Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

лукерьякомарница день

Большой энциклопедический словарь

ДЕНЬ - еженедельная литературно-политическая газета, Москва, 1861-65. Орган славянофилов. Издатель-редактор - И. С. Аксаков.
ДЕНЬ - ежедневная буржуазная леволиберальная, с июня 1917 меньшевистская газета, Санкт-Петербург, 1912-18. Закрыта после Октябрьской революции.
ДЕНЬ - светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края Солнца. Продолжительность (долгота) дня зависит от географической широты места и меняется с изменением склонения Солнца. За полярными кругами долгота дня может превышать 24 ч (полярный день). Часто днем называют сутки.
ДУХОВ ДЕНЬ - христианский религиозный праздник (2-й день Троицы).
ИВАНОВ ДЕНЬ - смотрите также Иван-Купала.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ - МАРТА А, день международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Решение о ежегодном праздновании Международного женского дня принято в 1910 на 2-й Международной конференции социалисток в Копенгагене по предложению Кулагин Цеткин. Впервые проведен в ряде европейских стран в 1911, в России - в 1913.
ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ - период, когда Солнце на больших широтах многие сутки не опускается за горизонт. Полярный день на 68°с. ш. длится 40 сут, на Северном полюсе 189 сут. Аналогичное явление наблюдается в Южном полушарии, но в другое полугодие.
РАБОЧИЙ ДЕНЬ - время суток, в течение которого работник занят на предприятии или в учреждении. Продолжительность рабочего дня регулируется законодательством.
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ - 12 января старого стиля. В этот день в 1755 императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении Московского университета. В 19 - нач. 20 вв. студенты, преподаватели и выпускники университета ежегодно отмечали Татьянин день (днем - торжественный акт в университете, вечером - традиционный ужин в ресторане "Эрмитаж"). Празднование Татьянина дня описано многими мемуаристами.
ЧЕЛОВЕКО-ДЕНЬ - единица учета рабочего времени. В человеко-днях учитываются: отработанное время (явка рабочего на работу независимо от фактически отработанного времени), целодневные простои, неявка на работу по разным причинам (отпуск и другие ), праздничные и выходные дни.
ЮРЬЕВ ДЕНЬ - (весенний и осенний), название церковных праздников, посвященных христианскому святому - Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля ст. ст. (кончина) и 26 ноября ст. ст. (чудо святого Георгия о змее и девице - известный житийный, иконописный, фольклорный и литературный сюжет). Юрьев день - основные вехи народного аграрного календаря.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

день - тоже, что и сутки Отпуск на 4 дня. Остались считанные дни ( несколько суток). Растет на по дням а по часам (очень быстро).
день - день время, период Дни юности. В дни войны.
день - день Non-st в ближайшие дни Днями должен приехать.
день - день число месяца, посвященное какому-нибудь событию, связанное с чем-нибудь Д. Победы. (9 Мая - Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Д. рождения. Д. железнодорожника (праздник советских железнодорожников). Назначить дюйм и час выступления. Сегодня мой дюйм (мой праздник).
день - день промежуток времени в пределах суток, занятый или характеризуемый чем-нибудь Рабочий дюйм Светлый дюйм (часть суток, в продолжение к-рой светит Солнце).
день - день часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером Ясный дюйм В середине дня. И дюйм и ночь(все время,постоянно).
койко-день - единица учета: одни сутки, проведенные одним человеком в больнице, общежитии, гостинице
человеко-день - единица учета рабочего времени, которая выполняется одним человеком за один рабочий день

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ГЕРАСИМГРАЧЁВНИК, день - 4го марта, прилет грачей.
ДЕНЬ - малый; мужской род сутки;
ДЕНЬ - противопложн. ночь; время от восхода до заката солнца; от утренней до вечерней зари; в самом тесном значение часы около полудня, отделяющие утро и вечер. В январе 31 день. Изо дня в день, день в день, день денской, дниденски, западный день при дни, олонецкое дни начерез, ежедень. Много дней впереди. Был бы жив, а дни будут. У Бога дней не решето. День хвалится вечером. Едешь на день, а хлеба бери на неделю. Придет ночь, так скажем, каков был день. Что у Бога дня (дней), ежедень. День пришел, так и есть принес; день прошел, заботу унес. Даст Бог день, даст Бог и пищу. Дал Бог денечек (роточек), даст и кусочек. В такой день (праздник годовой) у Бога все равны. День темен, да ночь светла (зимою). Светло, как в ясный день, как днем. Как не красный день, будто и не Христов день. Много дней впереди, много и назади. У Бога дней много. Дни наши изочтены. Дай Бог счастливо день дневать, ночь ночевать. Сколько дней у Бога впереди, столько и дураков. Было б счастье, а (да) дни впереди. Хвали утро вечером, днем несеченый. Днем тихо. ночью лихо. День дню розь: нынче тепло, а завтра мороз. День дню не укащик. День на день не приходится. День с костей, день на кости: кость, человек; кости, счеты. Дурак Божьих дней не знает (не разбирает). Ничего не знаю: только и знаю. когда день, когда ночь, ответ подсудимого. Молодо, жидко; старо, круто; а середовая пора одним днем стоит, сын да дочь день да ночь, и сутки полны. День государев, а ночь наша, на службе. Жить и день и ночь, утопать в чувствен. наслаждении. День во грехах, а ночь во слезах. День да ночь, и сутки прочь; так и отваливаем. День мой век мой: что до нас дошло, то и к нам пришло. Живет, как бы день к вечеру. Убить бы день, а ночи и не увидим! Коли день хвалить, так ночь бранить (корить). Это разнится, как день и ночь. Береги (или: паси) денежку про черный день. День в день, топор в пень. Стряпает день до вечера, а поесть нечего. Дёнто много, а умто один. Не много дён до полдён. Долог день. да нитка коротка, весной. Белый день, весь день, от зари до зари. Черный день, пора нужды, бедствия; также несчастный день, у суеверов, тяжелый; это понедельник и пятница, а легкие дни вторник и суббота. Есть также черные дни по числам месяца, по состоянию луны и прочее Серенький денек, пасмурный, неясный. Красный день, жаркий, солнечный, сухой;
ДЕНЬ - красные дни противоположное, в противоположном значении черным, пора довольства, достатка. Работный день, буднишний, не праздник; рабочий день, число рабочих часов в сутках. Ждать со дня на день; откладывать дело день за день или день по дню. День ото дня не легче. День на дворе, давно свет, солнце взошло. День денски, ночьноченски все брюзжит. Деньденской как за язык повешеный. то есть или кричит, или суетится. Дни человека, век, жизнь его. На старостьдней куска хлеба нет. Днями (сев. денми) хорошо, днями плохо, временем, по временам. День денек мой, день денечек.
ДЕНЬ - У пастухов, орловское день, лошадь, корова и три овцы или две свиньи; пастуху платят по числу таких дней, и за это число скота отъедает он у каждого хозяина по одному дню. Денной, дневной, бывающий днем, в течение дня, противоположное, в противоположном значении ночной. Днем денна моя печальница, в ночь ночная богомольщица, мать. Денно наречие днем, денною порою, не ночью. Деннонощно наречие круглые сутки, без прерывно. Денник малый; мужской род курское некрытая загородь при дворе, для скота, во время дня и в хорошую погоду.
ДЕНЬ - Костр. пермяцкий язык (финно-угорского семейства); слово, заимствованное из этого языка хлев, загон: сарай, навес;
ДЕНЬ - московское просторное стойло в конюшне, с затвором, где лошадь стоит без привязи.
ДЕНЬ - Денной мотылек, бабочка, как ночной называется, называют. Ср. 1. название; 2. называют, называется. Ср. назыв. ночник вечерний сумеречник. Денница женский род утренняя заря, брезг, рассвет, светанье.
ДЕНЬ - Утренняя звезда, зорница.
ДЕНЬ - Падшний ангел? Денщик малый; мужской род кто днюет, дневальный; со времен Петра I слово это приняло особое значенье: служитель из солдат, при военном чиновнике, выбираемый из нестроевых или меиее способных к строю.
ДЕНЬ - Денщики, при лице Петра и, из дворян, почти то же, что ныне флигель адъютанты.
ДЕНЬ - Арх. поденщик, поденный работник. Денщица женский род курское воронежское дневальная, черепная хозяйка в большой семье, которая печет хлеб, готовит сыровец, стряпает и служит у стола; это чередная приспешница.
ДЕНЬ - Твер. служанка сельского попа, не наемная батрачка, а очередная, от миру; денщик, у попа, такой же работник. Денщиков, денщицын, ему, ей принадлежащий. Денщичий, к денщикам относящийся. Денщина, суточная работа, особ. по обязанности, по повинностям, нарядлам. Деньиночь, растение Parietana officinalis
ЗОСИМЫПЧЕЛЬНИКА, день - 17 апреля, когда ульи расставляют, и 27, 28 сентября, когда их убирают во мшеник.
ЛУКЕРЬЯкомарница, день - святой Гликерии, 13 мая; комары начинают одолевать.
МАРТЫНАлисогона, день - 14 апреля: на лисиц, по поверью, нападает курячья слепота; лиса кочует, переселяется в новую нору. Ворон купает и отпускает детей в отдел. Мартын малый; мужской род мартышка женский род общее названье водяных птиц, родов: Larus, Sterna; чайка, рыболов. Рыболов, самое общее, а в частности, крупный вид; чайка, средней величины; мартышка, то же, или вид поменьше; крячек, самый малый. Мартынок нижегородское мартышка, чайка.
МАРТЫНАлисогона, день - Мартынок, иванок, зимородок, алкид, алкион, лединник, птичка Alcedo, куцая, зеленопестрая, сидящая по часам на кустике и подстерегающая на берегу рыбку.
МАРТЫНАлисогона, день - Мартышки (в Самаре), чернорабочие артельщики, для ссыпки купленой пшеницы в амбары. Они идут к купцу бесплатно, устраивают крытые лубьями и рогожами амбары, принимают, меряют и ссыпают пшеницу на свой ответ, и всей артелью живут воровством и обмером, кражей хлеба у продавцов.
МАРТЫНАлисогона, день - Мартышка, макака, долгохвостая обезьяна, которой один, куцый вид, Inuus sylvanus, маго, водится на Гибралтаре. Мартышничать, промышлять мошенническим занятием мартышки.
ПАРАСКЕВАльняница, день - 14 октября; начинают мять и трепать льны; он же Параскевья грязная, грязнуха. Парасковья временная, день 28 октября; если же день этот упадет на пятницу, то он Парасковьипятницы.
САВВАТИЯПЧЕЛЬНИКА, день - 27 сентября пчелохранителя, пчеловода; убирают ульи во мшенник.
СЕРГИЙКАПУСТНИК, день - 25го сентября.
СИДОРАОГУРЕЧНИКА, день - 14 мая; садят огурцы. На Сидора еще сиверко. Прошли Сидоры, прошли и сиверы. На Сидора отойдут все сиверы (холода). На Сидора сиверко, и все лето таково. Первый посев льну. Прилет стрижей и косаток.
ФЕКЛАЗАРЕВНИЦА день - 24 сентября; зарева от степных палов; ночи темнеют, день убывает; начало утренней молотьбы при огне.

Cловарь синонимов Н. Абрамова (разговорный)

день-деньской - смотрите также весь, день, целый

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ДЕНЬ - дня, малый; мужской род
. . . 1. Часть суток, промежуток времени от утра до вечера. Солнечный день. Выходной день. встает багрян и пышен. И. Аксаков. Уже бледнеет день, скрываясь за горою. Жуковский.
. . . 2. сутки, промежуток времени в 24 часа. В январе 31 день. Он пять дней болел. В первый день декады. В трех днях пути ( то есть в расстоянии, к-рое можно проехать или пройти в три дня). || Неопределенный промежуток времени в пределах суток, принимаемый за отдельные сутки при счете в быту. Я прочел эту книгу в три дня. Ребенок по целым дням плачет. День работницы. День печати. День рождения. Большой спортивный день. 5. только множественное число время, пора, период ( слово книжное ). Во дни молодости. В наши дни. В дни народных бедствий. Минувших дней очарованье. Жуковский. В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал. Пушкин.
. . . рабочий день (экон.) - число рабочих часов в сутки. Семичасовой рабочий день. День денской ( разговорная форма ) - в течение целого дня. Черный день ( разговорная форма ) - неблагоприятное время. Откладывать деньги на черный день. День ото дня - с каждым новым днем, постепенно. День ото дня больной поправлялся. Изо дня в день - каждый день, беспрестанно. Со дня на день - 1) с одного дня на другой. Откладывать дело со дня на день. 2) в ближайшее время. Ее ждут со дня на день. На днях - смотрите также наднях. На дню (простореч. с обл. формой предлог пуд ) - в течение дня, в выражениях вроде: несколько раз на дню, два раза на дню. День в день - точно, аккуратно в назначенный день. День за день ( разговорная форма ) - одинаково, без разнообразия, один день похож на другой. - А прежде как живали ?- День за день, нынче, как вчера. Грибоедов. Во дни оны - смотрите также оный. День и ночь - всё время, беспрерывно, постоянно. День и ночь сидит за работой. Третьего дня - позавчера. Считанные дни - смотрите также считать.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

божий день - бо́жий де́нь -- бо́жий де́нь (к`аждый бо́жий де́нь, `ясно как бо́жий де́нь)
Валентинов день - Валенти́нов де́нь -- Валенти́нов де́нь, Валенти́нова дн`я
Всемирный день защиты детей - Всеми́рный де́нь защи́ты дете́й -- Всеми́рный де́нь защи́ты дете́й
Всемирный день здоровья - Всеми́рный д`ень здоро́вья -- Всеми́рный д`ень здоро́вья
Всемирный день окружающей сред - Всеми́рный де́нь окружа́ющей сред`ы -- Всеми́рный де́нь окружа́ющей сред`ы
день - день -- день, дня
День авиации - Де́нь авиа́ции -- Де́нь авиа́ции
день ангела - де́нь а́нгела -- де́нь а́нгела (именины)
День благодарения - Де́нь благодаре́ния -- Де́нь благодаре́ния
день в день - де́нь в де́нь -- де́нь в де́нь
День Всех Святых - Де́нь Все́х Святы́х -- Де́нь Все́х Святы́х
День города - Де́нь го́рода -- Де́нь го́рода
день-два - де́нь-два́ -- де́нь-два́
день-деньской - де́нь-деньско́й -- де́нь-деньско́й
день-другой - де́нь-друго́й -- де́нь-друго́й
день за день - де́нь за́ день -- де́нь за́ день (однообразно)
День защитника Отечества - Де́нь защи́тника Оте́чества -- Де́нь защи́тника Оте́чества
День защиты детей - День защи́ты дете́й -- День защи́ты дете́й
День знаний - Де́нь зна́ний -- Де́нь зна́ний
День Конституции - Де́нь Конститу́ции -- Де́нь Конститу́ции
День космонавтики - Де́нь космона́втики -- Де́нь космона́втики
День милиции - Де́нь мили́ции -- Де́нь мили́ции
день на день - де́нь на́ день -- де́нь на́ день (не прих`одится)
День независимости - Де́нь незави́симости -- Де́нь незави́симости
день открытых дверей - де́нь откры́тых двере́й -- де́нь откры́тых двере́й
день ото дня - де́нь ото дня́ -- де́нь ото дня́
День памяти жертв политических - Де́нь п`амяти же́ртв полити́ческих репре́ссий -- Де́нь п`амяти же́ртв полити́ческих репре́ссий
День печати - Де́нь печа́ти -- Де́нь печа́ти
День Победы - Де́нь Побе́ды -- Де́нь Побе́ды (праздник 9 мая)
День поминовения - Де́нь поминове́ния -- Де́нь поминове́ния
День примирения и согласия - Де́нь примире́ния и согла́сия -- Де́нь примире́ния и согла́сия
День учителя - Де́нь учи́теля -- Де́нь учи́теля
День физкультурника - Де́нь физкульту́рника -- Де́нь физкульту́рника
Духов день - Ду́хов де́нь -- Ду́хов де́нь, Ду́хова дн`я
за день - за́ день -- за́ день
изо дня в день - изо дня́ в де́нь -- изо дня́ в де́нь
Ильин день - Ильи́н де́нь -- Ильи́н де́нь, Ильин`а дн`я
койко-день - ко́йко-де́нь -- ко́йко-де́нь, -дн`я
машино-день - маши́но-де́нь -- маши́но-де́нь, -дн`я
Международный день защиты дете - Междунаро́дный де́нь защи́ты дете́й -- Междунаро́дный де́нь защи́ты дете́й
Международный день театра - Междунаро́дный д`ень теа́тра -- Междунаро́дный д`ень теа́тра
Международный женский день - Междунаро́дный же́нский де́нь -- Междунаро́дный же́нский де́нь
на день - на́ день -- на́ день
Николин день - Нико́лин де́нь -- Нико́лин де́нь, Нико́лина дн`я
Петров день - Петро́в де́нь -- Петро́в де́нь, Петро́в`а дн`я
по сей день - по се́й де́нь -- по се́й де́нь
Прощёный день - Прощёный де́нь -- Прощёный де́нь
Пушкинский день - Пу́шкинский де́нь -- Пу́шкинский де́нь (праздник)
со дня на день - со дня́ на́ день -- со дня́ на́ день
Спасов день - Спа́сов де́нь -- Спа́сов де́нь, Спа́сова дн`я
Татьянин день - Татья́нин де́нь -- Татья́нин де́нь, Татья́нина дня́
Троицын день - Тро́ицын де́нь -- Тро́ицын де́нь, Тро́ицына дн`я
Успеньев день - Успе́ньев де́нь -- Успе́ньев де́нь, Успе́ньева дн`я
человеко-день - челове́ко-де́нь -- челове́ко-де́нь, -дн`я
что ни день - что́ ни де́нь -- что́ ни де́нь (каждый день)
Юрьев день - Ю́рьев де́нь -- Ю́рьев де́нь, Ю́рьева дн`я

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

день - малый; мужской род
- - - 1) Название части суток от восхода до захода солнца.
- - - 2) а) Сутки, промежуток в 24 часа. б) Промежуток времени в пределах суток, предназначенный для чего-либо, занятый чем-либо
- - - 3) а) Календарная дата, связанная с каким-либо событием, с празднованием его. б) Срок, дата исполнения или наступления чего-либо
день-деньской - наречие разговорная форма В течение целого дня; изо дня в день, все дни напролет.
койко-день - малый; мужской род Единица учета времени пребывания в больнице, гостинице, пансионате и тысяча п.
человеко-день - малый; мужской род Единица учёта рабочего времени, исчисляемая количеством работы, выполняемой одним человеком за рабочий день.

Библия. Энциклопедический словарь

ДЕНЬ - (см. Времясчисление Библейское) В Свящ. Писании упоминаются различные часы дня, как-то: заря — время пред появлением солнца; в это время воскрес Господь (Мк 16:2, Мф 28:1); восход солнца (2 Цар 33:4); дневной зной (Быт 18:1) — около 9 число, числительное утра. Самое жаркое время дня — полдень (Быт 43:16). Прохлада дня — время пред солнечным закатом (Быт 3:8). Персы до сих пор называют таким образом эту часть дня. Вечер. Евреи принимали два вечера: первый начинался около 3 часов, а последний — около 5 часов пополудни. Спаситель испустил дух на кресте при начале первого вечера, а при начале второго снят со креста. Разность между самым длинным (21 или 22 июня) и самым коротким днями в Палестине (21 или 22 декабря) составляет четыре часа и несколько минут. Первый продолжается около 14 час. и 10 Минская губ.; слово из Минской губ. , а второй 9 час. и 50 малый; мужской род
ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ - (От 1:10) празднуется со времени Воскресения Христова. В князь Деян, упоминается о собрании учеников, тысяча  е. Христиан, во едину от суббот, тысяча  е. в первый день недели, или воскресный, для преломления хлеба, тысяча  е. для совершения таинства Евхаристии (Деян 20:7). У ап. и ев. Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а также упоминается день недельный или воскресный (От 1:10).
ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ - (Лев 16:2-34, 23:26-32) — 10-й день седьмого месяца (по нашему счислению 10 сент., соединявшийся у Евреев с постом и сокрушением о грехах. В этот день первосвященник приносил жертву за себя, поставив пред Скиниею двух козлов, и по жребию одного из них закалывал и приносил в жертву за грехи всего народа; входил несколько раз в святой Святых, кадил и кропил кровью над очистилищем, а потом возливал кровь на рога алтаря и также кропил на него. Над другим же козлом он исповедывал грехи всего народа и повелительно; повелительное наклонение евал изгнать его в пустыню. Все же священнодействие оканчивалось всесожжением. Обряд этот, несомненно, служил прообразом искупительной, очистительной и умилостивительной жертвы Христовой (Евр 11:11-14).
МАРДОХЕЕВ ДЕНЬ - (2 Мак 15:36) — это 14-й день месяца Адара, соответствующего нашему февралю и марту, в который празднуется воспоминание избавления евреев от всеобщего истребления их, задуманного по злобе Амана. Этот праздник называется праздником Пурим или Жребиев, и законом постановлено для всех евреев праздновать оное два дня, 14 и 15-й месяца Адара. Новейшая синагога отправляет празднество со следующими обрядами. Утром в 1-й день праздника евреи собираются в синагогу и читают книгу Есфирь, и когда, при чтении оной, приходится упомянуть имя Аман, то в ней поднимается большой шум, все от мала до велика бьют колотушками или молотом, топчут ногами изображение врага своего, Амана, повешенное на чем-либо подобном виселице и тысяча  п. Накануне этого праздника бывает у них пост, так называемый пост Есфири, продолжающийся от восхождения до захождения солнца (Есф 9).

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ - празднование памяти сверху Василия Великого, Кесарийского (1/14 января). В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсенъ, овсень, усень и другие Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе пред обедней, ходили по домам сеять из рукава, а другие из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню. Другие при засевании зерен приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», или: «Уроды, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». В основе этого обряда был древний языческий ритуал празднования божества Авсеня. В связи с упомянутым земледельческим посевальным обрядом был еще обычай на Васильев день, как на сельскоземледельческий праздник, приготовлять кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастии и благополучии наступающего года. В некоторых местах было обыкновение на Васильев день ходить по домам и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. У людей зажиточных целую неделю от Рождества Христова до Нового года стояла на столе свиная голова. святой Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали сверху Василия и боялись прогневить его. В Орловской губерния на Новый год приготовляли жареного поросенка и называли его касарецким, от названия сверху Василия Великого Кесарийским. Васильев день в быту русского народа считался еще сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», или: «случилось на Васильев день»; «он нанялся от Васильева дня до Евдокии» и тысяча  п. И. П. Калинский
ДЕНЬ - еженедельная газета славянофилов, выходила в Москве в 1861—65. Газета выступала за созыв Земского собора, вела борьбу с антирусскими либерально-космополитическими, революционно-демократическими и националистическими идеологиями.
ДУХОВ ДЕНЬ - второй день Пятидесятницы, празднуется во славу третьего лица святой Троицы — Духа Святого.
ИВАНОВ ДЕНЬ (Иван Купала) - день Рождества Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи (24 июня/7 июля), день летнего солнцестояния, до ново-. Ср. нов. XX в. один из основных народных праздников, объединивший в себе элементы христианского мировоззрения и остатки древних языческих ритуалов. Древние памятники письменности дают достаточно подробное описание этого праздника. Один из очевидцев его, игумен Елеазаровской пустыни Памфил, живший в XVI в., в послании к наместнику города Пскова писал: «Егда приходит день Рождества Предтечева, и прежде того, исходят огньницы, мужие и жены чаровницы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертныя отравы на пагубу человеком и скотом; туже и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечева Рождества, с приговоры сатанинскими. Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плясканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверныя песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление». В Стоглаве находим такое же известие о празднике Купалы. Здесь, между прочим, замечается, что в это время мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам, забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с великим криком все отправлялись в рощи и омывались в реке «как бешеные». Подобное говорит в своем Синопсисе архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель. В его время, в навечерие праздника Рождества Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи, следующим образом отправляли праздник Купалы: «В навечерие Рождества сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи собравшиеся ввечеру юноши мужеска и девическа и женска полу соплетают себе венцы от зелия некоего, и возлагают на главы, и опоясуются ими. Еще же на том бесовском игралищи кладут огонь, и окрест его, вземшеся за руце, нечестиво ходят и скачут, и песни поют, сквернаго Купала часто повторяюще и чрез огонь прескачуще, самих себе тому бесу Купалу в жертву приносят». Таким образом, из этих обрядов праздника Купалы нельзя не видеть, что он был для наших предков каким-то великим днем очищения огнем и водой и вместе с тем служил праздником летнего солнцестояния, когда обыкновенно природа действует с особенною всеоживляющею и всевозбуждающею силою. Что именно древнерусский Купала был праздником очистительным, в доказательство этому достаточно только вспомнить, что вообще у многих народов древности огонь почитался высшею очистительною стихией и на поклонении ему даже основывались целые религии. Известно, например, что князья наши могли являться пред лицо татарских ханов только проходя предварительно огненные костры. Равным образом и омовение водою постоянно и у всех почти древних народов признавалось действием очищения; даже в нашей церкви погружение крещаемого в воду знаменует видимым образом очищение его от первородного и других грехов. Нельзя также сомневаться в том, что наши предки с праздником Купалы соединяли мысль о летнем солнцеповороте. Известно, что дохристианский русский праздник Купалы совершался в самое время летнего солнцестояния, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает поворот на зиму. На этом основании предки наши считали даже церковный праздник Рождества Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи собственно началом лета. Так, например, в одном древнем сборнике относительно дня сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи читаем: «Месяца иуния, в 24–й день, Рождество честнаго и славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а, отселе начинается лето». Или же в другом подобном рукописном сочинении замечается: «Лето, второе время года, июня от 24–го числа». Естественно отсюда, что при совпадении древнего праздника Купалы с днем сверху Предтечи Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а оба эти празднества в понятии народном могли очень легко смешаться между собою, тем паче что в истории сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя в этом случае предки наши могли найти некоторые случайные черты, которые именно всегда могли подать повод к такому смешению. Самое имя Купалы от глагола купать — погружать в воду, омывать тело, делать его чистым (отсюда купель) — возбуждает мысль о сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна е Крестителе. В простонародье, в Гродненской губерния , в Брестском уезд. , слово «купально» употребляется в смысле очищения. Потому о самом сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна е Предтече, крестившем Христа в Иордане, попросту нередко говорят в народных песнях, что он «купал Христа». Вместе с тем к Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Крестителю предки наши приурочивали и крещение другого рода, именно огненное. В этом случае могло иметь немалое значение то обстоятельство, что в церковно-богослужебных книгах наших сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна у Крестителю постоянно придаются названия света, звезды, предшествующей солнцу, тысяча  е. Иисусу Христу. В одной утренней стихире на день Рождества сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя читаем: «Иже пред солнцем текшаго Христом Богом нашим, Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а славнаго яко звезду предтечеву». В самом Евангелии Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель называется светильником «иже бе светя и горя». В одной из церковных песен он величается предтечею солнцу правды, светильником света, денницей солнца. Наши благочестивые книжники Древней Руси очень часто называли Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя пресветлым солнцем. Так, в древней повести о девицах смоленских читаем: «Множество жен и дев стеклись на бесовское сборище, в нощь, в которую родился пресветлое солнце Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель». При таких образных представлениях о сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна е Крестителе наши предки могли видеть в этом святом угоднике предтечу вещественного солнца на его поворотном пути к зиме. Недаром поэтому еще в XIX в. простые русские крестьяне были твердо убеждены в том, что в день Предтечи Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а солнце выезжает из своего чертога на трех конях, серебряном, золотом и бриллиантовом, навстречу месяцу. Таким образом, в представлении народном совершенно незаметно празднество древнерусского Купалы слилось с праздником христианским в честь сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя и последний необходимо сделался представителем и покровителем всего, что прежде усвоялось языческому Купале. Поэтому-то предки наши, сохранив верования и обычаи древнего Купалы, соединили их с днем и именем сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя. В старину верили, что Рождество Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя придает нужные свойства или силы травам и цветам, и потому, согласно с народным обычаем и верованием, на Рождество Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи запасались разными травами и цветами. Так, царь Алексей Михайлович в 1657 писал к московскому ловчему стольнику Матюшкину: «Которые волости у тебя в конюшенном приказе ведомы, и ты б велел тех волостей крестьянам и бобылям на рождество Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи, июня в 23–й день, набрать цвету серебориннаго, да трав империновой да мятной с цветом, и дятлю, и дятельнаго корня, по 5 пудов». В Румянцевском сборнике 1754 читаем: «В Ивановскую ночь кладов стерегут, и на травах парятся в банях, и травы рвут, и коренья копают, еще березки подвязывают, ветви сплетают, да жив будет того лета человек». В древнерусских травниках читаем самые подробные описания целебных трав, кореньев и цветов, и собирание их приурочивается к Иванову дню или Ивановой ночи. Например, о папоротнике в одном травнике сказано: «Есть та черная папорть, растет в лесах, в лугах, ростом в аршин и выше стебель, а на стебле маленьки листочки, а с испода большие листы... а цветет он накануне Иванова дня в полночь... Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти. А брать тот цвет не просто, с надобностями. В Иванову ночь идти к тому месту, где растет трава папороть, и, очертясь кругом, говорить: талан Божий суд твой, да воскреснет Бог». Во 2–й пол. XIX в., хотя самое представление о древнеязыческом Купале давно вышло из памяти народной, простые русские люди сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя называли Лопуховатым и при этом твердо держались веры в целебную силу купальных трав и кореньев. В Северо-Западной Руси 24 июня поселяне имели обычай приносить в церковь к обедне для освящения огромные венки и пуки зелени, и все это потом употреблялось против наваждения нечистой силы, против переполоху и тысяча  п. В Малороссии праздник Рождества Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Предтечи назывался в народе попросту Иваном Гулящим. День этот исстари проводился с разного рода народными удовольствиями, забавами и развлечениями. Добыв трением из дерева живой огонь, при пении особых купальских песен зажигали в эту ночь костры, несомненно имеющие символическое значение (как эмблема знойного июньского солнца), и совершали разные гадания, стараясь пытливо проникнуть в свою судьбу. Парни и девушки, в праздничных нарядах, собирались обыкновенно к реке, где, разведя огонь, устраивали хороводы и, взявшись за руки, попарно прыгали через эти костры, наивно думая, что это прыгание избавит от всех зол, болезней, горя и, главным образом, худого глаза; судя по удачному или неловкому прыжку, предсказывали грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество. На купальском костре матери нарочно сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые болезни. В некоторых местах существовал обычай прогонять через этот огонь и домашнюю скотину для защиты ее от мора. Народное поверье гласило: кто выше скачет через купальский костер, у того и колос хлеба уродится выше. В Малороссии в ново-. Ср. нов. XX в. существовал следующий обряд: девушки, головы которых убраны венками из трав душистых, в праздничных нарядах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами, собирались накануне Иванова дня в заранее определенное место к дереву марене, или черноклену, обвешанному венками и лентами; под деревом этим ставили сделанного из соломы крошечного, а иногда и большого идола — Купалу, одетого в женскую сорочку и плахту, с монисточкой на шее и венком на голове. Тут же были расставлены столы с закускою и неизбежною горилкою. Затем, держа эту куклу, начинали прыгать через разведенный огонь попарно (парубок и дивчина); хор пел: Ходыли дивочки коло Мариночки, / Коло мого вудола Купала. / Гратеме сонечко на Ивана! / Купався Иван, та в воду упав, / Купало на Ивана! / На другой день куклу и марену приносили к реке, срывали украшения и бросали в воду или сжигали. Иногда сажали под срубленным деревом вместо чучела дитя, убранное цветами и венками. В Белоруссии вбивали накануне Иванова дня по солнечном заходе кол в землю; обкладывали его соломою и коноплей, а на самый верх тоже клали пук соломы, называемой Купалою; лишь только смеркнет, зажигали солому, подбрасывали в этот импровизированный костер березовых сучьев, и начинались потехи. В некоторых местах Белоруссии, с рассветом Иванова дня, выбрав из своей среды самую красивую девушку, подруги раздевали ее донага, опутывали с ног до головы венками и цветами, завязывали глаза и вели в лес, где она, получившая на этот раз прозвище «дзевко-купало», раздавала заранее приготовленные венки, в то время как веселый хоровод двигался вокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, «той счастья-доли не бачить, жить у недоли». В Москве издревле праздновался Иванов день на Трех горах, а в Петербурге — на Петровском острове, на «Куллерберге», куда заезжала и аристократия. На последнем разводили купальские огни, устраивали хороводы и пировали. В 10 верстах от Петербурга, по Рижской дороге, находилась в старое время липа, ветви которой сплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал Петр Великий. Собирались и здесь накануне Иванова дня, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого петуха. Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями. Ивановская ночь, по народному поверью, считалась страшною ночью, полною чародейных явлений: бабы-яги, колдуны и киевские ведьмы, верхом на помеле, толпою летят на Лысую гору или чертово берепище под Киевом, где советуются, как бы причинить какое зло людям, уничтожить, например , домашних животных. Поэтому-то в это время не выпускали лошадей в поле, чтобы злые духи не заездили их; оставляли телят ночевать вместе с коровами, чтобы ведьмы не портили дойных коров, а на окно клали жгучую крапиву, которая не пускала нечистого духа в избы. Рыбаки уверяли, что поверхность рек в это время бывает подернута серебристым блеском. Деревья в лесу переходят с места на место и шумом ветвей своих разговаривают между собой. Тем не менее смельчаки отправлялись ночью в лес собирать лекарственные травы, цветы и коренья, как, например , лопань, былицу, полынь, яскер и прочее , ибо тогда только они и оказывают действительную помощь, когда будут сорваны на заре Иванова дня, прежде чем на них обсохнет роса. Эти травы сохранялись в продолжение года как некая святыня; ими окуривали больных, их бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Но труднее всего было достать в Ивановскую ночь папоротник, который в это время только и расцветает. Считалось, что кто отыщет расцветший папоротник, тот приобретет власть повелительно; повелительное наклонение евать всем; пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворятся перед ним, стоит только приложить к замку чудный цветок; невидимкою обладатель его проберется к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. И. П. Калинский, Н. П. Степанов
ИЛЬИН ДЕНЬ - — См.: ИЛИЯ ПРОРОК.
ПЕТРОВ ДЕНЬ - праздник первоверховных апп. Петра и Павла. Имеет древние корни. В языческой Руси на эти дни приходился праздник солнца, связанный с такими божествами, как Сварог, Дажьбог, Хорс, и эротическими ритуалами Ярилы. Образы сверху апп. Петра и Павла вытеснили языческих идолов, но некоторые древние суеверия, ритуально празднуемые в этот день, сохранялись вплоть до XIX в. Крестьяне верили, что в день апп. Петра и Павла рано утром играет солнце, и старались даже сами наблюдать это чудное явление. По замечанию Стоглава, вбылое время в первый понедельник после Петрова поста и в самый день Петров русские ходили в рощи «деяти зде бесевския потехи». Летописец тоже говорит, что «о празднике святых верховных апостолов Петра и Павла диавол сетию своею занимает чрез колыски и качели, на них же бо колышущимся приключается внезапу упуститься на землю, убиватися и зде без покаяния душу свою испустити». Адам Олеарий так описывал провождение праздника в честь сверху апп. Петра и Павла: «У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется старинное зрелище. Хотя они строги и безвыходно держат жен в своих домах, так что редко пускают их в церковь или гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга; там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни, сводятся одна за другою за руки, водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами». От этих-то гуляний и игр, совершавшихся в старое время в честь солнца, в XIX в. сохранялись как остаток былого разные народные гулянья и забавы, которые своими качелями только напоминают уже забытое нашим народом веселое празднество в честь солнца. Русская пословица говорит: «У мужика то и праздник, что Петров день». В старой Руси день апп. Петра и Павла был также важным временем в быту гражданском, так как он служил сроком суда и взносов дани и пошлин, о чем особенно часто упоминают грамоты XV и XVI вв. Платежи эти известны в этих памятниках главным образом под именем «петровской дани, или просто петровских поборов, которую тянули попы». Тогда же съезжались по зазывным грамотам ставиться на суд и вообще производили разные хозяйственные и торговые сделки. Так, например, в одной из грамот об отпущении на волю крестьян из-под власти бояр и детей боярских повелительно; повелительное наклонение евается отказывать, тысяча  е. выводить от себя за другого, о Юрьеве дне, иных о Рождестве, аиных о Петрове дне. Петровские торги известны с XVI в. и в былое время составляли особенные местные ярмарки по селам. Праздник 29 июня/12 июля считали важным сроком в различных своих хозяйственных и домашних занятиях и сделках. День памяти сверху апп. Петра и Павла как день церковный, которым обыкновенно оканчивается Петров пост, или попросту Петровки, назывался Петрово говейно. О происхождении Петровки в Малороссии рассказывали, что прежде ее не было и все недели были сплошные; мужья, пользуясь этим, съедали масло, сметану, ежедневно приготовляемые женами, так что ничего нельзя было заготовить впрок. Вот хозяйки, которые были поумнее, посоветовавшись между собою, пустились на хитрость и учредили Петровку: но как были неграмотные, то не сумели назначить постоянного для нее срока, одна назначила в шесть недель, другая — в пять и тысяча  д. Таким образом, все идет по их положению, не ровно, а по очереди. Во многих местах западных губерний некоторые прихожане приносили в церковь сбереженные постом сыр и хлеб, которые шли в пользу причта. Наконец, нужно сказать, что сверху ап. Петр считался в народе покровителем рыбного промысла и потому нередко прямо назывался Рыболовом. Такое верование особенно сильно между рыбаками, и потому они весьма часто обращались за помощью к этому сверху апостолу. Приходилось ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удастся ли рыбный лов — рыбаки молились ап. Петру. В иных случаях они даже складывались на большую восковую свечу и ставили ее пред образом «ловца рыб» — сверху ап. Петра, который был сам по занятию рыбарем, призван был Господом к апостольскому служению в то самое время, когда занимался рыбной ловлей. Обратившись к Петру и брату его Андрею, Иисус Христос сказал: «Грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком». Не могло ускользнуть от внимания народного и то обстоятельство, что Сам Господь благословил занятие Петра, и, как замечает евангелист, после этого благословения вместе со своими сотрудниками будущий апостол поймал так много рыб, что от тяжести их едва не растерзались сети. Этот случай, по замечанию Димитрия Ростовского, имел особенное значение, так как он служил прообразом духовной апостольской молитвы, в которой «призываемые яко слова Божия мрежею имеяше многие народы уловити в спасение». Сама Церковь считала приличной и уместной молитву ап. Петру как покровителю рыбного промысла; так, например, в Требнике Петра Могилы (изд. 1746) есть чин на освящение новых сетей и здесь в одной из молитв читаем: «Сам, Владыко Всесильный, и предлежащия сети благослови, и в ловитве Твоим Божественным благословением множество рыб на пищу Твоим рабом всегда исполни, молитвами Преблагословенныя Славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святых славных и всехвальных апостол Петра Верховнаго, Фомы, Нафанаила и Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а, и прочиих рыбам ловцем бывших». И. П. Калинский
ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ - последний день Масленицы, канун первого дня Великого поста. В этот день вечером совершался смиренный обряд прощения. С закатом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, русские люди ходили из дома в дом и с преклоненною головою, тихим голосом просили прежде всего прощения у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления, и непременно кланялись в ноги, ожидая отпущения прегрешений поцелуем в уста. Этот вечер называется также в московской срединной Руси «прощаньями, проводами», а в северной новгородской — «целовником» в чисто народном смысле. В Малороссии последний день масленой — «чорна недиля», и к нему приспособлен особый обряд, как осколок язычества, называемый «колодка, колодай». В понедельник Масленицы собирались в корчму, бабы брали полено или палку, клали на стол, пеленали кусками холста — значит, «колодка родилась», а затем покупали водку и пили. Это повторялось каждый день в неделю: во вторник колодка крестилась, в среду — веселилась, в четверг — умирала, в пятницу — ее хоронили, в субботу — плакали, в воскресенье молодежь «волочила» ее и бросала. В Великом Новгороде в этот день приготовляли святителю место среди церкви, покрывали его ковром, ставили кресло с изголовьем и полагали орлец. После вечерни совершалось прощение. К этому времени новгородский владыко успевал уже поездить по монастырям, обложившим город со всех сторон, для поклонения (прощаться). Везде, заранее предупрежденные о прибытии владыки, монастырские власти в мантиях со крестом и кадилом, всем наличным числом иноков встречали его во святой Вратах. По выходе его из саней предварительный благовест превращался в звон «во вся». Перед вратами прибывший владыко молился, в церкви творил обычные поклоны и слушал молебен, который пели настоятели: архимандриты или игумены. Старших благословлял крестом, остальных — рукою. После обедни, которую слушал, в трапезе он принимал стол (садился с братиею кушать). После обеда заходил в церковь поклониться сверху мощам. В четверг, на сырной неделе, сами настоятели монастырей приезжали в Новгород для прощания с перепойными «оловяниками» (оловянными сосудами с разным вином), и владыко в погребной палате давал стол им и Софийскому собору. Каждый получал по ковшу питья, и святитель прощался, благословляя рукою, а духовные лица целовали его в клобук. В Софийском соборе, после вечерни, владыко прикладывался («знаменовался») к местным иконам на правой стороне, потом ходил к прочим придельным иконам, ко всем мощам и гробам почивших в соборе. Перед ним шел ключарь с витою свечою, а иподьякон — с лампадою; за ним следовали московский боярин, воевода, дьяк и народ. Святитель клал три земных поклона, оборотясь к народу, осенял его и читал поучение русского митр. Никифора (1104–21) по списку, приложенному в уставе. Во время всей церемонии на клиросах пелись покаянные стихиры. С тою же самою благоговейною мыслью прощения себе от других и всем от себя в прощеные дни, начинавшиеся в Москве не с понедельника Масленицы, как в Новгороде, а с четверга, ходил богомольный московский царь по всем кремлевским и городским монастырям и по наиболее почетным монастырским подворьям (каковы московское Троице-Сергиевское и новгородское Кирилло-Белозерское). Сначала царь посещал загородные обители и в заключение их у гробов родителей прощался в Новоспасском монастыре. Прощаясь с братиею и с сестрами, с больничными старцами, государь оделял всех милостынею. В пятницу или субботу государи из дома Романовых прощались у гробов родителей. В воскресенье к государю приходил со крестом и сверху водою прощаться патриарх со всеми духовными властями. Затем царь совершал обряд прощения с чинами дворовыми и служилыми, а вечером шествовал в Успенский собор, где патриарх совершал обряд прощения «по чину». Из собора государь заходил в крестовую палату к патриарху, который встречал его благословением и под руку шел с ним на обычные места. Потом, после «Достойно» и «приходной молитвы», когда патриарх вторично благословлял государя и всех бояр, садились все по лавкам. И «посидя немного», государь указывал стольникам нести свое государево питье. «Наложа по три кубка романеи (красного вина), да ренского (белого вина), да бастры (сладкого, вроде ликера, привозного из чужих земель), думский дворянин сдавал питья стольникам, которые чинно, один за другим, с кубками в руках входили в палату и подносили питья патриарху». Святейший отпивал и подносил царю «всех питей по три кубка». Затем отведывали бояре, окольничьи и думные люди. Во второй раз царю подносили в золотых ковшах красный мед по три раза, боярам — по одному. Напоследок в серебряных ковшах «тем же обычаем подавали белый мед». После этого те же стольники, по велению государя, тем же медом обносили других духовных лиц. По окончании этих «прощальных чаш» все удалялись, и государь, оставаясь наедине с патриархом, беседовал с ним около получаса. Потом снова входили бояре, и патриарх, встав с места, говорил «Достойно» и «прощание», тысяча  е. прощальную молитву «Владыко многомилостиве», затем благословлял государя и весь его чин. После патриарха государь в Вознесенском монастыре и в Архангельском соборе прощался у сверху мощей и у гробов родителей (предков): в первом — с особами женского пола; во втором — мужского; затем, в одной из приемных палат, — с «комнатными людьми», со всеми чинами и должностными лицами своего двора, жалуя их к руке. То же самое и в то же время происходило и на половине царицы, где целовали ее руку: из мужчин — близкие родственные лица и весь придворный мужской штат, а из женщин — верховные боярыни, мамы, постельницы, мастерицы, мовницы (банщицы) и другие Завершался же весь этот чин тем же последовательным подвигом, непосредственно исходящим из завета о прощении и прямо высказанном в Евангелии словами Спасителя: утром или вечером ходили к царю начальники приказов сдокладом о колодниках, действительно сидевших в сырых и темных тюрьмах с тяжелыми колодками на шее и плечах. Государь освобождал многих из тех, которые сидели много лет, и между ними главным образом тех, которые обвинялись в неособливо важных преступлениях. Наступали строгие дни Великого поста. Смолкали песни, переставали звенеть бубенцы, подвешенные к дрогам: словно гром свалился с неба и всех разогнал. А между тем вечерняя заря еще не прогорала и можно было еще попеть и покататься. Следуют: поклоны в ноги, поцелуи с мольбою о примирении и прощении. Человеческие немощи и укоренившиеся обычаи требовали заговенья. В прощеный день даже иноку-патриарху полагался обильный стол, как и служившим при патриаршем дворе: казначею с начальною братиею, священникам, певчим, дворянам и всяких чинов дворовым людям, нищим и тысяча  д. О прощеном дне у русских крестьян смотрите также : Прощение. Н. П. Степанов
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (День святой Троицы) - православный праздник. Называется Пятидесятницей потому, что сошествие святой Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: во славу Пресвятой Троицы и во славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего Новый вечный Завет Бога с человеками. Первый день Пятидесятницы, тысяча  е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, тысяча  е. понедельник, — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем. Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. На сем богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, вкоторых мы исповедуем грехи наши пред Отцем Небесным и ради Великой Жертвы Сына Его испрашиваем помилования, просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утверждение душ наших и, наконец, молимся об усопших отцах и братиях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне. В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища березовыми ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа, а во-вторых, — должным посвящением Ему начатков весны.
РАДОНИЦА (Радовница, Радошница, Радуница, Навиев день, Могил - языческий весенний праздник для умерших; совершался, по свидетельству Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Златоуста, на христианских кладбищах уже в древности, обыкновенно во вторник на Фоминой неделе. Первоначально понятие «Радоница» имело множественное значение и обозначало имена языческих родовых божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворяло почитание усопших; Радуницам и умершим приносили жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Некоторые исследователи слово «Радоница» не без основания сближали со словами «род», «предок», другие видели в нем тот же корень, что и в слове «радость», так как в Радоницу покойники призываются из своих могил на радость Пресветлого Воскресения. Вся без исключения Русь спешила в Радоницу на кладбища похристосоваться со своими покойными сородичами, угостить отошедших в вечность красным яичком и другими яствами. Три-четыре яйца клали на могилку, а иногда и зарывали в нее, разбивали о могильный крест, тут же крошили их или отдавали нищей братии на помин души. Не обходилось, конечно, без того, чтобы закускою и выпивкою, совершаемыми тут же на кладбище, живые не помянули усопших, — старославянская тризна, отличительная особенность русского народа. Хотя чествование памяти умерших, как бы сохраняющих еще какую-то таинственную связь с живыми, совершается повсеместно на Руси и во всех подходящих случаях, которые нельзя и перечислить даже, тем не менее Радоница как поминовенный день наиболее выделялся из числа прочих, отличаясь радостным настроением поминальщиков. Может показаться странным, каким образом печаль по отошедшим в вечность соединялась с радостью, но это объяснялось, во-первых, глубоким верованием русского народа, что придет время, когда все мертвые восстанут из гробов, верованием, подкрепляемым в то же время фактом Воскресения Христова, а во-вторых, Красная Горка — веселый весенний праздник, оживление природы, замиравшей на продолжительное время года, настраивал человека на веселый лад, побуждал забыть на этот раз о суровой, безжалостной смерти, подумать о жизни, которая сулит и радость, и благо. Вот почему к этому времени было приурочено большинство веселых и шумных свадеб, с их характерными народными песнями, сопровождаемыми пением «веснянок». А вслед за этим весенним праздником следовали и Семик, и Русалки, и Иван Купала и тысяча  д. После принятия христианства праздник Радоницы получил совершенно новое содержание. Православная Церковь исповедует, что не только православные угодники Божии, но и все верующие не умирают, но живут во Господе. Спаситель Своим восстанием из мертвых победил смерть и теперь переселяет своих рабов лишь к другой жизни — вечной. Поэтому умершие христиане не перестают быть членами Церкви и сохраняют с ней и с остальными чадами реальное, живое общение. Это и происходит в день Радоницы. После литургии совершается Вселенская панихида.
ТРОИЦЫН ДЕНЬ - первый день Пятидесятницы. Празднуется во славу Пресвятой Троицы.
ЮРЬЕВ ДЕНЬ - праздник в честь «освящения церкви сверху великомученика Георгия в Киеве, пред враты святой Софии». Праздник этот известен в русском народе под названием осеннего, в отличие от весеннего, Юрьева дня и ведет свое начало с XII в. Он установлен великий князь Ярославом, который первый заповедал по всей Руси «творити праздник сверху Георгия месяца ноября 26-го числа». В древнерусской жизни Юрьев день был очень важным срочным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В Судебнике говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем. В одной грамоте тоже читаем: «...а крестьянам отказываться из города в волость и из волости в город на один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем». В Стоглаве по указу царя и митрополита предписывается «отказывать (отпускать) служилых людей при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве дне осеннем по старине же». Царь Борис Годунов, а за ним царь Василий Иванович Шуйский решительно запретили вольные переходы крестьян, и вместе с тем прекратилось прежнее значение Юрьева дня осеннего. Теперь о нем сохранилось несколько пословиц, в которых предки наши, видимо, высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы. «Вот тебе, бабушка, Юрьев день», — вероятно, сказалось русским человеком, когда он впервые и неожиданно узнал запрещение перехода. Или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день рядеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день» и тысяча  д. От древнего Юрьева дня оставался вплоть до XIX в. благочестивый обычай, по которому в день памяти сверху Георгия, 26 ноября, русские крестьяне при отъезде куда-либо в дорогу служили молебствия о благополучии на предстоящий путь. И. П. Калинский

Финансовый энциклопедический словарь

БИРЖЕВОЙ ДЕНЬ - день, в который проводится торговля на бирже.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ НА ОДИН ТОЛЬКО ДЕНЬ - относится к указанию, данному биржевому агенту на проведение биржевой операции. Если операция в этот день не состоится, то она отменяется.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДЕНЬ - обозначает день подписания квартальных, годовых балансов. Просрочка может привести к штрафным санкциям (пени).
НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ - в трудовом праве особое условие труда, установленное законодательством для определения категории работников. Заключается в том, что при необходимости они должны выполнять работу сверх установленной продолжительности рабочего времени (эта работа не считается сверхурочной). В качестве компенсации за повышенную нагрузку и привлечение к работе во внеурочное время предоставляется дополнительный отпуск.
РАБОЧИЙ ДЕНЬ - день работы согласно графику сменности или распорядку работы (в отличие от выходных и других нерабочих дней).
РАБОЧИЙ ДЕНЬ - установленная законом норма продолжительности ежедневной работы - часов и минут рабочего времени в сутки.
РЕФЕРЕНЦИОННЫЙ ДЕНЬ - дата, начиная с которой выплачиваются дивиденды.

Большой юридический словарь

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ - первая половина рабочего дня банка, в течение которой производится прием документов, в тч. платежных.
ЮРЬЕВ ДЕНЬ - 26 ноября (по старому стилю) - церковный праздник в честь сверху Георгия, с которым в России XV-XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян иначе как за неделю до и после Ю.д. был узаконен Судебником 1497г. В конце XVI век закон полностью запретил переселение крестьянства.

Энциклопедический словарь медицинских терминов

голодный день - периодически назначаемый день, в течение которого больной полностью воздерживается от приема пищи; назначение Г. дюйм применяется при лечении нарушений обмена веществ, некоторых желудочно-кишечных расстройств, после наркоза и так далее
койко-день - единица учета деятельности стационара лечебно-профилактического учреждения, соответствующая дню, проведенному больным (родильницей) в стационаре; используется в отчетности, при анализе деятельности стационара, в планировании и финансировании стационарной медицинской помощи.
санитарный день - периодически назначаемый день проведения общей уборки и дезинфекции на предприятии (в учреждении).
Это интересно


Россия