Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

искус

Большой энциклопедический словарь

АМЕРИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И НАУК - (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS), Американская киноакадемия, общественная организация в США. Основана в Голливуде в 1927. 12 секций - режиссерская, актерская, сценарная и другие , киноархив, библиотека, просмотровый зал. С 1929 ежегодно присуждает тайным голосованием премию "Оскар" за лучший американский фильм и достижения в различных областях американского кино, лучший иностранный фильм года, а также за вклад в киноискусство в целом.
БОСТОНСКИЙ МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ - один из крупнейших художественных музеев США. Основан в 1870. Памятники древнеегипетского, античного, восточного, западно-европейского, американского искусства.
ДОМ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ - творческий клуб деятелей искусства и культурно-просветительское учреждение. Кроме Центрального Дома работников искусств в Москве (основан в 1930), подобные клубы имеются в других городах.
ИСКУССТВ ПЛОЩАДЬ - (б. Михайловская) в С.-Петербурге, создана в 1819-40 (архитектор Кулагин И. Росси). Главное здание - Михайловский дворец (ныне Русский музей), по сторонам площади - Михайловский театр (ныне Малый театр оперы и балета), Дворянское собрание (ныне филармония) и другие - все в стиле классицизма. В 1946-48 на площади разбит сквер, в центре которого памятник А. С. Пушкину (1957, скульптор М. Кулагин Аникушин).
МАКЕДОНСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И ИСКУССТВ - научное учреждение в Республике Македония. Основана в 1967 в Скопье. В 1990 окончательный вид 30 действительных членов, окончательный вид 20 членов-корреспондентов, 16 иностранных членов.
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ - имя А. С. Пушкина (до 1937 Музей изящных искусств), Москва, второе по значению (после Эрмитажа) в Российской Федерации собрание памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Открыт в 1912 как музей слепков по инициативе И. В. Цветаева (здание построено на общественные и частные, главным образом Ю. С. Нечаева-Мальцева, средства в 1898-1912, архитектор Р. И. Клейн); позднее сложились археологическая коллекции, картинная галерея, открыт отдел гравюры и рисунка. Реставрационная мастерская.
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ - в Будапеште, основан в 1896. Богатое собрание европейской живописи, графики и скульптуры. Здание построено в 1900-06 (А. Шикеданц, A. Schickedanz; Ф. Ф. Херцог, F. F. Herzog).
МУЗЕЙ ИСКУССТВ РУМЫНИИ - в Бухаресте, основан в 1950. Памятники румынского, русского, западноевропейского и восточного искусства. Расположен во Дворце Республики (1930-37, архитектор Н. Ненчулеску).
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ - система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием.
СЕРБСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И ИСКУССТВ - высшее научное учреждение Сербии. Организована на основе научных обществ в 1886 как Королевская сербская академия, реорганизована в 1944. Находится в Белграде, в 1990 сверху 90 действительных членов, сверху 25 научных учреждений.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ - сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла. Архитектурно-художественный синтез искусств образуют архитектура, изобразительное и декоративное искусства (архитектурный ансамбль, здание, интерьер). Спектакль, кинофильм - синтез режиссерского, актерского искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства и так далее
ЖИЗНЬ ИСКУССТВА - 1) художественно-литературно-театральная газета (Петроград, 1918-22); 2) созданный на ее основе художественно-литературно-театральный журнал (Ленинград, 1923-29).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА - ("чистое искусство"), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи "искусства для искусства" оформились в теорию к сер. 19 век (Т. Готье, гр. "Парнас" во Франции).
ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА МУЗЕЙ - в Каире (до 1952 - Музей арабского искусства). Основан в 1881. Памятники средневекового монументально-декоративного и прикладного искусства арабских стран, Ирана и Турции; рукописи и миниатюры.
КИЕВСКИЙ МУЗЕЙ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА - крупнейшее на Украине собрание произведений зарубежного искусства. Основан в 1919. Памятники искусства древности, Зап. Европы, Ближнего и Дальнего Востока.
КИЕВСКИЙ МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА - основан в 1922 как Киевская картинная галерея, в 1934-36 отдел русского искусства Художественного музея. Собрание древнерусского (иконы 13-17 вв.), русского (живопись и скульптура 18 - нач. 20 вв.) и советского искусства, фарфора, изделий народных художественных промыслов.
МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА - (МАИ), общество учеников П. Н. Филонова, существовавшее в Ленинграде в 1925-32. Члены МАИ (Т. Н. Глебова, С. Л. Закликовская, Е. А. Кибрик, А. И. Порет, В. А. Сулимо-Самуйло и другие ) стремились воплотить в своих картинах, графике, театральных и декоративно-оформительских работах филоновский принцип "сделанности", выявления внутренней сути социального бытия, благодаря чему их образы нередко выражали советскую действительность с оттенком сюрреалистического отчуждения.
МИР ИСКУССТВА - российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги "чистого" искусства и "преображения" жизни искусством, представители "Мира искусства" отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных обр слово с Приазовья, с побережья Азовского моря Живописи и графике "Мира искусства" (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, Кулагин А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой "Мира искусства" было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.
МУЗЕЙ УКРАИНСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - Киев, основан в 1936. Собрание украинской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства 13-20 вв. (в тысяча число, числительное коллекция украинских портретов 17-18 вв.). Размещен в здании, возведенном для Городского музея древностей и искусств, решенном в формах древнегреческого храма (1900, архитектор Г. П. Бойцов, В. В. Городецкий).
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА - в Вашингтоне, одно из богатейших художественных собраний США. Основана в 1937, открыта в 1941. Произведения европейской и американской живописи, скульптуры, гравюры, рисунка, декоративного искусства, в тысяча число, числительное одно из лучших собраний живописи итальянского Возрождения.
НЬЮ-ЙОРКСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - основан в 1929. Обширное собрание живописи, скульптуры, графики, декоративного искусства, архитектурных проектов, художественных фотографий, фильмов конца 19-20 вв.
ОБЩЕСТВО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ - основано в 1888 в Москве. Любительским драматическим кружком общества руководил Кулагин С. Станиславский. Среди участников кружка - М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Р. Артем, В. В. Лужский, художник В. А. Симов, вошедшие в созданный в 1898 Московский Художественный термин театральный
ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ИСКУССТВА - смотрите также ОБЭРИУ.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА - виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называют также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА - организована в 1991 в Москве на базе Института театрального искусства (ГИТИС, основан в 1878 как Музыкально-драматическое училище). Готовит актеров, режиссеров драматического и музыкального театра, эстрады, балетмейстеров и другие В 1993 сверху 1 тыс. студентов.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА - (РГАЛИ), в Москве. Образован в 1941. Современное название с 1992. Документы с 18 век
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА - основана в 1918 как Школа актерского мастерства. С 1939 вуз; до 1993 Институт театра, музыки и кинематографии. Готовит актеров и режиссеров театра, кино, эстрады, театра кукол, искусствоведов и другие В 1993 окончательный вид 1200 студентов.
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИНСТИТУТ - (ГИТИС), смотрите также Российская академия театрального искусства.
ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА - общество художников (1924-31) в Москве. Включало главным образом бывших членов "Мира искусства" и "Голубой розы" - живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов (И. В. Жолтовский, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, М. С. Сарьян, А. В. Щусев). Члены общества стремились к высокому профессиональному мастерству, эмоциональной реалистической передаче действительности в изобразительном искусстве; разрабатывали принципы современного градостроительства.
НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ - понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. Направление обычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни и связанная со своеобразным художественным стилем ( например , классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм). Такое единство часто охватывает все или многие виды искусства, причем некоторые из них оказываются ведущими (музыка и лирика в романтизме). Под течением обычно понимается более тесная группировка в пределах направления ("философское течение" в литературе русского романтизма 20-30-х гг. 19 век ). Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей.
ГИБЕРНАЦИЯ ИСКУССТВЕННАЯ - (от латинский hibernatio - зимняя спячка) (глубокая нейроплегия), искусственно вызванное состояние замедленной жизнедеятельности организма, напоминающее зимнюю спячку животных. Достигается применением нейролептических и других лекарственных средств, блокирующих механизмы нейроэндокринных реакций (при хирургических операциях, шоке и другие ).
ИСКУССТВЕННАЯ ПОЧКА - аппарат для экстракорпорального гемодиализа, применяемый с целью выведения из крови токсических веществ, регулирования водно-электролитного баланса и кислотно-щелочного равновесия в организме. Искусственную почку используют для временного замещения выделительной функции почек при острой и хронической почечной недостаточности. В основе работы искусственной почки - принципы диализа.
ИСКУССТВЕННАЯ РАДИОАКТИВНОСТЬ - радиоактивность, наблюдаемая у нуклидов, образующихся в результате ядерных реакций. Открыта И. и Ф. Жолио-Кюри в 1934.
КОЖА ИСКУССТВЕННАЯ - полимерный материал промышленного производства. В зависимости от назначения, способа производства, структуры различают кожи искусственные: обувные резины, обувные и галантерейные картоны, мягкие кожи. Применяют вместо натуральной кожи.
КОМЕТА ИСКУССТВЕННАЯ - облако паров натрия ил и другие веществ, выпускаемых с космического летательного аппарата для оптических наблюдений за его полетом, определения параметров траектории, проведения научных исследований. Первая комета искусственная образована "Луной-1".
ПИЩА ИСКУССТВЕННАЯ - пищевой продукт, который получают из различных веществ (аминокислоты, белки, липиды, углеводы), предварительно выделенных из вторичного сырья мясной и молочной промышленности, семян масличных и бобовых растений, злаков, микроорганизмов и другие , а также пищевых добавок.
ПЛАНЕТА ИСКУССТВЕННАЯ - космический аппарат, движущийся по гелиоцентрической орбите и являющийся искусственным спутником Солнца. Первая планета искусственная - "Луна-1" (1959).
ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ - лечебные приемы при остановке естественного дыхания: вдувание воздуха в легкие, механические ритмические (16-18 раз в 1 мин) воздействия на грудную клетку (ее сжатие и расширение), дыхательную мускулатуру, язык.
ИСКУССТВЕННОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ - временное выключение сердца из кровообращения и осуществление циркуляции крови в организме с помощью аппарата искусственного кровообращения (АИК). Используется при операциях на сердце и аорте.
ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ - осеменение, инструментальное введение в половые органы женщины нативной или консервированной спермы. Известно с 18 век , широко распространяется с сер. 1950-х гг. в связи с разработкой методики криоконсервирования спермы в жидком азоте. Применяют при некоторых видах бесплодия. Для искусственного оплодотворения используют сперму мужа (т. новое, ново- гомологичное искусственное оплодотворение) или (при необходимости) другого донора (гетерологичное искусственное оплодотворение). Беременность наступает у 75-80% женщин при использовании спермы донора и у 10-15% - при использовании спермы мужа. При искусственном оплодотворении возникает ряд правовых вопросов (признание или оспаривание отцовства, гражданство ребенка, алиментирование, расторжение брака, например , при искусственном оплодотворении без согласия мужа и так далее ), которые в некоторых странах урегулированы законодательством.
ИСКУССТВЕННОЕ ОСЕМЕНЕНИЕ - введение спермы самца специальными инструментами в половые органы самки для ее оплодотворения. Искусственное осеменение сельскохозяйственных животных проводят для интенсивного использования высокоценных самцов с целью улучшения породных и продуктивных качеств животных. Применение искусственного осеменения предупреждает распространение ряда болезней, передающихся при естественном осеменении. При искусственном осеменении рыб икру смешивают с молоками и инкубируют.
ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ - введение питатательных веществ в организм, минуя естественный путь, при невозможности глотания (сужение пищевода, бессознательное состояние и тому подобные ), после некоторых операций, при отказе от принятия пищи (психическое заболевание). Применяют введение жидкой пищи через зонд, питательные клизмы, внутривенные, внутримышечные или подкожные вливания (кровь, плазма, белоксодержащие соединения, витамины, раствор глюкозы, некоторые минеральные вещества) и другие
ИСКУССТВЕННЫЕ ВОЛОКНА - смотрите также Волокна химические.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ - условное название сложных транспортных сооружений: мостов, эстакад, туннелей, водопропускных труб и так далее Устанавливаются на пересечении дороги с реками, горными хребтами и другими дорогами.
ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ - специальные языки, в отличие от естественных конструируемые целенаправленно для международного общения ( например , эсперанто, интерлингва), автоматической обработки информации с помощью ЭВМ (языки программирования и машинные языки), записи информации из определенной области науки и техники (информационные языки) и другие
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - раздел информатики, включающий разработку методов моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ отдельных функций творческой деятельности человека, решение проблемы представления знаний в ЭВМ и построение баз знаний, создание экспертных систем, разработку тысяча новое, ново- интеллектуальных роботов.
ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР - отбор человеком из поколения в поколение животных и растений, обладающих определенными признаками, для дальнейшего разведения. Искусственный отбор - основной фактор возникновения и эволюции домашних животных и культурных растений.
ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК - (ИС), космический аппарат, движущийся по орбите вокруг какого-либо небесного тела. Первые в мире ИС Земли (1957), Солнца (1959), Луны (1966), Венеры (1975) были запущены в СССР, Марса (1971) - в США.
МЕХ ИСКУССТВЕННЫЙ - ворсовой материал, выработанный на трикотажных машинах, ткацких станках и клеевым способом. По внешнему виду, колористическому оформлению и степени имитации волосяного покрова может приближаться к натуральному меху.
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО - (абстракционизм, беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 век , заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, Кулагин С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО - название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. Зародилось в южной части Балканского п-ва, на о-вах Эгейского архангельское; архангельская губерния, архангельский говор и западном побережье М. Азии и пережило наивысший расцвет в Др. Греции в 5-4 вв. до новое, ново- э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Ср. Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Др. Рима. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, обычно связываются с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.
БЕДНОЕ ИСКУССТВО - ( итальянское; слово итальянского происхождения arte povera), термин, которым итальянская критика 1960-х гг. обозначила направление, близкое концептуальному искусству и минимализму (наиболее известные его представители в Италии -Я. Кунеллис и М. Мерц). Нарочито скудные, "бедные" предметы и символы лишь намекают на художественную идею, придавая последней таинственную недосказанность. Инсталляции в духе "бедного искусства" часто уподобляются руинам, что сближает его с археологизмом.
БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО - смотрите также Абстрактное искусство.
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО - теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе; теория военного искусства - часть военной науки.
ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - смотрите также Пение.
ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - (от немецкий Entartete Kunst), уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального "Третьего Рейха искусства" и закрепив это одиозное название на одноименной "разоблачительной" выставке 1937 в Мюнхене. Создатели "дегенеративного искусства", среди которых оказались едва ли не все ведущие мастера немецкой изо-культуры, подвергались репрессиям.
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), художественно оформляющие празднества, зрелища, экспозиции и так далее (оформительское искусство). В отличие от производственного станкового искусства, произведения декоративного искусства наиболее полно раскрывают свое содержание в ансамбле, для эстетической организации которого они созданы.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и так далее ). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и другие ) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и так далее Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 век также с художественным конструированием.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство древнерусских государственных образований 9-13 вв. Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, княжеские дворцы), замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров. В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство, развивавшееся с 9 до кон. 17 вв.
ЗЕМЛЯНОЕ ИСКУССТВО - смотрите также Лэнд-арт.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - издательство, Москва. Основано в 1930. Художественно-изобразительная продукция (репродукции, альбомы, открытки и прочее ), книги по искусству.
ИЗО-ИСКУССТВО - (изо-творчество), сокращенное обозначение всей совокупности видов изобразительного искусства.
ИСКУССТВО - издательство, Москва. Основано в 1936. Литература по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, репродукции.
ИСКУССТВО - 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобные ..2) В узком смысле - изобразительное искусство...3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ежемесячный иллюстрированный журнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Обществом поощрения художеств под редакцией Н. П. Собко.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - создание эстетического эффекта с помощью движущихся (часто также светящихся и звучащих) установок. Кинетическое искусство зародилось в 1920-30-х гг. (опыты В. Е. Татлина в СССР, "мобили" А. Колдера в США), но оформилось в 1960-х гг. (конструкции Н. Шеффера во Франции, Х. Ле Парка в Аргентине, проекты группы "Движение" в СССР). Кинетические конструкции часто используются в рекламном, оформительском искусстве.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству "художественных идей" (т. новое, ново- концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и тому подобные
МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО - изготовление форм для отливки и штемпелей для чеканки монет и медалей.
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, создающиеся для украшения архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура в городе, на фасадах и в интерьерах зданий, в парках и так далее ).
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и так далее
НАИВНОЕ ИСКУССТВО - условный термин, которым обозначают стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Историческая база "наивного искусства" - народное художественное творчество. Как особое направление, оно окончательно оформляется лишь в 20 век , когда всемерно возрос общеэстетический и коллекционерский интерес к таким художникам, как А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М. А. Примаченко, И. Генералич. Местные варианты "наивного искусства" чрезвычайно разнообразны, но четко выделяются общие его черты: свежесть, особая задушевность мировосприятия, подражание профессиональным "большим" стилям (на грани их пародирования), тесная связь с поэтикой фольклора.
НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - в изо-искусстве - художественные течения, лишенные выхода к широкой публике из-за запретов, налагаемых официальной цензурой. В СССР разделение искусства на "официальное" и "неофициальное" окончательно закрепилось после 1932 после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В "подполье" оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в "идейно-тематическом" отношении. В периоды "оттепели" и "застоя" мастерам "неофициального искусства" удавалось выходить к зрителю, что обычно было сопряжено с трудностями ( например разогнанная "бульдозерная выставка" в Москве 1974); они все более активно взаимодействовали с "полуофициальными" художественными тенденциями (типа карнавализма). После 1985 в связи с перестройкой и гласностью "неофициальное искусство" окончательно заняло свое законное место в издательских планах, на выставках и в музеях.
НЕФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - смотрите также Абстрактное искусство.
ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - составная часть военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций и боевых действий оперативными объединениями видов вооруженных сил на различных театрах военных действий. Оперативное искусство занимает промежуточное положение между стратегией (см. Стратегия военная) и тактикой.
ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО - область декоративного искусства: праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий, демонстраций, гуляний и так далее , а также оформление экспозиций, витрин, стендов и так далее Оформительское искусство пользуется средствами архитектуры, изобразительного искусства, театра, кино, свето- и звукотехники, создавая наиболее массовые образцы синтеза искусств.
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО - искусство эпохи первобытного общества. Возникло в позднем палеолите окончательный вид 33-го тыс. до новое, ново- э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Ср. и Малой Азии, Китая, Юж. и Юго-Вост. Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Вост. Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - раздел декоративного искусства; смотрите также Декоративно-прикладное искусство.
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО - направление в российском дизайне 1920-х гг., сложившееся в русле конструктивизма. Было тесно связано с теорией и практикой ЛЕФа. Его приверженцы (О. М. Брик, А. М. Ган, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова и другие ) выдвинули социально-утопический идеал преобразующего старый быт "художника-инженера", который, отвергнув традиционные станковые виды творчества, создает новые, строго функционально обусловленные бытовые вещи, реформирует визуальную рекламу, орнаментику тканей и полиграфию, конструирует выставочные пространства как зримые прообразы будущего. Изображение допускалось лишь в виде фото- и кинодокумента. Программа "производственников" легла в основу педагогических установок Вхутемаса.
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО - искусство создания садов, парков и другие озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой и так далее Основные типы парков: террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами), регулярные "французские" (с боскетами, партерами и водоемами геометрически правильных форм, лучами аллей), пейзажные "английские" (живописная композиция наподобие естественного ландшафта - с лужайками, вьющимися тропинками, речками, озерами), миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испанско-мавританских двориках; японские сады - символические композиции из воды, растений и камней). В 20 век задачи Садово-паркового искусства - сближение жилой застройки с природой, улучшение микроклимата.
САЛОННОЕ ИСКУССТВО - (от Салонов - официальных художественных выставок во Франции, устраивавшихся в 1737-1848 в "квадратном салоне" Лувра), искусство 19-20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения.
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО - род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи картины; в скульптуре статуи, бюсты, группы, станковые рельефы; в графике эстампы, станковые рисунки). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения станкового искусства.
ТЕАТР И ИСКУССТВО - еженедельный театральный иллюстрированный журнал. В 1897-1918 издавался в Санкт-Петербурге под редакцией А. Р. Кугеля. Приложения: "Словарь сценических деятелей" (1898-1904), "Библиотека "Театр и искусства" (1898-1918 - пьесы, ноты, мемуары и другие ).
ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО - (сценография), искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Театрально-декорационное искусство средствами живописи, скульптуры, архитектуры, декоративных искусств способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления, усиливает его воздействие на зрителя.
ТИХОЕ ИСКУССТВО - тенденции в искусстве 20 век , подверженных строгой цензуре и идеологическому давлению, когда изо-творчество, оставаясь "легальным", участвуя в выставках, намеренно сужало круг мотивов, предпочитая помпезным официальным темам лирические пейзажи, сцены семейного быта, незаказные портреты друзей и близких. От собственно "неофициального искусства" отличается обычно своей стилистической "умеренностью", относительным традиционализмом. Эти тенденции характерны для многих художников советского периода, таких, как Л. А. Бруни, Л. Ф. Жегин, Н. П. Крымов, М. Кулагин Соколов, Н. А. Тырса, В. А. Фаворский, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин и другие В период "оттепели" в СССР в этом русле сложилось особое направление "тихой графики" (И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров и другие ).
ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ИСКУССТВО - официальное изо-творчество и архитектура фашистской Германии. Эклектически соединило в себе черты классицизма, романтизма, реализма 19 век , а также стиля модерн. Все же авангардистские направления были объявлены "дегенеративным искусством" и запрещены. Главным критерием оценки стало тематическое соответствие произведения нацистской политической пропаганде с ее идеей единства фюрера и народа, агрессивным национализмом и милитаризмом.
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - вид декоративно-прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и прочих из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и прочее ; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством.
ИСКУССТВОЗНАНИЕ - (искусствоведение), комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле - науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики. Первоначальные элементы искусствознания входили в философские, религиозные и другие учения, носили характер рекомендаций и отдельных сведений. В 16-18 вв. появились история искусства (Дж. Вазари), его теория (И. И. Винкельман), художественная критика (Д. Дидро). В 19 век искусствознание окончательно оформилось как наука с такими специфическими методами, как формально-стилистический анализ (Г. Вельфлин), культурно-исторические (Я. Буркхардт) и иконографические (Н. П. Кондаков) исследования и другие ; в число ведущих на рубеже 19 и 20 вв. выдвинулась венская школа искусствознания (А. Ригль, М. Дворжак). В современном искусствознании наиболее влиятельны иконология (Э. Панофский), культурно-социологический (А. Хаузер, A. Hauser) и структурно-психологический (Э. Гомбрих) методы.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

искус - строгое, суровое испытание кого-нибудь Тяжелый и. Выдержать и.
искусать - укусить во многих местах Комары искусали ребенка.
искуситель - тот, кто искушает, искусил кого-нибудь, соблазнитель
искусить. - посмотрите также искушать
искуситься - стать искусным в чем-нибудь И. в ведении спора.
искусник - человек, искусный в каком-нибудь деле
искусный - умело, хорошо сделанный Искусная работа.
» искусный - искусный умелый, хорошо знающий свое дело И. портной.
искусственник - младенец, вскармливаемый искусственно (не грудью)
искусственный - притворный, неискренний И. смех.
» искусственный - искусственный не природный, сделанный наподобие подлинного И. жемчуг. Искусственное орошение. И. спутник Земли. Искусственное дыхание (система приемов, восстанавливающих дыхание у больного, пострадавшего).
искусство - самое дело, требующее такого умения, мастерства Военное и.
» искусство - искусство творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-приклодное и.
» искусство - искусство умение, мастерство, знание дела Владеть искусством шитья.
поп-искусство - модернистское направление в искусстве, расчитанное на популярность, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, рекламы, произвольные комбинации отдельных бытовых предметов
искусствовед - специалист по искусствоведению
искусствоведение - теория искусств

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ИСКУСИТЬ - ся и смотрите также малый или мужской род пр. см искушать.
ИСКУСТАРИТЬСЯ - о дереве обратиться в кустарник, переродиться, измельчать. Искуститься, то же;
» ИСКУСТАРИТЬСЯ - перестать куститься, выродиться и расти тощим стеблем. Моя рожькустовка искустилась.
ИСКУСЫВАТЬ - искусать что, кого, укусить во многих местах, изъязвить зубами, изгрызать, изъедать. Искусал себе губы. Комары меня искусали. Насилу отбился от собак, искусали было совсем ся, страдательный; страдательный залог , возвратный; возвратный залог и взаимн. по смыслу речи. Искусыванье средний род длит. искусанье окончат. действие, действительное по значение глагол

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

искус - смотрите также испытание
искусившийся - смотрите также искусный, опытный
искуситель - смотрите также бес, соблазнитель
искусительный - смотрите также привлекательный
искусник - смотрите также знаток
Искусный - искусившийся, изловчившийся, изощрившийся, знающий, ловкий, способный, умелый, хитрый, наметавшийся, наторелый, знаток, мастер; мастерской, тонкий, утонченный, филигранный. Ср. <Знаток, Ловкий и Тонкий>. См. ловкий, опытный, тонкий
искусственный - смотрите также неестественный
Искусство - художество. Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. См. занятие, знание, фокус

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ИСКУС - искуса, малый или мужской род ( слово книжное ). Испытание, продолжительная проверка на деле чьих-нибудь качеств. Тяжелый искус. Не выдержал искуса.
ИСКУСАННЫЙ - искусанная, искусанное; искусан, искусана, искусано. Прич. страд. прош. время от искусать.
ИСКУСАТЬ - искусаю, искусаешь, совершенный вид глагола (к искусывать), кого-что. Укусить много раз, покрыть укусами. Прохожего искусали собаки. Искусал себе все губы
ИСКУСИТЕЛЬ - искусителя, малый или мужской род ( слово книжное ). Тот, Кто искушает кого-нибудь, соблазнитель. Кто ты: мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель? Пушкин.
ИСКУСИТЕЛЬНИЦА - искусительницы ( слово книжное ). Женск. к искуситель.
ИСКУСИТЬ - искушу, искусишь ( слово книжное устаревший, устаревшая форма ). Сов. к искушать.
ИСКУСИТЬСЯ - искушусь, искусишься, совершенный вид глагола
. . . 1. ( совершенная форма нет) в чем. Приобрести твердые навыки, опыт в каком-нибудь деле; в совершенстве овладеть чем-нибудь ( слово книжное ). Старый дипломат искусился в политике.
. . . 2. ( совершенная форма искушаться) чем. Поддаться искушению, соблазниться ( разговорная форма ). Искуситься заманчивым предложением.
ИСКУСНИК - искусника, малый или мужской род ( разговорная форма ). Человек, искус ный в каком-нибудь деле. Большой искусник в своем деле.
ИСКУСНИЦА - искусницы (разг). Женск. к искусник.
ИСКУСНЫЙ - искусная, искусное; искусен, искусна, искусно. Умелый, ловкий, тонко знающий свое дело. Искусный стрелок. Искусный портной. || С большим умением исполняемый; сделанный мастерски, с большим искусством. Искусная работа. Искусно ( наречие ) вышитый узор.
ИСКУССТВЕННОСТЬ - искуственности, множественное число нет, женский род ( слово книжное ). Отвлеч. имя существительное к искусственный во 2 значение ; неестественность. В ее горе было много искусственности.
ИСКУССТВЕННЫЙ - искуственная, искуственное; искуствен, искуственна, искуственно.
. . . 1. только полн. формы. Сделанный наподобие настоящего, природного; неестественный. Искусственные зубы. Искусственные цветы. Искусственное орошение.
. . . 2. Притворный, деланный, не настоящий. Искусственная улыбка.
ИСКУССТВО - искусства, средний род
. . . 1. только единственное число Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве.
. . . 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства.
. . . 3. только единственное число Система приемов и методов в какой-нибудь отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. Искусство руководства есть серьезное дело. Сталин. Говорить о себе - тонкое искусство, я не обладаю имя Максим Максим Горький; слово из произведений Максима Горького .
. . . 4. только единственное число Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела.
. . . Из любви к искусству (делать что-нибудь; разговорная форма шутл.) - без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию.
ИСКУССТВОВЕД - искусствоведа, малый или мужской род Ученый - специалист по искусствоведению.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ - искусствоведения, множественное число нет, средний род Наука об искусствах (преимущ. об изобразительных).
ИСКУССТВОВЕДНЫЙ - и ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ, искусствоведческая, искусствоведческое. Прил. к искусствоведение.
ИСКУССТВОЗНАНИЕ - искусствознания, множественное число нет, средний род То же, что искусствоведение.
ИСКУСЫВАТЬ - искусываю, искусываешь. Несов. к искусать.
ИСКУСЫВАТЬСЯ - искусываюсь, искусываешься, совершенная форма Страд. к искусывать.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

искус - и́ску́с -- и́ску́с, -а
искусанный - иску́санный -- иску́санный; крайняя форма -ан, -ана
искусать - искуса́ть -- искуса́ть, -а́ю, -а́ет
змий-искуситель - зми́й-искуси́тель -- зми́й-искуси́тель, зми́я-ис-куси́теля
искуситель - искуси́тель -- искуси́тель, -я
искусительница - искуси́тельница -- искуси́тельница, -ы, тв. -ей
искусительный - искуси́тельный -- искуси́тельный; крайняя форма -лен, -льна
искусить - искуси́ть -- искуси́ть, -уш`у, -уси́т
искуситься - искуси́ться -- искуси́ться, -уш`усь, -уси́тся
искусник - иску́сник -- иску́сник, -а
искусница - иску́сница -- иску́сница, -ы, тв. -ей
искусно - иску́сно -- иску́сно, наречие
искусность - иску́сность -- иску́сность, -и
искусный - иску́сный -- иску́сный; крайняя форма -сен, -сна
Музей изобразительных искусств - Музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина -- Музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина
Музей искусства народов Восток - Музе́й иск`усства наро́дов Восто́ка -- Музе́й иск`усства наро́дов Восто́ка
искусственник - иску́сственник -- иску́сственник, -а
искусственно - иску́сственно -- иску́сственно, наречие
искусственность - иску́сственность -- иску́сственность, -и
искусственный - иску́сственный -- иску́сственный; крайняя форма -вен и -венен, -венна
искусство - иску́сство -- иску́сство, -а
поп-искусство - поп-иску́сство -- поп-иску́сство, -а
рок-искусство - рок-иску́сство -- рок-иску́сство, -а
искусствовед - искусствове́д -- искусствове́д, -а
искусствоведение - искусствове́дение -- искусствове́дение, -я
искусствоведческий - искусствове́дческий -- искусствове́дческий
искусствознание - искусствозна́ние -- искусствозна́ние, -я
искусывать - иску́сывать -- иску́сывать, -аю, -ает
искусываться - иску́сываться -- иску́сываться, -ается

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

искус - I малый или мужской род
- - - 1) Продолжительная проверка на деле чьих-либо качеств; испытание.
- - - 2) устаревший, устаревшая форма Искушение, соблазн. II малый или мужской род смотрите также искус.
искусать - совершенный вид глагола переходные смотрите также искусывать.
искуситель - малый или мужской род Тот, кто искушает, соблазняет кого-либо
искусительница - женский род Женск. к имя существительное : искуситель.
искусительно - наречие Соотносится по значение с прилагательное : искусительный.
искусительный - прилагательное Искушающий, соблазнительный, прельщающий.
искусить - совершенный вид глагола переходные смотрите также искушать.
искуситься - совершенный вид глагола смотрите также искушаться.
искусник - малый или мужской род разговорная форма Тот, кто искусен в каком-либо деле, ремесле, занятии.
искусница - женский род разговорная форма Женск. к имя существительное : искусник.
искусно - наречие Соотносится по значение с прилагательное : искусный (2).
искусность - женский род Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : искусный.
искусный - прилагательное
- - - 1) Хорошо знающий свое дело, обладающий высоким мастерством; умелый.
- - - 2) Сделанный, исполненный с большим умением, мастерски.
искусственник - малый или мужской род разговорная форма Грудной ребенок, находящийся на искусственном вскармливании.
искусственно - наречие Соотносится по значение с прилагательное : искусственный.
искусственность - женский род Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : искусственный (2).
искусственный - прилагательное
- - - 1) а) Сделанный, созданный руками человека (в отличие от естественного). б) Подобный природному, заменяющий что-либо естественное.
- - - 2) а) Надуманный, ненастоящий. б) Лишенный простоты, естественности. в) Притворный, неискренний.
искусство - средний род
- - - 1) Творческая художественная деятельность.
- - - 2) Отрасль творческой художественной деятельности.
- - - 3) Система приемов и методов в какой-либо отрасли практической деятельности; мастерство.
- - - 4) Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость.
поп-искусство - средний род Модернистское направление в искусстве, рассчитанное на популярность, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, рекламы, муляжа, произвольные комбинации отдельных бытовых предметов; поп-арт.
искусствовед - малый или мужской род Специалист в области искусствоведения.
искусствоведение - средний род Комплекс научных дисциплин, изучающих различные виды искусства (обычно изобразительного).
искусствоведческий - прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : искусствоведение, связанный с ним.
- - - 2) Свойственный искусствоведению, характерный для него.
искусствознание - средний род То же, что: искусствоведение.
искусывание - средний род Процесс действия по значение глагол : искусывать.
искусывать - совершенная форма переходные Кусать во многих местах.
искусываться - совершенная форма Страд. к глагол : искусывать.

Библия. Энциклопедический словарь

ИСКУССТВА, - РЕМЕСЛА, ХУДОЖЕСТВА Начало разных искусств, ремесел, художеств и разных других изобретений скрывается в глубокой древности. Из Быт 4:21 мы видим, что Иувал, сын Ламеха и Ады, был отец всех играющих на гуслях и свирели и Тувалкаин (Фовел) сын Циллы, был ковачом всех орудий из меди и железа (ст. 22). Строение Ноева ковчега требовало знания многих искусств и ремесел, как-то: архитектуры, математических исчислений и тысяча  п. В Исх 30:25 слово «искусство» стоит в связи с составлением мира и других драгоценных мастей, и из стихов 23 и 24 означенной главы нельзя не видеть, что для составления означенного мира требовалось особенное знание и опытность. Это миро употреблялось как для помазания Святилища, так равно и для помазания высокопоставленных лиц, как-то: царей, первосвященников и пророков. Прочие драгоценные масти требовались при погребении царей и других почетных лиц. Так, например, погребальный одр царя Асы, по словам 2 Пар 16:14, наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество. О сохраняющейся весьма долгое время силе сих последних мастей можно судить по тем египетским мумиям, которые находятся в катакомбах Египта, или в различных европейских музеях. В Деян 17:29 слово «искусство» стоит в связи с тщательною и тонкою обработкою и выделкою произведений из золота, серебра и драгоценных камней. Искусство резьбы на драгоценных камнях и выделки различных вещей из золота существовало уже в глубокой древности (Исх 28:9-14). Множество прекрасных памятников древнего искусства мастеров золотых дел доселе сохраняется в Британском музее, в виде колец, серег, браслетов, цепочек и прочее Описание ап. Павлом идолов в Афинах очень сходственно со словами псалмопевца, Исаии и других пророков (Пс 113:4, Ис 44:9-20). Величественная сатира на делателей идолов, в князь смотрите также малый или мужской род пр. Исаии, в указанной цитате, живо рисует воображению, на какой степени стояли различные роды искусств, более чем за 700 лет до Р. Х. В апокрифической князь Премудрости Соломона 14:4-5 слово искусство стоит в связи с архитектурою морских судов и мореплаванием. Этот род искусства также один из древнейших. Корабельная пристань упоминается уже в пророчестве Иакова Завулону (Быт 49:13) и в Суд 5:17; корабли же — в Чис 24:24, в Пс 106:23 и у Иез 27. Впрочем, последняя цитата содержит в себе и вообще указание на множество искусственных изобретений и художеств, с которыми были знакомы древние Евреи.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

МИР ИСКУССТВА, иллюстрированный журнал - орган объединения «Мир искусства». Выходил в Петербурге в 1899—1904. Пропагандировал русское искусство, свободное от тенденциозности и партийности тогдашних «вождей общественного мнения». Издатели: с 1899 — князь Кулагин Тенишева, С. И. Мамонтов, редактор-издатель С. П. Дягилев.
МИР ИСКУССТВА, объединение - русских художников, выступавших против тенденциозности, партийности и антиэстетизма современных им «вождей общественного мнения», диктата вкуса академизма и передвижничества. Оформилось в к. 1890-х в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства Н. Бенуа и С. П. Дягилева. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» существовал до 1904, в расширенном составе до 1910–24. В 1904–10 большинство мастеров «Мира искусства» входили в состав «Союза русских художников». В объединение входили Я. Билибин, Я. Головин, Э. Грабарь, Кулагин  А. Коровин, М. Кустодиев, B. А. Серов, Кулагин  А. Сомов, А. Врубель, М. В. Нестеров и другие Провозглашая своей задачей объединение русских художественных сил под знаком романтизма, руководители «Мира искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль преобразователя жизни. Просветительский порыв «мирискусников» проявлялся в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству XVIII — новое, ново- XIX в.), в их постоянной заботе об охране памятников старины. О. П.
ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ - космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения научных и прикладных задач. Впервые разработаны и запущены в космос русскими учеными под руководством С. П. Королева (первый запуск 4 октября 1957).
ИСКУССТВО (1) - первые памятники искусства, обнаруженные на территории России — фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне, — восходят к верхнему палеолиту. К эпохе мезолита и неолита (к 6—2 тыс. до новое, ново- э.) относится расписная керамика Приднепровья. При раскопках древних скифских курганов (VII—III вв. до новое, ново- э.) обнаружено своеобразное прикладное искусство скифов (частью которых в то время являлись и восточнославянские племена). Многие скифские вещи из металла и кости были выполнены в тысяча  н. «зверином стиле». Стилизованные изображения животных или их частей, сцены борьбы животных, характерные для искусства скифов, имели не только декоративное, но и культовое значение, используясь в языческих ритуалах. Собственно русское искусство уходит в глубину 1–го тысячелетия, развиваясь параллельно с первыми зачатками русской письменности (см.: Книга). С древнейших еще ангских времен (III—VII вв. н. э. ) до наших дней дошли найденные в археологических раскопках остатки высокоразвитого гончарства, ювелирного ремесла, изделия из камня и кости. По сообщениям древних писателей Прокопия, Иордана, Менандра и другие , славянские языческие храмы были украшены богатыми орнаментами, а идолы богов (из дерева, камня и даже металла) являли собой произведения искусства. Представление об этом дает художественно выполненный тысяча  н. Збручский идол (V в.), представляющий собой четырехгранный столб из серого известняка (высота 2,67 м) с тремя ярусами искусно сделанных рельефов разных языческих богов. Скульптура эта была найдена в родительный падеж или река Збруч рядом с небольшим селением. Можно представить, какие скульптурные изображения и рельефы создавались в столице Руси и больших городах. Расцвет антского государства в эпоху царя Божа (VI—VII вв.), упоминаемого в «Слове о полку Игореве», можно, по-видимому, считать и временем расцвета антского (восточнославянского) искусства. К моменту принятия христианства древнерусское искусство уже имело свои устоявшиеся приемы и традиции. Поклонение силам добра и света в мировоззрении восточных славян после Крещения Руси усилило духовные начала христианства, создав условия для развития могучего жизнеутверждающего искусства. На месте порушенных языческих капищ и сброшенных идолов строятся православные храмы, до сих пор поражающие своей гармонией и совершенством. Мрачные, тяжелые образцы византийского храмоздательства на Руси приобретают новое содержание и пропорции. Бог — добро, смысл жизни — служение Богу, добротолюбие. Все лучшее должно быть отдано Богу. В отличие от многих других стран, где цари и вельможи прежде всего строили гигантские дворцы для себя, русские князья сооружают храмы для Бога. Светские, мирские постройки создавались хоть и не без изящества и искусства, вплоть до XVII в. представляли собой бревенчатые срубы (клети). Богатство и знатность различались между собой по количеству объединенных между собой срубов. Таким, например, был даже уже в XVII в. дворец царя Алексея Михайловича. Искусство Древней Руси впитало в себя культурные традиции славянской древности, своеобразно перевоплотило влияние Византии, изысканно облагородив его. Для древнерусских храмов, в которых использовался византийский тип крестово-купольного здания, характерна ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции, гармоничная уравновешенность пространства и массы. В первые два века после принятия христианства русские зодчие построили храмы, до сих пор непревзойденные по своему совершенству. Мировыми образцами духовного зодчества стали такие древнерусские памятники, как Софийский собор в Киеве (1037) и Софийский собор в Новгороде (1045–50). В XII—XIII вв. сложились самобытные архитектурные школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Полоцке и другие городах и княжествах. Среди значительнейших произведений этого периода: отмеченные пластической мощью и лаконизмом объемов новгородские соборы новое, ново- XII в. — Николо-Дворищенский, Георгиевский Юрьева монастыря, собор Антониева монастыря; более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные богатым архитектурным и рельефным декором сооружения владимиро-суздальской школы 2–й пол. XII в. — Дмитриевский и Успенский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли и множественное число древний Отдельные монументально-декоративные циклы (мозаики и фрески Софии Киевской, фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1199) и иконы свидетельствуют о высоком уровне живописи Киевской Руси. Русская икона превзошла все мыслимые границы постижения духовного мира, и создала совершенно сверхъестественную возможность приближения к Божеству. Иконописание стало священной формой русского искусства, главным его жанром. Иконы изображали священные события и лица, не только отражая их мистическую реальность, но и символизируя значение этих событий в Священной истории. Детали материального мира, воплощавшие образ на иконе, имели второстепенное значение. Высший смысл имел только символ Божественного, сгусток духовной энергии, заряжавший человека на служение Богу. Согласно преданию, первая икона — Богоматерь с Младенцем Христом — написана ап. Лукой. Первым выдающимся русским иконописцем был прп. Алипий († 1114), монах Печерского монастыря в Киеве. Платы за свои труды он не брал, а если случалось, что ему платили, то отдавал эти деньги нищим. Одна из его икон — образ Богородицы Свенской-Печерской — хранится ныне в Третьяковской галерее. Высшего расцвета русское иконописание достигло в XIV — XVI вв. в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия. Главная особенность русской иконы этого времени — внутренняя духовность, светоносность. Свет здесь носит не внешний характер, как в западноевропейской живописи, а истекает изнутри духовного образа иконы, создавая ощущение, близкое музыкальному. В «Троице» Андрея Рублева вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — жертвенность как высочайшее состояние духа, созидающего гармонию мира и жизни. Развитие искусства в Древней Руси — это стремление к духовно-нравственному возвышению, движение к Богу. Подчинение человеческого «я» Божественному совершенству рождало необыкновенно прекрасные произведения, создание которых было немыслимо в понятиях материалистического сознания. Искусство преобразовывалось в молитву, а молитвенное состояние давало высшие художественные результаты. В к. XIII—XV вв. переживала расцвет новгородская школа (своеобразные типы одноглавых церквей; росписи Феофана Грека, 2–я пол. XIV в.; островыразительные иконы и памятники книжной миниатюры). На одно из ведущих мест выдвинулась Псковская школа. Развивались также архитектурные и живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. С XIV в. на первое место постепенно вышла художественная школа Москвы. Величайшими достижениями русского и мирового искусства XV—XVI вв. явились московские памятники, отличающиеся особым пространственным размахом композиционных решений, живописностью силуэта, богатством декора (ансамбль Московского Кремля — XVII в.; церковь Вознесения в Коломенском, 1532; храм Василия Блаженного в Москве, 1555–60). Наряду с церковным зодчеством и иконописью, выдающимися памятниками русского искусства являлись рукописи с их художественным письмом, миниатюрами и ювелирной отделкой переплета («Изборник Святослава», «Остромирово Евангелие», «Мстиславово Евангелие» и множественное число древний ), а также многочисленные памятники декоративно-прикладного искусства (художественное шитье, резьба по дереву, изделия из металла). Совершенство форм и содержания русского духовного искусства начинает разрушаться с XVI в. по мере проникновения в него западного, католического и протестантского влияния. Прежде всего это влияние поражает русскую икону. Она утрачивает обращенность к внутреннему миру человека — светоносность. Вместо этого в икону приходит внешний свет, нарядность, многосоставность и перегруженность композиции. То же самое происходит и в церковном зодчестве. Оно теряет ясность, уравновешенность пространства и массы, величавость пропорций, обмирщается. В XVII в. еще более усиливаются светские тенденции, фольклорное и декоративное начала. Эти процессы заметно усиливаются как в зодчестве, где пространственные решения сочетались с интересом к пестрому «узорчатому» внешнему убранству (церкви Покрова в Филях, Уборах, соборы в Рязани, Астрахани и другие ), так и в живописи (насыщенные реалистическими элементами иконы и парсуны Симона Ушакова; росписи церквей Москвы, Ярославля, Костромы). В XVIII—XIX вв. русское духовное искусство вытесняется. На его место приходит господство светского начала, западноевропейских и католических установок. Русские города постепенно теряют свой национальный облик. Главными художественными стилями становятся сначала барокко, а затем классицизм. В 1757 в Петербурге создается Академия художеств, ставшая официальным центром русского искусства. Развитое барокко в русской архитектуре завершилось в сер. XVIII в. творчеством В. В. Растрелли (Большой дворец в Петергофе, 1747–52; Смольный монастырь, 1748–54, и Зимний дворец, 1754–62, — оба в Петербурге, перестройка Большого Екатерининского дворца в Пушкине, 1752–57, и другие ) и С. И. Чевакинского (Никольский Морской собор в Петербурге, 1753–62). В дальнейшем получил распространение русский классицизм, претворивший на национальной почве художественные принципы античности и тысяча  н. Просвещения. Классицистическое направление представлено творчеством выдающихся русских архитекторов XVIII в. — 1–й пол. XIX в.: в Москве и ее окрестностях — В. И. Баженова (Дом Пашкова, ныне старое здание Румянцевской библиотеки, 1784–86, и другие ), М. Ф. Казакова (здание Сената, 1776–87, и другие ), а также Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева, О. И. Бове; в Петербурге и его окрестностях — А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова (Таврический дворец, 1783–89, и другие ). Тем не менее духовные начала русского искусства продолжали сохраняться в творчестве русских портретистов И. Н. Никитина, A. M. Матвеева, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, а также скульптора Ф. И. Шубина. Русские духовные начала проявлялись также в поэтически-одухотворенной классицистической скульптуре М. И. Козловского, И. П. Мартоса (памятники Козьме Минину и князь Пожарскому), И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, в исторической живописи А. П. Лосенка и Г. И. Угрюмова. Еще в большей степени жажда духовности ощущается у художников русского романтизма — В. А. Тропинина и О. А. Кипренского (портретная живопись), С. Ф. Салтыков-Щедрин а (пейзажи), А. Г. Венецианова (поэтичный крестьянский жанр). Особых духовных высот в русском искусстве 1–й пол. XIX в. достигли Кулагин  П. Брюллов, А. А. Иванов («Явление Христа народу») и П. А. Федотов. Во 2–й пол. XIX в. большинство лучших русских художников объединяются в рамках Товарищества передвижных художественных выставок (см.: Передвижники) — В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. В. Верещагин, В. Е. Маковский, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин и другие В значительной степени их объединил протест против навязываемого Академией художеств классицизма и космополитизма. Однако стремление вернуться к народным духовным основам у передвижников извращалось ложно понимаемым чувством народного блага, воспринимаемого многими из них вне Православия и самодержавного государственного строя. И в этом они тесно смыкались с классицизмом, также отрицавшим их, но только с позиции дохристианской античности. Академизм и передвижничество, господствовавшие в русском искусстве в XVIII—XIX вв., безусловно, внесли свой вклад в его развитие, но вместе с тем отклонили его от национальной почвы. И академизм, и передвижничество усматривали настоящее русское искусство только с Петра I, а до него видели лишь подражательность и примитивность. Прервалась преемственность в развитии духовн
Это интересно


Россия