Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

лев

Большой энциклопедический словарь

ГЕНРИХ ЛЕВ - (Heinrich der Lowe) (1129-1195), герцог Саксонии в 1142-80 и Баварии в 1156-80. Захватил земли западнославянских племен бодричей. Конфликт с императором Фридрихом I Барбароссой привел к потере Генрихом Львом почти всех владений (1180).
ЛЕВ - VI Мудрый (866-912), византийский император с 886, из Македонской династии. Издал указы (новеллы), пересматривавшие старые законодательные нормы, и Василики. Вел войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 с Болгарией.
ЛЕВ - XIII (1810-1903), римский папа с 1878. Автор энциклики "Рерум новарум". Иностранный почетный член Петербургской АН (1985).
ЛЕВ - X (1475-1521), римский папа с 1513. При нем процветали непотизм, спекуляция индульгенциями. В 1520 отлучил от церкви М. Лютера.
ЛЕВ - IX (Leo) (1002-54), римский папа с 1049. Содействовал Клюнийской реформе. Стремясь присоединить к папским владениям Юж. Италию, безуспешно воевал за нее с норманнами. При нем произошло разделение церквей.
ЛЕВ - млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 2,4 м, хвоста до 1,1 м; весит до 280 кг. Малочислен; сохранился лишь в национальных парках и заповедниках Экваториальной Африки и Азии (Сев.-Зап. Индия). Находится под охраной; азиатский подвид в Красной книге Международного Союза охраны природы и природных ресурсов.
ЛЕВ - (лат. Leo), зодиакальное созвездие с яркой звездой Регул.
ЛЕВ - III (ок. 675-741), византийский император с 717, основатель Исаврийской династии. Отразил натиск арабов в 718 у Константинополя, в 740 - близ Акроиноса. Издал в 726 Эклогу. Положил начало иконоборчеству.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ - (б. Астапово), поселок городского типа в Российской Федерации, Липецкая обл. Железнодорожный узел. 9,1 тыс. жителей (1991). В 1910 здесь умер Л. Н. Толстой. Дом-музей Толстого.
МАЛЫЙ ЛЕВ - (лат. Leo Minor), созвездие Северного полушария; с территории бывшего СССР видно зимой и весной.
НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ - в греческой мифологии чудовищное порождение Тифона и Ехидны, опустошавшее Немейскую долину в Арголиде. Немейский лев был неуязвим; Геракл задушил его в пещере (первый подвиг Геракла) и впоследствии всегда носил на себе его шкуру.
ПЕЩЕРНЫЙ ЛЕВ - вымершее хищное млекопитающее семейства кошачьих. Жил во 2-й пол. плейстоцена - начале голоцена, в Европе и Сев. Азии. Размером с крупного льва или тигра. Обитал не в пещерах, а на равнинах и в предгорьях.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

лев - крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов Сражается как л. кто-нибудь (храбро).
лев - лев денежная единица в Болгарии

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЛЕВ - малый; мужской род львица женский род хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis lео. Лев мышей не давит. Лев спит, а одним глазом видит (глядит), поверье.
ЛЕВ - Лев, пятый знак эклиптики и пятое из двенадцати созвездbй солнопутья. Малый лев, созвездие над Большим львом. Лев морской, книжное, гривчатый тюлень, смотрите также сивуч. Левик малый; мужской род львиная голова, отливаемая застежкой, для портупеи. Львенок малый; мужской род молодой лев, львичищ церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения Львов, львицын, львенков, ему, ей принадлежащий Львиный, ко льву относящийся , ему принадлежащ зуб, растение Leontodon taraxacum, попова скуфья, одуванчик, хасимова трава, желтый цикорий лапа, растение Аlchemilla vulgaris, львиное копыто, росница. Львовик малый; мужской род камень рода агатов. Львиноуст малый; мужской род растение Antirrhinum. Львинохвост малый; мужской род Leonorus. Левообразный, львообразный, левастый, на льва похожий.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЛЕВ - лева, малый; мужской род (болгар. лев). Денежная единица в Болгарии. Заплатили два лева.
ЛЕВ - льва, малый; мужской род
. . . 1. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, желтоватой окраски, с пышной гривой у самцов. Могучий лев, гроза лесов. Крылов. Бойцы дрались, как львы. || Скульптурное изображение этого животного на столбах ворот, на подъездах, на лестницах, а также изображение его на гербах. Балканы, львы на воротах. Пушкин. Британский лев. (на государственном гербе Англии).
. . . 2. в переносном значении Законодатель мод, правил светского поведения, покоритель женских сердец ( устаревший, устаревшая форма , ирон.). Провинциальный лев. Разыгрывать роль светского льва.
. . . Морской лев (зоол.) - морское ластоногое животное из породы ушастых тюленей. Муравьиный лев (зоол.) - похожее на стрекозу насекомое, личинка к-рого поедает муравьев.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

лев - лев -- лев 1, льва (животное) и Лев,Льва (имя; созвездие и знак зодиака; о том, кто родился под этим знаком)
лев - лев -- лев 2, ле́ва (ден. единственное число )
лев-толстовский - лев-толсто́вский -- лев-толсто́вский (от Л`ев-Толсто́й, станция и поселок)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

лев -
1. малый; мужской род
- - - 1) Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной, пышной гривой у самцов.
- - - 2) в переносном значении Тот, кто отличается огромной силой, храбростью и тысяча п.
- - - 3) в переносном значении устаревший, устаревшая форма Законодатель мод и правил светского общества.
2. малый; мужской род
- - - 1) Основная денежная единица в Болгарии.
- - - 2) Денежный знак соответствующего достоинства.

Библия. Энциклопедический словарь

ЛЕВ - (Быт 49:9) — дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся грива, щетинистые брови, блестящие зубы, отважный вид, действительно представляют поразительный вид. Длина льва иногда превышает 8 ( английское; слово английского происхождения ) футов, а высота бывает свыше 4 фунт; фут Цвет кожи львов бывает большею частью красно-бурый. Храбрость и неустрашимость их обратились в пословицу. Эти хищные животные водились некогда на болотистых берегах Иордана, но вследствие ежегодного разлития реки оставили оные и сделались еще свирепее и отважнее (Иер 49:19). Аллегорических указаний на качество и свойства львов, этих по истине «царей зверей», в Библии встречается очень много, и они так ясны, что не требуют особенных объяснений. В Свящ. Писании нередко, например, упоминается об его ужасном рычании, острых зубах, свирепом взгляде, отважных походах за добычею и быстрых прыжках, с которыми он бросается на оную. Евреи, которые были так хорошо знакомы с этим благородным животным, имели для него различные названия, смотря по его возрасту и полу, как, например, следующие: львенок молодой, престарелый лев, львица и тысяча  п. (Вт 33:22, Иез 19:2, Пс 33:11, Ос 5:14, Чис 23:24 и другие ). Со львами имели счастливую борьбу Самсон (Суд 14:5-6) и Давид (1 Цар 17:34-37). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля (3 Цар 13:24-26). Пр. Даниил был спасен от львов, в ров которых был брошен (Дан глагол 6), Львы в Свящ. Писании представляются символами людей, отличающихся особенною силою, властью и могуществом (Дан 7:4). Рыканию льва уподобляется слово Божие (Иов 4:10-11), всегда производящее потрясающее действие на сердца человеческие (Амос 3:4-8). Рыкающему льву, ищущему поглотить человека, уподобляется диавол, ищущий погибели человеческой (1 Пет 5:8). В книге Иова говорится о льве в следующих словах: «Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассееваются». А в князь Наума содержится другое рельефное, аллегорическое изображение возраста, наружности и свирепости львов, именно: «Где теперь логовище львов, говорит он, и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, лев похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным?» (2:11). Все поэты древности обилуют ссылками на благородную отважность и силу царя четвероногих, и немало их встречается также в Свящ. Писании. Изображения львов нередко встречаются на ассирийских и Вавилонских изваяниях, и на памятниках Египтян, которые, как известно, боготворили львов. В настоящее время львы редко встречаются в Сирии, но за то их нередко можно встретить в Халдее. Их часто видали и видят также при pp. Евфрате и Тигре. Старый лев западной Азии имеет черную гриву и отсюда, вероятно, его прозвание: shachal. тысяча  е. черный лев.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

КАРСАВИН Лев Платонович - (1/13.12.1882–12.07.1952), русский философ, историк, культуролог. В 1922 выслан за границу, преподавал в Ковно и Вильно, умер в лагере. Карсавин развивает учение о всеединстве, связывая русскую философскую традицию с неоплатоническим направлением западной философии. Согласно учению Карсавина, государство, стремясь к осуществлению христианских идеалов, должно в конечном счете слиться с Церковью.
ЛЕВ - (в миру Леонид Данилович Наголкин), преподобный оптинский старец (1768—11.10.1841). Первый оптинский старец, родился вг. Карачеве Орловской губерния В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами. В 1797 преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игум. Авраамии, а через два года перешел в Белобережскую пустынь, где с 1804 стал настоятелем. В 1829 прп. Лев вместе с шестью учениками вернулся в Оптину пустынь. Настоятель прп. Моисей, зная духовную опытность прп. Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и прп. Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с прп. Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования прп. Льва. Прп. Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцелений. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел. Победа над бесами, конечно, была одержана прп. Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слышал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Прп. Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою». Старчество прп. Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иером. Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые». Не без скорби приближался прп. Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В сентябре 1841 он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. В день кончины преподобного служили всенощную в память Святых отцев VII Вселенского Собора. А сам день праздника встретил прп. Лев уже на небесах. Память преподобному Льву отмечается 11/24 октября.
ПОНТРЯГИН Лев Семенович - (21.08/3.09.1908–3.05.1988), русский математик, потерял зрение от несчастного случая, автор ряда выдающихся мировых открытий. В топологии открыл общий закон двойственности и в связи с этим построил теорию непрерывных групп; получил ряд выдающихся результатов в теории гомотопий (классы Понтрягина). В теории управления — создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит принцип максимума Понтрягина. Открытия Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всем мире.
ТИХОМИРОВ Лев Александрович - (19/31.01.1852–16.10.1923), русский философ, публицист и общественный деятель. Родился в Ставрополе. Учился в Московском университете, где подпал под влияние антирусского подполья, участвовал в революционном движении, бежал за границу, где окончательно понял преступный, антинародный характер своих «соратников», ненавидевших историческую Россию, ее православную веру и традиционные устои. Порвав с преступниками, Тихомиров в 1888 обратился к Александру III с покаянным письмом, в котором подводил главный итог русской патриотической мысли к. XIX в.: «Чрезвычайную пользу... я извлек из личного наблюдения республиканских порядков и практики политических партий. Нетрудно было видеть, что Самодержавие народа, о котором я когда-то мечтал, есть в действительности совершенная ложь и может служить лишь средством для тех, кто более искушен в одурачивании толпы. Я увидел, как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясенную и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза. Все это осветило для меня мое прошлое, мой горький опыт и мои размышления и придало смелости подвергнуть строгому пересмотру пресловутые идеи Французской революции. Одну за другой я их судил и осуждал. И понял, наконец, что развитие народов, как всего живущего, совершается лишь органически, на тех основах, на которых они исторически сложились и выросли, и что поэтому здоровое развитие может быть только мирным и национальным... Таким путем я пришел к власти и благородству наших исторических судеб, совместивших духовную свободу с незыблемым авторитетом власти, поднятой превыше всяческих алчных стремлений честолюбцев. Я понял, какое драгоценное сокровище для народа, какое незаменимое орудие его благосостояния и совершенствования составляет верховная власть с веками укрепленным авторитетом». Царь разрешает Тихомирову вернуться в Россию, чтобы искупить свои грехи перед русским народом. На родине Тихомиров становится ведущим сотрудником «Московских Ведомостей» и «Русского Обозрения». Важнейшие из статей он выпускает отдельными изданиями: «Начала и концы», «Духовенство и общество в современном религиозном движении», «Конституционалисты в эпоху 1881 года», «Демократия либеральная и социальная», «Единоличная власть, как принцип государственного строения», «Знамение времени. Носитель идеала», «Земля и фабрика» и тысяча  п. В 1905 он выпускает свой основной труд — «Монархическая Государственность». Анализируя исторические формы устройства России и многих зарубежных стран, Тихомиров делает вывод, что верховная власть в лице монарха даже в средних своих образцах действует более разумно и твердо, чем тысяча  н. «демократия». «При очевидных преимуществах монархии немудрено, что она составляла до сих пор как бы естественную норму государственной жизни человечества. В истории чаще всего мы встречаем именно ее, и величайшие эпохи национального творчества в большинстве случаев отмечаются именами монархов... Трудность возникновения и поддержания монархии зависит лишь от того, что она требует присутствия в нации живого и общеразделяемого нравственного идеала». Тихомиров высоко оценивал значение русских общины и артели, видя в них главную возможность самобытного развития русских рабочих и крестьян. В отличие от предлагаемых либералами и леворадикалами планов объединения рабочих в тред-юнионы по западноевропейскому образцу Тихомиров выдвигает идею сплочения и развития рабочих путем создания рабочих общин. «Рабочие союзы, — писал он, — должны были бы явиться у нас не узкопрофессионально экономическим учреждением, но некоторой общиной, объединяющей фабрично-заводских рабочих во всех главных отраслях их нужд. Крестьянин, являясь в город из своей деревни, попадал как бы в ту же привычную ему общину, но только более развитую... Эта цель не заключает в себе ничего революционного, она не требует какого-либо переворота в России, только, наоборот, требует достройки... Будущее рабочее сословие, естественно, должно состоять из рабочих общин. Цель рабочих союзов состоит в том, чтобы послужить постепенным переходом в рабочие общины». По мнению Тихомирова, рабочие общины должны находиться в постоянной связи с сельскими крестьянскими общинами для совместного устройства в деревне хороших приютов для «нуждающихся в воздухе, отдыхе и поправке». В сельские общины можно устраивать вдов и сирот городских рабочих и, наконец, направлять их самих на заслуженный отдых. «Такая связь городских рабочих с деревенскими собратьями усилит независимость городских рабочих...» В 1909—14 Тихомиров редактирует патриотическую газету «Московские Ведомости». Незадолго до гибели Столыпина, с которым он сблизился в последние годы, Тихомиров направил ему записку, где обращался с просьбой взять на себя инициативу государственной реформы, которая вернула бы царской власти свободу законодательного творчества, сделала бы Думу совещательным учреждением по образцу Земского собора. Перед Первой мировой войной Тихомиров отошел от общественной деятельности, поселился рядом с Троице-Сергиевой лаврой, а в 1918 признал «убийственную правду» Сионских протоколов. Регулярно приходил к гробнице Сергия Радонежского с молитвой о спасении России. О. Платонов
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич - (28.08.1828–7.11.1910), граф, русский писатель. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губерния Получил первое начальное домашнее образование. С 1844 учился в Казанском университете, сначала на восточном факультете, затем на юридическом. В 1847 оставил университет и возвратился в Ясную Поляну. В 1851, поступив на военную службу, Толстой отправился на Кавказ. Здесь он написал автобиографические повести «Детство», «Отрочество» (опубл. в 1852 и 1854). Позднее (в 1857) вышла последняя повесть этой трилогии, в которой Толстой выразил стремление личности к постижению своей сущности, к нравственному совершенствованию. Служба и участие в военных действиях на Кавказе (1851—53) дали Толстому богатые впечатления об армейской жизни, о быте коренных народов, что потом получило отражение в рассказах и повестях Толстого. В 1854 Толстой добровольно отправился в действующую Дунайскую армию, а с ноября 1854 участвовал в обороне Севастополя, запечатленной в «Севастопольских рассказах» (1855–56). В 1856 Толстой вышел в отставку в чине поручика, сотрудничал в журнале «Современник». В к. 1850–х принял участие в обсуждении проектов крестьянской реформы. Толстой дважды ездил за границу: в 1857 во Францию и Швейцарию, в 1860—61 — во Францию, Англию и Германию. Возвратившись в Россию в 1861, Толстой принял участие в проведении реформы 1861, был мировым посредником в Крапивенском уезд. Тульской губерния , защищал интересы крестьян, что вызвало неудовольствие местных помещиков и отстранение Толстого от должности. В 1859 им была создана яснополянская школа для крестьян (действовала до 1862). В течение 20 лет (до 1882) Толстой жил с семьей в Ясной Поляне, изредка наезжая в Москву. В этот период им были написаны эпопея «Война и мир» (1863–69), роман «Анна Каренина» (1873–77), «Азбука» для детей (1871–72), «Новая азбука» (1874–75), 4 выпуска «Русских книг для чтения». В ново-. Ср. нов. 1880–х происходит разрыв Толстого с той средой, к которой он принадлежал по своему рождению и воспитанию, отказ от прежнего образа жизни. Он теоретически обосновывает свое миропонимание в «Исповеди», «Исследовании догматического богословия», «Соединении и переводе четырех Евангелий» и особенно в трактате «В чем моя вера», создает свою религиозно-философскую систему. Толстой призывал к преобразованию общества путем морально-религиозного самоусовершенствования, отказа от всякого насилия (проповедовал тезис «непротивления злу насилием»). Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей в России, Западной Европе, в Индии, Японии и другие странах. В 1880–х —90-х им были созданы романы и повести, в которых обсуждались насущные проблемы современности в социальном и религиозно-философском аспектах: «Воскресение» (1889–99), «Смерть Ивана Ильича» (1884–86), «Крейцерова соната» (1887–89), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), драмы «Власть тьмы» (1887) и «Живой труп» (1900), комедия «Плоды просвещения» (1891). В 1884 по инициативе Толстого в Москве было основано просветительское издательство «Посредник», издававшее для народа доступную по цене художественную, научно-популярную и нравоучительную литературу. За выступления против Православной Церкви Толстой в 1901 был отлучен от нее. 28 октября 1910 Толстой тайно ушел из Ясной Поляны и направился в Оптину пустынь, возможно, чтобы совершить обряд покаяния, но по дороге простудился и заболел воспалением легких. Чтобы спасти душу грешника, отлученного от Церкви, на станцию, где лежал больной Толстой, приехал святой оптинский старец Варсонофий. Однако враги Христовой веры, окружавшие Толстого, не допустили русского святого к умирающему писателю. 7 ноября Толстой скончался без покаяния на ст. Астапово Рязано-Уральской женский род дюйм  Похоронен в Ясной Поляне без церковного обряда. В. Ф.

Словарь астрологических терминов

ЛЕВ -
(лат. Leo) - 
 1. Зодиакальное созвездие, мифологически восх. к истории одного из
подвигов Геракла. Чудовища Тифон и Эхидна породили огромного льва.
Гера перенесла его в Немею, где он долго ужасал население. Геракл
разыскал льва, но убедился, что стрелы и копья не пробивают львиной
шкуры; тогда он задушил льва руками. В христ. традиции - символ
евангелиста Марка. У арабов и индийцев носит то же название (см.
Симха).
   В нашу эпоху Солнце находится в нем с 11 августа по 17
сентября.
 2. Пятый знак тропического Зодиака (  ). Солнце проходит его в
период с 23 июля по 23 августа. Постоянный (фиксированный) знак,
стихия - огонь. Планета-хозяин: Солнце. Место возвышения
Плутона. Сатурн и Уран здесь в падении, Меркурий в изгнании.
Индийцы "домом" Солнца считают не весь знак Льва, а лишь его
последние десять градусов (20 - 30 ); первые двадцать градусов (0 -
20 ) называются "высшей третью" (мулатрикона,  смотрите также  ).
            Управители деканад:
Деканада        Европейская       Индийская
             традиция        традиция
-------------------------------------------------------------
 1           Сатурн         Солнце
 2           Юпитер         Юпитер
 3           Марс          Марс
Металл: золото
символ: любое изображение солнца
день: воскресенье
цвет: ярко-желтый
число: 1 (также 10, 19, 28)
растения: подсолнух, апельсин, лавр, финиковая пальма; баранник
горный (arnica montana), горечавка (gentiana), дягиль (angelica
sylvestris); мускат, гелиотроп, гранатовое дерево, пеон
камни: алмаз; сардоникс, рубин; сердолик, сапфир, обсидиан, оникс,
изумруд
страны и провинции: Франция, Италия, Сицилия, Альпы; Чехия, Румыния,
Баден; Туркестан, Ливан, Судан; Калифорния, Перу
города: Рим, Прага, Баден, Кобленц, Ульм; Дамаск, Иерусалим, Аскалон,
Нисибин, Термез, Бомбей; Чикаго, Бристоль, Филадельфия
              /рисунок/
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757