), громкостью (см. Динамика в музыке), длительностью и тембром.
КАМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР "САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГ ОПЕРА" - создан в 1987. Художественный руководитель - Ю. И. Александров (с 1987).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СОВЕТ - (ММС), организация при ЮНЕСКО. Основан в 1949 в Париже. Включает музыкальные комитеты сверху 60 стран, а также 16 международных музыкальных организаций. Координирует их деятельность, проводит конгрессы, конкурсы, фестивали.
МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР - открыт в 1965. Крупнейший в России музыкальный театр для детей. Организатор и художественный руководитель - Н. И. Сац. С 1987 академический. В репертуаре - оперы, балеты (большей частью написаны для этого театра), детские симфонические концерты, театрализованные представления.
МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР - открыт в 1972. Организатор и художественный руководитель - Б. А. Покровский, среди дирижеров - Г. Н. Рождественский. Ставятся главным образом камерные оперы: "Директор театра", "Бастьен и Бастьенна" В. А. Моцарта, "Сокол" Д. С. Бортнянского, "Скупой" В. А. Пашкевича, "Нос" Д. Д. Шостаковича, "Коляска" и "Шинель" А. Н. Холминова.
МОСКОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР - имя Кулагин С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, открыт в 1941. Создан на основе Оперного театра имя Станиславского (1928) и Музыкального театра имя Немировича-Данченко (1926). С 1964 академический. В репертуаре: оперы - "Кармен" Ж. Бизе, "Иоланта" П. И. Чайковского, "Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева, балеты - "Коппелия" Л. Делиба, "Золушка" Прокофьева, оперетты - "Донья Жуанита" Ф. Зуппе, "Нищий студент" Кулагин Миллекера. В разные годы в театре работали: режиссеры Немирович-Данченко, Л. В. Баратов, П. С. Златогоров, Л. Д. Михайлов, дирижеры С. А. Самосуд, Кулагин Д. Абдуллаев, Г. Г. Жемчужин, Д. Г. Китаенко, В. М. Есипов, балетмейстер В. П. Бурмейстер.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ - небольшая лирическая инструментальная музыкальная пьеса импровизационного склада, родственная экспромту. Образцы у Ф. Шуберта, С. В. Рахманинова.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ - система отношений звуков по высоте. Тот или иной музыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которых показывает отношение частот колебаний верхних и нижних звуков интервала. Для одноголосной музыки ряда европейских народов типичен Пифагоров строй, в котором в качестве основы используется чистая квинта с отношением частот 3:2. Примерно с 16 век в многоголосной музыке распространился тысяча новое, ново- чистый строй. В нем, кроме квинты, основанием служит большая терция (5:4). К нач. 18 век утвердился равномерно-темперированный строй, в котором чистая октава (2:1) поделена на 12 равных полутонов (см. Темперация).
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды слуха музыкального: абсолютный - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков; относительный - определение звуковысотных отношений между звуками, интервалов. Внутренний слух музыкальный - умение мысленно представлять отдельные звуки и целые музыкальные пьесы. Слух музыкальный развивается в процессе занятий музыкой, в частности сольфеджо.
СУРИКОВСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК - литературное объединение писателей-самоучек из народа, созданное в 1872 в Москве по инциативе поэта И. З. Сурикова. Существовал до 1933.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

музыка - исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих пр оизведений М. и пение. Слышится, играет, доносится малый или мужской род Колонна идет под музыку. Междуна родный день музыки.
» музыка - музыка мелодия какого-нибудь звучания ( библейское имя; как принято в русской редакции Библии ) М. речи. малый или мужской род голоса.
» музыка - музыка исполнение таких произведений на инструментах М. и пение. Слышится, играет, доносится малый или мужской род Колонна идет под музыку. Междуна родный день музыки.
» музыка - музыка искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах Классическая малый или мужской род Переложить (слова, текст) на музыку (написать музыкальное произведение к данному тексту).
» музыка - музыка искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства Классическая малый или мужской род Переложить (слова, текст) на музыку (написать музыкальное произведение к данному тексту).
рок-музыка - эксцентрическая эстрадная музыка, исполняемая в быстрых ритмах, обычно на электронных инструментах, с участием голоса (голосов)
музыкальный - приятный по звуку, мелодичный М. голос.
» музыкальный - музыкальный посмотрите также музыка
» музыкальный - музыкальный способный к музыке, тонко понимающий, воспринимающий музыку М. ребенок. М. слух.
музыкант - а также вообще человек, занимающийся такой игрой Полковые музыканты.
» музыкант - музыкант артист, играющий на музыкальном инструменте Полковые музыканты.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

МУЗЫКА - и музыка женский род мусикия, искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие); равно искусство это в действии. Старайся, ребята, старайся помрешь, так с музыкой похороню! (на ученье солдатское выражение; по-солдатски ). Музыкальный, музычный, к музыке относящийся. Музыкальный вечер; ные дарованья. Музыкант м тша женский род занимающийся музыкою как промыслом, или как знаток и любитель. Музыкантов тшин, ему, ей принадлежащ тский, к ним относящийся.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

музыка - смотрите также искусство

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

МУЗЫКА - (музыка устаревший, устаревшая форма ), музыки, множественное число нет, женский род ( греческий musika).
. . . 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. История музыки. Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Пушкин. Хозяин музыку любил и звал соседа певчих слушать. Крылов. ? Произведение этого искусства, совокупность таких произведений. Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. Музыка Чайковского. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Духовая музыка (для исполнения на духовых музыкальных инструментах). Духовная музыка (церковная). ? Исполнение, звучание произведений этого искусства. Тихая, громкая музыка. Танцевать под музыку. Похороны с I Блатная музыка - смотрите также блатной. Музыка будущего (перевод немецкий Zukunftsmusik) ( слово книжное ирон.) - о чем-нибудь, предстоящем лишь в отдаленном будущем (возникло, как насмешка консервативных музыкальных кругов над новаторской музыкой немецкий композитора Вагнера). Музыка сфер ( слово книжное ) - поэтический образ, основанный на представлении пифагорейцев о гармонических звуках, будто бы происходящих от движения небесных светил. Музыка не та или другая музыка ( разговорная форма шутл.) - совсем другое дело (от стиха: "Тогда пойдет уж музыка не та" в басне Крылова "Квартет"). Если бы вы мне помогли убедить его, совсем бы другая музыка пошла. Слепцов.
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ - музыкальности, множественное число нет, женский род
. . . 1. Отвлеч. имя существительное к музыкальный во 2 значение Музыкальность исполнения. Музыкальность певца.
. . . 2. Одаренность в отношении музыки. Отличаться тонкой музыкальностью.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ - музыкальная,музыкальное; музыкален, музыкальна, музыкально. 1. только полн. формы. Прил. к музыка. Музыкальный инструмент. Музыкальная школа. Музыкальная сектор. Музыкальная часть программы концерта. Музыкальное сопровождение (акомпанемент). Музыкальный вечер. Музыкальный утренник. ? Обслуживающий потребности лиц, занимающихся музыкой. Музыкальный магазин. Музыкальное издательство.
. . . 2. Одаренный способностью тонко воспринимать, чувствовать и исполнять произведения музыки. Музыкальный мальчик. Музыкальный певец. Музыкальное ухо. Музыкальная память. Он очень музыкален.
. . . 3. Приятный по звуку, мелодичный ( разговорная форма ). Музыкальный голос.
. . . Музыкальная драма ( термин театральный ) - опера, построенная по принципам драмы. Музыкальные драмы Вагнера.
МУЗЫКАНТ - музыканта, малый или мужской род
. . . 1. Человек, специально занимающийся музыкой, как искусством. Знаменитый музыкант. Ассоциация музыкантов.
. . . 2. Профессионал или любитель, играющий на каком-нибудь инструменте, а также ( устаревший, устаревшая форма ) певец (ср. басню Крылова "Музыканты", где речь идет о певцах). Пригласить на бал музыкантов. Впереди полка шли музыканты.
МУЗЫКАНТСКИЙ - музыкантская, музыкантское (спец.). Прил. к музыкант во 2 значение Музыкантский гонорар. Музыкантский хор (военный оркестр).
МУЗЫКАНТША - музыкантши ( разговорная форма ). Женск. к музыкант.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

бит-музыка - бит-му́зыка -- бит-му́зыка, -и
диско-музыка - ди́ско-му́зыка -- ди́ско-му́зыка, -и
музыка - му́зыка -- му́зыка, -и
поп-музыка - поп-му́зыка -- поп-му́зыка, -и
рок- и поп-музыка - рок- и поп-музыка -- рок- и поп-музыка, -и
рок-музыка - рок-му́зыка -- рок-му́зыка, -и
хаус-музыка - ха́ус-му́зыка -- ха́ус-му́зыка, -и
музыкально-исполнительский - музыка́льно-исполни́тельский -- музыка́льно-исполни́тельский
музыкально-литературный - музыка́льно-литерату́рный -- музыка́льно-литерату́рный
музыкально-образовательный - музыка́льно-образова́тельный -- музыка́льно-образова́тельный
музыкально одарённый - музыка́льно одарённый -- музыка́льно одарённый
музыкально-педагогический - музыка́льно-педагоги́ческий -- музыка́льно-педагоги́ческий
музыкально-сценический - музыка́льно-сцени́ческий -- музыка́льно-сцени́ческий
музыкально-танцевальный - музыка́льно-танцева́льный -- музыка́льно-танцева́льный
музыкальность - музыка́льность -- музыка́льность, -и
информационно-музыкальный - информацио́нно-музыка́льный -- информацио́нно-музыка́льный
литературно-музыкальный - литерату́рно-музыка́льный -- литерату́рно-музыка́льный
Московский детский музыкальный - Моско́вский д`етский музыка́льный теа́тр -- Моско́вский д`етский музыка́льный теа́тр
музыкальный - музыка́льный -- музыка́льный; крайняя форма -лен, -льна
камер-музыкант - ка́мер-музыка́нт -- ка́мер-музыка́нт, -а
музыкант - музыка́нт -- музыка́нт, -а
поп-музыкант - поп-музыка́нт -- поп-музыка́нт, -а
рок-музыкант - рок-музыка́нт -- рок-музыка́нт, -а
музыкантский - музыка́нтский -- музыка́нтский
музыкантша - музыка́нтша -- музыка́нтша, -и, тв. -ей

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

музыка - женский род
- - - 1) Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.
- - - 2) а) Инструментальная разновидность такого искусства. б) Исполнение, звучание инструментальных произведений.
- - - 3) а) Произведение такого вида искусства. б) Совокупность таких произведений.
- - - 4) в переносном значении Мелодичное звучание чего-либо
- - - 5) разговорная форма -сниж. Оркестр, музыкальный инструмент или звуковоспроизводящее устройство.
поп-музыка - женский род Современная популярная развлекательная музыка, совмещающая стереотипы разных стилей и жанров.
рок-музыка - женский род Один из видов эстрадной музыки 2-й половины ХХ век , включающий элементы фольклора, электронные эффекты - при доминирующей роли ритма - и характеризующийся своеобразной манерой вокализации.
музыкально - наречие
- - - 1) В музыкальном отношении.
- - - 2) Мелодично.
музыкальность - женский род Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : музыкальный (2-4).
музыкальный - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : музыка, связанный с ним.
- - - 2) а) Свойственный музыке (1,2), характерный для нее. б) Выражаемый средствами музыки. в) Служащий для воспроизведения звуков музыки. г) Связанный с исполнением музыки, ее слушанием, пропагандой и тысяча п. д) Приспособленный для исполнения музыкальных произведений (о помещении).
- - - 3) а) Способный к музыке (1,2), тонко ее чувствующий. б) Соответствующий данным, необходимым для музыканта.
- - - 4) в переносном значении Приятный для слуха; благозвучный, мелодичный.
музыкант - малый или мужской род
- - - 1) Тот, кто профессионально занимается музыкой.
- - - 2) Тот, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте.
музыкантик - малый или мужской род разговорная форма
- - - 1) Уменьш. к имя существительное : музыкант.
- - - 2) Ласк. к имя существительное : музыкант.
- - - 3) Уничиж. к имя существительное : музыкант.
музыкантский - прилагательное разговорная форма
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : музыкант, связанный с ним.
- - - 2) Свойственный музыканту, характерный для него.
- - - 3) Состоящий из музыкантов.
музыкантша - женский род разговорная форма Женск. к имя существительное : музыкант.

Библия. Энциклопедический словарь

МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ У ЕВРЕЕ - Означенные названия нередко встречаются в Свящ. Писании, но наши сведения относительно музыкального искусства у евреев, к сожалению, очень ограничены. Известно, что у них были в употреблении духовые и струнные музыкальные инструменты, равно как барабаны, тамбурины и кимвалы. О них говорится в отдельных статьях под соответствующими словами. В князь Бытия говорится, что Иувал был первым изобретателем духовых и струнных инструментов, как-то: гуслей и свирели (4:21). Музыка приспособлялась к выражению чувств радости (Исх 15:20), печали (2 Пар 35:25, Мф 9:23) и употреблялась в религиозных церемониях (Пс 150:3-5). Трубы особенно употреблялись в военных действиях, и когда делался призыв к войне (Суд 7:16, 4 Цар 11:14). У Евреев, как и вообще у Египтян, Ассириян, Греков, Римлян и у других древних народов, музыка как вокальная, так и инструментальная была очень распространена, но на какой степени стояло у них музыкальное искусство, мы ничего не можем сказать положительного; впрочем, судя по тому в каком виде мы встречаем оную теперь в сторонах современного Востока, не думаем, чтобы она была особенно нежна и гармонична. Древняя музыка естественно очень тесно связывалась с поэзиею и пением, и мы видим уже в один из древнейших периодов тесную связь между музыкою и песнью. «Зачем ты убежал тайно и укрылся от меня, и не сказал мне? — говорил Лаван Иакову. — Я отпустил бы тебя с весельем и песнями, с тимпаном и гуслями» (Быт 31:27). Еврейские музыкальные инструменты можно разделить на три класса: струнные, духовые и, наконец, ударные или сотрясательные инструменты. Из струнных инструментов замечательны: арфа, цитра (киннор-гусли, инструмент десятиструнный) и псалтирь. Десятиструнный инструмент походил на новейшую гитару и на нем играли пальцами. Духовые инструменты были следующие: орган или свирель, род камышовой трубки, флейта, на которой играли обыкновенно во времена радости, — серебряные трубы, которые велел сделать Моисей, по повелительно; повелительное наклонение ению Божию для употребления священниками в известных случаях; и, наконец, рог для сигналов и для возвещения о юбилее или о приближении опасности к городу. Духовых инструментов в Свящ. Писании упоминается десять видов. Ударные инструменты были следующие: тамбурин или тимпан, — это было ничто иное, как кусок кожи, туго натянутый на металлический или на деревянный круг, и кимвалы, или кастаньеты, состоящие из двух небольших металлических тарелочек, которыми женщины во время танцев ударяли одна о другую. Упоминается еще инструмент, называемый по-еврейски шагишим, употребляемый женщинами (1 Цар 18:6), как думают, имевший форму треугольника, как видно из самого наименования оного. Все эти музыкальные инструменты описаны в различных статьях под соответствующими названиями.
ТРУБЫ ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ - смотрите также Музыка.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

МУЗЫКА РУССКАЯ - (см. также: Пение церковное), вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности. На это указывают многочисленные русские обрядовые песни, несомненно ведущие свое начало из языческой старины, и свидетельства, рассеянные в сказках и других произведениях народной поэзии. В сказках упоминаются чудесные рога, вызывающие своими звуками многочисленную рать, гусли-самогуды, заставляющие плясать леса и горы и наводящие волшебный сон, обличительница дудка-жалейка, сделанная из надмогильного тростника или из кости злодейски убитых юноши или девушки, и тысяча  д. В былинах также упоминаются гусли-звончаты, игрой на которых занимаются не только гости богатые, вроде Садко, но и богатыри, как Добрыня Никитич, Чурила Пленкович, Соловей Будимирович, Ставр Годинович; говорится и о профессиональных музыкантах-инструменталистах, игроках, гудочниках, о мастерах-певцах, вроде Василия Буслаевича. Эти зачатки вокальной и инструментальной музыки не были самостоятельным приобретением наших предков, но представляли собой наследие, вынесенное ими из еще более древней, общеславянской, или праславянской, эпохи. Доказательством этому служит тождество известных природных (не заимствованных) музыкальных терминов в славянских языках: глагол «петь» и разные производные образования от его корня (песня, петел и тысяча  п.) свойственны всем или почти всем отдельным славянским языкам. О существовании у праславян инструментальной музыки свидетельствует также ряд общеславянских названий музыкальных инструментов: свирель, сопелка, пищаль, дуда, труба, гусли, струна, смычок. С начала русской истории до сер. XVII в. профессиональными представителями светского музыкального искусства являются у нас «веселые молодцы, люди вежливые, очестливые, веселые ребята скоморохи». Откуда явились на Руси эти бродячие «умельцы», часто бывшие в одно и то же время и певцами, и музыкантами, и мимами, и танцорами, и клоунами, и авторами-импровизаторами исполняемых произведений — до сих пор еще не выяснено; сама этимология слова загадочна. Одно из его объяснений указывает на византийское происхождение скоморохов, не обошедшееся, конечно, без южнославянского посредства. В Византии были целые дружины актеров, танцовщиков, придворных певчих, которые во время торжественной царской трапезы ( например , во время приема русской княгини Ольги) занимали и потешали пирующих. Существует даже известие, что во времена византийского императора Константина Багрянородного (X в.) придворными музыкантами служили славяне, любовь которых к музыке отмечается греческими летописцами еще в VI в. Возможно, что и с Запада рано попадали к нам изредка тамошние скоморохи — жонглеры и шпильманы (последнее слово встречается уже в памятниках XIII в.; переделкой его является русское шпынь — насмешник, балагур, шут, слепой нищий — певец, откуда шпынять — насмехаться, язвить, бранить). Этим, быть может, объясняется сходство скоморошеского платья с латинским, тысяча  е. западноевропейским, отмечаемое в XIII в. летописцем Переяславля-Суздальского. Случайные западные влияния едва ли, однако, могли равняться по силе более широким и постоянным византийским. Древнейший образ, в котором являются у нас скоморохи, — это «гусельники», играющие на своих «звончатых» или «яровчатых» (т. е. яворовых) гуслях, поющие песни, а иногда и пляшущие, одетые в особое скоморошье платье и ходящие поодиночке или целыми толпами-товариществами. Они — желанные гости на свадьбах, народных праздниках и сборищах, пирах княжеских и частных; их охотно зазывают к себе в дом любители их искусства, несмотря на поучения и запрещения духовных пастырей. Древнейшее историческое свидетельство о гусельной игре на княжеских пирах встречается в летописи под 1015. Там же (в житии Феодосия Печерского) находим описание пира у великого князя киевского Святополка Ярославича, где игумен Феодосий увидел многих «игрецов», «овы гусльми гласы испускающе», «органьныя гласы поюще», «инем замарьныя писки гласящем и тако всем играющем и веселящемся, яко-же обычай есть пред князем». Замечание Феодосия: «Будет ли так на том свете?» — заставляет князя прекратить веселье. Очевидно, что в XI в. «игра», тысяча  е. музыка и пение, были «обычной» принадлежностью княжеского двора на Руси, как и тогдашнего сербского царского двора. На старинной фреске Софийского киевского собора, относимой к XI в., есть изображения таких «игрецов» на флейте, на длинных трубах, на струнных инструментах, вроде арфы и гитары, и на тарелках, причем флейтист и тарелочник изображены в то же время и пляшущими. Есть в летописи и данные о существовании военной музыки: во время похода Святослава в Болгарию «пойде полк по полце бьюще в бубны, и в трубы, и в сопели»; в «Сказании о Мамаевом побоище» рассказывается, что перед началом битвы «начаша гласы трубные от обоих стран сниматися». По-видимому, количество музыкальных инструментов находилось в известном отношении к численности войска. Так, в летописи количество войска у князя Юрия Владимировича определяется числом знамен (30), труб и бубнов (140). В описании междоусобицы Новгорода с Владимиром (1216) указывается, что первый выставил в поле 60 труб, а второй 40 труб и 40 бубнов. Музыка (исполнявшаяся, конечно, скоморохами) долго была непременной принадлежностью царского двора, особенно на свадьбах. На свадьбе Михаила Федоровича, как «государь пошел в мыльню, во весь день и с вечера и в ночи на дворце играли в сурны и в трубы и били по накрам». Котошихин свидетельствует (в 1660-х), что на царских свадьбах, «на царском дворе и по сеням играют в трубки и в суренки и бьют в литавры». Алексей Михайлович первый отказался от этого обычая, соблюдавшегося «на прежних государских радостях», и «накрам и трубам быти не изволил, а велел государь в свои государские столы, вместо труб и органов и всяких свадебных потех, петь своим государевым певчим дьякам... строчные и демественные большие стихи». Это настроение не было продолжительно; музыка опять является при дворе, и ей отводится широкое место в ряду прочих увеселений. Так, в сентябре 1674 был при дворе большой пир, на котором «великого государя тешили и в арганы играли, а играл в арганы немчин, и в сурны и в трубы трубили и в сурепки играли, и по накрам, и по литаврам били во все». Бояре также заводили у себя скоморохов. Скоморошеские забавы нередко примешивались и к церковным обрядам, В определениях Стоглава (1551) указывается на участие в «мирских свадьбах» «глумотворцев и органников и гусельников и смехотворцев», поющих «бесовские песни». Вследствие этого Собор запрещал «скомрахом и глумцом» ходить «к венчанию ко святым церквам». Участники «пещного действа» — «халдеи» — на улицах вели себя как скоморохи. Митр. Даниил в своем поучении (в сер. XVI в.) говорит, что «суть нецыи от священных, иже суть сии пресвитери и диакони, иподиакона, и четци и певци, глумяся, играют на гуслях, в домры, в смыки». С сер. XVII в. скоморошество благодаря разным законодательным мерам стало падать: бродячие скоморохи постепенно исчезают, а оседлые превращаются в музыкантов, актеров, балетных танцоров и тысяча  д. Пережитки бродячих и добровольцев скоморохов долго продолжали существовать в виде сказителей былин на севере, кобзарей-бандуристов на юге, народных дударей, гудочников-скрипачей (у белорусов сельский скрипач назывался «скоморохой»), балалаечников, лирников и другие Древнейшим музыкальным инструментом скоморохов являлись гусли — струнный инструмент, родственный немецкий Hackebrett, цитре и тысяча  п. В позднейшее время (XIV — XV вв.) гуслями назывался аналогичный струнный инструмент, близкий к древнему псалтирю или псальтериуму и, вероятно, заимствованный с Востока или из Византии, а еще позже (в XVIII в.) — клавирообразные многострунные цимбалы, и позднее изредка встречающиеся в захолустных уголках. В новое, ново- XVII в. появляются у нас указания на употребление цимбал. Затем в старинных песнях и памятниках упоминаются трубы (по всей вероятности, прямые, как на киевской фреске XI в.), бубны (старинные бубны, кажется, отличались от современного бубна и были близки к позднейшим накрам) и сопели. Впервые мы находим упоминание об этих трех инструментах в приведенном выше летописном известии о военной музыке князь Святослава в его болгарском походе. Бубны упоминаются также в житии Феодосия (XI в.) и в «Слове о Задонщине». Несколько позже (XV в.) встречаются указания на существование волынки; другое ее название — коза или (более древнее) козица. В XVII в. встречаются упоминания о домре. В XVIII в. домра исчезает, вытесненная балалайкой (первично — двухструнной), которая, вероятно, представляет собой некоторое видоизменение малой домры. Впервые балалайка упоминается в 1715, в описании шутовской свадьбы князя-папы. Смычковый трехструнный инструмент гудок (или его еще более древний и простой прототип) восходит еще к праславянской эпохе. В народной русской песне гудок является в такой же обстановке, как и гусли. «Гудосьники», которые «вси в гудки играют», упоминаются в былинах; существует песня, где идет речь о срезании трех березовых пруточков прохожими скоморохами с целью сделать из них три гудка. Рядом мы встречаем другой термин для обозначения смычкового инструмента — старославянское смык (скрипка, гудок). У нас смыки, в значении смычкового инструмента, упоминаются не ранее XVI в., в поучении митр. Даниила и в «Стоглаве» («и гусли, и смыки, и сопели, и всякое гудение»). Изображение скомороха, играющего на гудке, находим у Олеария. В новое, ново- XVII в. находим указания и на употребление у нас на пирах теперешней малорусской лиры. Измененное у нас имя лиры было рыле (рыль), рылеи, рели. Остальные смычковые инструменты явились у нас в XVIII в., и к древнерусским инструментам не могут быть отнесены. К числу второстепенных древнерусских инструментов принадлежали также: варган — полудуховой, полуударный инструмент, в который дули ртом и ударяли пальцем, и ложки — медный ударный инструмент, имеющий форму обыкновенных ложек, рукоятки которых увешаны бубенчиками. Кроме перечисленных выше инструментов, употреблявшихся главным образом профессиональными музыкантами (скоморохами, военными и дворцовыми «игрецами»), предки наши обладали рядом доморощенных или сельских духовых инструментов, сохраняющихся в употреблении и доселе. Таковы: дудка, или свирель (из полого ствола какого-нибудь растения или древесной коры), пастушеский рожок разной величины (из бересты или дерева, обмотанного берестой, теперь нередко из жести), двойная дудка жалейка, или сиповка. Песня во всей ее этнографической неприкосновенности составляет главную незыблемую основу русской самобытной национальной музыки; она своими резкими особенностями придает ей индивидуальность, неподражаемый характер и те существенные черты, которые выделяют ее из прочей музыки Европы, ложатся в плоть и кровь русского композитора и не стушевываются никакими условиями теории музыкальной культуры. Особенности русской песни выражаются прежде всего в ее мелодии, ритме, ладе и гармонии. Мелодия чрезвычайно своеобразна: при своих контрастах, протяжности или крайнем оживлении, она не отличается плавностью и легким, свободным течением, но движется нередко скачками, напр, на кварту, притом всегда диатонически, не заключая в себе вводного тона минора; по протяжению она скорее коротка, чем длинна. Замечательною особенностью ритма, непривычною для иностранца, является его несимметричность. Так, размер песни нередко бывает в пять и семь долей, причем различные размеры часто меняются на коротком расстоянии; например , вполне возможно чередование двухдольного с трехдольным и пятидольным размером и тысяча  д. Сюда же относится и другая особенность песни, несимметричное сложение тактов; например , сложение по пяти тактов или по три меняется со сложением по четыре, по два и тысяча  д. Гармония песни, сопровождающая мелодию, не допускает ни септимы, ни хроматизмов и состоит преимущественно из простых трезвучий. Следовательно, укладывание гармонии русской народной песни в рамки определенного мажора или минора совершенно к ней неприменимо, а между тем в эту ошибку впадали многие аранжировщики и гармонизаторы русской песни, а равно и составители песенных сборников, искажавшие хроматизмами даже самую мелодию. Так поступали все лица, имевшие дело с русской песней, начиная от Прача до ближайших предшественников М. И. Глинки. Причины ладовой конструкции русской песни и близость ее гармонии к церковным тонам, несомненно, исторические и зиждутся на прочном водворении основ греческой церковной музыки в России, начиная с IX в.; пение же греческой церкви было ладовое. Не будет, однако, противоречием, если мы подметим в некоторой части русских песен характер и колорит восточный, в силу коих диатонизм мелодии несколько нарушается введением в ее строение увеличенных интервалов, например , увеличенной квинты и в особенности увеличенной секунды. Такая кажущаяся аномалия опять имеет свое историческое объяснение: она вытекает из постоянного общения русского народа с пограничным востоком. Вот почему вполне понятно введение нашими талантливыми русскими композиторами в их музыку восточного элемента и тщательная разработка его музыкальной поэзии, что сделано впервые с неподражаемым искусством Глинкой в его «Руслане и Людмиле». История церковно-православного пения играет важную роль в истории русской музыки вообще, ибо на его древних музыкальных принципах построена национальная русская музыка. К сожалению, в ее развитии произошел по историческим причинам, более всего в период татарского владычества, застой, и потом с течением времени, в XV и XVI вв., эти коренные принципы стали отодвигаться и забываться, и таким образом наша церковная музыка уже не могла оказывать должного влияния на развитие музыки светской. Отчасти забвению подобных церковных музыкальных догматов содействовало и установление в XVII в. многоголосного, или партесного, пения, хотя украсившего музыкальное искусство, но заимствованного из музыки западноевропейской. Наконец, во 2-й пол. XVIII в. православное церковное пение, как и музыка в России вообще, подпало новому влиянию, итальянскому, так как все наше музыкальное искусство вверено было попечению выписанных из Италии композиторов. Русская коренная песня, как выражение народной безыскусственной поэзии и иллюстрация различных ее форм — былин, сказаний, стихов и прочее , вытесненная пришлым наносным элементом, постепенно стала вымирать или заглушаться, и ее распространители: гусляры, скоморохи, слепцы-кобзари, бандуристы, лирники и прочее — со своими инструментами мало-помалу делались достоянием исторического прошлого. Значительному успеху православных песнопений (см.: Пение церковное) содействовали Бортнянский, Березовский, Ведель, Дегтерев, Турчанинов и другие , хотя лишь в указанном выше смысле, а позже А. Ф. Львов, заслуга которого еще более заключается в переложении всего церковного обихода, тысяча  е. древних распевов и напевов, на гармонические голоса. Впрочем, вся существенная черновая работа этого труда была выполнена его компетентными сотрудниками: Воротниковым и Г. Я. Ломакиным. Во всяком случае во 2-й пол. XIX в., несомненно, заметно постепенно развивающееся стремление к восстановлению в православных песнопениях духа и музыкальных принципов древней русской церкви. В этом направлении стали работать с непрерывною энергией, талантливостью и знанием дела современные русские композиторы: Римский-Корсаков, Балакирев, Чайковский, Аренский, Азеев, Смирнов и множественное число древний С XVIII в., идя в музыкальной области по западному пути, начертанному Петром I, российские монархи Петр II, Анна Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овна, Елизавета Петровна и Екатерина II и их подданные, в своем увлечении Европой, отошли далеко от русской народной традиции и продолжили дело европейской музыкальной цивилизации в России.
МУЗЫКА РУССКАЯ - После попыток Петра I устройства театров в Москве и С.-Петербурге для распространения здесь комедийного искусства, в последующие царствования, начиная с Анны Евангелие от Иоанна или послание Иоанна овны, широкий доступ получила в Петербурге итальянская опера, а позже и французская оперетка, заполонившие собой сердца и вкусы образованного класса. Если при Елизавете Петровне в конце ее царствования как будто созревает некоторая потребность в русском элементе, и в русской опере в частности, то причину того отчасти можно искать в природном сочувствии императрицы к народным крестьянским песням и хороводам, а также в некотором влиянии гр. А. Г. Разумовского, выходца из народа, но впоследствии ближайшего друга и советника императрицы. Как бы то ни было, но нарождение первой русской оперы произошло в царствование Елизаветы Петровны. Заря русской музыки занялась с появлением гения М. И. Глинки (1804—57), тысяча  е. от создания им двух его опер: «Жизни за Царя» и «Руслана и Людмилы». Высокохудожественная натура, Глинка инстинктивно понимает, что залогом русской национальной музыки может послужить лишь таковая же песня со всеми ее особенностями в мелодии, ритме, гармонии и даже полифонии (так как контрапункт играет очень важную роль в коренной русской песне при хоровом ее исполнении). Сознание подобной задачи русского композитора сложилось в творческой душе Глинки вполне ясно, твердо и определенно в начале тридцатых годов, когда он, принеся дань увлечения итальянской музыке, убежденно высказался, что писать музыку можно лишь на основании отличительных черт нашей народной безыскусной песни. Глинка был бесспорно прав, ибо даже в том случае, когда творчество не преследует исключительно народных идеалов и стремлений, талантливый автор все же несомненно обнаружит в художественном произведении принадлежность свою к определенной национальности, так как оно будет запечатлено чертами безыскусной поэзии его народа, будь то в литературной, музыкальной или иной области. Особенность эта, свойственная представителям всех национальностей, ярко выразилась в Глинке, написавшем не одни только русские народные произведения, но и две испанские фантазии, в коих, несмотря на их чужеземную окраску, все-таки проглядывает творец русской музыки. Последователь Глинки, А. С. Даргомыжский (1813—69), унаследовав многие черты творчества Глинки, в свою очередь явился вокальным композитором по преимуществу и сделал крупный шаг вперед в выразительности вокальной декламации. Глинкой, Даргомыжским и выдвигающимся далее на композиторском поприще А. Н. Серовым (1820—71) исчерпывается первый период новой русской школы музыки, называемой новою потому, что с ее возникновением впервые начинается развитие в русском музыкальном искусстве инструментальной и симфонической музыки. Главой последующего течения стал М. А. Балакирев, около которого почти сразу сгруппировался ряд талантливых и самобытных молодых композиторов, тысяча  н. Балакиревский кружок, или «Могучая кучка»: Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Под руководством Балакирева все они развивают свои музыкальные вкусы главным образом на принципах и заветах Глинки — с одной стороны, с другой — на произведениях Бетховена, Вебера, Шопена и новейших композиторов, преимущественно Шумана, Листа и Берлиоза. Но в это же время творчество их запечатлено оригинальностью, чуждою всякой рутины, в особенности в оперной форме, в высоком развитии музыкальной декламации, в вокальной области и вообще в стремлении к новым путям в искусстве. Параллельно с этим нарождением новых самостоятельных композиторских сил в России быстро распространяются и утверждаются прочные начала теоретического музыкального образования. В 1859 создается Русское музыкальное общество, а 1861 — Петербургская консерватория, С этого времени богато разветвляются по всей России филиальные отделения Русского музыкального общества, учреждаются Московская консерватория, музыкальные училища и классы при провинциальных отделениях общества. Отныне среди композиторов и музыкальных деятелей не стало более дилетантов, но все они получали широкое музыкальное образование у себя же, в своем отечестве, а не при исключительном посредстве случайных западных преподавателей. Вместе с тем с развитием консерваторской жизни первоначальная немецкая и вообще привитая иностранная педагогическая эрудиция стала терять свою специфичность и заменялась русским обликом, в особенности в области преподавания композиции. Среди педагогов-теоретиков выдвигаются: Римский-Корсаков, Лядов, Чайковский, Аренский, Танеев, Ипполитов-Иванов, О. Д. Разумовский. Особое место среди русских композиторов занял П. И. Чайковский (1840—93), заявивший свой великолепный композиторский талант во всех родах и формах музыкального сочинения в качестве оригинального, но несколько элегичного мелодиста и гармониста и виртуозного полифониста и инструментатора. Первым русским симфонистом в хронологическом смысле явился Римский-Корсаков (1844—1908), причем он же по справедливости может быть назван предтечей многих талантливых новейших русских композиторов, в тысяча  ч. Аренского, Ипполитова-Иванова, Соколова, Глазунова, Гречанинова. Период 1880—90-х отмечен некоторой академизацией новаторских принципов «кучкистов», особым вниманием к проблемам композиторского мастерства (в тысяча  ч. интерес к полифонии у С. И. Танеева и А. К. Глазунова). К новое, ново- XX в. происходит определенная переакцентировка роли жанров: теперь опере предпочитается симфоническая и камерная музыка. В преддверии революции возникает новый тип симфонической поэмы («Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина), отражающий всеразрушающий дух смуты. Вместе с тем развиваются и совсем иные пласты музыкальной культуры России: камерно-вокальная музыка (Рахманинов, Танеев, Метнер, Василенко, Черепнин), хоровое и церковное пение (« Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Дамаскин», «По прочтении псалма» Танеева, «Литургия Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Златоуста», «Всенощное бдение» и «Колокола» Рахманинова, сочинения А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского). На стыке веков происходит подъем исполнительского искусства. Русская вокальная школа представлена такими яркими именами, как Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, пианистическая школа — С. В. Рахманиновым, виолончельная — А. А. Брандуковым и тысяча  д. В послереволюционный период русская музыка развивалась в русле «многонационального советского искусства». В ее становлении немалая роль принадлежала композиторам старшего поколения (Глазунов, Ипполитов-Иванов, Кастальский, Глиэр, Василенко, Гедике), исполнителям и педагогам Кулагин  Н. Игумнову, М. Ф. Гнесиной, Л. В. Николаеву и другие В развитии симфонизма в советский период основополагающим было творчество Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Б. И. Тищенко, Б. А. Чайковского, А. Я. Эшпая. Наивысшие достижения в опере связаны с именами С. С. Прокофьева («Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел») и Д. Д. Шостаковича («Нос», «Катерина Измайлова»). Выдающиеся композиторские работы в области балета — «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Ярославна» Б. И. Тищенко, «Анюта» B. А. Гаврилина. Широкое развитие получили жанры хоровой музыки — от песни (А. В. Александров, И. О. Дунаевский, В. Г. Захаров, Б. А. Мокроусов, В. П. Соловьев-Седой, А. Н. Пахмутова, Т. Н. Хренников и другие ) до оратории и кантаты («Александр Невский» Прокофьева; «На поле Куликовом» Шапорина; «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория», «Курские песни» и «Пушкинский венок» Г. А. Свиридова; «Военные песни» и «Перезвоны» B. А. Гаврилина).МУКАЧЕВО, главный город Закарпатской Руси на родительный падеж или река  Латорица. Возник в X-XI вв. как русский город, впервые упоминается в XII в. До 1018 входил в состав Киевской Руси, а затем подпал под венгерскую оккупацию. В 1396—1414 находился во владении подольского князь Федора Кориятовича. С XVI в. в составе Семиградского княжества. До 1918 в составе Австро-Венгрии. В 1919 присоединен в Чехословакии. В 1944 возвращен России.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

глухота музыкальная - смотрите также Амузия сенсорная.
слепота музыкальная - (alexia musicalis) - вид агнозии: утрата способности понимания нотного письма.
слух музыкальный - способность человека воспринимать оттенки музыкальных звуков и функциональные связи между ними.

Словарь "воровского жаргона" ( разговорная форма )

БЛАТНАЯ МУЗЫКА - - воpовской жаpгон
МУЗЫКА - - чай
МУЗЫКА БОТА - - pазговоp на воpовском жаpгоне
МУЗЫКАНТ - - 1) человек, знающий воpовской жаpгон, 2) воp
Это интересно


Россия