Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

миро

Большой энциклопедический словарь

МИРО - Жоан (1893-1983), испанский живописец, скульптор, график. С утонченным декоративизмом имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам ("Женщина и птица в лунном свете", 1949).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

миро - деревянное масло с красным вином и благовониями, употребляется, употребительно, употребительный в христианских обрядах Одним миром мазаны( в переносном значении : о людях с одинаковыми недостатками; шутл.).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

МИРО - (мvро) средний род благовонное масло, пахучая масть или душистое маслянистое вещество.
МИРО - В церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения значение вареное деревянное масло, с красным вином и благовониями, освящаемое в великий четверток, для совершения таинства миропомазания. Они везде (попы все) одним миром мазаны. Миром покрыт ( то есть помазан), с миром заспит. Рогожцы в самоваре миро варили, преданье о московских рогожских раскольниках, чем их дразнят. Мирный, к миру относящийся. Мирница женский род церковный сосуд для хранения сверху мира. Мировать кого, помазывать миром ся, быть помазываему. Мированье средний род действие, действительное по значение глаг варенье средний род изготовление церковного мира; варный, к сему относящийся; мировар варник варец малый; мужской род кто готовит миро вонье средний род запах мира; вонный, благоухающий миром носный, к ношенью, содержанию мира относящийся. Мироносица малый; мужской род одна из сверху жен, принесших миро, для помазания Иисуса Христа во гробе цын, одной из них принадлежащий. Мироносицкая неделя, следующая за Фоминою, вторая по пасхе положница женский род вместилище мира. Миропомазанье средний род церковное таинство, совершаемое чрез помазание сверху миром; обряд постановления, освящения царей русских, почему венчаные цари и царицы наши называются миропомазанниками и миропомазанницами; ников ницын, им принадлежащий; нический, к ним относящийся Миропомазывать зать кого, совершать обряд миропомазания. Миропродавец м вица женский род торгующий душистыми маслами. Мироточити, источать из себя миро: говорится о мироточивых мощах; мироточец, святой, из мощей которого происходить мироточенье (миротеченье). Мироуханье, благовоние мира; мироуханный, душистый, пахучий как миро хранительница, мирница.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

МИРО - мира, множественное число нет, средний род ( греческий myron, средний род мирра) ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). Искусственно приготовляемое маслянистое благовонное вещество, употребляется, употребительно, употребительный в христианских церковных обрядах.
. . . Одним миром мазаны (простореч. шутл.) - поговорка о нескольких лицах или вообще о людях, отличающихся какими-нибудь одинаковыми (неодобрительными) свойствами; то же, что "одного поля ягоды".

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

миро - ми́ро -- ми́ро, -а (масло, церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ; м`азаны одни́м ми́ром)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

миро - средний род Благовонное масло, употребляемое при некоторых христианских церковных обрядах.

Библия. Энциклопедический словарь

МИРО - (Исх 30:25, 1 Пар 9:30) — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно по повелительно; повелительное наклонение ению Божию составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, кассии и елея, или оливкового масла. «И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания», — заповедал Господь Моисею (Исх 30:23-25). Этим миром по повелительно; повелительное наклонение ению Божию были помазаны: во-первых Скиния со всеми принадлежностями ее, а потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу. В последующее время помазывались миром не только священники, но и цари и пророки. Господь Иисус называется Христом или Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и, таким образом, Ему в высшей степени принадлежит: ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

МИРО - ( греческий : благовонное масло), вещество, освящаемое патриархом или митрополитом, используемое в таинстве миропомазания, при освящении престолов и антиминсов православных храмов, при венчании Царя на царство. В православной христианской церкви приготовление сверху мира составляет предмет особой важности, так как через помазание сверху миром сообщается крещаемым и воссоединяемым с православною церковью благодать Духа Святого. В греческой церкви для составления его бралось до 50 благовонных веществ, у нас в России таких веществ требовалось (до 1853) только 26, но в том же году прибавлено еще пять; таким образом, для приготовления мира использовались на 20 пудов масла 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского), которое служит лишь для того, чтобы во время варения масло и прочие вещества не воспламенялись и не иссушивались, но в состав мира не входит; от 2 пудов до 30 золотников следующих веществ: стиракс (камедь, особый древесный сок), ладаны: росной, простой, белый и черный, — сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника), мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая, розовые цветы, базилик (пахучий василек), корни: фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный, — бальзам перувианский, терпентин венецианский (скипидар), масла: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, маиранное, померанцевое и мускатное жидкое. В древние же времена употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте. Так, мы знаем, что для мироварения в 1631 при патр. Филарете вытребованы были из царской аптеки: янтарь добрый, ладан росной, мед дивий (дикий), корица, перетрун, корень азар, гуляфная (розовая) водка, смирна и кассия. Первое сверху миро принесено было в Россию из Херсонеса Таврической губерния при Крещении Руси. При сверху князь Владимире сверху миро привозимо было в Киев также из Константинополя в так называемом «алавастре» — медном сосуде с узким горлом, обложенном перламутром. «Алавастр» этот хранился в Московской синодальной ризнице, в домовой церкви всероссийских патриархов, на престоле. Мироварение совершалось только в Киеве (в трапезной церкви Киево-Печерской лавры) и в Москве. В последней оно совершалось сначала, во времена патриархов, на паперти церкви Трех Святителей, когда же церковь эта вследствие ветхости была уничтожена, для этой цели предназначена была в 1763 особая, так называемая «Никоновская», или Крестовая, патриаршая палата, против церкви Двенадцати апостолов, в Кремле, где прежде собирались соборы Российской церкви и где прежние патриархи принимали иноземных послов и греческих архиереев. Здесь, под деревянною золоченою степью, устроенною император; императорский Николаем I в 1852, исключительно для данной цели был устроен каменный очаг с двумя серебряными вызолоченными котлами, которые вставлялись в чугунные котлы. Затем для той же цели тут находилась «кадь» с двуглавым орлом и вензелем Екатерины II с короною наверху, поддерживаемая двумя ангелами, на крышке — литые из серебра изображения пророк Самуила, возливающего елей на голову Давида, и 4 евангелистов. Затем для разливки сверху мира — четыре серебряные вызолоченные ковша, лопатки для вычищения из банок стиракса, ладана и прочее , для слития масла и вина — «ситка для процеживания». Сосуды почти все устроены благочестивым усердием император; императорский Екатерины II, а по повелительно; повелительное наклонение ению Павла I устроено еще в 1797 для хранения сверху мира 16 серебряных, внутри вызолоченных кувшинов и вместо оловянных вещей сделаны серебряные. В богатейшей ризнице Московского Успенского собора вплоть до ново-. Ср. нов. XX в. хранился сосуд, в который вливалось сверху миро для помазания государей Российских во время священного коронования их. Сосуд этот, упоминаемый в летописях и грамотах под названием «Сердоликовой августовой крабийцы», представлял собою небольшую чашу с поддоном, украшенную эмалью и на крышке финифтяным змеем, завязанным узлом, как символом мудрости и здравия. По преданию, крабийца эта была прислана греческим император; императорский Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху вместе с царскими одеждами и золотым венцом. Приготовление веществ для мироварения начиналось с Крестопоклонной недели. Утром, в понедельник Страстной недели, митрополит окроплял приготовленные вещества сверху водою и, влив в котлы сверху воду, благословлял положить в них масло, благовонные травы и прочее , затем сам зажигал огонь под котлами и начинал чтение сверху Евангелия; это чтение, которое продолжало после него прочее духовенство, равно как и перемешивание варимого деревянными веслами, продолжалось денно и нощно до вечера среды, когда в приготовленное миро, дав ему остыть, клали ароматы и затем разливали в сосуды и ставили на особых скамьях, а впереди них на особом столе — «алавастр», содержащий в себе неиссякаемое, преждеосвященное и сохраняющееся запасом сверху миро. В Великий Четверг, перед началом часов на литургии, при колокольном звоне и пении тропаря Успения Пресвятой Богородицы, владыка вступал в мироваренную палату и, совершив здесь каждение, вручал старшему протоиерею «алавастр», а прочим священникам — сосуды с вновь приготовленным миром и шествовал в Успенский собор при пении тропаря Пятидесятницы. Здесь «алавастр» поставлялся на жертвенник, а прочие сосуды — вокруг него. Во время Великого Входа из литургии выносились все сосуды со сверху миром из алтаря впереди святой Даров, и «алавастр» служащим архиереем поставлялся на престол, а сосуды с неосвященным миром — вокруг него. По освящении святой Даров освящалось и миро. Архиерей открывал каждый сосуд и по провозглашении слов: «И да будут милости Великого Бога...» благословлял каждый сосуд трижды: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — и затем произносил вслух молитву, положенную для освящения мира, молитву о том, чтобы «Господь милости и Отец светов сотворил миро сие помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования», и прочее Другая молитва читалась тайно с коленопреклонением. По окончании молитв владыка снова благословлял сверху миро трижды, и сосуды закрывались. Из «алавастра» запасное освященное миро вливалось в новоприготовленное и им же восполнялось в память того сверху мира, которое прислано было в нем из Византии греческим митр. Фотием в Киев, а затем уже из Киева перенесено в Москву. По окончании литургии освященное миро, при пении 44-го псалма, при колокольном звоне, с крестным ходом, в преднесении «алавастра», относилось в хранилище Патриаршей ризницы, откуда и отпускалось по требованию епархиального начальства по всем храмам и монастырям, где оно хранилось в драгоценных сосудах на престоле, вместе со святой Дарами. В Киеве освященное миро относили в Великую Лаврскую церковь, где и хранили. Н. П. Степанов

Энциклопедический словарь медицинских терминов

Миро операция - (J. Mirault, 1796-1879, французское; слово французского происхождения хирург) - пластическая операция: устранение врожденной односторонней расщелины верхней губы перемещением лоскута из края ее наружной части.
Это интересно


Россия