Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

лавр

Большой энциклопедический словарь

ЛАВР - род вечнозеленых деревьев и кустарников семейства лавровых. 2 вида, преимущественно в Средиземноморье. В культуре лавр благородный с ароматными листьями, используемыми как пряность (лавровый лист).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

лавр - Poet ветви этого дерева, венок из них как символ победы, славы, награды Увенчать лаврами победителя. Стяжать лавры (также в переносном значении ). Пожинать лавры ( в переносном значении ; пользоваться плодами успехов; часто ирон.). Почить на лаврах ( в переносном значении ; успокоиться на достигнутом; неодобр.) Чьи-нибудь лавры не дают покоя кому-нибудь ( в переносном значении , кто-нибудь завидует чьим-нибудь успехам; ирон.)
лавр - лавр южное вечнозеленое дерево или кустарник, душистые листья которого употребляется, употребительно, употребительный как специя Благородный л.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЛАВР - малый; мужской род родовое названье деревца Laurus; пряный лавровый лист идет от лавра благородного, L. nobilis, которым древние венчали героев; от лавра камфарного добывается камфора. Пожинать лавры, прославляться. Почивать на лаврах, покоиться после славной жизни. Лаврик волчий, растение Daphne laureola, однородное с лаврушей, волчьим лыком, D. mezereum. Лавровый, от лавра, к нему относящийся Лавровая вишня, лавровишня женский род дерево Рrunus lairocerasus; дерево это одного рода со сливою, терном и черемухою. Лавролист, растение Laurophyllus.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЛАВР - лавра, малый; мужской род ( латинское laurus).
. . . 1. Смолистое дерево с вечнозеленой листвой, отличающееся ароматическим запахом. там лавры зыблются, там апельсины зреют. Пушкин.
. . . 2. чаще множественное число То же, что лавровый венок, лавровая ветвь или листья, как символ победы, награды (см. лавровый; слово книжное риторическое ). Лаврами побед увиты, бойцы из чаши мира пьют. Пушкин. Венец терновый, увитый лаврами, надели на него. Лермонтов (о Пушкине).
. . . 3. в переносном значении , только множественное число Успех, слава, триумф ( слово книжное ). Пожинать, пожать лавры (см. пожать). почить на лаврах (см. почить). Видимо, лавры Дон-Кихота не дают спать нашим "левым" загибщикам. Сталин ("Ответ товарищам колхозникам", 1930г.). (Выражение: "чьи-нибудь лавры не дают спать кому-нибудь", означающее: кто-нибудь завидует чьему-нибудь успеху, идет из греческий истории - слова Фемистокла: "лавры Мильтиада не дают мне спать".)

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

лавр - лавр -- лавр, -а (дерево, кустарник)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

лавр - малый; мужской род
- - - 1) Южное вечнозеленое дерево или кустарник с продолговатыми ароматными листьями, употребляемыми как пряная приправа к пище.
- - - 2) Древесина такого дерева.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ФЛОР и ЛАВР ИЛЛИРИЙСКИЕ - мученики (II в.), уроженцы Византии, переселившиеся в Иллирию (зап. часть совр. Хорватии), по профессии искусные каменотесы. Правитель Иллирии Лакаон послал свв. Флора и Лавра для работы над строившимся большим языческим храмом. Братья усердно трудились, не помышляя своим трудом служить делу прославления бездушных языческих богов. Они молились по ночам, прося у Бога наставления, как Ему достойно послужить. И их молитвы были услышаны. Однажды сын местного жреца был ранен в глаз осколком камня. Святые просветили его светом Христовой истины, и после сверху Крещения он получил полное исцеление. Увидев это, уверовал в Спасителя и сам жрец. По завершении постройки храма сверху братья разрушили поставленных в нем идолов и водрузили святой Крест. Всю ночь собравшиеся в храме молились, и Божественный Свет осенял их. Когда обо всем этом узнал правитель Лакаон, он повелительно; повелительное наклонение ел сжечь триста христиан, в том числе бывшего жреца и его сына. Святые же братья Флор и Лавр были брошены в высохший колодец и засыпаны землей. Через много лет их сверху мощи были перенесены в Константинополь. Русские крестьяне видели в этих святых покровителей лошадей; так, в одном стихе поется: «Попаси ему, Господь Бог (т. е. хозяину), Флор и Лавр лошадок» и тысяча  д. Подобным образом в «Сказании о святых мучениках» Флору и Лавру полагается особая молитва от конского падежа. Отсюда и самый день свв. Флора и Лавра получил название лошадиного праздника, который во многих местах нашего отечества совершался с большою торжественностью. Крестьяне в этот день остерегались работать лошадьми и давали им совершенный отдых, чтобы в противном случае не накликать конского падежа; во многих местах в этот день хозяева выводили своих лошадей к рекам и озерам, купали их в воде и потом завивали лентами их гривы в косы, приводили к церквам, служили над ними молебствия с водосвятием и потом окропляли их святою водою, а у старообрядцев даже окуривали ладаном. В благодарность за освящение, которое, конечно, совершалось приходским священником, в некоторых внутренних губерниях России, например в Орловской, крестьяне пекли хлеб, оттискивая на нем знаки в виде конских копыт, и потом собирали и жертвовали священнику. На каком основании указанные верования и обычаи приурочены к имени и дню свв. Флора и Лавра — на это мы вовсе не находим никакого объяснения в житии этих свв. угодников. Мало того, Димитрий Ростовский прямо замечает, что в повествовании об этих угодниках решительно нет никаких положительных данных для вышеуказанных народных верований и обычаев. Между тем известно, что в Древней Руси на иконах рядом с ликами свв. Флора и Лавра очень часто изображались лошади, и в древних наших подлинниках именно под 18 августа о свв. Флоре и Лавре читаем даже наставление, что эти угодники должны быть не иначе писаны, как с этими покровительствуемыми ими животными. И в старину в нашем отечестве было слишком много подобного рода изображений свв. Флора и Лавра. Как на один из таких древних памятников живописи, можно, между прочим, указать на икону, на которой представлены свв. Флор и Лавр, сверху Власий и сверху Модест, которым внизу подводят коней, и подъезжают конные воины в дорогих одеждах и доспехах. На древний иконе Флора и Лавра представлены невдалеке от них на широкой зеленой поляне гуляющими и толпящимися у ручья лошади. Не находя прямого указания для объяснения упомянутых верований и обычаев в житии свв. Флора и Лавра, Н. М. Карамзин предполагал, что обыкновение приводить на день свв. Флора и Лавра лошадей к церкви происходило от древнего языческого обычая. И Димитрий Ростовский, обличая иконописцев за неправильное изображение свв. Флора и Лавра с лошадьми, между прочим, говорит: «И иная много обыкоша тии писати, акоже святых мученик Флора и Лавра с лошадьми, яже суть небылица». Память мчч. Флору и Лавру отмечается 18/31 августа. И. П. Калинский
Это интересно


Россия