Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я

икона

Большой энциклопедический словарь

ИКОНА - (от греческий eikon - изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

икона - У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение бога, святого или святых, образ 2

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ИКОНА - женский род образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлебсоль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают). Икона упадетк покойнику. Из одного дерева икона и лопата. В торговле, иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки (1 4 вершка); по работе: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные; по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и прочее Иконный, к иконе относящийся Иконник, иконщик малый или мужской род кто пишет, меняет иконы (торгует ими);
» ИКОНА - иконник также полочка, полица для постановки икон: киот, кивот. Иконоборец м рица женский род раскольник, не чествующий икон. Иконоборщима женский род иконоборный, икноборческий толк, к которому принадлежат духоборцы и молоканы, и вообще так называющиеся духовные христиане. Иконоборство средний род действие, действительное , состояние и верование иконоборца, того, кто иконоборствует, отвергает чествованье икон. Иконология женский род греческий знание или ученье о живописных и начертательных памятниках древности вообще; иконография, описание их. Иконолюбец новое, ново- иконолюбивый человек, чтитель нкон. Икономаз малый или мужской род плохой иконописец; прозвище суздальцев. Иконопасанье средний род иконопись женский род писанье нкон; живопись иконная, как искусство; род или школа этой живописи называется пошибом. Мелкая, по золоту, иконопись, Строгановского пошиба, школы. Иконописный, к иконописанью относящийся Иконописная женский род заведение, мастерская, покой, где пишут иконы. Иконописец м сица женский род кто пишет иконы. Икоколоклоненье средний род чествованье икон. Иконочествованье чтенье, то же. Иконочт итель поклонник и ница женский род кто чтить иконы или покланяется имя Иконостас малый или мужской род переиначенное и в иконостас, преграда, отдел между трапезой и алтарем церкви; посреди иконостаса царския двери, по сторонам местные образа и двери северные и южные. Иконостасный, к иконостасу относящийся Иконостасник, иконостасный мастер, резчик по дереву и позолотчик, золотильщик.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Икона - образ, лик, боги, Божье милосердие. Ср. <Изображение>. См. изображение, образ

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ИКОНА - иконы, женский род ( греческий eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

икона - ико́на -- ико́на, -ы

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

икона - женский род Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и тысяча п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ИВЕРСКАЯ МОНРЕАЛЬСКАЯ икона БОГОМАТЕРИ — - См.: МИРОТОЧЕНИЕ и ПЛАЧ ИКОН.
ИКОНА - ( греческий : портрет, образ, изображение), живописное и рельефное изображение Второго Лица святой Троицы, Бога-Сына, а также Божией Матери и святых. Икона отличается от западной религиозной живописи тем, что икона не портрет и не картина. По учению сверху Отцов, икона — «небесное явление» и «подобие» Божественного. В ней нет ничего мирского и телесного, ее отвлеченные образы являют тайну невидимого. На иконе пишутся не лица, а «лики», черты нереальны, глубокий взгляд расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от мирской суеты. Святые движутся и живут на отвлеченном золотом фоне в присутствии ангелов или в окружении сказочных гор, невиданных растений и райских цветов. Условное положение рук обозначает удивление, молчание, печаль и молитву. Перспектива, по мирским понятиям, отсутствует, архитектура орнаментальна, прозрачные здания позволяют видеть одновременно внешние их очертания и внутреннее убранство. Фронтон обозначает целое здание, отдельное строение — целый город. Кусок ткани, перекинутый с одной части здания на другую, указывает на действие, происходящее внутри помещения. Природа использована для усиления движения и выражения чувств. Например, на фоне иконы «Положение во Гроб» (XV в.) очертание двух скалистых гор повторяют жест отчаяния поднятых рук одной из сверху жен. На иконе «Вход в Иерусалим» (XV в.) наклоненное дерево указывает движение Христа по направлению к городу, а опущенная голова осляти дает понятие о спуске Христа с Елеонской горы. На некоторых иконах для указания действия и движения та же фигура повторяется несколько раз, как, например, на сложных композициях Воскресения Христова, где Спаситель изображен несколько раз: воскресшим, сходящим во ад и ведущим праведных в рай. Или на иконе Благовещения, где Архангел Гавриил виден дважды: слетевшим с неба и благовествующим Богоматери. Икона прибыла на Русь сложившейся догматически и по своему духовно-религиозному содержанию, и по художественному письму. По постановлению Отцов Церкви, икона не может быть домыслом личных религиозных воззрений художника и плодом его благочестивого воображения. На иконе каждая деталь должна быть основана на Священном Писании, Священном Предании и источниках, одобренных Церковью. Для руководства иконописца существует иконописный подлинник, который в схематических рисунках передает неизменную сущность каждой композиции. Первоначальный подлинник был византийским, в XVI в. появляется первый русский подлинник Софийский, позднее, в XVII в., — Строгановский и Сийский. Русский иконописный Подлинник давал, помимо основной схемы иконы, материал для руководства и вдохновения иконописца. В приложении перечислялись принятые Церковью благочестивые легенды (апокрифы), справки о Житиях святых, описание видений, чудотворных икон, слова песнопений, молитв, разъяснение символов и греческих аллегорий, давались справки о важных исторических событиях, указывались одеяния святых и их «атрибуты отличия». В требуемых Церковью отвлеченных образах святых «атрибуты», установленные каждому, помогали к их опознанию: мученики держат крест или орудие мученичества, епископы — Евангелие, пророки — свитки, строители церквей и монастырей — модели зданий, святые врачи, как сверху Пантелеимон, свв. Косма и Дамиан, держат ларец с лекарствами и лжицу. Все святые пишутся с бородами, кроме ангелов, которые, по словам Подлинника, «юноши неописуемой красоты»; то же и святые, умершие в юном возрасте, как сверху Георгий Победоносец, сверху Димитрий Солунский, сверху князь Глеб и сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Богослов, бывший юным при земной жизни Христа. Борода, по древним понятиям, была признаком особого уважения и благолепия. Еще в новое, ново- XVIII в. русский патриарх Адриан напоминает в своем «Слове о брадобритии», что «Бог мужа сотвори и жену, положив между ними знамение: мужу убо благолепие, яко начальнику, браду израсти, жене оного благолепия не даде, яко да будет подчинена, зряще мужа своего красоту». В отличие от святых, бесы пишутся бритыми, кроме сатаны, их начальника. Стиль бороды и волос в сочетании с «атрибутом» создал определенный тип каждого святого, по которому он узнается до наших дней. Например, сверху Николай Чудотворец пишется в епископском облачении, держащим Евангелие, как изображаются и другие святые епископы, но отличается он от них и узнается по указанному в Подлиннике стилю волос и бороды: «борода средняя, сед, взлысина». Существует распространенное мнение, что иконописный Подлинник ограничивал творчество художника и препятствовал развитию искусства, но образцы давали лишь схему неизменной догматической сущности, и иконописец заполнял контуры по своему умению, выбирая и расцветку по личному усмотрению. Он мог от себя добавить архитектурные детали, увеличить число ангелов и второстепенных фигур, украшать пейзаж растениями и цветами, не изменяя, однако, основной схемы. Новые композиции выдающихся мастеров, по принятии их Церковью, включались в иконописный Подлинник или распространялись в точной прорези. Иконописцы были обычно монахи и приступали к работе с постом и молитвой. В ней они просили «полета в высоту и дерзновения видеть свет неприступный сокровищ славы Премудрости Божьей». Еще в 1554 на Стоглавом Соборе напоминается иконописцу быть смиренным, кротким, благочестивой жизни, догадками Божества не описывать, добавляя: «не всякому иконописцем быть» (Стогл. Собор, глагол 143). Икона пишется на дереве, на липовой или кипарисной доске. Кресты и складни вырабатываются на металле, украшаются эмалью и рельефными изображениями. Иконы малого размера бывают из глины, кости, меди, серебра и золота. Доска иконы, в предотвращение выгиба, при сырости или жаре, скрепляется «шпонками», тысяча  е. кусками дерева, врезанного поперек с обратной стороны. Середина доски, предназначенная для росписи, слегка выдалбливается, и, таким образом, края становятся подобием обрамления, тысяча  к. для иконы не полагается ни рамы, ни стекла. Заготовляется доска покрытием алебастра, разведенного на жидком клею, иногда грунтовка накладывается на так называемую «поволоку» — тысяча  е. на кусок полотна, прилаженного к доске. В старину краски в порошке растирались на воде или квасе, с добавлением яичного желтка. В настоящее время пользуются клеевой краской «темпера». Употребление масляных красок для писания священных изображений воспрещается из-за химического состава. Готовая икона покрывается особым лаком — «олифой». Приступая к работе, иконописец начинал с позолоты, и по числу накладываемых листов золота иконы назывались «пятилистными», «шестилистными» и тысяча  д. После позолоты писали одеяния и, закончив с деталями, — лики. Тени на иконе не накладываются в зависимости от внешнего освещения, как на картинах, а вырабатываются особой техникой перехода от темных красок к светлым, тысяча  к. по своему замыслу икона освещается не извне, а исходящим от нее светом. Иконы не подписываются. Иконописец создает их не для личной славы, а во славу Божию. Такие имена, как Алипий (XI в.), Андрей Рублев (XV в.), Симон Ушаков (XVII в.) и многие другие, дошли до нас по летописям, архивам и патерикам. Сохранение иконописных традиций было делом Церкви и Государства. Лучшие мастера созывались в Московский Кремлевский Дворец, и в царских палатах создалась знаменитая Школа царских иконописцев. С канонизацией Русских Святых устанавливаются в их честь новые праздники, службы, песнопения, особые от греческих. На иконах святые Борис и Глеб пишутся в русском платье, воины — в русском вооружении, церкви — уже не святой София Константинопольская, а святой София Новгородская или Киевская, Смоленская «Одигитрия» и Псковская святой Троица. Если угодник был епископом, его житие дает данные для истории города, и на иконе встречается древний план города, построенные им монастырь и церкви. Русские иконы XVI в. мало осложнялись деталями, тогда как в XVII—XVIII вв. появляются чрезмерно сложные композиции под влиянием обширной богословской литературы. Через Балканы проникали переводные апокрифы-легенды. Многие из них Церковь объявила «отреченными книгами», но некоторые принимала, основываясь на словах ап. Павла: «Итак, братья, стойте и держитесь предания» (2 Фес. 2: 15). Некоторые легенды видоизменялись в такие чисто русские литературные произведения, как духовные стихи, «Голубиная книга». Для ежедневного благочестивого чтения вышли сборники многотомного труда митр. Макария (Четьи-Минеи). На Древней Руси знали икону, как слова молитвы. Знали так, что малейшее изменение вызывало опасение за чистоту веры. Живым свидетельством являются исторические примеры, как известное «Дело дьяка Висковатого». «Дьяк» в те времена был чином отличия человека образованного и дипломата, каким был Висковатый при царе Иване Васильевиче Грозном. В 1547 при московском пожаре сгорели древние иконы Кремлевского собора, и некоторые из них были заменены новыми — письма псковских мастеров. Висковатый с группой москвичей-единомышленников восстал против «непонятных» ему икон и подал пространное заявление духовным властям, прося разъяснения. Был созван Собор. Этим доказывается важность, которую Церковь придавала подобным вопросам. Собор, разобрав до мелочей новые иконы, обосновал каждую деталь на Священном Писании. Висковатый принял разъяснение, объявил свое «богомудрствование» ошибочным и признал псковские иконы православными. Эти же иконы привели в недоумение новгородцев, которые обратились за пояснением к ученому монаху Отенского монастыря Зиновию. Он ответил им письменно в «Истинном Показании», в котором он принимал икону «Единородный Сыне» как православную, но отвергал «Распятого Серафима». Это знание и понимание икон может быть объяснено воспитанием в Древней Руси до к. XVII в., главным двигателем которого было Православие. Иконы находились в каждом доме, будь то боярские хоромы или крестьянская изба. Иконы были связаны с важнейшими семейными событиями и умножались из поколения в поколение. При рождении ребенка заказывалась именная икона ангела с изображением святого покровителя, имя которого дано новорожденному при крещении. В старину эта икона делалась по мерке ребенка и потому называлась «мерная». При смерти «мерная» икона клалась на крышку гроба. Жениха и невесту благословляли иконами Божьей Матери и Спасителя, сына, призванного на войну, — иконой святого воина (св. Георгия Победоносца, Димитрия Солунского или Федора Тирона). Болящим дарили образ сверху Пантелимона. Изображения святых, имена которых соответствовали именам членов семьи, приписывали на полях икон, или заказывались особые «семейные» иконы с рядами святых. Памятные дни заносились на иконе в изображениях, соответствующих церковному календарю, например, если кто родился 25 марта, то образ Благовещения помещался в ряду икон, если венчание состоялось 26 августа, в день поминовения сверху Наталии, ее образ олицетворял это событие и тысяча  д. Со временем иконы стали закрываться металлическими ризами или окладами, сначала в виде обрамления или узорчатой серебряной пластинки заполняющей лишь фон иконы, так называемой «басмой», слово, принятое от татар, которые, собирая пошлину, возили с собой «басму», тысяча  е. изображение своего хана. С к. XVI в. металлические ризы стали постепенно закрывать икону, как, например, риза на Ветхозаветной Троице (Рублева), пожертвованная царем Борисом Годуновым. Открытыми оставались лишь лики, руки и ноги. Ризы выпуклым рельефом или резьбой по металлу повторяли в точности скрываемые ими иконы. Ризы были золотые, эмалевые, серебряные и медные золоченые. Чудотворные иконы Божией Матери, такие, как Владимирская, Иверская, Казанская, были украшены драгоценными камнями. Н.Ш.
КАЛУЖСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы - Явилась в 1748 в семи верстах от Калуги, в сельце Тинькове, в доме боярина Хитрово. Явилась таким образом: однажды две девушки, служанки Хитрово, вошли на чердак его дома, где лежали старые вещи и разная домашняя рухлядь. Одна из них, разбирая вещи, нашла сверток сурового полотна. Развернув сверток, она увидела прекрасное изображение благоговейного лица как будто монахини, читающей по книге свое правило. Девицу тронуло это изображение, и, указывая на него своей подруге, она назвала его игуменьей. Но другая девица плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь и уважаю твою игуменью». Но едва она успела сделать это, как была поражена и упала: ноги и руки ее скорчились, вся она впала в расслабление и лишилась зрения и языка. Испуганная подруга тотчас побежала к господину и рассказала ему все. Евдокию (так звали несчастную девицу) нашли едва живой, ее тотчас положили на постель и ожидали смерти. Ночью во сне родителям Евдокии явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком в изображенном на полотне лице оскорбила не инокиню, но Меня, потому что это изображение есть Мой образ, чрез который, по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его. Утром объявите об этом священникам и, вместе с ними, помолитесь пред поруганной Моей иконой, окропите расслабленную водой, которая истекает из-под храма, и дочь ваша исцелится». Утром после молебна больная исцелилась. После того икону вставили в раму и поставили в доме боярина на особом месте. Вскоре после этого служитель Прохор, живший в доме боярина Хитрово, который уже много лет был глухой, три раза видел во сне Богоматерь, Которая повелительно; повелительное наклонение евала ему молиться об исцелении пред Ее иконою. Прохор исполнил это повелительно; повелительное наклонение ение и после молитвы заснул необыкновенно крепким и продолжительным сном (он спал двое суток без просыпа); в это время из его ушей вышло много материи, и, проснувшись, он стал здоров. В это же время единственная дочь боярина Евдокия опасно заболела; во сне явилась ей икона Богоматери и повелительно; повелительное наклонение ела для получения исцеления молиться пред нею. Родители вместе с больной начали молиться, и больная тотчас выздоровела. После этих чудес боярин не осмелился более держать икону у себя дома и торжественно перенес ее в церковь Рождества Богоматери на Калужке. От нее происходило много чудес. Жители Калуги обязаны чудотворной иконе спасением своего города. В 1771 в Калуге была страшная язва. Жители города попросили архимандрита Лаврентиева монастыря принести из Калужки чудотворную икону Богородицы и в крестном ходе обойти с нею город. Это благочестивое желание жителей было с радостью исполнено. После поста и молитвы икону в продолжение трех дней носили вокруг города, прося усердную Заступницу рода христианского во всех несчастиях молить Сына Своего о помиловании. Молитва была услышана: язва начала ослабевать. В память этого чудесного избавления города от язвы было установлено каждый год 2 сентября обходить вокруг города в крестном ходе с чудотворною Калужскою иконою Богоматери. В 1812, по случаю нашествия французов, Калужскую икону перенесли вг. Ефремов; там взятые в плен французы, увидев ее, говорили, что когда были в походе в Калуге и под Малоярославцем, то не раз видели эту икону на воздухе, и тогда всегда побеждали русские. Крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева также удостоилась увидеть эту икону на воздухе, окруженную Небесными Силами. Об этих видениях донесли Александру I и с его позволения и благословения Святейшего Синода навсегда установили, в память избавления Калуги от французов, каждый год 12 октября праздновать этой иконе и совершать с нею крестный ход вокруг города. Чудотворная икона Калужская находилась в имя существительное или село, селение Калужке, а точный список с нее — в Калуге, в кафедральном соборе. Празднуется 2/15 сентября. Прот. И. Бухарев
КОСИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы - — См.: МОДЕНСКАЯ.
МАКСИМОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы - На ней Богоматерь изображена во весь рост, и пред Нею на коленях стоит митр. Максим и принимает из пречистых Ее рук омофор. На ней находится следующая надпись: «Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299) по видению Максима, митрополита Владимирскаго и всея России чудотворца, родом грека, по пришествии его из Киева во Владимир, когда он от путнаго шествия в келлии своей мало уснув, абие видит, аки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Предвечнаго Младенца, и глаголя: рабе Мой, Максим, добре пришел еси семо посетите град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: прими сей омофор, и паси во граде Моем словесныя овцы; он же прием, возбудися от сна, и в келлии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша на него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине, и повелительно; повелительное наклонение е написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим». Омофор сей хранился в соборе, в золотом ковчеге, 112 лет, но при нашествии на Владимир татарского царевича Талыча, которое было в 1412, он с прочими соборными драгоценностями был скрыт в какое-то тайное, которое остается доселе неизвестным, место, ключарем сего собора Патрикием. Ключарь замучен в соборе от татар, которые старались самыми жестокими муками заставить его открыть это место. Празднуется 18 апреля/1 мая. Прот. И. Бухарев
МЕЖЕТСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы - Явилась в 1492 близ Киева. На ней Богоматерь изображается в короне с младенцем Иисусом на левой руке. Празднуется 26 февраля/11 марта.

Словарь "воровского жаргона" ( разговорная форма )

БОЛЬШАЯ ИКОНА - - пpавила внутpеннего pаспоpядка
ИКОНА - - 1) фотогpафия, 2) пpавила внутp.pаспоpядка ИТУ помещенные на видном месте, в pамке
Это интересно


Россия


По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757