Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

мученик

Большой энциклопедический словарь

МУЧЕНИКИ - в христианстве разряд святых, прославляемых за мученическую смерть, принятую во время гонений за открытое свидетельство (по-гречески "мученик" - "свидетель") о своей вере во Христа. Почитание мучеников, послужившее основой для выработки форм почитания святых, распространяется очень рано, уже в апостольский период и особенно усиливается во время массовых гонений на христиан в Римской империи.
СЕВАСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ - сорок воинов, замученных окончательный вид 320 в Севастии Армянской в гонение Лициния. За исповедание веры во Христа претерпели множество истязаний, были оставлены на всю ночь в озере в ледяной воде; тела их сожгли. Рано стали широко почитаться Церковью. Память в Православной церкви 9 (22) марта, в Католической 10 марта.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

мученик - человек, который подвергается физическим или нравственным мучениям, испытывает мн ого страданий

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

мученик - смотрите также страдалец

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

МУЧЕНИК - мученика, малый или мужской род
. . . 1. чего. Человек, подвергшийся страданиям, мучениям из-за чего-нибудь ( слово книжное ). Мученик идеи. Галилей был мученик науки. Мученик своего характера, своих привычек. Мученик своего долга.
. . . 2. Человек с тяжелой жизненной судьбой, терпящий много мучений, лишений ( разговорная форма ). Прожил всю жизнь настоящим мучеником.
. . . 3. Наименование для тысяча наз. святых, подвергшихся мучениям за веру.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

мученик - му́ченик -- му́ченик, -а

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

мученик -
1. малый или мужской род Тот, кто подвергается мучениям, испытывает физические или нравственные муки.
2. малый или мужской род Канонизированный христианской церковью святой, подвергшийся мучениям за веру.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ВИЛЕНСКИЕ МУЧЕНИКИ Антоний, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна и Евстафий - († 1347). Антоний и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна , до сверху крещения носившие имена Нежило и Кумец, были родными братьями и служили при дворе Ольгерда, литовского князя. В XIV в. литовские князья еще были язычниками, и хотя Ольгерд принял христианство, женившись на русской княжне, сделал он это из политических расчетов, желая завладеть соседним княжеством. После смерти жены он вернулся в язычество. Были первоначально язычниками и братья Кумец и Нежило, которые, приняв Православие, стали вести истинно христианскую жизнь. Языческие жрецы, заметив это, донесли о них князю. Братья были заключены в темницу, но долгое их там пребывание не поколебало веры. Тогда, после тяжких истязаний, сверху Антоний был повешен на дубе. Через десять дней тот же мученический венец и на том же древе принял и сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна . Пораженный твердостью веры святых, их родственник Круглец уверовал во Христа и принял святое крещение с именем Евстафий: по приказанию князя он был повешен на том же дубе и принял жестокие муки за веру Христову. Мощи сверху мучеников были бережно сохранены христианами, но в конце XVI в., когда православные в Литве подвергались притеснениям от униатов, чтобы последние не захватили мощи мучеников, они были спрятаны в церкви Свято-Духовского монастыря. С течением времени место их нахождения было забыто. И только в 1814, когда Литва была уже присоединена к Российской империи, состоялось новое обретение сверху мощей. Память мчч. Антонию, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у и Евстафию Литовским отмечается 14/27 апреля.
КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ - Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон (286–299). К к. III в. г. Кизик (в Малой Азии) был преимущественно языческим. Это не могло не огорчать как немногих христиан города, так и тех последователей Спасителя, что попадали в Кизик. К их числу принадлежали и девять мучеников, среди которых были и воины, и крестьяне, и горожане, и духовные лица. Все они, независимо друг от друга оказавшись в Кизике, стали безбоязненно обличать нечестие язычников. Правитель города приказал бросить их в темницу и подвергнуть истязаниям. Но свв. мученики были стойки и непреклонны. Тогда все девять были обезглавлены. Тела их были погребены за городом. При сверху равноап. император; императорский Константине Великом, когда сверху Вера восторжествовала в Римской империи, их нетленные мощи были перенесены в храм, построенный в их честь. От сверху мощей девяти мучеников стали совершаться многие чудеса, особенно исцеления. На Руси очень чтили и поныне чтут сверху мучеников. Под Казанью в их честь был построен монастырь, а в Москве — церковь. Память Кизическим мученикам отмечается 29 апреля/12 мая.
МУЧЕНИКИ СЕВАСТИЙСКИЕ: ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАР - (284—305). святой мученики пострадали в Армении, которая в те времена была римской провинцией, в годы правления император; императорский Диоклетиана. Одно время христианство свободно распространялось по Армении и соседней Каппадокии. Узнав об этом, Диоклетиан, жестоко преследовавший веру Христову, назначил наместниками этих провинций Лизия и Агриколая, людей суровых и жестоких. В армянскомг. Саталионе жил сверху Евстратий. Он исполнял должность военачальника и был всеми любим и уважаем в городе. Видя истязания христиан, он и сам желал принять страдания во имя Господа, но испытывал страх. После того как был схвачен священник из близлежащего города Араврака, сверху Авксентий, Евстратий решился открыто исповедовать Спасителя. Он тут же был взят под стражу и предан пыткам. Евгений, его друг и товарищ по воинской службе, стал свидетелем его страданий и сам исповедовал себя христианином перед Лизием, за что был брошен в тюрьму. святой Авксентия казнили усечением головы. Вскоре Лизий решил перевести схваченных христиан в другой город. Он обул Евстратия в железные сапоги с шипами и велел гнать его в Араврак. Христианин Мардарий присоединился к сверху мученикам. После страшных пыток, по приказу Лизия, Мардарий был убит. С ним был убит и сверху Евгений. Устроив смотр своим войскам, Лизий среди них нашел христианина по имени Орест. Боясь предать Евстратия и Ореста казни в Армении, Лизий отправил их в Каппадокию к Агриколаю, который огнем умертвил сверху воинов. Мощи сверху мучеников ныне почивают в Риме — в церкви святой Аполлинария Равеннского. Память мчч. Севастийским Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту отмечается 13/26 декабря.
СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ - († ок. 320). Страдания святых 40 мучеников относятся к последнему, самому жестокому периоду преследования христиан в Римской империи. Это произошло уже после издания Миланского эдикта, которым императоры западной и восточной частей империи — сверху Константин и Ликиний признавали права христиан. Но двоедушный язычник Ликиний вместо этого воздвиг жестокое преследование христиан на Востоке. Гонение не обошло и римские войска, в которых в это время служило множество христиан. Указ, которым Ликиний повелительно; повелительное наклонение ел жителям восточной части империи принести жертвы идолам, достиг и Севастии — города в Армении, находившегося тогда под римским правлением. Среди других войск был особый отряд из сорока человек, отличавшийся особым мужеством в боях. Велико же было негодование римского военачальника, когда именно эти сорок воинов отказались поклониться идолам и засвидетельствовали верность Христу. Претерпев муки и заключение в темнице, свв. воины были ввержены в ледяное озеро. Для искушения их твердости на берегу была растоплена баня. Но только один из воинов не выдержал муки и побежал греться. Один из стражников, следивший за мучениками, взглянул на небо и увидел над страдающими венцы: только одного не хватало до сорока. Потрясенный, он исповедовал себя христианином перед другими стражниками и, войдя в ледяное озеро, восполнил число мучеников до сорока. Военачальник, надеявшийся увидеть свв. воинов замерзшими к утру, нашел их живыми. Тогда он велел сокрушить им голени — так в муках они и приняли смерть за Христа. На Руси день Сорока Мучеников назывался просто Сороки. О нем говорили: «Во что Сороки, в то и Петроки». На основании слова «сорок» простой люд привязывал к дню памяти сорока мучеников множество разнообразных обычаев и поверий. Так, например, крестьяне верили, что на Сорок Мучеников прилетают из-за моря сорок птиц. На Сороки сорока кладет на гнездо сорок палочек. В старину в Малороссии на день Сорока Мучеников был у школьников обычай приносить своему учителю по сорок бубликов. В Западной Руси на день Сорока Мучеников сельские девицы, приплясывая, переламывают сорок досок и разрывают сорок небольших шнурков. Здесь же водится обыкновение приготовлять на этот день галушки из теста, бросать в горячую воду, и потом всякий член семейства съедает их по сорока. На Сороки мальчики сельские выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепок и тысяча  п. Число сорока мучеников имеет особенное значение и у других на родовой Болгары пьют в честь Сорока Мучеников сорок чаш вина и пекут кравайче. Греки верили, что Сорок Мучеников приводят с собою весну. Во многих местах на Руси на день Сорока Мучеников приготовлялись печения в виде жаворонков, прилетом своим к этому времени предвещающих наступающую весну. Эти печенья обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Память 40 мученикам, в Севастийском озере мучившимся, отмечается 9/22 марта.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757