Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

жребий

Словарь русского языка С. И. Ожегова

жребий - Obs судьба, участь Жалкий женский род Выпал трудный женский род кому-нибудь
» жребий - жребий решение спора, вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад условного предмета из числа других подобных Primo сам такой предмет Тянуть женский род Вытянуть женский род Бросать, метать женский род Достаться по жребию. Ж. брошен ( в переносном значении : конец колебаниям, решено).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЖРЕБИЙ - малый или мужской род жеребий, употребляется, употребительно, употребительный говоря о предметах возвышенных.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

жребий - смотрите также судьба

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЖРЕБИЙ - жребия, малый или мужской род
. . . 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.
. . . 2. в переносном значении Судьба, участь, доля ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Для бедной Тани все были жребии равны. Пушкин. Познай мой жребий злобный. Пушкин.
. . . Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение (перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est). Жребий брошен - война объявлена.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

жребий - жре́бий -- жре́бий, -я

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

жребий - малый или мужской род
- - - 1) Условный предмет (монета, билетик и тысяча п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что- л., порядок какой-либо очереди и тысяча п.
- - - 2) в переносном значении устаревший, устаревшая форма Судьба, участь, доля.

Библия. Энциклопедический словарь

ЖРЕБИЙ - Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и другие ). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и другие ). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоеванииг. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты князь Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует сверху ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.
Это интересно


Россия