Искать в словарях

АБВГДЕ-ЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ,Э,Ю,Я


Х
Х
Х

храм

Большой энциклопедический словарь

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ - (Покровский собор что на рву) в Москве, на Красной пл., памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555-61 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование покорения Казанского ханства. Сооружение из 8 столпообразных храмов, группирующихся вокруг центра - 9-го (шатрового) столпа, объединенных общим основанием и внутренними переходами.
ЗАЛЬНЫЙ ХРАМ - церковь с нефами равной высоты или однонефная без трансепта. Зальные храмы с ровным освещением были удобны для собраний городской общины; типичны готические северо-немецкие зальные храмы 13-15 вв.
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ - тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава.
СОФИИ ХРАМ - (храм сверху Софии, Айя-София) в Стамбуле (Константинополе), наиболее значительный памятник византийского зодчества. Сооружен в 532-537 Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. 3-нефная базилика с куполом (диаметр 31,5 м), возведенным на парусах. Сложная система полукуполов придает грандиозному интерьеру храма стройное единство. Мозаики (6-12 вв.).
ХРАМ - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ - в Москве, построен в 1837-83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту Кулагин А. Тона (1832) как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Сооруженное в тысяча новое, ново- русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П. Кулагин Клодта, А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого, росписи В. В. Верещагина, Кулагин Е. Маковского, В. И. Сурикова и другие ). Разрушен в 1934 по плану реконструкции Москвы (на его месте до 1993 был плавательный басс. "Москва"). С 1995 ведутся работы по воссозданию храма.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

храм - Poet место служения науке, искусству, высоким помыслам Х. науки.
» храм - храм здание для богослужения, церковь Древнерусские храмы. Буддийский х.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ХРАМ - малый или мужской род старый, старая форма имени хоромы жилой дом, храмина женский род Вшедше в храмину, Евангелие от Матфея
» ХРАМ - Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи... стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух Божий живет в вас? Послание апостола Павла к коринфянам Телеса ваша храм живущаго в вас святой Духа суть, там же. Храмы зиждутся во имя святого. Собирать на построение, украшенье храма. Сельский храмик, церковь. Храмища во имя Спаса. Абрам, Абрам, да не Божий же храм! Храмовой, к храму относящ праздник, престольный, когда празднуется святой, во имя коего построена церковь. Храминный, к храмине относящийся Храмоздание, самое дело, построенье церкви зданная здательная грамота, даваемое архиереем разрешенье на постройку церкви здатель ница, строитель, хозяин, коего иждивеньем храм строится.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

Храм - молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий дом. См. здание

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ХРАМ - храма, малый или мужской род ( слово книжное ).
. . . 1. Здание для богослужения, церковь ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения ). 2. в переносном значении , чего. Место, предназначенное для занятий чем-нибудь ( риторическое ). Храм науки. Храм искусства.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

Введение во храм - Введе́ние во хра́м -- Введе́ние во хра́м (праздник)
храм - храм -- храм, -а
храм Покрова на Нерли - хра́м Покрова́ на Нерли́ -- хра́м Покрова́ на Нерли́
храм Христа Спасителя - хра́м Христа́ Спаси́теля -- хра́м Христа́ Спаси́теля

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

храм - малый или мужской род
- - - 1) Здание для богослужения; церковь.
- - - 2) в переносном значении Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение.
- - - 3) в переносном значении Сфера высоких духовных ценностей.

Библия. Энциклопедический словарь

ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Скиния, походный храм Иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае (Исх 25:9-10), поэтому и храм Иерусалимский, в главных частях своих, походил на скинию. Опуская устройство скинии и ее принадлежностей, мы опишем устройство храма Иерусалимского, с теми изменениями, каким он подвергался во времена Зоровавеля и Ирода. i) Здание храма Соломонова, со всеми пристройками, может быть представлено следующим образом: Главнейшие части храма, подобно как в скинии, были: Святилище (26 аршин и 4 верш. длины, 13 аршин и 2 верш. ширины, и 20 аршин 5 верш. высоты) и Святое святых (кубическое пространство в 13 аршин и 2 верш.). Святое святых было 7-ю аршинами ниже Святилища; эти семь аршин заключали в себе комнату, которая находилась в задней части храма над святой святых и служила для хранения священных вещей (2 Пар 3:9) Ближе и востоку, у передней части здания, был притвор, длиною 13 аршин 2 верш. шириною 6 аршин 9 верш. а высотою равный пятидесяти аршинам. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а Святое святых было совершенно темное. Впрочем, при богослужении то и другое освещалось в отверстые двери. Кедровые стены Святилища и Святого святых и кипарисовый пол были украшены резными изображениями херувимов, цветов и плодов. Все эти изображения были обложены золотом (3 Цар 6:35). Между Святилищем и Святым святых была завеса, висевшая на золотых цепях (ст. 22-25), и дверь из масличного дерева (ст. 31). Другая дверь, также с завесою, отделяла притвор от Святилища. Между притвором и двором были только двери без завесы. Пред спуском на площадь двора, по сторонам дверей, стояли два медных, обложенных золотом, столба, в 4 сажени высотою, с резными вызолоченными вещами. Правый назывался Иахин (стоящий прямо), а левый Боаз (легкий). Во Святом святых находился Кивот завета, тот самый который был в скинии Моисеевой, только крылья херувимов были большие (около 4-х аршин) и утверждались не на Кивоте, а на стенах и потолке (3 Цар 6:23-28). Ковчег длинною своею стороною поставлен был от востока к западу и рукояти его были так длинны, что восточные оконечности их обозначались возвышениями на завес (3 Цар 8:8). В Ковчеге завета находились только скрижали Закона (3 Цар 8:9). Остального же, тысяча  е. жезла Ааронова и чаши с манною, уже не было, вероятно, с того времени, как Ковчег был в плену у Филистимлян. Кроме Ковчега, в том же отделении хранились книги Закона. В Святилище находились: а) золотой алтарь кадильный, стоящий на средине, ближе к завесе; б) десять седмисвещных светильников и десять трапез предложения. По пяти светильников и по пяти трапез стояло на обеих сторонах. К зданию храма с северной, западной и южной стороны прилегало 3-х этажное каменное здание, имевшее множество комнат. Стены здания кверху суживались, а комнаты расширялись. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все 3 этажа. В каждой комнате было по одному окну, снаружи широкому, а внутрь узкому. Стекол в окнах не было. Это здание было еще окружено невысокою крытою галереею почти в сажень ширины (3 Цар 6:10). Дворов, окружающих здание храма, было три: 1) ближайший к храму Двор священников, окруженный оградою, настолько низкою, чтобы чрез нее народ мог видеть священнодействие. Северная, западная и южная стороны этой ограды были каменные, а восточная кедровая (3 Цар 7:12). На этом дворе находились: а) жертвенник из медных досок, наполненный внутри землею и камнями. Длина и ширина его была 13 аршин 2 верш. высота 6 аршин 9 верш. б) ближе к храму стояло медное море, большой водоем (2 сажень и 9 верш. в диаметре, в сажень и 4 верш. высота), имевший вид распустившейся шестилиственной лилии и утвержденный на двенадцати медных волах, которые четырьмя группами смотрели на все четыре стороны; с)  по сторонам стояло десять умывальниц, украшенных изображениями херувимов, львов, волов и венков, и поставленных на колесах. Эти умывальницы назначены были для омовения жертв. В медном же море совершали свои омовения священные лица. 2) За оградою, окружающею двор священников, был Двор народа с востока, севера и юга окруженный зданиями для священных лиц и предметов. В этот двор, кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и юга, на каждой стороне по четыре. У внутренней, обращенной к храму, стороны зданий были портики в один ряд колонн, 3) Наконец, за двором народа был Двор язычников, окруженный каменною стеною и имевший четыре входа. На этом дворе полагают царское место. ii) О втором храме Иерусалимском, воздвигнутом Зоровавелем чрез 52 года по разрушении первого храма, мы имеем весьма мало сведений. Знаем мы, что этот храм, хотя был построен на том же месте, и может быть на тех же основаниях, но не был так великолепен, как первый храм, и уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломонов. Нам понятна скорбь старцев при построении 2-го храма (1 Езд 2 глагол ). Сличая некоторые места Священных книг с показаниями Иосифа Флавия, мы можем о 2-м храме сделать несколько кратких замечаний. Широта и высота храма, согласно указу Кира (1 Езд 6:3), была в 60 локтей, тысяча  е. около 13 сажей и 6 вершков. Он был сделан из гладких камней и из дерев. В окружности здания было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дверники из левитов. Ограда храма, тысяча  е. двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим евреям, если они не были очищены по закону. Святилище отделялось от Святого святых и от притвора так же, как и в храме Соломоновом, тысяча  е. дверями и завесами. Священных вещей прежнего храма здесь не было вовсе. На месте Ковчега завета лежала мраморная плита; во Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. По сказанию Иосифа Флавия, Птоломей Филадельф, желая возблагодарить Палестинских евреев за совершенный ими перевод Свящ. книг, послал в Иерусалим множество подарков и, между прочим, трапезу, похожую на Иерусалимскую. Она была почти 2 аршина (2 1/2 локтя) длины, 1 аршин ширины и почти 3 аршина высоты. Что же касается прочих священных принадлежностей храма, то известно, что их было достаточно, так как некоторые сосуды были возвращены Персидскими царями из Вавилона, а некоторые устроены были на добровольные пожертвования евреев. Богатство 2-го храма было известно угнетателям еврейского народа — сирийцам, и часто жажда добычи привлекала их в храм. 2-й Иерусалимский храм испытывал различные перемены судьбы, смотря по тому, одолевали ли евреев враги, особенно сирийцы, или усиливались ревнители Закона и отечественной свободы. Особенному поруганию подвергся храм при Антиохе Епифане; но вскоре же был обновлен Иудою Маккавеем. Память об этом обновлении долго сохранялась у евреев под именем праздника обновления (Ин 10:22). iii) В царствование Ирода Великого второй храм подвергся большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего. Храм, перестроенный Иродом, может быть, представлен в следующем виде: Здание храма стояло на цоколе из белых мраморных плит с лестницею пред главным входом. Высота и длина храма с портиком были 22 сажени, ширина 4 сажени. Притвор имел выступа по 4 сажени на обе стороны, так что длина его не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломоновом, а была около 10 сажен; ширина его была 2 сажени. Святилище имело около 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты; от притвора оно отделялось великолепною Вавилонскою завесою, и двустворчатыми, всегда открытыми вратами, над которыми утверждена была огромная, в рост человека, золотая виноградная кисть. Во Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святое святых было кубическое, как и в храме Соломоновом; каждая сторона его была в 1 сажень и 1 аршин. Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые, служили для отогнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями, в 3 этажа, имевшими 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами. Дворов, окружающих здание храма, было три: А) Двор священников ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломонову, но меньший его в размерах, именно трех сажен и четырех вершков высоты. Вход на него был с южной стороны. Пред жертвенником ближе к югу находился большой водоем. Двор священников был окружен невысокою стеною и стоял несколько выше двора народа. Б) Двор народа был 14-ю ступенями выше двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галереями внутрь двора и с греческими и латинскими надписями, запрещавшими язычникам входить сюда. Двор народа имел два отделения, одно для жен, другое для мужей. Отделение жен, узкое, шло от севера к югу и было пятью ступенями ниже отделения мужей, от которого отделялось невысокою стеною. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами (Деян 3:2). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей двор мужей от двора жен, были обиты золотыми и серебряными листами. Отделением мужей окружался двор священников с севера, востока и юга. Вокруг двора народа с трех сторон было множество зданий в два и три этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях пребывал народ иудейский во дни праздников; здесь же, конечно, находился и Господь наш, когда учил во храме. В) Двор язычников, полагаемый в 4 стадии (около 400 сажень ) в окружности, обнесен был стеною и галереями с внутренней стороны, которые составлены были из колонн, поддерживавших крышу. На южной стороне эти галереи имели три ряда колонн, на прочих трех два ряда. Каждая колонна была из мрамора и имела 7 сажен и 12 вершков высоты. Пол под этими галереями был из разноцветных камней; кровли также были устроены с царскою щедростью. Из двора язычников вели в город шесть ворот. На северной стороне, между колоннами, было два выхода: один на помост Гаввафу, другой к Овчим воротам. Во дворе язычников происходила продажа жертвенных животных и мена церковной монеты на гражданскую. Из этого-то двора Спаситель, по ревности к Дому Божию, два раза изгонял торгующих (Ин 2:13-21, Мф 21:12-13). Которая часть храма называется в Евангелии притвором Соломоновым (Ин 10:23), это определить трудно.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО храм - См.: ПОКРОВА НА РВУ собор.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - христианский праздник, установленный в память события из раннего детства Богоматери, когда ее родители Иоаким и Анна в благодарность за дарование им дочери в глубокой старости обещают посвятить ее Богу, отдав на воспитание и служение при храме. Празднуется 21 ноября/4 декабря.
ИЛИИ ПРОРОКА храм в Ярославле - построен в 1647–50 на средства купцов Скрипиных. Поднятый на подклетном этаже пятиглавый кубический храм с папертью с северной и западной сторон и высокими крыльцами сочетается в живописной и свободной асимметрии с двумя приделами. У западного фасада по концам паперти расположены шатровая колокольня и третий придел в виде небольшого самостоятельного храмика, завершенного высоким шатром. Богатое убранство галереи и приделов контрастирует со строгими формами храма. Внутреннее убранство храма отличается светлым, оптимистическим настроением. Эту мажорность образа неизмеримо повышает яркая фресковая роспись, покрывавшая, подобно ковру, стены, столбы и своды, и насыщенность богато освещенного интерьера разнообразными произведениями прикладного искусства, отражая духовное богатство Святой Руси.
ПОКРОВА НА РВУ (Василия Блаженного храм) - собор в Москве на Красной площади, построен в 1555–60 в память взятия Казани и уничтожения разбойничьего государства — Казанского ханства, приносившего много бед русским людям. Авторы собора — русские зодчие Барма и Постник. Собор выражал благодарение Богу за великую победу над жестоким врагом, был грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси. Храм представляет собой совокупность столпов. Вокруг центральной башни, увенчанной шатром, по осям и диагоналям расположены восемь меньших храмов, несущих главы и связанных общей платформой подклета и открытыми ходовыми папертями (позднее перекрытыми кровлей). Внутренняя площадь малых храмов невелика. Для разнообразного, почти сказочного наружного убранства храма зодчие использовали огромное богатство форм, выработанных русской архитектурой, и в частности противоречивую игру треугольных «деревянных» мотивов и разнообразных по форме кокошников и аркатур. Ныне храм снаружи покрыт цветистой росписью, исполненной в XVII—XVIII вв., первоначально же цветовую гамму образовывало сочетание кирпича стен с белым камнем декоративных деталей, с которой гармонировали сверкающие главы, покрытые «белым железом», и цветные майоликовые украшения центрального шатра. В образе храма звучала духовная идея органического роста — «цветения». Неудивительно, что у иностранцев храм Василия Блаженного вызывал сравнение со сказочным гигантским растением. Памятник имеет праздничный, ликующий облик. Это высшая точка развития русского зодчества XVI в. Смелый по композиции и необычайно декоративный, он воплотил идею духовного торжества Православия, Святой Руси, мощь русского архитектурного гения.
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПУТНИКАХ храм - в Москве, построен в 1649–52. Его основной объем увенчан тремя шатрами, шатром завершается и боковой придел, и еще один шатер несет колокольня. Комплекс храма завершается живописной группой из пяти небольших шатров.
ТРОИЦЫ В НИКИТНИКАХ храм - в Москве, построен в 1631—34 по заказу крупнейшего московского богача купца Никитникова. Обращенный к улице южный фасад храма убран с особой пышностью: карнизы делят его как бы на три этажа, сближая храм с дворцовым зданием. В наличниках окон южного фасада и в порталах использованы мотивы кремлевского Теремного дворца, а завершает стены широкий карниз из лекального кирпича и изразцов. В церкви сохранилась прекрасная фресковая роспись, исполненная в 1652–53.
ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ - по святоотеческому учению — дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святое святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему. Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились Таинства Крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления. Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаилo-Архангельский, Николаевский и тысяча  д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав. «Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с обрядом Божественной Литургии. Потому Отцами Церкви установлено размещение священных изображений, и это установление является каноничным для Православного Востока. Входящий в церковь видит в притворе изображение Пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, Ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа-Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается Страшный Суд, с тем чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, тысяча  е. в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, святой Троицы, Святых и Ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с открытым Евангелием на словах: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, тысяча  к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец один». Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены Евангелисты, распространившие Учение Христа по всему миру. Корабль, где стоит народ, отделен от алтаря иконостасом, и количество ярусов и икон на нем зависит от его величины. На высоких иконостасах русских церквей с XIV в. помещается на верхнем ярусе образ Предвечного Эммануила в лоне Отца или Ветхозаветная Троица. В следующем ряду — Спаситель на руках Богоматери и по бокам Пророки, предвозвестившие Его Пришествие. Ниже помещается Деисус (по-гречески «молитва»), тысяча  е. в центре изображен Христос, направо от него — Богоматерь, налево — сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель (правой сторона считается не от зрителя, а от алтаря). По сторонам от Богоматери и сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя идут в ряд Архангелы Михаил и Гавриил, Апостолы Петр и Павел и по выбору Святые, число которых зависит от ширины иконостаса. Все обращены к Спасителю с молитвенно протянутыми руками. Деисус — одно из самых древних иконных изображений — имеет особо важное значение, тысяча  к. размещение образов в Деисусе соответствует расположению частиц просфор на Дискосе во время Проскомидии (проскомидия — первая часть Литургии, на которой приготовляются святой Дары). Священник кладет на середину Дискоса частицу Агнца, направо — частицу Богородичной просфоры, налево от Агнца — частицу «девятичной» просфоры, первую часть ее за сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя, остальные за Силы Небесные, Святых и Апостолов. Остальные 2 просфоры вынимаются за живых и усопших. На Дискосе, как мы видим, расположение частиц святой Даров соответствует размещению образов в Деисусе: посредине Христос, направо Богоматерь, налево сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель, Архангелы, Апостолы и Святые. Потому Деисус всегда изображается на сверху Чаше Причастия. Деисус обязателен на иконостасе, и, в случае его малого размера в один ярус, предписывается его изображение в сокращенном виде в трех лицах: Христа, Богоматери и сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна а Крестителя. Непосредственно под Деисусом расположены Двунадесятые Праздники, шесть с каждой стороны от Тайной Вечери, которая помещается над Царскими вратами. Справа от Царских врат — икона Богоматери, слева — Христос Спаситель и Праздник или Святой, во имя которого посвящена церковь. На западной и восточной дверях изображены Архангел Михаил и Архангел Гавриил или святые диаконы, на Царских вратах — Благовещение и Четыре Евангелиста. Благовещение обозначает, что через Воплощение Христа открылись человеку двери Рая. В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над Жертвенником, где приготовляются святой Дары, полагаются Распятие, Положение во Гроб или Снятие с Креста. Размещение святых изображений, будь то иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность сверху Троицы, Воплощение и Искупительная Жертва Христа. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется благовест (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и тысяча  п., называется трезвон. Звон колоколов по поводу печального события называется перезвон. Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире. Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой Престол, на котором совершается Таинство сверху Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник». Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней — из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители. На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной литургии (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»). Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц святой Даров. Евангелие — это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа. Крест — это меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть. Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви. Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому. За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для Таинства Причащения. На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно: 1. Св. Чаша, или потир, в который перед литургией вливается вино с водой, прелагаемое потом, за литургией, в кровь Христову. 2. Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения Божественной литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собой одновременно и ясли, и гроб Спасителя. 3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить, или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. 4. Копие — нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте. 5. Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих. 6. Губка или плат — для вытирания сосудов. Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу, и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу). Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов. На жертвеннике еще находится ковш, в котором подается в начале проскомидии вино с водой для вливания в сверху Чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия. В алтаре еще находится кадильница, или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом. Каждение перед сверху престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном. В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды. Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе — Божеское и человеческое. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу. Рипидами, или опахалами, называются прикрепленные к рукояткам металлические круги с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения святой Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения. С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, тысяча  е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение. Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, тысяча  е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, тысяча  е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью. Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солеей. Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, тысяча  е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов стоят хоругви, тысяча  е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена. В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, тысяча  е. заупокойные богослужения. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, тысяча  е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения. Прот. С. Слободской, Н. Ш.
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ - в Москве, поставлен как памятник благодарения Богу за победу русского народа над французскими завоевателями в Отечественной войне 1812. Построен в 1837–83 по проекту архитектора Кулагин  А. Тона. Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В. И. Суриков, В. В. Верещагин, Ф. А. Бруни, Кулагин  Е. Маковский, Ф. П. Толстой, П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов и другие На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской: именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдатское выражение; по-солдатски В четырех малых арках: сверху Роман Рязанский — в память сражения при Клясицах 19 июля 1812; сверху апостол Фома — в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Евангелие от Иоанна или послание Иоанна Креститель — в память о Малоярославце 12 октября и сверху Евангелие от Иоанна или послание Иоанна , архиепископ Новгородский — в память боя при Красном 5 ноября. Под аркой больших врат — группа «Явление Архангела Иисусу Навину», на углах: справа — Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева — Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом. На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат — Пресвятая Богородица Иверская. В четырех малых арках — сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813), сверху Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат — сщмч. Владимир и сверху блгв. князь Ольга. При оконной арке справа — сверху ап. Андрей Первозванный. Слева — сверху князь Даниил Московский, сын Александра Невского, родоначальник князей московских, и сверху Савва Сторожевский. Последние два рельефа — работы Рамазанова. По углам — сцены из русской истории, напоминающие 1812: прп. Сергий Радонежский благословляет князь Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю; прп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков. Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 и озаграничных походах русских войск 1813—14. На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно — имена лиц, награжденных орденом сверху Георгия. Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина. В августе 1917 в храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона. В 1931 храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками. Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, с тем чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, «темпль сатаны Ульянова-Ленина». «Темпль» еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн. По воле Божией храм Христа Спасителя восстановлен в 1990–е.
Это интересно


Россия