Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

или

Большой энциклопедический словарь

ИЛИ - река в Китае и Казахстане. 1001 км, площадь бассейна 140 тыс. км2. Образуется слиянием рек Текес и Кунгес, впадает в оз. Балхаш. Средний расход воды в устье 329 м3/с. Капчагайская ГЭС и водохранилище. Используется для орошения. Судоходна отг. Кульджа; в Казахстане - до Баканаса.
СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ - тайная фракционная группа сторонников политической борьбы и террора внутри "Земли и воли" в 1879. Большинство членов группы вошло в Исполнительный комитет "Народной воли".

Словарь русского языка С. И. Ожегова

или - Употр. для соединения разных названий одного и того же понятия, для пояснения, в значение иными словами, то есть Аэроплан, или самолет.
или - или Употр. при противопоставлении иначе, в противном случае Уйди, или мы поссоримся.
или - или а также соединяет однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения Он или я. Завтра или послезавтра. В понедельник, вторник или в среду. Или в понедельник, или в среду.
или - или Соединяет два или несколько предложений, ! + Или он уйдет, или я.
или - или Употр. при присоединении последнего члена перечисления, при дополнении предшествующего. + Поищи на столе, на полках или в шкафу.
или - или Употр. в начале предложения Colloq. Употр. в значение разве, неужели Или ты не знаешь об этом? Или ты решил остаться?
или - или Соединяет два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения. + Он или я. Или он уйдет, или я. Завтра или послезавтра. В понедельник, вторн ик или в среду. Или в понедельник, или в среду.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ДОИМАТЬ или - донимать; донять что, добирать недонятое, собирать остальное; говорится, говорят о долгах, о податях, пошлинах.
ДОИМАТЬ или - Донимать кого, преследовать поделом или нападками до последней крайности; дойти, доехать кого, добраться до кого. Я тебя дойму, или займу да дойму, угроза. Его ничем не доймешь, он вовсе от рук отбился ся, быть донимаему, добираему, взыскиваему. Дониманье, доиманье средний род длит. донятие окончат. дойм, доим, доем малый; мужской род доимка женский род действие, действительное по глагол добиранье, добор.
ДОИМАТЬ или - Доимка также самый предмет, то, что взыскивается, донимается или донято, недоимка. За тобою есть еще доимочка, вежливее чем недоимочка. Доемы малый; мужской род множественное число складные, раздвижные щипцы, решеткой, в несколько колен. Доимный, доемный, доимочный, к доимке относящийся , что должно донять, что не донято, недоимочный. Доимщик, доемщик м щица женский род собирающий, взыскивающий доимку. Доимчивый или доемчивый, не прощающий долгов, не дающий отсрочки; исправно и строго собирающий подати сполна.
ИЛИ - иль, аль союз либо; то есть, иначе, то же; разве, ли. Или то бери, или другое, любое, одно из двух. Сядь, или ляг, как хочешь.
ИЛИ - Царьград, или Константинополь, или Византия, равно, одно и то же.
ИЛИ - Шурин или женин муж, все одно. Или ты оглох? Или ты раздумал? разве, неужто.
НАДО или - над или наразумлять, наразумить кого, надоумлять или надоумливать; также надоумить и наумить кого; наставлять, поучать знаньем своим или догадкой в каком деле; вразумлять, подавать путный совет, наводить на уменьшительное Разок надоумить можно, а на век ума не дашь. Ум да разум надоумят сразу ся, быть вразумляему, надоумливаему; догадываться самому, браться за ум; спохвачиваться, набираться у кого или у чего ума, толку, догадки. На людей глядя и сам надоразумился. Надоумляя других, и сам надоумишься. Надоумливанье средний род длит. надоумленье, надоумье окончат. надоумка женский род существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное действие, действительное по значение глагол
НАДО или - Надоумка также совет, наставленье, намек, высказанная догадка; а
НАДО или - существительное обоих родов, общего рода, мужского и женского или общее действие, длительное и окончательное рода находчивый человек, надоумок, надоумник малый; мужской род надоумница женский род , надоумщик, надоумщица, советчик, наставник, смышленый, опытный. Спроси ты у нашего надоумки, он все дела знает. Думка надоумка. Надоумливый, послушливый, кого легко навести на уменьшительное Надоумистый, поучительный, наставчивый, советливый. Надоумчивый, охочий надоумлять, советовать дельно, что и как лучше сделать. Надоумный, к надоумленью относящийся.

Cловарь синонимов Н. Абрамова (разговорный)

Или - либо, то есть ( то есть ), сиречь, иначе, иначе говоря, другими словами; alias, тож. Или -- или, либо -- либо, не то -- не то. См. разве, то есть

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

более или менее - бо́лее или ме́нее -- бо́лее или ме́нее
будь то... или - бу́дь то́... или -- бу́дь то́... или... (будет ли это тем или другим)
или - и́ли -- и́ли и иль, союз
так или иначе - та́к или и́на́че -- та́к или и́на́че

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

или -
1. союз (а также разговорная форма иль)
- - - 1) Употр. при соотнесении однородных членов предложения или предложений, по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга, указывая на необходимость выбора между ними.
- - - 2) а) Употр. при введении слов и предложений, имеющих пояснительный характер; соответствует по значению слово, слова : то есть, иначе, иначе говоря. б) Употр. при введении вставной конструкции, вводного предложения.
- - - 3) а) Употр. при присоединении последнего члена перечисления; соответствует по значение союзам: и, а также. б) разговорная форма Употр. при присоединении предложений, дополняющих предыдущее высказывание.
2. частица (а также разговорная форма иль) Употр. при выражении предположения, допущения, возможности чего-либо; соответствует по значению слово, слова : разве, неужели, может, может быть.

Библия. Энциклопедический словарь

ВААЛ или ВАЛ - (господин; 3 Цар 18:9. Ис 46:1, Иер 9:14) — название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце. Финикияне называли солнце Вал-Самен, что значит Господь небес. Так как Ваалу покланялись под различными видами, и при том в разных странах, то для точности к названию Ваал прибавлялось название и самого места, как, например, Ваал-Гад, Ваал-Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название Ваалам (3 Цар 18:18). Множество мест, посвященных сему языческому божеству, и масса лиц, поклонявшихся и служивших ему, указывают на то, как далеко и сильно было распространено поклонение Ваалу. Ваал, Вал или Бел, был боготворим Вавилонянами, Сирийцами, Карфагенянами и другими народами. Думали даже, что он одно и то же языческое божество, что и Молох, которому Аммонитяне приносили свои зверские и кровавые человеческие жертвы. В книге пророк Иеремии (19:5) прямо говорится, что Ваалу приносились человеческие жертвы. Для поклонения ему выбирались возвышенные места (высоты), и на служении ему состояло множество жрецов и пророков. Иногда для сей цели назначались и кровли домов (4 Цар 23:12, Иер 32:29). Ваалам и Астарта служили общим названием всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних страница В позднейшие времена, как говорят историки, обоготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и, как предполагают, было общим на Британских островах. Доселе еще сохранилось много суеверных обрядов в Ирландии и Валлисе, очень напоминающих древнее поклонение Ваалу. Поклонение Ваалу было главным и при том обычным грехом древних Евреев. Особенно при Ахаве для служения сему языческому божеству содержалась весьма многочисленная корпорация языческих жрецов. В 3 Цар 18 содержится эффектное и картинное повествование о том, как прор, Илия посрамил языческих служителей Ваала. Какая величественная и горькая ирония слышится в словах смотрите также малый; мужской род пр. Божия Илии, обращенных к ним после тщетных попыток их свести огонь с неба на приготовленную жертву: «кричите громче, — с насмешкою говорил им Илия, — ибо он (т. е. Ваал) бог; может быть он задумался, или занят чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется». Идолослужение у древних Израильтян Ваалу сопровождалось большою торжественностью и пышностью. Ему воздвигались капища (3 Цар 16:32), в которых ставились идолы (4 Цар 10:26). Участвовавшие в идолослужении надевали на себя особые для сего одежды (4 Цар 10:22). В честь Ваала курили ароматы (Иер 7:9) и возносили каждения. При служении этому идолу, жрецы, для привлечения его внимания и милости, скакали кругом жертвенника и испускали громкие крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью (3 Цар 18:25-28).
ИЛИ, ИЛИ! ЛАМА САВАХФАНИ? - (Мф 27:46) — Боже мои! Боже мой! для чего Ты Меня оставил? — слова на Сирийском языке, произнесенные Спасителем, на кресте и совершенно точно соответствующие еврейскому тексту псалма 21:1.
ХАМАФ или ЕМАФ - (крепость, укрепление). См. Емаф.
ХАМАФ или ХАММАФ - (горячие источники): Нав 19:35 — укрепленный город колена Неффалимова, при Тивериадском озере. Иудейские писатели отождествляют Хамаф с Тивериадою, где с древних времен доселе существуют горячие врачебные источники. Город лежит в одной английское; слово английского происхождения мили к ю. от Тивериады, недалеко от берега озера. Водами Хамафа, как целебными, пользуются доселе, как было во времена Флавия. Некоторые, впрочем, полагают, что это то же, что Хамоф-Дор в Нав 21:32. См. Тиверчади. 1 Пар 2:55 — родоначальник Рехавитян, отец Бетрехава. От него, по указанию князь Паралип. происходили Кинеи, жившие в Иабеце, городе колена Иудина.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ОКТОИХ, или ОСМИГЛАСНИК - богослужебная книга, заключающая в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов, или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна ом Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается и составление Октоиха. В составлении Октоиха также принимали участие сверху Митрофан, еп. Смирнский, сверху Иосиф Песнописец и другие.

Финансовый энциклопедический словарь

АКЦЕПТАНТ или трассат - лицо, подписывающее вексель (тратту) и берущее тем самым на себя обязательство уплатить по векселю по наступлении срока платежа.
СЕ ИЛИ О - такая пометка на выписке из текущего счета обязывает владельца тщательно проверить этот документ. Банк резервирует за собой право исправить любую ошибку в расчетах, если она найдется позднее.
УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА - в уголовном праве преступление, заключающееся в приведении имущества в полную негодность, в результате чего оно утрачивает свою хозяйственно-экономическую ценность и не может быть использовано в соответствии со своим назначением либо становится непригодным к использованию без восстановления или исправления.

Большой юридический словарь

ДВОЕЖЕНСТВО или многоженство - в некоторых странах преступление против брака и семьи, заключающееся во вступлении мужчины в брак при наличии нерасторгнутого брака с другой женщиной. Д. являлось преступлением, представляющим пережитки местных обычаев, по УК РСФСР (ст. 235), где под Д. (многоженством) понималось сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства. Уголовно наказуемо в США, Узбекистане и многих других странах. В то же время там, где действует мусульманское право, разрешается иметь до четырех жен.
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ - одно из должностных преступлений по УК РСФСР 1960г. Представляло собой умышленное использование служебного положения вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее существенный вред государственным или общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам граждан. В УК РФ называется злоупотреблением должностными полномочиями.
ИСПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ - по уголовному праву (ст. 42 УК РФ) одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕН - по уголовному праву (ст. 47 УК РФ) один из видов наказания (назначается как основное или дополнительное). Состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного и на срок от шести месяцев до трех лет - дополнительного вида наказания. Суд может назначить его (как дополнительное) и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ, если по характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и с учетом личности виновного признает невозможным сохранить за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И - по уголовному праву (ст. 48 УК РФ) один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное). При осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление суд (с учетом личности виновного) может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
ПРИСВОЕНИЕ ИЛИ РАСТРАТА - хищение чужого имущества, вверенного виновному (ст. 160 УК РФ). Одно из преступлений против собственности. С объективной стороны присвоение состоит в неправомерном удержании (невозвращении) чужого имущества, вверенного виновному для определенной цели, а растрата - в отчуждении и потреблении такого имущества. Иногда в теории уголовного права растрата рассматривается как частный случай присвоения.
ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИХИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ - по ст. 40 УК РФ одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие этого лицо не могло руководить своими действиями. Вопрос об уголовной ответственности при наличии психического принуждения, а также физического, но когда лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений ст. 39 УК РФ (Крайняя необходимость).

Энциклопедический словарь медицинских терминов

закон "все или ничего" - правило, согласно которому на подпороговое раздражение возбудимая клетка не дает ответа, а на пороговое раздражение дает сразу максимальный ответ, причем при дальнейшем повышении силы раздражения величина ответа не изменяется.

Словарь астрологических терминов

АСТРОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИЛИ АСТРОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ -
раздел
астрологии, изучающий особенности характера индивида и возможности
прогнозирования его развития. Ср. астрология психологическая.

АСТРОЛОГИЯ ЛУННАЯ ИЛИ ЛУННЫХ УЗЛОВ -
см. узел.

Словарь "воровского жаргона" (разговорный)

ЖИТЬ В ЗАКОНЕ ИЛИ НЕ В ЗАКОНЕ - - быть пpописанным или не пpописанным в данном гоpоде
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757