Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

личность

Большой энциклопедический словарь

ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех древний ). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо (в значении №3) Неприкосновенность, свобода личности. Светлая л. Роль личности в истории. Установить чью-нибудь л. (узнать, что за человек, его имя; офиц.).
» личность - личность Obs обидные замечания, намеки Прошу без личностей. Перейти на личности.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

личность - смотрите также человек

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЛИЧНОСТЬ - личности, женский род
. . . 1. только единственное число Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности. Конституция СССР....Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории... Ленин. Личность Пушкина. Уважение к чужой личности. || Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства ( слово книжное ). Литературная личность Гоголя.
. . . 2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность.
. . . 3. преимущ. множественное число Намек в речи на определенное лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-нибудь определенное лицо ( устаревший, устаревшая форма ). Михаил Трофимович (Каченовский) не раз позволял себе личности в своих критических статьях. Пушкин. Прошу без личностей.
. . . 4. Физиономия, лицо (простореч. неправ.). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. - Рука... так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков. Гоголь.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

личность - ли́чность -- ли́чность, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

личность - женский род
- - - 1) а) Совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое "я". б) Образ такого отдельного "я", воплощенный в произведениях искусства.
- - - 2) а) Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. б) в переносном значении Человек с ярко выраженной индивидуальностью, необыкновенный в каком- л. отношении.
- - - 3) а) Человек как член общества. б) Человек как юридическое лицо.
- - - 4) в переносном значении разговорная форма -сниж. Физиономия, лицо (1*1).

"Словарь йоги". Эрнест Вуд. (rus-lat)

ЛИЧНОСТЬ (Egoism or Self-Personality) - Второе из пяти клеша, источников страданий.

Большой юридический словарь

ЛИЧНОСТЬ - человек как активный субъект общественных отношений. Объединяет категории гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. См. также Физическое лицо.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

личность - человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок.
личность акцентуированная - (лат. accentus усиление) - человек с отдельными дисгармоническими чертами характера, причем глубина этой дисгармонии не достигает степени психопатии.

Cловарь философских терминов

ЛИЧНОСТЬ - ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. “...Сущность “особой личности”,— писал Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...” (Т. 1. С. 242). Хотя природную основу Л. образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) являются не ее природные качества ( например , тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения (Мораль) и так далее Л.— это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Л. представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и так далее ) и отдельного (индивидуального). Для Л. характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для дайной Л., выражается в понятии индивидуальность. В конкретно-исторических обстоятельствах Л. выступает как целостность, тип к-рой формируется Определенной социальной системой. Л.— это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия. Социальные качества Л. проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к древний людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств Л., но и формирующего воздействия на них. Познание структуры Л. возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками — биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и другие Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и развитие Л. происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание Л., ее субъективный мир — это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой Л., в процессе к-рой внешнее, пройдя через субъективность Л., перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся тысяча обр. система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и так далее ), отражающей взаимодействие Л. с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “Л.” характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, к-рые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения Л., формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее “стержнем”. Мировоззрение Л. в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решении и поступков. Социальная структура Л, формируется и в производственной, и во внепроизвод-ственной сферах, иными словами — как в сфере труда, так и в сферах общественной деятельности, семьи и быта. Степень развитости Л. прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в к-рые она включена. Это определяет и объективные предпосылки для всестороннего развития человека.
Это интересно


Россия