Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

кант

Большой энциклопедический словарь

ВИВАТНЫЙ КАНТ - (виват) (лат. vivat - да здравствует), вид панегирического канта, сложившийся в русской музыке Петровской эпохи. Мелодия имела фанфарно-руладный характер. Исполнялись хором или группой певцов главным образом во время придворных приемов и празднеств. Существовали до кон. 18 век
КАНТ - (Canth) (Минна) ( настоящее время имя Ульрика Вильхельмина, урожденная Йонсон, Johnson) (1844-97), финская писательница. Впервые в финской литературе обратилась к рабочей теме. Пьесы "Жена рабочего" (1885), "Дети горькой судьбы" (1888), социально-психологическая повесть "Бедные люди" (1886).
КАНТ - (Kant) Герман (р. 1926), немецкий писатель. Роман "Актовый зал" (1964), "Выходные данные" (1972), посвященный интеллигенции Восточной Германии, соединяют черты традиционного "романа-воспитания" и современной интеллектуальной прозы. В романе "Остановка в пути" (1977) - тема духовного прозрения человека; рассказы (в тысяча число, числительное сборник "Сумма", 1987).
КАНТ - Иммануил (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747-55 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755). В развитой с 1770 "критической философии" ("Критика чистого разума", 1781; "Критика практического разума", 1788; "Критика способности суждения", 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых "вещах в себе" (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания - общезначимые априорные (см. Априори) формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами "практического разума", необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.
КАНТ - город (с 1985) в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция. 24,2 тыс. жителей (1991). Цементно-шиферный комбинат, сахарный и другие заводы.
КАНТ - (от латинский cantus - пение, песня), род бытовой многоголосной песни (преимущественно 3-голосной), распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Канты исполнялись ансамблем певцов или хором без сопровождения. Первоначально - на религиозные тексты; с 18 век - бытовые, любовно-лирические, а также военно-патриотические канты, в петровскую эпоху - "приветственные" и "панегирические" канты (см. Виватный кант).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

кант - вшитый цветной шнурок, узкая полоска ткани по краю или шву одежды
кант - кант полоска, которой оклеен по краям в виде рамки эстамп, рисунок, таблица

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

КАНТ - кантик малый; мужской род выпушка оторочка по швам или краям одежды; обвод, кайма, шитая или накладная. Кантовать мундир, портняжное вшивать выпушку.
КАНТ - Кантовать доски, при свалке их, оборачивать, переворачивать исподом вверх.

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

КАНТ - канта, малый; мужской род ( латинское cantus - пение). (истор.). Похвальное песнопение торжественного или церковного содержания. (Бурсаки) во весь рот начинали петь кант. Гоголь.
КАНТ - канта, малый; мужской род (нем. Kante).
. . . 1. Цветной шнурок, оторочка по краям или швам одежды ( большей частью форменной). Гимназисты носили синие фуражки с белым кантом. Телеграфисту с желтым кантом букетики даришь. Андрей Белый. || Полоска, которой оклеивают по краям для прочности рисунок, карточку, таблицу и тысяча п.
. . . 2. Ребро в брусе или доске, обтесанных так, что в поперечном сечении получается прямоугольник (спец.).

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

кант - кант -- кант, -а
Кант - Кант -- Кант, -а: гипо́теза К`анта

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

кант -
1. малый; мужской род
- - - 1) а) Цветной шнурок, узкая полоска ткани (обычно другого цвета), вшитая по краям или швам одежды; оторочка. б) Полоска, окаймляющая в виде рамки фотографическую карточку, рисунок, таблицу и тысяча п.
- - - 2) Ребро бруса, доски и тысяча п., обтесанных так, что в поперечном сечении получается прямоугольник.
2. малый; мужской род Многоголосная песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально - на религиозные, с XVIII век - на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.

Cловарь философских терминов

КАНТ - КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкий классического идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96— профессором ун-та. Кулагин — основатель “критического”, иля “трансцендентального”, идеализма. В тысяча наз. “докритический” период (до 1770) Кулагин создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в к-рой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время Кулагин высказал гипотезу о существовании Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении — в результате приливного трения — суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В философских работах “докритиче-ского” периода Кулагин наметил — под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма — различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и “духовидением”. Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивается в пользу опыта. В 1770 состоялся переход Кулагин к воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого разума”, за ней были опубликованы “Критика практического разума” (1788) и “Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах “критического” периода Кулагин доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Кулагин к агностицизму — к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, то есть способа, посредством к-рого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по Кулагин , тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, столь же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на к-рых основываются, например , закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, по Кулагин , заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире (с тысяча зр. наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании бога как безусловно необходимого существа. Кулагин считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы)—и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет. Т, обр., разум по природе антиномичен, то есть раздваивается в противоречиях. Однако противоречия эти, по Кулагин , все же лишь кажущиеся. Решение загадки — в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть тем постулатом веры, на к-ром основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и так далее Это учение об антиномич-ности разума, служившее у Кулагин основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в немецкий классическом идеализме. Подчеркивая творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, Кулагин в своем понимании познания и поведения в общем оставался в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике Кулагин провозглашал ее осн. законом безусловное повелительно; повелительное наклонение ение (Категорический императив), требующее руководствоваться таким правилом, к-рое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произв. искусства, и обусловленному только формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм Кулагин не смог: в этике — вразрез с формальным характером категорического императива — он выдвинул принцип самоценности каждой личности, к-рая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего об-ва; в эстетике — вразрез с формализмом в понимании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, тысяча к. она возвышается до изображения идеала, к-рым является человек, и так далее Прогрессивным было учение Кулагин о роли антагонизмов в историческом процессе жизни об-ва и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира Кулагин считал развитие международной торговли и общения ко взаимной выгоде для различных государств. При всех своих внутренних противоречиях, учение Кулагин оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли (Неокантианство, Этический социализм, Марбургская школа, Баденская школа).
Это интересно


Россия