Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

кир

Большой энциклопедический словарь

КИР - II Великий (? - 530 до ново-. Ср. нов. э.), первый царь (с 558 до ново-. Ср. нов. э.) государства Ахеменидов. Завоевал Мидию, Лидию, греческие города в М. Азии, значительную часть Ср. Азии. В 539 покорил Вавилон и Месопотамию. Погиб во время похода в Ср. Азию.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

КИР - малый; мужской род астрах. пропитанная нефтью земля, на топливо, в Баку.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

кир - кир -- кир, -а (горная порода)

Библия. Энциклопедический словарь

КИР - (город — Амос 1:5, 9:7, Ис 22:6, 4 Цар 16:9) — первое, самое древнее указание на означенный город встречается у смотрите также малый; мужской род пр. Амоса, в указанной выше цитате, как о месте колена, которое назначено было Богом для Сириян. Действительно, Феглафелассар, царь Сирийский, отвел Дамасских Сириян в плен, как об этом и было предсказано прежде (4 Цар 16:9). Вероятно, на этот самый город указывает и прочее книга пророка Исаии (22:9). Определить местоположение оного в настоящее время очень трудно. Г. Кир находился под владычеством Ассирии — вот все, что мы можем положительно сказать об оном.
КИР — - (Ис 44:28 и другие ) — победитель трех могущественнейших народов древности: Мидян, Лидиям и Вавилонян, основатель Мидо-Персидской монархии и освободитель евреев из Вавилонского плена. Первоначально он назывался именем Аградар, имя же Кир сделалось его царским титулом, когда он занял выдающееся место в общественной жизни и деятельности. Этот замечательный муж в первый раз упоминается в Свящ. Писании, как предмет пророчества, произнесенного смотрите также малый; мужской род пр. Исаиею, еще за полтора века, до его рождения (Ис 44:28). «Который (т. е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою, и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму: ты будешь основан!» — так гласит означенное удивительное пророчество. Прежде чем Иудея сделалась Персидскою областью или прежде чем два колена были отведены в плен в Вавилон, смотрите также малый; мужской род пр. книга пророка Исаии был вдохновлен Духом Божиим прямо изречь означенное пророчество с указанием даже имени Кира, как будущего освободителя евреев от семидесятилетнего плена Вавилонского (Ис 41:2, 6, 44:28, 45:1). Он был особенным орудием в Деснице Божией для разрушения Вавилона (45:1-3). Свящ. Писание не упоминает о ранних летах жизни Кира, но мы можем заимствовать краткий очерк оной из Геродота и других светских классических историков. Отец Кира был Камбиз, потомок древних Персидских царей, но когда Кир родился, то он не был еще признан за лицо царского происхождения и жил в неизвестности; но вот Астиаг, царь Мидийский, выбрал Камбиза в мужья для своей дочери Манданы. По рождении Кира, около 599 г. до Р. Х., Астиаг, заботясь о безопасности своего престола, приказал было убить младенца, но это бесчеловечное предприятие, к счастью, не осуществилось и Кир оставался при Персидском дворе (Персия была присоединена тогда к Мидии), доколе среди вельмож и народа не вспыхнуло возмущение против Астиага, вследствие его несправедливого и жестокого правления. При вторичном столкновении Астиага с Киром первый был взят в плен и Мидийская монархия постепенно уступала свое место Персидской. Впрочем, Кир не захватил еще кормила правления и владычества над Персиею, так как его дядя, Циаскар (упоминаемый под именем Дария в князь смотрите также малый; мужской род пр. Даниила), был первым монархом Мидо-Персидской монархии. В видени и прочее Даниила (гл. 8) упоминается об овне и козле и при этом овен представляется двурогим, что, по общему мнению комментаторов, относилось к царям Мидийскому и Персидскому. Действительно завоевания Кира простирались на з. до Егейского моря, на имя существительное или село, селение — по ту сторону Армении и на ю. — до Египта; но так как его завоевания и царство не составляли особого предмета означенного видения, то в пророчестве содержится только краткое указание на Кира, а о нем более не упоминается в Свящ. Писании до самого завоевания им Вавилона. Покорив Малую Азию, Кир обратил свое внимание на Вавилон, — этот золотой город, славу царств, красоту Халдейского величия, составлявший, по-видимому, давний предмет его честолюбивых намерений. Главные биографы Кира (Ксенофонт и Геродот) представляют жизнь и подвиги не совсем в одинаковом свете. Его завоевания, как мы уже заметили выше, распространились почти по всему свету, но самым блестящим из них было, конечно, взятие им Вавилона в 538 или 539 г. до Р. Х. Впрочем, нет особенной нужды входить во все биографические подробности царствования Кира, за исключением разве тех событий из его жизни, которые непосредственно связывали его имя с историею народа иудейского. Довольно сказать о Кире, что он был царем могущественным и мудрым, отличался благоразумием и мудростью в мирное время, равно как мужеством и храбростью в военное. Слава его царствования озарила особенным блеском всю историю Востока того времени, а Библия проливает еще новый свет на личность этого в высшей степени замечательного монарха. По взятии Вавилона, он приказал возвратить иудеев, томившихся 70 лет в плену, в их отечественную землю, и щедро снабдил их денежными средствами к возобновлению Иерусалимского храма (1 Езд 1-4). Откуда Кир мог узнать такое откровение, что Божественное существо называется «Господом, Богом небесным?» И как он узнал, что Господь повелительно; повелительное наклонение ел ему возобновить храм в Иерусалиме? О почему, презрев все языческие божества, он весь успех и величие приписал единому Господу Богу? Несомненно, он должен был иметь для сего какое-либо особенное вразумление и духовное озарение свыше. Для решения этих важных вопросов остановимся вкратце мыслию на замечательном повествовании о Кире Иосифа Флавия, а этот историк говорит следующее: Кир, при чтении книг и прочее Исаии, встретил, между прочим, следующее, относящееся к своему лицу, пророчество: «Который (т. е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму — ты будешь основан!… Так на то была особенная воля Божия, чтобы Кир, властитель великих и многих народов, отвел народ иудейский в страну его и построил храм Господу!» (Ис 44:28, Езд 1:1-4). Это было предсказано Исаиею за 140 лет до разрушения храма, потому, когда Кир прочитал означенное пророчество и удивлялся Божественному могуществу и всеведению, им овладело сильное желание осуществить на самом деле предсказание; вследствие чего он созвал знатнейших иудеев, находившихся в Вавилоне, и сказал им: «Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме» (1 Езд 1:3). По слову царя, более 42 000 иудеев, покровительствуемые указом Кира, получивши от него в дар сосуды дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором, возвратились в свое отечество и вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме (1 Езд 1:1-8, глагол 3). Впрочем, может быть, Кир был возбужден к такому великодушному делу и прочее Даниилом, который находился при царском дворе в царствование Кира в такой же силе, как и при его предшественнике, Дарие (Дан 6:29). Кир, однако же, не дожил до окончания построения Иерусалимского храма. В одном из сражений с Массагетами, воинственным народом, обитавшим на южных беретах Каспийского моря по ту сторону Армении, был ранен и умер от раны. Есть предание, что храбрая царица Массагетов, Томириса, в отмщение за убийство Киром ее сына, приказала отрубить ему голову и, бросив оную в сосуд, наполненный, кровью, воскликнула: «Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!». Впрочем, сказания о смерти Хира различны: так, например, Ксенофонт в своей Киропедии передает, что Кир спокойно умер в своем дворце и похоронен на своей родине в Персидском городе Пасаргадах, и что прах его заключался в великолепной гробнице, которую охраняли особые жрецы. На Персидский престол по смерти Кира вступил старший сын его Камбиз. Но Персы, как говорит предание, долгое время по смерти чтили память Кира, называя его своим родителем.
КИР-МОАВ, - КАРХАРЕС, КИРХАРЕШЕТ (Ис 16:11) — упоминается только в означенной цитате и, по Птоломею, был ни что иное, как древний Харакома. Полагают, что этот город тот же самый, что и Кирхарешет (4 Цар 3:25), или Кирхарес (Ис 16:11). Новейшее название города Керак — это довольно значительное местечко, в нескольких английское; слово английского происхождения милях на век от Чермного моря, по направлению к южной оконечности оного. Город Кир-Моав упоминается и в апокрифических книгах и у христианских писателей и у новейших путешественников. Он стоит на холме в 6 милях на ю. от Ар-Моава и окружен полуразрушенною стеною с башнями по бокам; в нем до 550 семейств, большею частью магометанских. Окружающая областьг. Кир-Моав носит то же самое название. На стенах этого города некогда царь Моавитский, Меса, во время войны с Израильтянами, находясь в крайне стесненном положении, принес в жертву своего первородного сына, наследника престола, что навело тогда ужас на Израильтян, и вследствие чего они отступили от города (4 Цар глагол 3). В Кир-Моаве, в первые века христианства существовала епископская кафедра и на Иерусалимском соборе в 556 г. упоминается епископ Харакмова Димитрий.

Словарь "воровского жаргона" (разговорный)

КИР - - 1) вечеpинка, 2) спиpтное
Это интересно


Россия