Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

кума

Большой энциклопедический словарь

КУМА - река на западе Зап. Сибири, правый приток река Конда. 530 км, площадь бассейна 7750 км2.
КУМА - река на Сев. Кавказе. 802 км, площадь бассейна 33,5 тыс. км2. Начинается на северных склонах Б. Кавказа, теряется на Прикаспийской низменности. Средний расход воды в среднем течении 10,9 м3/с. Используется для орошения (Терско-Кумский и Кумо-Манычский каналы).
КУМА - название крестной матери по отношению к родителям крестника и к крестному отцу.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

кума - крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

КУМА - смотрите также кум.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

КУМА - кумы, женский род
. . . 1. женск. к кум.
. . . 2. Обычный эпитет лисы в русских народных сказках (нар.- поэтично, в языке поэтов ). Голодная кума-лиса залезла в сад. Крылов.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

кума - кума́ -- кума́, -`ы

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

кума - женский род
- - - 1) Крестная мать по отношению к крестному отцу и к родителям крестника; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
- - - 2) устаревший, устаревшая форма Употр. как обращение к пожилой женщине.
- - - 3) устаревший, устаревшая форма Немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях или во внебрачной связи.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА - восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, тысяча  к. духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского». Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников. С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери. В духовное родство с крестными (в народной терминологии — кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его. Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались). Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в. значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в. официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями. Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губерния ). Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь. Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных. Бог счастья не даст». По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным. Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли. Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки. По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, — «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест — символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным. Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, тысяча  е. он не принадлежит к православной вере. Т. А. Листова
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757