Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

морской

Большой энциклопедический словарь

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ - (ВМФ; в некоторых государствах - ВМС), вид вооруженных сил. ВМФ состоит из родов сил: подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ МОРСКОЙ ЗАПОВЕДНИК - в зал. Петра Великого, в Приморском кр. Основан в 1978 для сохранения ценных видов - обитателей шельфа Японского малый; мужской род (ок. 250 видов рыб, многочисленные беспозвоночные, окончательный вид 800 видов водорослей). Площадь 64 316 га, в тысяча число, числительное окончательный вид 63 000 га акватория. 9 островов. 3 основных участка. Архипелаг Римского-Корсакова - зона полной заповедности, зал. Посьета и о. Фуругельма - участок воспроизводства (аквакультура трепанга, гребешка, гигантской устрицы), о. Попова - музей природы моря и ее охраны.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ - (ИНМАРСАТ), учреждена Конвенцией 1976. Цели: обеспечение использования искусственных спутников Земли (ИСЗ) для мореплавания.
МОРСКОЙ ВОКЗАЛ - смотрите также в ст. Вокзал.
МОРСКОЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ - высший оперативно-стратегический орган управления военно-морскими силами некоторых государств. В России в 1906-17, в Советской России в 1917-21, затем его функции перешли к оперативному управлению Морского штаба Республики; после ряда изменений с 1955 - Главный штаб ВМФ.
МОРСКОЙ ЗАПРЕТ - (1757) - закрытие всех морских портов Китая (кроме Гуанчжоу) для европейских и американских судов. Цинский двор, стремясь оградить страну от иностранного проникновения, запретил всякую торговлю вдоль китайского побережья за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу), но и там торговля должна была вестись через посредство утвержденной правительством компрадорской компании купцов, строго контролируемых чиновниками. Европейцам даже не разрешалось селиться в городской черте. По всему морскому побережью была воздвигнута невидимая, но прочная "китайская стена" с единственной "дверью" - Гуанчжоу.
МОРСКОЙ ЗАЯЦ - (лахтак), млекопитающее семейства настоящих тюленей. Длина до 2,4 м, весит до 360 кг. В Сев. Ледовитом окончательный вид , северных частях Атлантич. и Тихого океанов. Объект промысла.
МОРСКОЙ КЛИМАТ - над океанами и прилегающими к ним участками суши, где преобладают воздушные массы океанического происхождения ( например , на западе Европы). Характеризуется малой годовой и суточной изменчивостью температуры, высокой влажностью воздуха и большим количеством атмосферных осадков.
МОРСКОЙ ЛЕД - любая форма льда, образовавшаяся в море в результате замерзания морской воды. Характерные свойства - соленость и пористость, которые определяют его плотность (от 0,85 до 0,93-0,94 г/см3); из-за малой плотности льдины возвышаются над поверхностью воды на 1/7 - 1/10 своей толщины. Морской лед начинает таять при температуре выше -2,3°С; он более эластичен и труднее поддается раздроблению на части, чем пресноводный.
МОРСКОЙ ЛУК - многолетнее травянистое растение семейства лилейных с крупной луковицей (до 3 кг). Растет в Средиземноморье. Луковицы красной разновидности и препараты из них - средство борьбы с грызунами.
МОРСКОЙ САЛАТ - то же, что ульва.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ - вид водного транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям и морским каналам. Морской транспорт делят на каботажный (перевозки между портами одной страны) и международный дальнего плавания. Пассажирские перевозки морским транспортом почти вытеснены воздушным транспортом и сохранились главным образом в качестве рекреационных круизов.
МОРСКОЙ ФИНИК - моллюск семейства мидиевых класса двустворчатых. Раковина длиной до 10 смотрите также Живет в ходах, которые проделывает в известковых породах с помощью кислоты, выделяемой особыми железами. Обитает в Средиземном малый; мужской род Съедобен.
ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ МОРСКОЙ СОЮЗ - то же, что Делосский союз.
РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН - сборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в 7-8 вв. По традиции связан с названием о. Родос - крупного торгового центра.
РОССИЙСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ - создан в кон. 17 век при Петре I на Азовском море для действий против Турции. Во время Северной войны 1700-21 создан Балтийский флот, в 1783 - Черноморский флот. Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. российский ВМФ по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире. В январе 1918 расформирован, создан советский ВМФ. В кон. 1991 на основе большей части советского ВМФ создан ВМФ Российской Федерации.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ - (СМП) (до нач. 20 век назывался Северо-восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого окончательный вид , соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в тысяча число, числительное за границу, и другие ). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) Северный морской путь пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне "Сибиряков". В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.
ФЛАГ ВОЕННО-МОРСКОЙ - знак принадлежности военного корабля к вооруженным силам данного государства; полотнище официально установленной расцветки и формы. Кормовой военно-морской флаг, поднятый на боевом корабле, - Боевое Знамя корабля.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ - в Санкт-Петербурге. Создан в 1709 как Модель-камера, в 1805 преобразована в Морской музей. С 1939 в здании бывшей Биржи. Свыше 800 тыс. музейных предметов. Филиалы: крейсер "Аврора", "Дорога жизни", Кронштадтская крепость.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

морской - посмотрите также море

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

МОРСКОЙ - смотрите также море.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

МОРСКОЙ - морская, морское.
. . . 1. Прил. к море. Морской берег. Морская вода. Морской песок. Морское дно. Морские течения. Морская карта. Морской канал (см. канал в 1 и 2 значение ). ? Происходящий, бывающий на море. Морской ветер. Морская качка. Морской бой. Морской воздух. ? Совершаемый в море. п морской воде. Лечиться морскими ваннами. Морское купанье. ? Живущий, находящийся в море; входит в состав зоологических, минералогических и ботанических названий. Моорской лев. Морской еж. Морская трава. Морская звезда. Морская пенка (мин.). Морская раковина.
. . . 2. Прил., по значение связанное с мореплаванием. Морской флот. Морское страхование. Морское право. Морское путешествие.
. . . 3. Прил., по значение связанное с военным флотом. Морские силы советского государства. Морское ведомство. Морской министр.
. . . Морская болезнь - болезненное состояние, вызываемое морской

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

военно-морской - вое́нно-морско́й -- вое́нно-морско́й
Военно-морской флот РФ - Вое́нно-морско́й фло́т РФ -- Вое́нно-морско́й фло́т РФ
воздушно-морской - возду́шно-морско́й -- возду́шно-морско́й
горно-морской - го́рно-морско́й -- го́рно-морско́й
морской - морско́й -- морско́й
Северный морской путь - Се́верный морск`ой пу́ть -- Се́верный морск`ой пу́ть
Северный морской флот - Се́верный морско́й фло́т -- Се́верный морско́й фло́т

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

военно-морской - прилагательное Связанный с вооруженными силами, действующими на море, с ведением войны на море.
морской - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : море (1), связанный с ним.
- - - 2) Свойственный морю (1), характерный для него.
- - - 3) а) Происходящий на море (1). б) Обитающий, растущий в море.
- - - 4) Принадлежащий морю (1).
- - - 5) Связанный с плаванием по морю (1), предназначенный для плавания в море.
- - - 6) а) Связанный с флотом. б) Предназначенный для моряков (об одежде, обуви и тысяча п.).

Библия. Энциклопедический словарь

МОРСКОЙ ОРЕЛ - (Лев 11:13, Вт 14:12) — одна из хищных птиц, отнесенных к нечистым в законе Моисеевом. Эта птица (faleo haliatus — Линнея) собственно может быть названа рыбоядною, и потому встречается только вблизи морей, озер, рек и вообще всех вод, изобилующих рыбою. Разные виды морского орла нередко встречаются почти во всех частях света.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ (1) - морские вооруженные силы и речные флотилии в России. Зарождение Русского военно-морского флота и военно-морского искусства связано с борьбой, которую с IV—VI вв вели восточные славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов (челны-однодеревки, лодьи), которые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью В Киевской Руси IX—XII вв. существовали флотилии, насчитывающие несколько сот судов (лодей, коч, 2- и 3-мачтовых лодок и другие ). В более позднее время новгородцы совершали морские походы в Швецию (напр , поход 1187, когда была взята штурмом крепость Сигтуна, на месте современного Стокгольма и другие ). В морском бою основным тактическим приемом являлась групповая атака своими кораблями вражеских кораблей, завершавшаяся абордажем. В период феодальной раздробленности Русь была отрезана от южных морей, морские силы сохранились только в Новгородской земле. С XVII в. Русское государство начало борьбу за выходы к Балтийскому, Черному и Азовскому морям, в ходе которой к к. XVII в был накоплен опыт использования речных флотилий в совместных действиях с сухопутными войсками. Первые морские боевые корабли были построены в 1667–69 в имя существительное или село, селение Дединове на Оке для защиты торговых путей по Волге и Каспийскому морю. Лучшим из них являлся 26-пушечный корабль «Орел» (1668, был сожжен во время крестьянской войны 1670–71). На Черном и Азовском морях действовали флотилии парусно-гребных судов запорожских и донских казаков. Создание регулярного Русского военно-морского флота относится к концу XVII—XVIII вв. и связано с именем Петра I. Во втором Азовском походе 1696 против Турции впервые участвовало 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на река  Воронеж. После взятия крепости Азов в 1696 по докладу Петра I о строительстве Азовского флота Боярская дума 20 октября 1696 постановила «морским судам быть». Этот день принято считать днем рождения постоянного регулярного Российского военно-морского флота. Азовский флот просуществовал около 15 лет. После неудачного Прутского похода 1711 Россия вынуждена была временно отказаться от Азова и побережья Азовского моря. Балтийский флот был создан в период Северной войны 1700–21. В 1702–04 на Сяськой, Олонецкой и Лужской верфях в первую очередь было развернуто строительство гребного (галерного) флота, что отвечало задаче содействия армии при ее движении вдоль побережья, техническим возможностям, а также театру военных действий (шхеры). Для обороны завоеванного побережья и действий на морских сообщениях противника в Балтийском море был позже создан парусный корабельный флот из построенных в России и купленных за границей кораблей. Основными классами кораблей были линейные корабли и фрегаты, основным типом парусно-гребных кораблей — скампавеи и галеры. С 1703 до 1723 главной базой Балтийского флота был Петербург, а затем Кронштадт. Кроме того, были сооружены базы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Кораблестроением в России ведал сначала Владимирский приказ, а затем выделенный из него Адмиралтейский приказ. Личный состав флота комплектовался из наиболее здоровых рекрутов, служба была пожизненной. Офицерский состав флота комплектовался из дворян. Дворянские дети проходили обучение в военно-морских учебных заведениях в Школе математических и навигацких наук (осн. 1701) и Морской академии (создана 1715). Практиковались также посылка дворян на учебу в иностранные флоты и наем иностранцев на русскую службу. Вопросы управления флотом и использования его возлагались на Воинский морской приказ. В 1718 была создана Адмиралтейств-коллегия с правами высшего военно-морского органа, во главе которой находились постоянный президент и вице-президент. Временные члены коллегии назначались из флагманов. В период Северной войны в России существовали Балтийский и Азовский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Тактическое искусство русского флота в Северной войне ярко проявилось в успешных сражениях у Гангута (1714), Эзеля (1719), Гренгама (1720). Организационные принципы русского флота, методы обучения и воспитания его личного состава, способы ведения боевых действий были обобщены в Морском уставе 1720, где был учтен и положительный опыт иностранных флотов. В развитии русского военно-морского искусства большая заслуга принадлежит Петру I и его соратникам Ф. М. Апраксину, Акиму и Науму Сенявиным, М. М. Голицыну и другие Основные принципы ведения войны на море в дальнейшем были развиты Г. А. Спиридовым, Ф. Ф. Ушаковым, Д. Н. Сенявиным. В 1-й пол. XVIII в русские морские офицеры сделали много важнейших географических открытий, исследовали северные берега Сибири, берега Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских островов, Сахалина, Охотского моря. В 1740 В. Беринг и А. И. Чириков основали Петропавловск-на-Камчатке С 1741 после периода ослабления флота в 30-х началось усиление боевой мощи флота. В 1752 был основан Морской шляхетный кадетский корпус, куда вошли гардемаринская рота, Морская академия и переведены дворяне из Московской Навигационной школы. Во 2-й пол. XVIII в экономическое развитие России и интересы обороны ее южных границ от притязаний Турции, а также задачи обеспечения обороны северных и западных границ с моря потребовали усиления военно-морского флота. В 1763 по предложению государственной комиссии в составе С. И. Мордвинова, И. Г. Чернышева, Г. А. Спиридова и другие было реорганизовано управление флотом. Комиссией был разработан утвержденный в 1765 «Регламент о управлении адмиралтейств и флотов», который и закрепил реорганизацию. Вопросы командования флотами и эскадрами были изъяты из ведения коллегии и переданы флагманам, подчиненным коллегии. При флагманах создавались канцелярии, являвшиеся зачатками штабов флотов. Был расширен штат Морского кадетского корпуса и пересмотрены программы. На Балтийском море решено было иметь флот сильнее любого из флотов соседних государств. Значительно оживилась боевая подготовка личного состава. Во 2-й пол. XVIII в. Россия создала сильный флот и впервые пыталась решать военно-политические вопросы путем направления эскадр на отдаленные театры военных действий. Эскадры Балтийского флота совершали походы в Средиземное море с целью обеспечить активными действиями главное стратегическое направление. Эскадра адмирала Спиридова, уничтожив турецкий флот в Чесменском бою 1770, завоевала господство в Архипелаге. В 1771 русская армия овладела берегами Керченского пролива, а также крепостями Керчь и Еникале. В 1773 отряд судов Азовской флотилии, вновь созданной в 1771, вышел в Черное море, положив начало существованию Черноморского флота. После выхода русской армии на Дунай в 1771 была сформирована Дунайская военная флотилия, которая несла охрану в устье Дуная и прикрывала войска со стороны реки. Русско-турецкая война (1768–74) окончилась победой России, которая получила берега Азовского моря и берег Черного моря между Бугом и Днестром. Крым был объявлен независимым. В 1778 в устье Днепра был заложен новый порт Херсон, в котором в 1783 был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота, а в 1784 была создана уже целая эскадра. В победоносных сражениях (Фидониси, Тендра, Калиакрия) с турецким флотом в ходе Русско-турецкой войны 1787–91 развивалась активная тактика русского флота, основы которой были разработаны адмиралом Ф. Ф. Ушаковым. Важнейшие особенности этой тактики: взаимодействие армии и флота; сочетание огня и маневра; удар по флагманским кораблям противника; атака из походного порядка; создание резерва для нанесения сосредоточенного удара на решающем направлении; тактическая внезапность; непрерывность боевого управления, достигаемая ясностью поставленных задач и предоставлением широкой инициативы командирам. Передовой характер русского военно-морского искусства особенно ярко проявился во время Средиземноморского похода Ушакова 1798—1800. Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1805–07 русские корабли под командованием адмирала Д. Н. Сенявина мастерски взаимодействовали с сухопутными войсками и с отрядами местного населения, вели борьбу на коммуникациях противника и осуществляли блокаду его побережья. Во время Русско-турецкой войны 1806—12 в Дарданелльском сражении 1807 и Афонском сражении 1807 маневренная тактика русского флота была обогащена новыми методами ведения морского боя: охват головной части вражеского флота, выделение тактических групп и резерва, атака неприятельского корабля сосредоточенным ударом двух своих кораблей с одного борта, нанесение одновременных ударов на главных и вспомогательных направлениях, непрерывность боевого управления. Русский военно-морской флот в войнах 2-й пол. XVIII и ново-. Ср. нов. XIX в. по количеству боевых кораблей вышел на третье место в мире после Англии и Франции и превратился в важнейший фактор внешней политики России. В ново-. Ср. нов. XIX в. русский военно-морской флот состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1804 на флотах были созданы постоянные соединения — дивизии, которые делились на бригады; дивизии прикреплялись к определенным базам. В 1810 было введено деление личного состава флота на экипажи и роты; всего имелось 98 экипажей 4-ротного состава. В 1802 было образовано Министерство военно-морских сил (переименованное в 1815 в Морское министерство). В 1827 оперативно-стратегические функции были переданы Морскому штабу, который с 1831 стал называться Главным морским штабом (в 1836 ликвидирован и снова создан в 1855). При морском министре впоследствии были созданы Адмиралтейский совет и Ученый комитет. Русские моряки с 1803 по 1855 осуществили свыше 40 кругосветных плаваний, сыгравших важную роль в освоении Дальнего Востока и в изучении тихоокеанского театра. К началу Крымской войны 1853–56 Россия имела Балтийский и Черноморский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии (40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 15 пароходофрегатов и другие ). Общая численность личного состава флота достигла 90 985 чел. Часть русских кораблей была вооружена бомбической артиллерией (тяжелые пушки, стрелявшие разрывными сферическими бомбами); высокого уровня развития достигло минное дело. Боевая практика Черноморского флота способствовала совершенствованию наступательной тактики применительно к возросшей артиллерийской мощи кораблей. В Черноморском флоте, благодаря деятельности адмиралов М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, развивались традиции, возникшие и утвердившиеся во времена командования эскадрой адмирала Ушакова. Синопское сражение 1853 показало превосходную боевую выучку, отвагу и героизм моряков Черноморского флота и тактическое новаторство Нахимова. Во время героической Севастопольской обороны 1854–55 русский флот показал пример использования всех сил и средств для активной обороны базы с суши и моря. В ходе войны Севастополь был разрушен, а корабельный состав флота уничтожен. По условиям Парижского мирного договора Россия лишилась права иметь на Черном море береговые укрепления и флот. В связи с применением новых средств борьбы деревянные парусные корабли, вытесняемые паровыми, потеряли свое значение. Первый в мире опыт массовой постановки русским флотом мин на Балтийском и Черном морях показал громадную роль этого нового оружия и потребовал выработки новых тактических приемов борьбы на море. На основе этого опыта в 1877–78 русским флотом впервые была осуществлена идея использования минно-артиллерийских позиций, получившая развитие во всех последующих войнах. После Крымской войны Россия приступила к созданию железно-броненосных паровых кораблей. С 1861 по 1870 в России строились броненосцы береговой обороны, мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи и тысяча  п. по проектам и под руководством русских инженеров и техников, в большинстве случаев на отечественных заводах. Корабли имели сильную артиллерию и мощную броню, но недостаточную мореходность, а также малую скорость хода и довольно ограниченную дальность плавания. В 1869 по проекту адмирала А. А. Попова был заложен первый мореходный броненосец «Петр Великий», вступивший в строй в 1877 и положивший начало классу эскадренных броненосцев (существовали до 1907). В 1870 в России были заложены первые корабли класса броненосных крейсеров «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский». В 1871, после отмены ограничительных статей Парижского мирного договора, начал восстанавливаться Черноморский флот. В ходе Русско-турецкой войны 1877–78 все задачи на Черном море и Дунае решались вооруженными пароходами и минными катерами. Первым миноносцем был миноносец «Взрыв», спущенный на воду в 1878. Русские кораблестроители во 2-й пол. XIX в. создали подводные лодки и минные заградители. К концу века на вооружении флота появились нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части; вместо чугунных и железных орудий выпускались стальные орудия, а вместо железных броневых плит — хромоникелевые; были созданы поворотные станы, артиллерийские башни, приборы управления артиллерийским огнем; резко улучшилось качество боеприпасов; поступили на вооружение бронебойные, фугасные снаряды; появились более сильные взрывчатые вещества (пироксилин, мелинит, лидит). В развитии артиллерии и брони большое значение имело изобретение способа изготовления брони (B. C. Пятов), создание бронебойного наконечника (С. О. Макаров), приборов управления огнем (А. П. Давыдов), бездымного пороха (Д. И. Менделеев) и другие Наряду с развитием артиллерии совершенствовалось и минное оружие. Изобретение в 1875 Н. Н. Назаровым минного якоря позволило применять мину не только как оборонительное, но и как наступательное средство. В 1865 И. Ф. Александровский предложил новый вид оружия — торпеду. К к. XIX в. полностью завершился переход к паровому броненосному флоту, что потребовало изменения системы комплектования личным составом и перестройки подготовки флота. Закон о всеобщей воинской повинности 1874 предусматривал сокращение срока службы на флоте до 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе), наличие резерва подготовленного личного состава и тысяча  п. Вместе с сокращением срока службы рост технического оснащения кораблей заставлял призывать во флот более квалифицированных людей из среды фабрично-заводских рабочих, что привело к усилению революционного движения во флоте. В целях повышения технических знаний офицерского состава в Морском кадетском корпусе были расширены курсы технических дисциплин, а также открыты специальные морские училища: инженерное, артиллерийское, штурманское. Офицерские классы при Морском училище в 1862 были реорганизованы в Академический курс, а в 1877 — в Николаевскую морскую академию. Главный морской штаб в 1867 был опять ликвидирован и вновь создан в 1885. В этот же период появились штабы соединений, состоявшие из флагманских специалистов (штурмана, артиллериста, минера, механика и другие ). Основным соединением кораблей считалась эскадра. Дивизии и бригады были упразднены. Эскадра состояла из кораблей различных классов, сведенных в отряды. В 1899 впервые была введена должность командующего флотом и организован штаб флота. Переход от парусного флота к броненосному, появление новых видов оружия потребовали разработки новых теоретических основ ведения войны на море. Большие заслуги в этой области принадлежат адмиралам Г. И. Бутакову и С. О. Макарову. С 1883 в России началось строительство всех классов кораблей броненосного флота для четырех разобщенных между собой театров (Балтийское и Черное моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны). Судостроительная программа, разработанная в 1881 на 20 лет, предусматривала постройку 24 эскадренных броненосцев, 15 крейсеров и более 140 кораблей древний классов. В 1904, когда Япония начала войну против России, судостроительная программа и планы укрепления обороны Порт-Артура и Владивостока еще не были выполнены. Русская 1-я Тихоокеанская эскадра уступала объединенному японскому флоту. В период обороны Порт-Артура (1904) большая часть ее кораблей была уничтожена. Посланная ей на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра опоздала и в бою с японским флотом 27 — 28 мая 1905 у острова Цусима также была почти полностью уничтожена. Русские моряки во время Русско-японской войны 1904–05 внесли много ценного в разработку способов использования новых боевых сил и средств. Впервые были сравнительно широко применены миноносцы.
ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ (2) - Искусное использование минных заграждений во взаимодействии с береговой артиллерией создавало прочную оборону Порт-Артура с моря. Интересен опыт применения крупных кораблей (крейсеров) и вспомогательных крейсеров для нарушения морских сообщений противника. После войны Русский военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проекту русского кораблестроителя М. П. Налетова накануне 1-й мировой войны 1914—18 было начато строительство первого минного подводного заградителя. Русские конструкторы создали линейные корабли типа «Севастополь», 12-дюймовые орудия длиной в 52 калибра и 3-орудийные башни для установки этих орудий, наиболее совершенные образцы мин и тралов. Дальнейшее развитие получили вопросы ведения наступательного боя на море, на минно-артиллерийские позиции, охраны водного района базы и другие В 1906 был создан Морской генеральный штаб, которому были переданы оперативно-стратегические функции (разработка судостроительных программ, планов войны, оперативно-боевая подготовка флота). Административно-хозяйственные функции выполнял Главный морской штаб как аппарат морского министра. В ходе 1-й мировой войны русский флот был усилен новейшими кораблями (7 линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 35 подводных лодок); впервые появилась морская авиация. Для обороны северного побережья России и защиты морских сообщений была создана флотилия Северного Ледовитого океана. Балтийский и Черноморский флоты в ходе войны нарушали морские сообщения противника и защищали своя морские сообщения, обороняли побережье от вторжения противника и поддерживали приморские фланги армии. Особенно успешными были постановка Балтийским флотом активных минных заграждений в 1914–15, оборона Рижского залива, операции Черноморского флота по содействию флангу Кавказской армии в 1916 и осуществлению блокады Босфора. Впервые в русском флоте было создано оперативное объединение (эскадра), состоявшее из однородных тактических соединений и включавшее авиационные корабли (авиатранспорты). Тактика флота обогатилась опытом использования миноносцев и подводных лодок для нанесения в бою предварительных ударов, а также опытом проведения тактического взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями. В. Дивин, И. Соловьев

Финансовый энциклопедический словарь

ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ - соглашение о морской транспортировке грузов, пассажиров или буксировке плавучих объектов из одного пункта в другой. Судовладелец или перевозчик (пароходство, судоходная фирма) осуществляет перевозку, а клиент, фрахтователь оплачивает ее по согласованным ставкам.
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ - письменное заявление капитана морского судна (капитана (шкипера) речного судна, следующего по морским путям) о происшествии, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, удостоверенное актом уполномоченного органа государственного управления.

Большой юридический словарь

ДОГОВОР О МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА - договор, по которому перевозчик или фрахтовщик, обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ - экологическое преступление, предусмотренное ст. 252 УК РФ. Объективную сторону составляют загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды. В зависимости от тяжести последствий и других обстоятельств может рассматриваться также как административное правонарушение.
МОРСКОЙ БРОКЕР - смотрите также Морское посредничество.
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ - оформленное в установленном порядке письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие (авария), которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Акт о М.п., составленный нотариусом или должностным лицом консульского учреждения, при определенных обстоятельствах освобождает от таможенных платежей.
ПРОТЕСТ МОРСКОЙ - смотрите также Морской протест.
РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН - сборник морского права, составленный в Византии в VII-VIII вв. на основе античных (древнегреческих, древнеримских и другие ) обычаев мореплавания и морской торговли. Название памятника происходит от имени греческого острова Родос, известного в ту эпоху как крупный средиземноморский торговый центр. Р.м.з. регулировал вопросы судостроения, перевозки грузов, фрахтования, права на выброшенные за борт и спасенные грузы и тысяча п. Р.м.з. оказал сильное влияние на право других народов, особенно через морские обычаи, сложившиеся в западной части Средиземного моря и многое заимствовавшие из "закона родосцев". Применение Р.м.з. в Средиземноморье продолжалось до XV век

Энциклопедический словарь медицинских терминов

морской ерш - (Scorpaenaporeus) - рыба рода скорпен, обитающая в прибрежной зоне Черного, Средиземного морей и в Атлантическом океане у африканского и европейского побережья; уколы М. е. лучами плавников вызывают длительный болезненный воспалительный процесс.
морской конек - ( устаревший, устаревшая форма ) - смотрите также Гиппокамп.
окунь морской - (Sebaster) - род костных рыб семья, семейство скорпеновых подотр. перкоидных, снабженных ядовитыми железами на острых лучах плавников, укол которыми вызывает болезненное местное воспаление: распространен в северных и умеренных широтах Атлантического и Тихого океанов.
старший морской медицинский начальник - (истор.) - должностное лицо, выполнявшее функции гарнизонного врача в военно-морском гарнизоне.
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757