Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

косма

Большой энциклопедический словарь

КОСМА - Угличский (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).
КОСМА - Халкидонский (ум. окончательный вид 816), христианский исповедник, епископ Халкидонский, пострадал в иконоборческое гонение при императоре Льве V Армянине. Память в Православной и в Католической церкви 18 апреля.
КОСМА - Зографский (Афонский) (ум. 1323), иеромонах, отшельник-молчальник. Память в Православной церкви 23 февраля (8 марта) и 22 сентября (5 октября).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

КОСМА - женский род кудерь, прядь волос или шерсти; длинный, свалявшийся клок: склоченная прядка. Распустить космы, ходить растрепой, нечёсой. Растрепать кому космы, оттаскать за волосы; оборвать космы, виски, то же. Его (ее) сюда за космы (за косу) не притянешь. Косматый, кто в космах, в густой, всклоченной шерсти; волосастый, шерстистый; всклоченый, нечесаный, кудлатый. Косматая трава, растение Ajuga, смотрите также дубровка. Пес космат, ему жь тепло, а мужик богат, ему жь добро. Косматому теплота, голодному нагота. Оба святы, да и оба косматы, богаты. Косматость, свойство косматого. Космоватый, косматоватый, то же, в меньшей степени. Косматик малый; мужской род косматка женский род космыль вят. космач малый; мужской род космачка женский род кто ходит раскосматясь. нечесанным, всклочив волосы. В сибирское ходит космачем, простоволосым, без шапки. Косматить кого, взбивать космы, распускать кому волоса; срывать с бабы платок ся, страдательный; страдательный залог и возвратный; возвратный залог по смыслу речи. Космаченье средний род действие, действительное по смыслу глагол Косматить, обрастать густыми волосами, шерстью. Степной конь на зиму косматеет. Космоголовый, космогривый, космоплекий, космолапый, космоногий, космохвостый, понятны. Космоногий голубь, космоножка существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное мохноногий.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

КОСМА и ДАМИАН - (в просторечии Кузьма и Демьян), сверху бессребреники. Празднуются 1/14 ноября. Русский народ с именем этих угодников соединял немало особенных верований. Что касается распространенного верования в их врачебную помощь от разных недугов, оно имеет действительное основание в сказании о их жизни. В Четьях-Минеях повествуется о свв. Косме и Дамиане, что они «приняше от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесем, врачующе всякие болезни и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людех». Далее в Четьях-Минеях отмечается, что «они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сие приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради. Того ради и безмездние врачеве, и бессребреницы от верных наречены быша». Затем из «Сказания о святых, коим и каковые благодати даются от Бога» видно также, что наши предки молились свв. Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В азбуковнике XVII в. находим прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Простой русский люд называл свв. Косму и Дамиана Божиими кузнецами; мастера кузнечные считали их своими патронами и потому почитали грехом работать в своих мастерских в день их памяти. Во многих местах в честь Космы и Дамиана исстари бытовал обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимались кузнечным делом — ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою, применяясь в этом случае к имени сверху Космы, Божьего кузнеца: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьим кузнецам, свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и ставила в зависимость от них заключение брачных союзов. Так, например, в одной старинной песне пелось: Там шел наш Косьма-Дамьян / На свадьбу Агафоныча, / Ты святый ли, ты Косьма-Дамьян, / Да ты скуй нам свадебку / Вековечную, нераздельную. / Или еще в другой: О святый Кузьма-Демьян, / Приходи на свадьбу к нам / С своим святым кузлом (молотом), / И скуй ты нам свадебку / Крепко, крепко-накрепко. / Сковать свадьбу — значило как бы утвердить те невидимые нравственные цепи (взаимные обязанности), какие налагают на себя вступающие в супружество. Наши предки приписывали свв. Косме и Дамиану покровительство над свадьбами, особенно которые совершались в сельском быту около дня памяти этих угодников, благодаря главным образом созвучию имени Космы с народным названием молота кузлом. Совпадение со днем свв. Космы и Дамиана явлений зимней природы послужило основанием для следующих народных примет: «Кузьма закует, а Михайло раскует: Кузьма и Дамиан с гвоздем». Наконец, свв. Косма и Дамиан были известны как хранители кур, поэтому и день их памяти назывался у крестьян Куриным праздником или Куриными именинами. В старину наши предки соблюдали благочестивый обычай в честь этих угодников, известных в народе под именем Курятников: хозяйки в Москве 1 ноября собирались вокруг церкви свв. Космы и Дамиана с курами и потом рассылали их своим знакомым и уважаемым лицам в виде подарка. Основанием народного представления о покровительстве свв. Космы и Дамиана курам послужило то обстоятельство, что эти домашние птицы как эмблема счастия и плодородия составляли непременную принадлежность свадебных церемоний и необходимое свадебное кушанье. По этим птицам любили гадать наши деревенские девушки о суженых и ряженых. Русскому человеку всего естественнее казалось отдать кур под покровительство свв. Космы и Дамиана, покровителей свадебное, свадебный Народное представление о свв. Косме и Дамиане, Божиих кузнецах, в связи с покровительствуемою ими домашнею птицею, петухом, имеет довольно близкое отношение к древнерусскому языческому культу Перуна: божество это как производитель молний и огня предками нашими представлялось в виде кузнеца, а петух считался атрибутом его как птица, посвященная в честь его. Древнеязыческое представление о Перуне могло впоследствии перейти на свв. Косму и Дамиана. И. П. Калинский
КОСМА ЯХРОМСКИЙ - преподобный († 18.02.1492), родился в благочестивой семье во Владимирской земле, в отроческом возрасте был отдан на воспитание и услужение к богатому боярину. Тот оказался человеком богобоязненным и жил строгой благочестивой жизнью. Он полюбил отрока и постарался дать ему хорошее образование. Заболев тяжелым недугом, боярин в поисках врача провел немало времени, переезжая из одного города в другой. Отрок совершал эти путешествия вместе со своим господином. Однажды, остановившись на отдых при источнике на берегу река  Яхромы, боярин, истомленный болезнью и дорогой, уснул. В это время Косма увидел на дереве икону Успения Пресвятой Богородицы, от которой исходило сильное сияние. Взяв с благоговением сверху икону, Косма осенил ею своего господина — и тот проснулся совершенно исцеленным. По истечении времени службы сверху Косма с найденной им Яхромской иконой удалился в Киево-Печерский монастырь, где был принят в число братии. По прошествии многих лет после откровения, бывшего ему во сне, прп. Косма вернулся к источнику, возле которого некогда нашел икону, и воздвиг здесь церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему стала стекаться братия, и так было положено основание новому монастырю. Являя собой пример истинного подвижничества, сверху Косма собрал множество учеников, руководя которыми достиг глубокой старости и сподобился мирной кончины. Память прп. Косме отмечается 18 февраля/2 марта и 14/ 27 октября (в день празднования обретенной им Яхромской иконы Божией Матери).
Это интересно


Россия