Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

идеал

Большой энциклопедический словарь

ИДЕАЛ - ( французское; слово французского происхождения ideal), образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - 1) процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире ( например , "точка", "абсолютно твердое тело", "идеальный газ"). Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании...2) Представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.
ИДЕАЛИЗМ - ( французское; слово французского происхождения idealisme, от греческий idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 век ). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - смотрите также Идеализм.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - смотрите также Идеализм.
ИДЕАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ - в гидродинамике - воображаемая (идеализированная) жидкость, в которой, в отличие от реальной жидкости, отсутствуют вязкость и теплопроводность. Моделью идеальной жидкости пользуются при теоретическом рассмотрении задач, в которых вязкость не является определяющим фактором и ею можно пренебречь.
ИДЕАЛЬНОЕ - 1) способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации - абстрактный объект, который не может быть дан в опыте ( например , "идеальный газ", "точка")...2) Нечто совершенное, соответствующее идеалу.
ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ - идеализированная модель газа; в идеальном газе силы взаимодействия между частицами (атомами, молекулами) пренебрежимо малы. К идеальному газу близки разреженные реальные газы при температурах, далеких от температуры их конденсации. Зависимость давления идеального газа от его температуры и плотности выражается Клапейрона уравнением.
ИДЕАЛЬНЫЙ КРИСТАЛЛ - идеализированная модель кристалла бесконечных размеров, со строго периодическим расположением атомов. Реальные кристаллы неизбежно содержат различные дефекты (см. Дефекты в кристаллах) и ограничены поверхностью.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

идеал - наилучший вид, элитный образец чего-нибудь (спец.) Формы-идеалы (в растениеводстве).
» идеал - идеал совершенное воплощение чего-нибудь И. доброты. Этот человек - мой и.
» идеал - идеал то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений Высокие гуманистические идеалы.
идеализировать - представить (-влять) лучше чем есть в действительности И. старину.
идеализм - философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, пер вичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей, его непознаваемость
» идеализм - идеализм приверженность к высоким нравственным идеалам
» идеализм - идеализм идеализация действительности
идеалист - последователь идеалистической философии
» идеалист - идеалист Obs человек, который идеализирует действительность, мечтатель
» идеалист - идеалист человек, который в своем поведении, жизни руководствуется идеалистическими (#<= идеализм N3) принципами
идеалистичный - проникнутый идеализмом (в значении №2)
идеальный - посмотрите также идеал
» идеальный - идеальный соответствующий идеалу N1/2, возвышенный Идеальная любовь.
» идеальный - идеальный очень хороший, отличный И. работник. Идеальное исполнение пьесы.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Идеал - совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание. См. образец, цель
идеализация - смотрите также хвала
идеализировать - смотрите также хвалить
идеалист - смотрите также теоретик
Идеальный - возвышенный, высокий, заоблачный, надзвездный, недостижимый, образцовый, совершенный. Ср. <Образцовый, Духовный и Недостижимый>. См. бесподобный, возвышенный, духовный, лучший, образцовый

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ИДЕАЛ - идеала, малый или мужской род (от греческий idea - идея) ( слово книжное ). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. Ленин. || Высшая, руководящая всей деятельностью цель, то, к чему человек стремится. Политические идеалы. Жить без идеалов. Мой идеал теперь - хозяйка да щей горшок. Пушкин. || Лучший, самый совершенный образец. Она была идеалом женщины.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - идеалтзации, множественное число нет, женский род ( слово книжное ). Действие по глагол идеализировать.
ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ - идеализированная, идеализированное; идеализирован, идеализирована, идеализировано ( слово книжное ). Прич. страд. прош. время от идеализировать; приукрашенный, подвергшийся идеализации, представленный в идеале. Идеализированные, нереальные образы.
ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ - идеализирую, идеализируещь, совершенный вид глагола и совершенная форма , кого-что (нем. idealisieren) ( слово книжное ). Представить (представлять) лучше, чем есть в действительности, наделить (наделять) идеальными свойствами. Идеализировать людей. Гоголь идеализировал крепостное право.
ИДЕАЛИЗИРОВАТЬСЯ - идеализируюсь, идеализируешься, совершенный вид глагола и совершенная форма ( слово книжное ). Страд. к идеализировать.
ИДЕАЛИЗМ - идеализма, множественное число нет, At. (от латинское idealis - идеальный) ( слово книжное ).
. . . 1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею; противоположное, в противоположном значении материализм (филос.).
. . . 2. Поведение идеалиста (во 2 значение ).
. . . 3. Склонность к идеализации действительности. Его отношение к людям проникнуто крайним идеализмом.
ИДЕАЛИСТ - идеалиста, малый или мужской род ( слово книжное ).
. . . 1. Последователь идеалистической философии; противоположное, в противоположном значении материалист (филос.).
. . . 2. человек бескорыстный, бескорыстно служащий какому-нибудь делу, идее.
. . . 3. человек, идеализирующий действительность, мечтатель, непрактичный человек.
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ - идеалистическая, идеалистическое ( слово книжное ). Прил. к идеализм. Идеалистическая философия. Идеалистическая точка зрения.
ИДЕАЛИСТИЧНЫЙ - идеалистичная, идеалистичное; идеалистичен, идеалистична, идеалистично ( слово книжное ). Проникнутый идеализмом (в 1 значение ).
ИДЕАЛИСТКА - идеалистки ( слово книжное ). Женск. к идеалист.
ИДЕАЛРЕАЛИЗМ - идеалреализма, множественное число нет, малый или мужской род (филос.). Направление идеалистической философии, отожествляющее психическое и материальное бытие и допускающее интуитивное познание сущности вещей.
ИДЕАЛРЕАЛИСТ - идеалреалиста, малый или мужской род (филос.). Последователь, сторонник идеалреализма.
ИДЕАЛРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ - идеалреалистическая, идеалреалистическое (филос.). Прил. к идеалреализм.
ИДЕАЛЬНО - наречие
. . . 1. Нареч. к идеальный во 2 значение ( слово книжное устаревший, устаревшая форма , теперь ирон.). Идеально настроенный человек.
. . . 2. Очень хорошо, в совершенстве (в сочетании с глаголами; разговорная форма ). Он идеально владеет рапирой. Он идеально играет в шахматы. || Весьма, в высшей степени (в сочетании с прилагательное , означающими положительное качество). Идеально честный человек.
ИДЕАЛЬНОСТЬ - идеальности, множественное число нет, женский род ( слово книжное ). Отвлеч. имя существительное к идеальный. Идеальность пространства и времени в философии Канта. Требую от человека не идеальности, а существенности. Белинский.
ИДЕАЛЬНЫЙ - идеальная, идеальное; идеален, идеальна, идеально ( латинское idealis).
. . . 1. Прил. к идея в 1 и 2 значение ; являющийся идеей (филос., слово книжное ). Идеальный тип. Идеальное бытие у Платона.
. . . 2. Возвышенный, неземной ( слово книжное устаревший, устаревшая форма , теперь ирон.). Идеальная любовь. Он рук в грязи житейской не марал, он для того был слишком идеален. Некрасов.
. . . 3. Очень хороший, превосходный, отличный ( разговорная форма ). Идеальный работник. Идеальные квартирные условия. Идеальная погода.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

идеал - идеа́л -- идеа́л, -а
идеализатор - идеализа́тор -- идеализа́тор, -а
идеализация - идеализа́ция -- идеализа́ция, -и
идеализирование - идеализи́рование -- идеализи́рование, -я
идеализированный - идеализи́рованный -- идеализи́рованный; крайняя форма -ан, -ана
идеализировать - идеализи́ровать -- идеализи́ровать, -ру-ю, -рует
идеализироваться - идеализи́роваться -- идеализи́роваться, -ру-юсь, -руется
идеализм - идеали́зм -- идеали́зм, -а
идеалист - идеали́ст -- идеали́ст, -а
идеалистический - идеалисти́ческий -- идеалисти́ческий
субъективно-идеалистический - субъекти́вно-идеалисти́ческий -- субъекти́вно-идеалисти́ческий
идеалистичность - идеалисти́чность -- идеалисти́чность, -и
идеалистичный - идеалисти́чный -- идеалисти́чный; крайняя форма -чен, -чна
идеалистка - идеали́стка -- идеали́стка, -и, родительный падеж или река множественное число -ток
идеально-духовный - идеа́льно-духо́вный -- идеа́льно-духо́вный
идеально-материальный - идеа́льно-материа́льный -- идеа́льно-материа́льный
идеально правильный - идеа́льно пра́вильный -- идеа́льно пра́вильный
идеальность - идеа́льность -- идеа́льность, -и
идеальный - идеа́льный -- идеа́льный; крайняя форма -лен, -льна

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

идеал - малый или мужской род
- - - 1) То, что составляет высшую цель деятельности, устремлений.
- - - 2) Совершенное воплощение чего-либо
идеализатор - малый или мужской род устаревший, устаревшая форма Тот, кто склонен к идеализированию.
идеализация - женский род То же, что: идеализирование.
идеализирование - средний род Процесс действия по значение совершенная форма глагол : идеализировать.
идеализированный - прилагательное Представляемый в виде идеала, тысяча е. лучше, чем есть или может быть в действительности.
идеализировать - совершенная форма и совершенный вид глагола переходные Представлять кого-либо, что-либо лучше, чем есть или может быть в действительности.
идеализироваться - совершенная форма Страд. к совершенная форма глагол : идеализировать.
идеализм -
1. малый или мужской род Общее название философских учений, противопоставляемых материализму и утверждающих, что сознание, дух, идея - первичны и составляют основу всего существующего.
2. малый или мужской род
- - - 1) Склонность к идеализации действительности, способность не замечать ее отрицательных сторон.
- - - 2) Приверженность высоким нравственным идеалам.
идеалист -
1. малый или мужской род
- - - 1) Приверженец идеализма (1*).
- - - 2) Представитель идеализма (1*).
2. малый или мужской род
- - - 1) Тот, кто склонен идеализировать действительность.
- - - 2) Тот, кто привержен высоким нравственным идеалам и руководствуется ими в жизни.
идеалистически -
1. наречие С точки зрения принципов идеализма (1*).
2. наречие Как свойственно идеалисту (2*), как характерно для него.
идеалистический -
1. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : идеализм (1*), идеалист (1*), связанный с ними.
- - - 2) Свойственный идеализму (1*), идеалисту (1*), характерный для них.
- - - 3) Проникнутый идеями идеализма (1*).
2. прилагательное
- - - 1) Соотносящийся по значение с имя существительное : идеализм (2*), идеалист (2*), связанный с ними.
- - - 2) Свойственный идеализму (2*), идеалисту (2*), характерный для них.
- - - 3) Проникнутый идеями идеализма (2*).
идеалистично -
1. наречие Соотносится по значение с прилагательное : идеалистичный.
2. предикатив Оценка какой-либо ситуации, чьих-либо действий как отличающихся идеализацией действительности.
идеалистичность - женский род Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : идеалистичный.
идеалистичный - прилагательное Проникнутый идеями идеализмом (2*).
идеалистка - женский род разговорная форма Женск. к имя существительное : идеалист (2*).
идеальничанье - средний род разговорная форма Идеализация действительности.
идеальничать - совершенная форма непереходные разговорная форма Быть склонным к идеализации действительности.
идеально -
1. наречие
- - - 1) В совершенстве.
- - - 2) В высшей степени.
2. предикатив Оценка какой-либо ситуации, чьих-либо действий как представляющихся совершенными, образцовыми, превосходными.
идеальность - женский род Отвлеч. имя существительное по значение прилагательное : идеальный (3).
идеальный - прилагательное
- - - 1) Соответствующий идеалу (2); возвышенный.
- - - 2) Очень хороший, отличный.
- - - 3) Существующий только в сознании; воображаемый (в философии).

Библия. Энциклопедический словарь

ИДЕАЛА - (Нав 19:15) город в колене Завулоновом. По-видимому, он находился на имя существительное или село, селение от равнины Изреельской; другие полагают его в нынешнем селении Жейди или Жеда в 8 или 10 английское; слово английского происхождения милях на з. от Назарета.

Большой юридический словарь

ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ - явление, противоположное правовому нигилизму; завышает возможности правового регулирования, тысяча е. возможность права определять реальное поведение людей. П.и. законодателя нередко приводит к принятию нормативных актов, реализовать которые в данных социальных условиях невозможно. Такие акты остаются декларацией, что подрывает доверие к праву, является одной из причин правового нигилизма.
ИДЕАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - смотрите также Совокупность преступлений идеальная.
СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИДЕАЛЬНАЯ - вид совокупности преступлений, представляет собой одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями уголовного закона (ч. 2 ст. 17 УК РФ). Одна из форм (видов) множественности преступлений.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (rus-lat)

физиологический идеализм - (истор.) - субъективно-идеалистическое учение, согласно которому ощущения рассматривались не как образ объективного мира, а лишь как его символы, всецело зависящие от нейрофизиологических особенностей, состояния и организации органов чувств; Ф. и. был распространен среди врачей и биологов середины 19 века.
Фарабефа-Варнье идеальный захват - (L. Н. Farabeuf, 1841-1910, французское; слово французского происхождения анатом и хирург; Н. Varnier) - захват головки плода щипцами так, чтобы каждая ложка щипцов заходила за теменной бугор, располагаясь при этом спереди от уха; возможен при стоянии головки в положении сгибания затылком кпереди в прямом размере нижней апертуры таза.

Cловарь философских терминов

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССОВЫЕ КОРНИ ИДЕАЛ - ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛАССОВЫЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА-причины, объясняющие возникновение и существование идеалистической философии. Г. к. и. кроются в самой структуре познания, в субъективности его формы, в противоречии между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, в специфике формирования и развития философского знания. Субъективизм — осн. гносеологический источник идеализма. Субъективность как способность к абстрагирующему мышлению — необходимое условие всякой интеллектуальной деятельности. Субъективизм же проявляет себя в игнорировании необходимости отражения внешнего мира, в отрицании независимой от познания реальности, а следовательно, и объективности познания (Релятивизм). Он-то и питает своими соками идеализм, к-рыи по словам Ленина, растет на живом дереве плодоносного, истинного, могучего человеческого по-зания, превратно интерпретируя факты объективной реальности. Идеализм нередко выявляет эти факты, но вместе с тем искажает, мистифицирует их. Эти Г. к. и. закрепляются в силу определенных социальных факторов, берущих начало в конечном счете в общественном разделении труда, отделении умственного труда от физического, в становлении и развитии социально-классовой структуры об-ва. Идеалистическая философия выражает специфические мировоззренческие, идеологические установки определенных групп и прослоек об-ва, как правило, господствующих классов эксплуататорского об-ва, осмысливает и воплощает их особый социальный опыт. Ленин указывал на идеологическую функцию идеализма, его связь с религиозной идеологией. В то же время он решительно выступал против вульгарного социо-логизирования, упрощенного и некомпетентного понимания развития и функционирования философского знания, указывал на необходимость органического сочетания принципиального партийного подхода со строгим профессионализмом, предполагающим содержательный и тонкий анализ реальных проблем, к-рые отражаются в той или иной идеалистической концепции и являются характеристиками самого общественного сознания. (См. Идеализм, фидеизм.)
ИДЕАЛ - ИДЕАЛ ( греческий idea — вид, образ, представление, понятие) — 1) общественный — соответствующее экономическим и политическим интересам к.-либо социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, к-рый является конечной целью ее стремлений и деятельности. В истории общественного сознания складывались как прогрессивные И., к-рые в той или иной степени соответствовали объективной тенденции развития об-ва и были идейной основой революционных движений, так и реакционные И., отражавшие интересы и представления отживших классов, противоречащие ходу общественного развития. Утопическими были множественное число прогрессивные И. прошлого (Утопический социализм); 2) нравственный — представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, к-рые могут служить высшим моральным образцом. Он отражает социально-экономическое положение класса и соответствует его критерию нравственности и общественному И. Вместе с тем нравственный И. содержит и общечеловеческие ценности. Возможно большее приближение к нравственному И.— цель нравственного воспитания; 3) эстетический — исторически наиболее полное гармоническое единство субъекта и объекта, человека и общественного целого (а также природы), находящее выражение в свободном и универсальном развитии человеческих творческих сил как самоцели. Будучи основой творчества в любой области деятельности, эстетический И. служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и в искусстве.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - ИДЕАЛИЗАЦИЯ — мыслительный акт, связанный с образованием нек-рых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты являются предельными случаями тех или иных реальных объектов и служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов; они, тысяча обр., в конечном счете выступают как отображения объективных предметов, процессов и явлений. Примерами идеализированных объектов могут служить понятия: “точка”, “прямая линия”, “актуальная бесконечность” — в математике; “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”, “абсолютно черное тело” — в физике; “идеальный раствор”— в физической химии. Наряду с абстракцией, с к-рой она тесно связана, И. выступает важным средством познания законов действительности.
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ -см. Объективный идеализм.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ — субъективно-идеалистическая концепция относительно источника и механизма процесса познания, основанная на абсолютизации структурно-функциональных характеристик физиологического субстрата органов чувств, игнорирующая первичность материи в адекватно-отражательной функции объективного содержания ощущений. Впервые термин “Ф. и. был использован Фейербахом, а теоретический фундамент под него подведен И. Мюллером и Ч. Беллом в середине 19 век Они исходили из экспериментально установленного факта, что, например , зрительное ощущение может вызываться как адекватным внешним источником (светом), так и неадекватными (электрическим или механическим) раздражителями. Однако, абсолютизируя эту независимость физиологнческой реакции от специфики внешнего раздражителя, они приходили к неверному выводу о том, что ощущение есть лишь символ, но не образ внешнего мира и само познание — не адекватно-отражательный процесс, а автономное высвобождение неспецифической энергии органов чувств. Ф. и. не учитывает адаптивной сущности эволюции, заключающейся в том, что высшим мерилом приспособления к среде выступает способность к большей адекватности ее отражения посредством ощущений, восприятий, представлений. Несостоятельность Ф. и. показана в книге Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.
ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ - ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ -введенное Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм” название ряда субъективно-идеалистических воззрений, спекулирующих на достижениях новой физики. Крутая ломка старых физических понятий, связанная с открытиями конца 19 — начала 20 век (Относительности теория), сопровождалась кризисом в физике и выдвинула на первый план два момента в развитии этой науки: ее математизацию и признание принципа относительности знаний. Как показал Ленин, неправильное понимание этих процессов способствовало переходу. к Ф. и. тех ученых, к-рые не обладали широким мировоззренческим подходом к новым явлениям, не могли обобщить закономерности исторического прогресса научного познания и в силу своей общественно-политической позиции не признавали, а частности, диалектического материализма. Невозможность чувственной наглядности наиболее простых объектов физики и описание их на абстрактном математическом языке приводили к ошибочному выводу, будто “материя исчезла”, а остались одни уравнения. Радикальное крушение привычных представлений при незнании диалектики абсолютной и относительной истины вело к утверждению “чистой относительности” наших знаний, к отрицанию объективной истины, в конечном счете к идеализму и агностицизму. Совр. Ф. и. пытается объяснить парадоксы новой физики свойствами субъекта (наблюдателя), к-рый описывает мир с помощью “априорной” математики и показаний приборов. Это объяснение в значительной степени опирается на тысяча наз. принцип наблюдаемости, согласно к-рому теория не должна содержать ничего такого, что не соответствовало бы непосредственному чувственному опыту субъекта.
ИДЕАЛИЗМ - ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme, от греческий idea — вид, образ, понятие) — одно из глагол направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. И. возник более 2,5 тыс. лет назад, но как философская доктрина, в решении ос-новного вопроса философии противостоящая материализму, воспроизводится и по сей день. И. представляет собой теоретически развернутую форму философского мышления, к-рая индуцируется достаточно глубокими основаниями, наз. гносеологическими и классовыми корнями И. Осн. познавательный исток И.— одушевление первобытным человеком объективного мира (антропоморфизм, гилозоизм, анимизм и другие ), восприятие явлений по аналогии с обусловленной сознанием и волей человеческой деятельностью. В дальнейшем, с возрастанием степени абстрактности мышления, гносеологическими корнями И. служат отрыв общего от единичного, сущности от явления, предпосылки к-рых коренятся в самой природе мыслительной деятельности на теоретическом уровне. Оперирование абстрактными объектами (понятиями, концепциями, моделями) как самостоятельными предметами содержит возможность неоправданного их противопоставления реальным предметам, отвлечением от к-рых они получены. Будучи обособлены от материальных вещей, абстракции гипостазируются — выносятся вовне познавательного процесса и наделяются онтологически” статусом. В результате фиксируемые ими универсальные отношения приобретают .характер фундаментальных праформ, творящих объективные вещи. Последние, тысяча обр., становятся полностью зависимыми от абстракций. Гносеологические корни И. закрепляются социальными факторами. Классовые истоки И.— в социальной заинтересованности определенных общественных групп в сохранении неадекватных теоретических конструкций. С тысяча зр. своего генезиса и социального статуса И. внутренне родствен религии. Возникнув как теоретико-логическая проработка и выражение религиозного миросозерцания, И. нередко выступает средством оправдания и обоснования религиозной веры. Осн. формы И.— объективный и субъективный идеализм. Первый за первооснову сущего принимает безличный универсальный дух, им-персрнальное, надындивидуальное сознание. Второй отрицает к.-либо реальность вне индивида: реальность суть плод его духовного творчества. Субъективный И. непоследователен, в “чистом”, логически завершенном виде нереализуем. Во избежание солипсизма, эгоцентризма, крайнего скептицизма и релятивизма субъективный И. переходит на позиции объективного. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного И. была философия Платона. Особенность объективного И. Платона, свойственная дрёвн. И. вообще,— тесная связь с мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале новое, ново- э., в эпоху кризиса античного об-ва, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Данная особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. После Декарта в философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался субъективный И. Классическим проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости- “вещей в себе” от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, а с древний — объективно-идеалистическое признание сверхындивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая — в философии Шеллинга и особенно Гегеля, к-рый создал всеобъемлющую систему диалектического И. В 20-м столетии широкое распространение получили такие формы И., как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения — глагол разновидности И. середины 20 век , но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления И. Среди многообразных форм совр. И.— наиболее влиятельные феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, критический рационализм, философская герменевтика.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ одна из осн., наряду с субъективным идеализмом, форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма за первооснову действительности принимает деперсонифицированное, над-личностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум). Гносеологический источник О. и. кроется в мистификации реальных отношений между мыслительными структурами и действительностью. Отторгая мыслительные структуры от познавательного процесса, О. и. выносит их вовне, противопоставляет человеку и наделяет самостоятельным онтологическим статусом. Получается, что не субъект, осваивая всеобщее, существенное, необходимое в действительности, формирует о ней понятия, а последние, изначально концентрируя все эти признаки, формируют действительность. Подлинные отношения ставятся с ног на голову. Наличие единого концептуального ядра не препятствует идейному ветвлению О. и. на многочисленные варианты, формы, определяемые различным истолкованием универсального духовного первоначала, к-рое может быть мировым разумом (панлогизм) или мировой волей (волюнтаризм), единой субстанцией (монизм) или ассоциацией праэлементов (плюрализм), логически постигаемым (рационализм) или алогичным (иррационализм) началом и так далее Наиболее известные представители О. и.— Платон, Фома Аквинский, Гегель, Шеллинг, Санта-яна.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ— философское направление, представители к-рого исходят из примата субъективного по отношению к внешней реальности, отрицают ее независимость от воли и сознания субъекта. Миром, в к-ром живет и действует субъект, С. и. считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Проведенный последовательно С. и. приводит к солипсизму. Представители классической формы С. и.— Беркли, Фихте, Юм; ряд идей С. и. развивал Кант. С. и. 20 век имеет много разновидностей, включая разные школы позитивизма (махизм,операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и тому подобные ), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и другие ). У сторонников совр. С. и., и прежде всего у неопозитивистов, заметна тенденция к устранению резко выраженного субъективизма, психологизма и релятивизма, характерны попытки найти какие-то критерии выделения “общезначимых истин”. На этом пути нередко стирается ранее отчетливая грань между идеализмом субъективным и объективным, к-рые объединяются, например , в разных течениях неореализма. Совр. С. и. все чаще выступает под флагом “реализма”. Вместе с тем в нем часто усиливаются моменты иррационализма (особенно в философии экзистенциализма). Теоретико-познавательной основой С. и. является абсолютизация активности субъекта в познании и практической деятельности. Диалектический материализм показывает, что такая активность не является произволом, субъективная форма познания не отрицает его объективного источника и содержания. Более того, сами формы познания отражают наиболее общие характеристики объективного мира и практики в немецкий Поэтому противопоставление субъективного и объективного допустимо лишь в рамках основного вопроса философии.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ—особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями. Термин происходит от латинский слова transcendentalis, к-рым в схоластической философии обозначались понятия, возвышающиеся над всеми мыслимыми категориями и родами. По Канту, весь предшествующий ему идеализм развивал учение о бытии “догматически”, то есть не исследуя предварительно условий и самой возможности безусловно всеобщих и безусловно необходимых истин. Кант полагал, что теоретическая философия (“метафизика”) должна объяснить, как возможны такие истины в науке (математика, естествознание) и возможны ли они в философии. Эти объяснения и призван дать, по Канту, Т. и. (он же “критический” идеализм), в к-ром доказывается, что условием возможности таких истин являются априорные формы сознания, и исследуется вопрос о применимости этих форм как внутри опыта, так и за его пределами. Соответственно этому пониманию ряд теоретических построений в “Критике чистого разума” Канта получил название “трансцендентальных” ( например , “трансцендентальная эстетика”, “трансцендентальная логика”).
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ - ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ—понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. падеж или пуд и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. падеж или пуд и. имеет глубокие социальные корни и причины. Это прежде всего классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Наряду с этим следует учитывать, что на основе и в рамках И. падеж или пуд и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. падеж или пуд и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории. Концепции И. падеж или пуд и. многообразны.С древн.времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты 17—18 вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория). При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и другие ). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва — географической среде, народонаселению (мальтузианство).
ИДЕАЛЬНОЕ - ИДЕАЛЬНОЕ—субъективный образ объективной реальности, возникающип в процессе целесообразной деятельности человека. “...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней” (Маркс Кулагин , Энгельс Ф. Т. 23. С. 21). В материалистической философии до Маркса предметы рассматривались как нечто внешнее, противостоящее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. В результате И. оказывалось либо совокупностью реакций организма на воздействие материальных сил, либо проявлением духовной активности субъекта, при к-рой связь его духовных и телесных отправлений выступала как непостижимая. Идеалисты, как правило, подчеркивали сверхчувственный характер такой активности, рассматривая И. как характеристику, проявление особой нематериальной субстанции: “мирового разума” и тому подобные При этом они абсолютизировали ту роль, к-рую И. играет в человеческой деятельности, видя в ней исходный пункт, всеобщее начало последней (нем. классический идеализм). С тысяча зр. марксистской философии И.— формы (образы) не зависящего от человека бытия и вся совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности. Эти образы не только отражают объективно существующие предметы, явления, но и несут на себе печать отношений людей, навыков и способов их деятельности и общения. Хотя сознание функционирует только с помощью определенных материальных средств и процессов (практическая деятельность об-ва, физиология центральной нервной системы, сигнальные средства языкового общения и тому подобные ), оно не сводится ни к одному из них. Оперируя не реально существующими вещами, а их образами, языковыми значениями и смыслом, к-рьге выступают в качестве “заместителей” вещей, их моделей, И. способно исследовать объективные законы и на их основе создавать проекты будущего. Оно способно также создавать иллюзорные представления и понятия, искажающие объективную действительность. Поэтому в процессе деятельности происходит постоянное сравнение образов предметов с самими предметами и выясняется, насколько точно и полно в них отражается объективная сущность последних. И.— это формы культуры, осваиваемые индивидами, это созданные историей человечества образы, с помощью к-рых мир не только осознается, но и преобразуется.
Это интересно


Россия