Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

монада

Большой энциклопедический словарь

МОНАДА - (от греческий monas, родительный падеж падеж или пуд monados - единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая древний монаду и весь мир ("Монада - зеркало Вселенной").

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

МОНАДА - женский род единица, как начало исхода счета, силы и прочее
» МОНАДА - Стихия, начало, неразлагаемое тело.
» МОНАДА - Неделимая единица или существо, в царстве животном, как атом в телах вообще.
» МОНАДА - Самый простор наливнячек, шариком.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

монада - единица как начало исхода счета, силы; неделимая единица или существо (Даль) смотрите также единица

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

МОНАДА - монады, женский род ( греческий monas, букв. единство).
. . . 1. У древних математиков - единица.
. . . 2. У древних философов, например пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.). ? В идеалистической философии Лейбница - одна из непротяженных, неделимых духовных единиц, как бы одушевленных атомов, из к-рых состоит мироздание (филос.).
. . . 3. Низший организм, переходный от растений к простейшим животным (зоол. устаревший, устаревшая форма ).

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

монада - мона́да -- мона́да, -ы (филос.)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

монада - женский род Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными - составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница).

Cловарь философских терминов

МОНАДА - МОНАДА ( греческий monas — единица) — философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех или иных философских системах. У пифагорейцев, например , М. (математическая единица) — основа мира. У Николая Кузанского (“Об ученом незнании”, 1440) и Бруно (“О монаде, числе и фигуре”, 1591, и другие ) М.— единое начало бытия, являющегося одухотворенной материей (Пантеизм). В этом начале, по Бруно, совпадают противоположности конечного и бесконечного, четного и нечетного и так далее М.— одно из осн. понятий философии Лейбница (“Монадология”, 1714). Он считает М. простой, замкнутой, активной, то есть изменяющейся, духовной субстанцией. Монады, наделенные способностью отчетливого восприятия, наз. душами. Разумная же душа человека, по Лейбницу,— М.-дух. Отметив мысли Лейбница о том, что в М. отражается весь мир, что она в форме индивидуальности содержит в себе как бы в зародыше бесконечное, Ленин написал: “Тут своего рода диалектика и очень глубокая, несмотря на идеализм и поповщину” (Т. 29. С. 70). У Ломоносова встречается термин “физическая М.”, к-рым он обозначил частицу (корпускулу) материи. О М. (называя ее энтелехией) как об активном духовном начале, присущем материи и способствующем индивидуализации объектов, говорит Гёте. Понятие М. в той или иной форме ( например , под названием “субстанциальный деятель” у Лосского) используется в совр. религиозно-идеалистических системах плюрализма и персонализма.

Словарь астрологических терминов

МОНАДА -
(от   греческий   monas, "единица") -  простейший элемент, неделимая
частица бытия; в оккультизме - основа человеческой сущности,
объединяющая каузальное тело и тело духовного разума (см. тело).
Известна со времен античности; в Средние века монадой называли
"корневую" субстанцию не только человека, но и всех сложных вещей. М.
беспола, что обеспечивает реинкарнацию (см.) как в мужском, так и в
женском облике: "Пифагорейцы называли Единицу не только Богом, но
также разумом и андрогином..." (Ямвлих, Theologumena Arithmetica).
Подробнее о  малый или мужской род    смотрите также   тело.
Это интересно


Россия